Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 703

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— формирование уважительного отношения к командирам (началь- никам), войскового товарищества и войскового братства;
д) с военнослужащими женского пола:
— формирование готовности к беспрекословному выполнению прика- за командиров (начальников), положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
— развитие гордости за избранную специальность, высоких морально- нравственных качеств, трудолюбия и умения работать в воинском кол- лективе;
— формирование ответственности за исполнение должностных обя- занностей, повышение профессионального мастерства.
Воспитательную работу осуществляют органы военного управления и должностные лица всех уровней управления, при этом командиры (на- чальники):
— несут персональную ответственность за руководство воспитатель- ной работой и организацию системной работы в решении конкретных

389
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
388
Справочник командира
— степень дифференциации и индивидуализации воспитательной де- ятельности;
— степень развития коллективистских начал в воинских подразделениях;
— степень сплочения воинских коллективов;
— степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих;
— степень рационального использования времени, отводимого на вос- питание.
Морально-психологическое обеспечение — это комплекс согласован- ных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательнос- ти, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых коман- дирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, дру- гими органами управления и должностными лицами по формированию,
поддержанию и восстановлению у личного состава войск (сил) высоко- го морально-психологического состояния и других качеств, обеспечива- ющих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки.
Морально-психологическое обеспечение осуществляется путем забла- говременного создания и постоянного наращивания морально-психоло- гического состояния личного состава в целях поддержания боеспособ- ности войск на уровне, необходимом для надежного обеспечения наци- ональной безопасности Российской Федерации, гарантированного отра- жения агрессии и достижения целей при ведении боевых действий, а также выполнения поставленных задач в мирное время.
Основными задачами морально-психологического обеспечения явля- ются:
— информирование войск (сил) и разъяснение государственной по- литики в области обороны и безопасности Российской Федерации, ре- шений военно-политического руководства страны;
— формирование у личного состава готовности и способности успешно выполнять поставленные задачи в сложной, резко меняющейся обста- новке;
— достижение морально-психологического превосходства над против- ником;
— поддержание правопорядка и воинской дисциплины в войсках (си- лах);
— осуществление психологической подготовки и поддержание психо- логической устойчивости войск (сил);
— снижение психогенных потерь;
— поддержание и своевременное восстановление духовных и физи- ческих сил военнослужащих;
— создание благоприятной морально-психологической и информаци- онной обстановки в районах ведения боевых действий и выполнения иных боевых задач;
— защита войск (сил) и населения от информационно-психологичес- кого воздействия противника;
— социальная защита военнослужащих и членов их семей;
— культурно-художественное обслуживание войск (сил);
— обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.
В содержательном отношении морально-психологическое обеспече- ние включает следующие виды деятельности:
— информационно-воспитательная работа;
— с солдатами (матросами) — командиры взводов, заместители ко- мандиров рот по воспитательной работе;
— с сержантами (старшинами) — командиры рот, заместители коман- диров рот по воспитательной работе;
— с командирами взводов — командиры батальонов с их органами военного управления;
— с командирами рот — командиры полков с их органами военного управления;
— с командирами батальонов — командиры соединений с их органа- ми военного управления;
— с командирами полков — командующие объединений с их органа- ми военного управления;
— с командирами соединений — командующие войсками военных округов (флотов) с их органами военного управления.
Подведение итогов и постановка задач по организации воспитатель- ной работы проводятся:
— в ротах (и им равных) — еженедельно;
— в батальонах, полках (и им равных), соединениях и военных комис- сариатах — ежемесячно и за период обучения;
— в объединениях — ежеквартально;
— в видах, военных округах (на флотах), родах войск Вооруженных
Сил, в главных и центральных управлениях Министерства обороны Рос- сийской Федерации, организациях Вооруженных Сил Российской Феде- рации — не реже 1 раза за период обучения;
— в Вооруженных Силах Российской Федерации — по итогам учеб- ного года.
В интересах воспитания проводятся общие собрания военнослужа- щих, собрания сержантов (старшин).
Общие собрания проводятся:
— в ротах (и им равных) — не реже 1 раза в месяц;
— в воинских частях — не реже 1—2 раз в период обучения.
Решениями общих собраний сержантов (старшин), как правило, в ба- тальонах (и им равных), а также в воинских частях и соединениях могут создаваться советы сержантов (старшин).
Нормативными документами определено, что воспитательная работа проводится в повседневной деятельности войск (сил), а при выполнении боевых задач (а также на период подготовки и в ходе проведения меро- приятий боевой и мобилизационной подготовки, боевого дежурства (бо- евой службы), оперативной и боевой подготовки, караульной и гарнизон- ной служб) осуществляется морально-психологическое обеспечение войск (сил), порядок организации которого устанавливается соответ- ствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.
В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации
2004 г. № 70 эффективность воспитания — это достижение планируе- мого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспита- тельным процессом сроки.
Основными критериями эффективности воспитательной работы явля- ются:
— степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса;
— степень развития личностных качеств воспитателя;
— степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания;


391
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
390
Справочник командира
— формирование у воинов уверенности в силе и мощи нашего ору- жия и боевой техники, в надежности командиров (начальников), их про- фессионализме.
Психологическая работа — это осуществляемая в мирное и военное время командованием, органами воспитательной работы, другими долж- ностными лицами, согласованная по месту и времени деятельность по практическому применению положений психологической науки в це- лях формирования у военнослужащих и гражданского персонала пси- хологической устойчивости и готовности выполнять боевые задачи в любых условиях обстановки, сохранения и восстановления их физичес- кого и психического здоровья.
Основными задачами психологической работы являются: формирова- ние психологической устойчивости и готовности личного состава вы- полнить поставленные задачи; осуществление психологического сопро- вождения войск (сил); восстановление психического и личностного ста- туса, а также физических сил военнослужащих; проведение мероприя- тий по снижению психогенных потерь.
Военно-социальная работа — это система согласованных, целена- правленных организационных, правовых и воспитательных мероприя- тий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и во- енным руководством, командованием, другими органами управления и должностными лицами части (подразделения) и направленных на реа- лизацию установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащими и членами их семей.
Основные задачи военно-социальной работы:
— реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужа- щих и членов их семей в соответствии с законами и другими норматив- ными правовыми актами Российской Федерации, указами Президента
Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской
Федерации, приказами и директивами министра обороны Российской
Федерации;
— соблюдение международных правил ведения военных действий,
обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными;
— изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации;
— определение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей; выработка, принятие и организация исполнения управ- ленческих решений по осуществлению социальной защиты личного со- става;
— организация и проведение правового воспитания различных кате- горий личного состава, разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащим;
— оказание индивидуальной социальной помощи различным катего- риям военнослужащих;
— обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчи- ненных;
— рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей;
— поддержание взаимодействия с региональными органами власти и органами местного самоуправления, общественными и религиозными
— военно-социальная работа;
— психологическая работа;
— культурно-досуговая работа;
— защита войск (сил) от информационно-психологического воздей- ствия противника;
— обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.
Каждый из указанных видов с присущими ему формами и методами решает свою специфическую часть общей задачи морально-психологи- ческого обеспечения деятельности войск (сил).
Информационно-воспитательная работа представляет собой систе- му целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством стра- ны, командованием и другими должностными лицами подразделения (ча- сти), военными СМИ по своевременному доведению до личного состава войск (сил) сведений о военно-политической, морально-психологичес- кой и информационной обстановке, принимаемых решениях органами государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск (сил)
и войск противника в интересах формирования у личного состава ус- тойчивого и управляемого морально-психологического состояния.
Основными задачами информационно-воспитательной работы явля- ются:
— разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, ха- рактера войны (вооруженного конфликта), разоблачение ее истинных виновников;
— обоснование необходимости вооруженной защиты Отечества;
— изучение, анализ и оценка морально-психологической обстановки;
— доведение и разъяснение решений Верховного Главнокомандую- щего, обращений и заявлений Президента и Правительства Российской
Федерации, приказов и директив командования, решений военных сове- тов;
— сплочение личного состава вокруг идеи защиты Родины, воспита- ние в духе преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, а также ненависти к противнику;
— перестройка сознания личного состава в соответствии с задачами,
поставленными перед войсками (силами) в бою (боевых действиях);
— постоянное доведение и разъяснение личному составу боевых за- дач, их важности и значения, способов выполнения;
— разъяснение ответственности за воинские преступления, невыпол- нение боевых задач, приказов, решительное пресечение элементов тру- сости, малодушия и моральной неустойчивости;
— популяризация примеров успешных действий наших войск (сил);
— пропаганда опыта отличившихся, примеров умелого взаимодействия,
поддержки и выручки в бою;
— информирование о новейших системах вооружения и техники про- тивника, способах применения и характере их воздействия на наши войска (силы), разъяснение способов индивидуальной и коллективной защиты;
— формирование у военнослужащих чувства личной ответственнос- ти за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их уме- лое и эффективное использование;
— воспитание у личного состава бдительности, ответственности за сохранение военной и государственной тайны;


393
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
392
Справочник командира
— пресечение слухов, тревожных высказываний и противоправных действий, направленных на снижение морально-психологического со- стояния войск (сил).
Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания —
это система работы довольствующих органов, командиров, штабов, орга- нов воспитательной работы по обеспечению войск (сил) техническими средствами воспитания в соответствии с табелями технических средств воспитания к штатам частей (подразделений).
Основными задачами довольствующих органов по обеспечению войск
(сил) техническими средствами воспитания являются: обеспечение войск
(сил) техническими средствами воспитания текущего довольствия; на- копление мобилизационных ресурсов технических средств воспитания;
восполнение потерь и некомплекта технических средств воспитания;
обучение специалистов приемам и способам применения технических средств воспитания.
§ 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
Воспитательная работа (приказ министра обороны Российской Феде- рации 2005 г. № 79) представляет собой комплекс информационно- пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально- экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно- массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитатель- ной деятельности и направленных на формирование у военнослужащих необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предпола- гает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   ...   71

Воспитательная работа проводится в повседневной деятельности войск.
При выполнении боевых задач осуществляется морально-психологичес- кое обеспечение войск, порядок организации которого определяется соот- ветствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.
Центром воспитательной работы с солдатами (матросами), сержанта- ми (старшинами) является рота (и ей равные подразделения), а с офице- рами, прапорщиками (мичманами) — воинская часть, орган военного управления.
Воспитательную работу осуществляют органы военного управления и должностные лица всех уровней управления. Руководит воспитатель- ной работой в части (подразделении) командир. Организует воспита- тельную работу заместитель командира по воспитательной работе. Ре- ализуют мероприятия воспитательной работы все должностные лица в соответствии со своими должностными обязанностями.
Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив министра обороны Российской Федерации, реше- ний соответствующих командиров (начальников), исходя из стоящих перед войсками задач:
— в полках, батальонах (и им равных подразделениях) — на период обучения;
— в ротах (и им равных подразделениях) — на месяц.
Текущее планирование воспитательной работы до объединения вклю- чительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам в соответ- ствии с перспективным и комплексным планированием.
Планирование воспитательной работы осуществляет заместитель ко- мандира полка (батальона, роты) по воспитательной работе.
объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Культурно-досуговая работа представляет собой систему меропри- ятий, осуществляемых во всех видах боевой и повседневной деятельно- сти войск (сил) по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры.
При этом основными задачами культурно-досуговой работы являются:
— постоянное и всестороннее наращивание духовного и эмоциональ- ного состояния военнослужащих;
— обеспечение условий для организации досуга и полноценного от- дыха личного состава с учетом боевой обстановки;
— воспитание у военнослужащих верности воинскому долгу и отече- ственным традициям, мужества, смелости и отваги, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах;

— снятие стрессовых состояний и морально-психологическая реаби- литация личного состава;
— культурно-художественное обслуживание войск (сил);
— поддержание в воинских коллективах здоровой морально-психоло- гической обстановки;
— взаимодействие с региональными и местными государственными органами культуры для организации совместных культурно-досуговых мероприятий в войсках (силах).
Защита войск (сил) от информационно-психологического воздей- ствия противника представляет собой комплекс действий, проводи- мых в мирное и военное время государственным и военным руковод- ством страны, командованием, штабами, другими органами управления и должностными лицами части (подразделения), по предотвращению, ней- трализации (ослаблению), блокированию и устранению последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав части (подразделения).
Основными задачами защиты войск (сил) от информационно-психо- логического воздействия противника являются:
— разъяснение решений военно-политического руководства страны,
задач, стоящих перед войсками (силами);
— анализ и прогнозирование информационной обстановки; сбор и обобщение данных об источниках отрицательного информационно-пси- хологического воздействия на личный состав с выработкой конкретных мер по его устранению;
— нейтрализация информационно-психологического воздействия про- тивника, недопущение деморализации, дезинформации, морально-психо- логического подавления войск (сил);
— изменение в свою пользу соотношения морально-психологической устойчивости противоборствующих сторон, поддержание ее на уровне,
необходимом для решения поставленных задач в ходе подготовки и ведения боевых действий;
— проведение информационно-психологических мероприятий (акций),
направленных на свои войска (силы) и местное население; организация профилактических мер по предупреждению распространения ложных слухов среди личного состава, недопущению возникновения массовых негативных психических реакций;

395
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
394
Справочник командира
— план основных мероприятий воспитательной работы на неделю;
— планы проведения мероприятий воспитательной работы и отчет- ные документы;
— планы проведения выходных дней.
Основными учетными документами по вопросам воспитательной ра- боты и воинской дисциплины являются:
— журнал учета боевой и командирской подготовки;
— журнал учета грубых дисциплинарных проступков;
— журнал учета происшествий и преступлений;
— журнал учета военнослужащих, самовольно оставивших часть;
— журнал учета уголовных дел;
— журнал учета травм;
— книга временно отсутствующих;
— журнал учета работы местного радиоузла;
— журнал учета работы киноустановки.
Дополнительные учетные документы:
— книга жалоб, заявлений и предложений;
— журнал учета посещаемости оперативного, правового и военно- технического информирования;
— журнал учета инструктажа офицеров, назначенных для проведения информирования;
— журнал учета проведенных занятий с руководителями групп ОГП,
редколлегиями стенных газет и редакторами боевых листков, правовым активом;
— журнал учета проведенных занятий по профессиональной подго- товке с офицерами воспитательных структур;
— книга доведения приказов и директив;
— учет занятий по методике воспитательной работы (ведется в жур- налах боевой и командирской подготовки) и другие документы.
Воспитательная работа реализуется по следующим направлениям:
— воспитательная работа по решению задач боевой и мобилизацион- ной готовности;
— воспитательная работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины;
— психологическая работа;
— военно-социальная работа;
— культурно-досуговая работа;
— индивидуально-воспитательная работа.
На период подготовки и в ходе проведения мероприятий боевой и мобилизационной подготовки, боевого дежурства (боевой службы), опе- ративной и боевой подготовки, караульной и гарнизонной служб плани- руется их морально-психологическое обеспечение (МПО), отражающее- ся в соответствующих планах МПО.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение воинских коллективов, поддержание в них здоровой морально- нравственной обстановки, которая формируется: созданием системы боевой подготовки; сближением командиров (начальников) и подчинен- ных, глубоким знанием их личных качеств, нужд и запросов; активным использованием истории России, ее государственных символов и симво- лов Вооруженных Сил Российской Федерации; воспитанием чувства гордости и ответственности за службу в гвардейских воинских частях и соединениях; внедрением соревнования, наставничества, обязательной
В части отрабатываются следующие виды планирования:
— перспективное (на период обучения);
— текущее (на месяц);
— целевое (конкретное мероприятие).
Исходными документами для планирования воспитательной работы в части являются:
1. План боевой подготовки части.
2. Организационно-методические указания по воспитательной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации на год.
3. План основных мероприятий воспитательной работы на год выше- стоящего начальника.
4. Мероприятия комплексного плана по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной служ- бы вышестоящего начальника.
При планировании заместитель командира по воспитательной работе учитывает требования руководящих документов к организации и прове- дению мероприятий воспитательной работы.
В полку отрабатываются, как правило, следующие документы по вос- питательной работе:
а) перед началом нового учебного периода:
— решение командира полка на организацию воспитательной работы;
— план основных мероприятий воспитательной работы на период;
— план проведения инструкторско-методических занятий по методи- ке и организации воспитательной работы с командирами батальонов,
рот, взводов, командирами отделений;
— план проведения общественно-государственной подготовки со все- ми категориями военнослужащих, другие документы;
— план проведения военно-технического информирования (разраба- тывает заместитель командира части по вооружению);
— план проведения правового информирования (разрабатывает по- мощник командира части по правовой работе);
— прогноз состояния воинской дисциплины (долговременный — на период обучения, краткосрочный — на месяц);
— комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дис- циплины, обеспечению безопасных условий военной службы;
— план совместной работы командования части с органами военной юстиции;
— график участия должностных лиц в проведении воспитательной paботы с личным составом части;
— план совершенствования профессиональной подготовки офицеров воспитательных структур и другие документы;
б) ежемесячно:
— план воспитательной работы на месяц;
— анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины и безопас- ных условий военной службы;
— приказ о состоянии правопорядка и воинской дисциплины;
— донесение о состоянии правопорядка и воинской дисциплины в части;
— планы проведения единых дней информирования и единых дней правовых знаний;
— репертуарный план кинофильмов на месяц;
в) еженедельно: