Файл: Дневник педагогической практики I. Первая неделя практики Задание Знакомство с доу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результативность игры. Игра "Магазин" показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата ("Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д.) ?" — заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет — иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т. п.).
Игра, отображающая деятельность взрослых, а также совместные действия с партнером по игре, побуждает дошкольников более ответственно относиться к счетной задаче и более( настойчиво добиваться правильного результата, преодолевая возникшие 'трудности. "Я снова пересчитаю", "Я ошибся",— говорят дети и исправляют допущенные ошибки. Все это способствует глубокому осмыслению счетного действия. Дети сами начинают выводить правила и убеждаются в их достоверности. Наблюдая за действиями играющих, можно отметить тенденцию к свертыванию материальных действий: они считают предметы взглядом, не дотрагиваясь до них, не указывая на предметы счета, быстро переводят взгляд с одного предмета на другой. Лишь иногда дети возвращаются к использованию указательного жеста и проговариванию числительных вслух.
Почта Цель игры. Практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии. Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона.
Подготовка к игре. В беседе, предваряющей экскурсию, воспитатель рассказывает, что без почты людям сложно общаться, так как они живут в разных концах страны. Из газет мы узнаем о новостях и события*, происходящих в мире. В стране выходит много разных газет и журналов, люди пишут друг другу письма, шлют телеграммы, и всю эту корреспонденцию нужно успеть своевременно доставить читателю. Работа на почте очень ответственная, поэтому .все сотрудники должны работать внимательно.
Во время экскурсии на почту дети видят, как доставляется и разгружается корреспонденция, наблюдают за работой сортировщиков, которые пересчитывают газеты, журналы и раскладывают их по ячейкам, почтальонов, которые, взяв соответствующее количество корреспонденции, разносят ее по домам. Разъясняя полезность и важность деятельности работников почты,
разделения и взаимосвязи их функций, воспитатель особое внимание обращает на значение точности счетных операций.
Встреча и беседа с почтальоном, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения С. Маршака "Почта" и рассказа С. Баруздина "Необычный почтальон", проведение дидактической игры "Назови адрес" и др.— все это помогает обогатить .представления детей, раскрыть общественную значимость деятельности сотрудников почты и вызвать у ребят не только уважительное отношение к их труду, но также интерес к этой сфере деятельности, который является одним из условий успешного отображения ее в игре.
Материал. На занятиях по конструированию и в свободные часы дети готовят конверты, маленькие книжки, журналы, подбирают открытки, газеты. Из картонных заготовок делают 2—3 почтовых ящика. С помощью родителей шьют береты с эмблемами и сумки для почтальонов; изготовляют специальные секционные стенки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам в "здании почты" и в "жилых домах".
Игровые роли и правила. Выделяются роли сортировщиков, поч-. тальонов, начальника почты, посетителей. Сортировщики сортируют полученную корреспонденцию (газеты, журналы, письма) так, чтобы на каждой полочке было определенное количество разных предметов (вначале количество корреспонденции для одного адресата не превышает 5). Почтальоны, предварительно определив количество предметов на полках, разносят почту по адресам. Начальник почты напоминает "сотрудникам" их обязанности, вручает квитанции, выписанные тому или иному адресату, контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции.
Остальные дети могут быть связаны с почтой как адресаты или посетители почт. Играя индивидуально или коллективно в другие игры (например в "Семью", "Детский сад" и др.), они пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, покупают на почте газеты, марки, конверты и т. д. Таким образом, все дети включаются в игру "Почта", выполняя в ней различные роли.
Ход игры. Все, кто работает на почте, оборудуют ее, готовясь к открытию. Устанавливается специальная стенка с ячейками, на которой номер квартиры адресата обозначается предметной картинкой, аналогичной той, что изображена на шкафчике ребенка (позднее могут использоваться числовые фигуры или карточки с цифрами); из строительного материала сооружаются на столах окошечки; на улицах, (в разных местах групповой комнаты) прикрепляются почтовые ящики; в домах устанавливаются секционные стенки с маленькими почтовыми ящиками по количеству проживающих жителей.
В 9 часов утра (как заявляют участники игры) открывается почта. Все занимают свои места. Сортировщики Оля и Таня с интересом рассматривают полученную корреспонденцию.
Оля (обращаясь к Тане). Посмотри, как много пришло открыток и писем. Скоро праздник, все хотят поздравить друг друга. Такой своевременный контроль со стороны взрослого и детей безусловно способствует устранению ошибок, побуждает участников игры осознанно относиться к счетной задаче. Они начинают понимать, что от правильности выполнения счетных действий одним ребенком зависят действия других.
Воспитателю следует помнить, что число повторений игры зависит от индивидуальных особенностей детей. Одним достаточно проиграть взятую роль 1 раз, чтобы освоить материал, другим — 2, а то и 3, и 4 раза.
Покажем это на примере Ларисы, выполняющей роль сортировщицы в игре "Почта" первый раз.
Лариса получила задание от начальника почты разложить корреспонденцию в квартиры № 5, 6, 7. В соответствии с количеством выписанных квитанций она должна положить на каждую полочку по 3 разных предмета.
Начальник почты. Скажите, сколько разных газет вы положите на полочку, если у меня 3 квитанции?
Лариса (неуверенно). Надо взять 3 газеты. (Начинает просматривать газеты "Литературная Россия", затем, отсчитав 3 газеты, кладет их на полочку.)
Начальник почты. Сколько и какие газеты вы положили в квартиру № 5?
Лариса. 3 газеты "Литературная Россия".
Начальник почты. Вы взяли 3 одинаковых газеты. А читать интересно разные газеты. Можно ли по-другому подобрать 3 газеты? (Лариса молчит.) Какие газеты получают твои мама с папой? Вспомни, какие газеты читает папа? мама? брат?
Лариса (оживленно). Папа всегда читает "Спорт". (Задумывается.) Еще "Известия".
Начальник почты. А какую газету любит читать твой брат Боря?
Лариса. "Неделю". Он и мне читает детскую страничку.
Начальник почты. Вот видишь, мама с папой выписали разные газеты: 1 "Спорт", 1 "Известия" и еще 1 "Неделю". Всего 3 разных газеты. И в квартиру № 5 выписано тоже 3 разных газеты.
Лариса (заинтересованно). Такие же газеты, как и у нас дома? Сейчас я все переделаю.
Начальник почты. Постарайтесь не ошибаться, тогда читатели будут благодарить вас за хорошую работу.
Теперь Лариса правильно подбирает 3 разных газеты и кладет их в ячейку. Таким же образом она подбирает корреспонденцию и для других читателей. Но действует девочка только с газетами и при ответе ограничивается лишь перечислением названий газет, не указывая их количество. "На полочке 3 газеты: "Известия", "Спорт", "Неделя",— сообщает сортировщица начальнику почты. Начальник почты обращает внимание девочки на то, что она должна называть не только предметы, но и их число, и напоминает, что читатели выписывают не только газеты, но и журналы, что они
получают также письма, открытки, телеграммы. Действуя далее то с предметами одного вида, то с разными предметами, наблюдая за действиями своих товарищей по игре и заимствуя правильные способы решения задач, девочка постепенно овладевает знаниями, недостачно усвоенными на занятиях. Вот как действует Лариса при выполнении роли сортировщицы в третий раз. Девочка подводит почтальона к полочкам и начинает рассказывать, сколько и какую корреспонденцию выписали ее адресаты, затем помогает уложить ее. в сумку. Оля. А газет как много! Посмотри, вот здесь про космонавтов написано.Оля (подумав). У меня 3 квитанции. На каждую полочку я положу 3 разных предмета.Начальник почты. Сколько и какую корреспонденцию вы положите в квартиру № 8, если я назову число 3? Оля (смотрит на квитанции). Я возьму 1 газету, 1 журнал и 1 программу — всего 3 предмета. 3— это 1, 1 и еще 1. Начальник почты. Вы — хорошая сортировщииа. Когда выполните свою работу, помогите товарищам. Оля берет квитанции и идет на свое рабочее место. Действуя с предметами, она сразу подбирает по 3 разных предмета и кладет их в ячейку. Правильно составляет группы из разных предметов и другая сортировщица — Таня. Так девочки самостоятельно группируют разные предметы, закрепляя тем самым знания о количественном составе числа из единиц. Но если Оля может предварительно устно объяснять способ выполнения задания, а затем на предметах выполнять его практически, что говорит о высоком уровне знаний девочки, то некоторые дети испытывают в этом значительные затруднения.
Ошибки, допускаемые детьми. Нередко у ребят обнаруживается поверхностное усвоение знаний о составе числа из единиц и отсутствие умения практически применять их в новых условиях с другими предметами. Рассмотрим пример.
Сережа — сортировщик. Он пришел на работу во вторую смену. Некоторое время молча наблюдает за действиями почтальона Толи, который сверяет количество взятой корреспонденции с числом квитанций, затем подходит к нему и громко читает заключительные строчки из стихотворения С. Маршака "Почта":
Честь и слава почтальонам,
Утомленным, запыленным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
Сережа (обращаясь к Толе). Много сегодня почты?
Толя. Вторую машину уже разгрузили. Много писем, газет, открыток. Все пишут. Праздник скоро. Например, чтобы помочь Ире выделить каждый элемент и целое число, начальник почты предлагает девочке разложить корреспонденцию в 2 квартиры и контролирует правильность выполнения задания вопросами: "Сколько квитанций? Сколько всего предметов на полочке? Как получилось 3 предмета? По скольку разных предметов? Равное ли количество квитанций и предметов на полочке и почему? Сколько же нужно взять разных предметов, если я назову число 3?" Так начальник почты подводит девочку к пониманию того, что каждое число содержит определенное количество единиц. Интересно, что и сами играющие начинают контролировать правильность выполнения не только собственных действий, но и действий других участников игры.
Примерное усложнение заданий. В процессе игры некоторым детям можно предложить и более сложные задания, например на составление групп из 6—7 и более предметов. Вопросы теперь будут носить более общий характер: "Поскольку разных предметов ты взял (а)? Сколько их всего? Как получилось число 6? Сколько разных предметов ты возьмешь, если я назову число б? Сколько единиц в числе б?" и др. Можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например в одни квартиры положить корреспонденцию из 4 разных предметов, в другие — из 5 одинаковых. Возможны также задания на выделение каждой группы как единицы счета и определение общего количества групп. Тем самым дети будут подводиться к пониманию того, что единица не есть отдельный предмет, а может быть отражением и целой группы. Например, всю доставленную на почту корреспонденцию сортировщики штемпелюют и раскладывают по группам: 1 группа — газеты, 1 группа — журналы, 1 группа — открытки, а всего 3 группы.