Файл: Психологопедагогический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1



Проективная «Тест животное»

(автор: Дукаревич М.З.)
Методика “Рисунок животного” (РНЖ) к проективных и не на стандартизации, на закономерностей канала невербальной коммуникации.

Цель: РНЖ может быть либо в обследование, либо как вспомогательный диагностический в групповой психокоррекции. Он быть использован как для обсуждения в пациентов либо в диалоге - с выяснения и черт личности, проблем и установок. В индивидуального РНЖ может в эвристической для беседы.

Чтобы человеквыполнять РНЖ, соблюдать два правила: 1) его рисование не оцениваться, не стремления стереотипы; 2) для должно смысл.

Материал: 1) простой карандаш твердости, отточенный (ручкой, рисовать нельзя), т.к. карандаш моторику руки (нажим, дрожание, прерывистость и т.д.), что важно при анализе; 2) лист стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: “Придумайте и несуществующее и его названием.” Далее уточнить, что брать из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; животные тоже не подходят.

Формальный и интерпритация рисунка:

К формальному относятся:

1) семантика расположения в пространстве;

2) графологические признаки.

1. пространства рисунка.

Как свидетельствует практика и исследования, рисунка семантически неоднородно. Оно с окраской и временным периодом - настоящим, и будущим, а с и идеальным. Пространство, сзади и от субъекта, с и бездеятельностью (т.е. с активной между замыслом, планированием и его осуществлением), а впереди и - с периодом и активностью. Лист является проекцией этого пространства.

На листе левая и низ связаны с окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. сторона (соответственно доминантной руке) и верх - с окрашенными эмоциями, энергией, активностью, действий.

В норме рисунок по линии (или левее) и чуть выше середины листа бумаги. рисунка к краю (чем больше, тем выраженнее) как самооценка, собственным положением в и признанием окружающих, на продвижение, к самоутверждению, в признании. Повышение положения на бумаги со к эмоциональному принятию со окружения, со соответствовать высокому социальному стандарту. рисунка связано с фиксации на к ситуативных потребностей.



Положение в нижней листа - показатель: в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, в своем социальном положении, стремления быть окружением, склонность к на к ситуативных потребностей.

Правая и левая листа противоположную по оппозициям “пассивность - деятельность”, “внутреннее - внешнее”, “прошлое - будущее”. Соответственно местоположение рисунка и от линии листа, а ориентация и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение символизирует направленность в сторону достижения тех или иных в указанных оппозиций.

Голова, направленная вправо, - тенденция к действию: все, что обдумывается и планируется, или, по мере, начинает осуществляться (если даже и не до конца). настроен на реализацию намерений и установок.

Голова, направленная влево, - к рефлексии, к размышлению, “не человек действия”. Лишь часть реализуется или хотя бы начинает реализовываться. это - нерешительность, перед активными действиями (вариант: ли к или активности - следует дополнительно). Это может быть с отсутствием притязаний на в внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием к доминированию, с на какой-либо в прошлом.

Положение “анфас”, т.е. голова, на рисовавшего, трактоваться как эгоцентризм. положение бывает по в отношении описанных уровня с влево. оно трактуется как прямота, бескомпромиссность, как на глубинное чувство незащищенности.

Сдвиг вправо рисунка свидетельствовать об будущего, черт характера, к над ситуацией, на окружающих, экстраверсии. сдвиг наблюдается редко и быть связан с “бунтарством”, неподчинением. выявили связь между вправо и показателей теста С.Розенцвейга. Соответственно, удельный вес реакций с целью эгозащиты, количество вовне и агрессивности. Связь отстаивания правоты со вправо хорошо иллюстрирует рисунка с метафорой.

Сдвиг рисунка имеет значение. Это прошлого, нежелание в ситуации, к вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия. интропунитивные реакции, снижается внешне-направленной и реактивности.

Двух (и более)-головные и “тяни-толкай” как выражение противоречивых тенденций.

Необходимо также осторожно подходить к интерпретации рисунков, более 2/3 листа бумаги; а также к рисункам, за срез листа: они не указанным семантическим закономерностям.

Особую категорию также рисунки, в верхнем углу листа. Этот тип часто о тревожности, склонности к поведению и (желание из ситуации, уход в либо в фантазию), новых переживаний. Возможна выраженная между и притязаний (актуальным и идеальным “Я”). Эти также не общим семантическим закономерностям.


Обобщая, можно сказать, что пространство является всех возможных пространств, с которых быть метафорически охарактеризованы и индивида. Чаще оно символизирует социальную в ее (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, и т.д.). В интерпретации эти аспекты роль рамок, многозначность образа.

К ряду интерпретационных работы с относится внимания на ощущения, рисунком (например, - устойчивость, что относится к в социуме, и пр.). попытаться представить, куда животное, если “открепить” его от (вправо, влево, вверх, вниз), или оно на месте. попытаться определить, насколько или рисунок животного (например, одна фигуры в направлении, а этому препятствует, либо в направлении).

2. аспекты рисунка (два аспекта).

2.1. Уровень наличных средств образа в (анализ характеристик идеомоторного акта). К аспекту относится линии.

Для нормы характерна линия со равномерным и четкими соединениями.

Колеблющаяся, прерывающаяся линия, “островки” друг линий, несоединенные углы, “запачканные” говорят о напряженности, уровне тревожности, что невротикам. рисунка могут быть размытыми, “волосатыми”, во всем может чувствоваться неуверенность, неловкость. (Рисункам невротиков также бывает свойственно отклонение от вертикали, “касающиеся рисунки”, конечности, или непомерное кистей и стоп).

Характер линии одним из общей энергии. паутинообразная линия (“возит по бумаге”, не на него) признаком экономии энергии, астенизации, общего тонуса. (При фоне настроения встречается редко и с линии и деталей).

Обратный характер не полярным: это не энергия, а увеличения тонуса в с тревожностью. следует внимание на резко линии, с стороны (судорожный, высокий тонус руки) - генерализованная тревожность. обращать внимание на то, деталь, символ с нажима, т.е. к чему тревога (например, “шип”). О тревожности также наличие внутри фигуры и деталей.

2.2. Пространственно-символический аспект. В этом анализируется направление и характер контура.

“Падающие линии” и направление вниз свидетельствует о быстро усилии, тонусе, депрессии. “Поднимающиеся линии”, движения вверх говорят о хорошем энергетическом движения, к энергии, агрессивности.

Контур фигуры трактуется как Я и социума, символизируемого окружающим пространством. круга, ничем не заполненного, символизирует к сокрытию, замкнутость, своего внутреннего мира, сообщать о себе окружающим, подвергаться тестированию. рисунки дают ограниченное информации об испытуемом.


Контур фигуры по или выступов типа шипов, панцирей, игл, или линии контура. Это - от окружающих: агрессия, если они в углах; и тревога, если место затемнение, “запачкивание” контура; и подозрительность, если поставлены “щиты”, заслоны, удвоена.

Направленность такой определяется пространственному положению. Верхний контур - вышестоящих, лиц, имеющих наложить запрет, ограничение, принуждение, т.е. старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. контур - против насмешек, авторитета, т.е. нижестоящих, младших, подчиненных, боязнь осуждения. контуры - опасливость, готовность к любого и в разных ситуациях. О том же элементы защиты, не по контуру, а контура, на корпусе животного. - защита в процессе деятельности, - защита мыслей, убеждений, вкусов.

Степень агрессивности количеством, и острых в рисунке, от их с той или иной деталью. весомыми в этом являются символы - когти, клювы, зубы.

Контур также может как “оболочка”, контроля со “Я” за собственной аффективностью, ее вовне.

Укрупненные рисунки могут о аффекта, эгоцентризме, придавании повышенного своей персоне. При этом учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, - мальчиков. рисунки - наличие депрессии, подавленность, угнетенность, самоконтроль.

Уверенные, хорошо линии, пластичность является показателем хорошего аффективности. В повышенной возбудимости, плохой контролируемости проявлений по появляются увеличенные рисунки с пристыкованными, перерывы, но линиями контура, впечатление “разрывания” изнутри наружу. Ощущение ригидности, оболочки при теплоты в впечатлении от рисунка может признаком подавляемой эмоциональности, либо нивелирования, эмоциональной сферы.

Содержательный и интерпритация рисунка:

1. смысловая фигуры (голова или ее заместители).расположенных на голове деталей, органам чувств.

Уши - заинтересованность в и мнения о себе.

Рот. Приоткрытый рот в с - при прорисовки губ - трактуется как речевая (болтливость); в с прорисовкой губ - чувственность, - и то, и вместе. Открытый рот без прорисовки и губ, зачерченный, как возникновения опасений, страха, недоверия. Рот с - вербальная агрессия, в случаев - защитная (“огрызается”, в на к нему отрицательного содержания, или порицания).