Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 701

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

397
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
396
Справочник командира
В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов),
а также при выполнении других задач в отрыве от пункта постоянной дислокации информирование проводится не менее 3 раз в неделю по
20 минут.
Тематика информирования определяется органами воспитательной работы, заместителями командиров (начальников) воинских частей по воспитательной работе.
Единые дни информирования военнослужащих в воинских частях проводятся ежемесячно.
В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач исполь- зуются возможности местного радиовещания, радиоузлов Домов офице- ров, офицерских и солдатских (матросских) клубов, ротная стенная пе- чать, средства наглядной агитации.
В интересах воспитания проводятся общие собрания военнослужа- щих, собрания сержантов (старшин). Общие собрания проводятся:
— в ротах (и им равных) — не реже 1 раза в месяц;
— в воинских частях — не реже 1—2 раз в период обучения.
Решениями общих собраний сержантов (старшин), как правило, в ба- тальонах (и им равных), а также в воинских частях и соединениях могут создаваться советы сержантов (старшин).
В воинских частях организуется подписка на газеты и журналы, в местах, определяемых командирами (начальниками), оборудуются вит- рины (стенды) для газет.
В подразделениях и воинских частях выпускаются:
— радиогазеты (в воинских частях, военно-учебных заведениях) — по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю;
— стенные газеты (в ротах и им равных) — не реже 1 раза в месяц;
— сатирические и фотогазеты (в ротах и им равных) — не реже
1 раза в 2 месяца;
— боевые листки, листки-молнии (во взводах и им равных) — не ре- же 1 раза в неделю (в караулах — 2 раза в течение службы).
Редколлегии стенных, сатирических и фотогазет избираются на об- щих собраниях военнослужащих. Редакторы боевых листков (листков- молний) назначаются командирами взводов.
В ротах, отдельных подразделениях оборудуются комнаты (каюты)
информирования и досуга, советы которых избираются на общих собра- ниях военнослужащих. Работа комнат информирования и досуга плани- руется, как правило, на месяц.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в пред- выходные и выходные, предпраздничные и праздничные дни демонстри- руются не менее 2 художественных кинофильмов. В выходные и празд- ничные дни организуются культурно-массовые и спортивно-оздорови- тельные мероприятия, способствующие отдыху и восстановлению физи- ческого и психологического состояния военнослужащих.
При организации досуга и отдыха военнослужащих, проходящих воен- ную службу по контракту, лиц гражданского персонала и членов их семей ежемесячно планируются и проводятся вечера отдыха, чествова- ния передовых военнослужащих и их семей, военных династий и другие мероприятия. Проведение для них культурно-досуговых мероприятий в местах постоянной дислокации воинских частей осуществляется за плату.
Важным направлением деятельности является проведение индивиду- ально-воспитательной работы с военнослужащими. Ее планирование и совместной отработкой нормативов, применением методов морально-пси- хологической закалки, повышением классной квалификации, внедрени- ем передового опыта и чествованием лучших специалистов.
Основными формами воспитательного воздействия являются:
— плановое и оперативное информирование (военно-политическое,
боевое, правовое, военно-техническое, медицинское);
— единый день информирования;
— единый день правовых знаний;
— прослушивание и просмотр радио- и телепередач, художественных,
учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов;
— собрания личного состава;
— прямое обращение командования к личному составу;
— вечера вопросов и ответов;
— встречи с командованием, представителями органов государствен- ной власти и местного самоуправления, общественных организаций, тра- диционных религиозных конфессий, ветеранами войн и военной службы;
— обмен опытом личного состава;
— доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужа- щих;
— теоретические, военно-научные и иные конференции;
— тематические вечера, средства наглядной агитации и др.
Важнейшим средством воспитания всех категорий личного состава яв- ляется общественно-государственная подготовка (организуется согласно приказу министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 250).
В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отра- жаются специфика несения службы в видах и родах войск Вооружен- ных Сил Российской Федерации, особенности выполнения задач по пред- назначению воинской частью.
В целях проведения информационно-пропагандистской работы и ин- формирования военнослужащих и лиц гражданского персонала созда- ются в управлениях соединений, воинских частях информационно-про- пагандистские группы. В ротах, во взводах, а также в дежурных боевых сменах и караулах назначаются нештатные помощники командиров по информированию личного состава, боевой и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных военнослужащих. Руковод- ство их деятельностью осуществляют заместители командиров воинс- ких частей по воспитательной работе.
Плановое информирование проводится:
— офицеров — 2 раза в месяц по 30 минут;
— военнослужащих, заступающих на боевое дежурство, — в день, пред- шествующий заступлению, по 20 минут;
— солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную служ- бу по контракту, прапорщиков (мичманов) — 1 раз в неделю по 30 ми- нут;
— солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, — 2 раза в неделю по 30 минут, в утреннее время, в дни, когда нет занятий по общественно-государственной подготовке;
— лиц гражданского персонала — 1 раз в месяц по 1 часу.
Военно-техническое информирование проводится 1 раз в месяц по
30 минут перед проведением парково-хозяйственного дня. Ежедневно организуется просмотр и прослушивание информационных теле- и ра- диопрограмм.


399
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
398
Справочник командира кой Федерации, типовые учебные планы ОГП личного состава Воору- женных Сил Российской Федерации на очередной учебный год.
Общее руководство общественно-государственной подготовкой в пол- ку (на корабле) возложено на командира, непосредственная организа- ция — на заместителя командира по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка
(корабля) несет ответственность за планирование, методическое обес- печение ОГП, организует и проводит обучение руководителей групп ОГП,
обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложе- ния по комплектованию групп ОГП, подбору и расстановке руководите- лей, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику исполь- зования технических средств воспитания.
Организация ОГП в части включает следующие основные элементы:
— планирование ОГП;
— формирование учебных групп ОГП, подбор, назначение и обучение руководителей групп, а также их помощников;
— определение места и времени проведения занятий во всех группах
ОГП;
— организация учебно-методического обеспечения ОГП, создание и совершенствование ее учебно-материальной базы;
— организация проведения занятий по ОГП в учебных группах;
— организация контроля за состоянием и ходом ОГП.
Типовые учебные планы ОГП разрабатываются Главным управлени- ем воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации на каждый учебный год. В них определяются темы, обязательные для изучения всеми категориями военнослужащих, а также время и формы проведения занятий.
Дополнение и уточнение типовых учебных планов производится пу- тем частичного использования предусмотренного резерва учебного вре- мени за счет:
— включения дополнительных тем;
— внесения необходимых дополнений (или уточнений) в установлен- ные темы занятий;
— перераспределения рекомендуемых учебных часов между темами и формами занятий;
— изменения рекомендуемых форм и методов проведения занятий.
В соответствии с установленным на год (период обучения) объемом учебных часов в полку (на корабле) составляются календарные учеб- ные планы, которые включаются отдельным разделом в планы боевой
(командирской) подготовки.
Занятия по ОГП в части организуются на основе приказа командира и в соответствии с календарными учебными планами:
— для солдат (матросов) — в системе боевой подготовки;
— для офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин) —
как правило, в системе командирской подготовки.
Занятия проводятся командирами (начальниками), должностными ли- цами воспитательных структур и руководителями учебных групп, назна- чаемыми из числа наиболее подготовленных военнослужащих, имею- щих склонность к информационно-воспитательной работе.
1   ...   59   60   61   62   63   64   65   66   ...   71

С офицерским составом части занятия по ОГП проводятся лекционно- семинарским методом, как правило, в дни командирской подготовки из расчета 4—6 учебных часов в месяц.
учет осуществляются в рабочих тетрадях соответствующих команди- ров (начальников).
Индивидуально-воспитательную работу планируют и проводят:
— с солдатами (матросами) — командиры взводов, заместители ко- мандиров рот по воспитательной работе;
— с сержантами (старшинами) — командиры рот, заместители коман- диров рот по воспитательной работе;
— с командирами взводов — командиры батальонов с их органами военного управления;
— с командирами рот — командиры полков с их органами военного управления;
— с командирами батальонов — командиры соединений с их органа- ми военного управления.
Занятия по методической, психолого-педагогической подготовке, со- вершенствованию навыков должностных лиц по руководству воспита- тельным процессом в подчиненных войсках (силах) органы военного управления, командиры (начальники) организуют:
— с командирами взводов, рот — не менее 2 раз в период обучения;
— с командирами батальонов — не менее 1 раза в период обучения.
С сержантами (старшинами) в воинских частях ежемесячно прово- дятся семинары, лектории, сборы-практикумы по обучению методике работы с подчиненным личным составом и развитию у них командирс- ких качеств.
Подведение итогов и постановка задач по организации воспитатель- ной работы проводятся:
— в ротах (и им равных) — еженедельно;
— в батальонах, полках, соединениях — ежемесячно и за период обу- чения.
§ 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
Общественно-государственная подготовка (ОГП) является неотъем- лемой составной частью боевой подготовки войск (сил), средством под- держания высокого морально-психологического состояния личного со- става, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель общественно-государственной подготовки — разъяснение в вой- сках (силах) государственной политики в области обороны страны, фор- мирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенство- вание психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.

Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Рос- сийской Федерации, являются: приказ министра обороны Российской
Федерации «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» от 8 мая
1993 г. № 250, указания и методические рекомендации начальника Глав- ного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российс-

401
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
400
Справочник командира
— порядок выделения руководителям учебных групп ОГП служебно- го времени для подготовки к занятиям;
— офицеры, прапорщики (мичманы), освобождаемые от плановых за- нятий по ОГП.
К приказу прилагаются календарные учебные планы ОГП для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала полка.
2. Планы проведения ежемесячных инструкторско-методических за- нятий с руководителями групп ОГП.
3. График проведения показных занятий для руководителей групп
ОГП полка.
4. График участия руководящего состава в проведении занятий ОГП
(разрабатывается ежемесячно).
5. График контроля учебных занятий в подразделениях полка (разра- батывается ежемесячно).
6. Листы проверок (докладные записки) о результатах контроля заня- тий, донесения в вышестоящий орган военного управления, а также при- казы командира о состоянии и мерах по совершенствованию ОГП лич- ного состава, издаваемые в течение учебного года (периода обучения).
В подразделении имеются в наличии и разрабатываются:
1. Выписка из приказа командира части об организации ОГП на пери- од обучения и учебные планы в части касающейся.
2. Расписание занятий.
3. Раздел ОГП в журнале боевой подготовки.
4. График проведения показных занятий для руководителей групп
ОГП подразделения.
5. Утвержденные непосредственным командиром планы (конспекты)
проведения занятий у руководителей учебных групп по изучаемым те- мам.
Формирование учебных групп ОГП в полку (на корабле) организует- ся заместителем командира по воспитательной работе (офицером по
ОГП и информированию), осуществляется в период планирования бое- вой подготовки части на период обучения.
Формирование учебных групп предусматривает:
— определение состава и численности учебных групп;
— подбор руководителей групп и определение их заместителей;
— подбор помощников руководителей учебных групп.
Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно- штатной структурой части, в основном в составе подразделений не бо- лее 30—35 человек. Группы солдат (матросов) комплектуются по взво- дам и им равным подразделениям. Группы сержантов (старшин) — по ротам или батальонам. Группы офицеров и прапорщиков (мичманов) —
по батальонам и им равным подразделениям или в масштабе части.
Если учебные группы формируются из нескольких мелких структур- ных подразделений и служб, то в приказе командира части их состав определяется персонально.
Руководителями учебных групп ОГП назначаются командиры (началь- ники), их заместители, начальники служб и другие наиболее подготов- ленные в теоретическом и методическом отношении офицеры (прапор- щики), склонные к информационно-воспитательной работе.
Одновременно с руководителем группы осуществляется подбор заме- стителя руководителя учебной группы, который также включается в приказ по части. Помощники руководителей учебных групп подбирают-
Занятия с прапорщиками (мичманами) проводятся, как правило, лек- ционно-семинарским методом еженедельно не менее 3 часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части. Прапорщики (мичманы),
находящиеся на офицерских должностях, могут заниматься в группах офицеров в соответствии с занимаемыми должностями.
Занятия по ОГП с солдатами (матросами) проводятся, как правило,
2 раза в неделю по 2 часа в утреннее время лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы (в зависимости от уровня обще- образовательной подготовки личного состава, сложности изучаемого ма- териала и условий несения службы).
В частях, где боевая подготовка солдат (матросов), проходящих служ- бу по контракту, организована в отдельных группах, занятия по ОГП с ними проводятся по учебному плану для солдат (матросов), проходящих службу по призыву. При необходимости такой план может корректиро- ваться решением командира части с учетом предшествующей подготов- ки обучаемых.
Занятия с сержантами (старшинами) организуются в отдельных груп- пах по соответствующим учебным планам, как правило, 2 раза в неделю по 2 часа.
ОГП переменного состава в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных частях, готовящих специалистов и младших командиров, осу- ществляющих подготовку солдат (матросов), сержантов (старшин), при- нятых на военную службу по контракту, проводится по соответствую- щим учебным планам в течение всего периода обучения из расчета
2 раза в неделю общим объемом не менее 3 часов в утреннее время.
Занятия по ОГП с военнослужащими женского пола организуются в отдельных группах по 2 часа в неделю или в составе групп, соответству- ющих их воинским должностям.
С гражданским персоналом занятия проводятся не менее 2 часов в месяц по планам командиров воинских частей путем информирования и изучения социально-политических, экономических и правовых вопро- сов.
С личным составом частей, выполняющим другие задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации, ОГП организуется и проводится не менее 1 часа в неделю по учебным планам, общим для соответствую- щих категорий личного состава, или специальным учебным планам.
При приведении войск в боевую готовность и в боевой обстановке
ОГП организуется в соответствии с требованиями документов, регла- ментирующих деятельность войск в особый период.
От плановых занятий по ОГП в составе учебных групп решением командира воинской части могут освобождаться военнослужащие, заоч- но обучающиеся в вузах.
В полку (на корабле) разрабатываются:
1. Приказ об организации ОГП на период обучения. В приказе опре- деляются:
— задачи ОГП на период обучения;
— состав учебных групп, их руководители (заместители руководите- ля) и помощники;
— время и места проведения занятий по ОГП;
— дни и время проведения инструкторско-методических занятий с руководителями учебных групп ОГП, а также должностные лица, отвеча- ющие за их проведение;


403
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
402
Справочник командира
— еженедельные проверки состояния готовности руководителей групп
ОГП к занятиям;
— итоговые проверки знаний слушателей по ОГП за период обуче- ния;
— проверка готовности к организации и проведению ОГП в ходе вы- полнения задач боевого дежурства и учебно-боевых задач;
— проверка отчетного материала по ОГП за период выполнения за- дач боевого дежурства и учебно-боевых задач.
В ходе контрольных занятий оцениваются как отдельные военнослу- жащие, так и воинские подразделения.
Индивидуальные оценки выставляются:
— «отлично» — если военнослужащий в совершенстве овладел учеб- ной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанно- сти, строго соблюдает требования законов Российской Федерации, воин- ских уставов;
— «хорошо» — если военнослужащий овладел учебной программой,
добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;
— «удовлетворительно» — если военнослужащий овладел основны- ми положениями учебной программы, выполняет свои должностные обя- занности, соблюдает требования законов Российской Федерации, воинс- ких уставов;
— «неудовлетворительно» — если военнослужащий не овладел ос- новными положениями учебной программы или имеет серьезные упу- щения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые на- рушения воинской дисциплины.
При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин,
имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и пси- холого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава.
Оценка группам, подразделениям и воинским частям по ОГП опреде- ляется на основе индивидуальных оценок военнослужащих:
— «отлично» — если не менее 90 % проверявшихся военнослужа- щих получили положительные оценки, из них 50 % — отличные;
— «хорошо» — если не менее 80 % проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 % — отличные и хорошие;
— «удовлетворительно» — если не менее 70 % проверявшихся воен- нослужащих получили положительные оценки.
Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его зна- ний по программе ОГП общей оценки руководимой группы.
§ 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегод- няшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дис- циплины во многом зависят не только боевая готовность частей и со- единений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.
Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого
Устава дается определение воинской дисциплины: «Воинская дисцип- лина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими по- рядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и прика- ся из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовест- ных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам боевой подготовки, обладающих необ- ходимыми организаторскими способностями.
Система методической подготовки руководителей групп ОГП предпо- лагает 2-дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения, инструкторско-методические занятия, проводимые не реже 1 раза в месяц, а также самостоятельную подготовку, для кото- рой руководителю должно быть предоставлено не менее 4 часов слу- жебного времени в неделю.
Руководители групп перед каждым занятием составляют план-конс- пект проведения занятий, который утверждают у своего непосредствен- ного начальника.
Основными методами проведения занятий по ОГП являются лекции,
рассказ-беседа, семинар, самостоятельная работа. Активно используют- ся вспомогательные методы проведения занятий: диспут, «круглый стол»,
«мозговая атака», анализ конкретных ситуаций, викторина.
Контроль ОГП осуществляется в целях оценки ее состояния и выра- ботки конкретных мер по повышению эффективности. Руководящими документами, определяющими контроль и оценку состояния ОГП воен- нослужащих, являются приказы министра обороны Российской Федера- ции от 8 мая 1993 г. № 250 и от 24 июля 2004 г. № 031, организационно- методические указания Главного управления воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Состояние ОГП проверяется в ходе:
— инспекторских проверок (проводятся по решению министра оборо- ны Российской Федерации);
— итоговых проверок (проводятся заместителями министра обороны
Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил
Российской Федерации, командующими войсками округов, армий, коман- дирами корпусов, командующими (начальниками) родами войск в конце учебного года);
— контрольных занятий (проводятся командирами соединений, воин- ских частей за каждый период обучения);
— контрольных проверок (проводятся командирами и начальниками как в плановом порядке, так и внезапно в течение всего учебного года);
— текущего контроля (осуществляется командирами подразделений и руководителями групп ОГП).
Система контроля ОГП включает следующие основные группы конт- рольных мероприятий:
1) контрольные мероприятия, проводимые вышестоящими органами:
— плановые проверки организации и состояния ОГП в войсковых частях;
— плановые проверки организации и проведения инструктивно-мето- дических занятий в помощь руководителям групп ОГП в отдельных войсковых частях;
— контроль усвоения пройденных тем по ОГП с начала учебного года в ходе инспекторских проверок;
2) контрольные мероприятия, проводимые непосредственно в частях:
— еженедельные проверки организации занятий по ОГП в войсковых частях и на кораблях;