Файл: Методы статистического анализа Модуль Организация (этапы) медикосоциального исследования Цель изучения модуля.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26
Таблица 2.1. Показатели наглядности (на основе анализа динамики коэффициентов рождаемости за период 1995-2015 гг.).
Год показатель рождаемости (на 1000 населения)
Показатель наглядности, %
1995 9,3 100 2000 8,7 80,7 2005 10,2 109,7 2010 12,6 135,5 2015 13,3 143,0
Вывод
Показатель рождаемости по отношению к 1995 г. в 2000 г. составил 80,7%
(уменьшился на 19,3%), в 2005 г.- 109,7% (увеличился на 9,7%), в 2010 г. - 135,5%
(увеличился на 35,5%), в 2015 г. составил 143,0% (увеличился на 43,0%).
2.3. Полученные данные представлены в виде линейной диаграммы с использованием компьютерной программы Microsoft Excel (рис. 2.3).
143,0
135,5
109,7
80,7
100,0
40 60 80 100 120 140 160 1995 2000 2005 2010 2015
Рис. 2.3. Динамика коэффициента рождаемости (показатель наглядности, %) за 1995-2015 гг.
2.5. Тестовые задания
Выберите только один правильный ответ.
1. ЧТО ТАКОЕ АБСОЛЮТНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ?
1. Имеет определенную размерность и единицу измерения;
2. Дает качественную характеристику изучаемого явления;
3. Показатель, используемый для сравнения и сопоставления совокупностей;
4. Наиболее точный, достоверный показатель, характеризующий данное явление;
5. Показатель, используемый для обобщающей характеристики совокупности.
2. КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЛЕДУЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ЧАСТОТЫ ЯВЛЕНИЯ?
1. Соотношения;
2. Экстенсивные;
3. Интенсивные;
4. Наглядности;
27 5. Динамического ряда.
3. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО
ПОКАЗАТЕЛЯ.
1. Показатель, характеризующий структуру явлений;
2. Показатель, выражающий количественное соотношение между явлениями;
3. Показатель взаимодействия двух величин;
4. Показатель, отражающий свойства генеральной совокупности;
5. Показатель, характеризующий размер количественных и качественных признаков.
4. ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЭКСТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ?
1. Чтобы наглядно показать различия сравниваемых групп;
2. Дать характеристику ряда, состоящего из однородных сопоставляемых величин;
3. Чтобы показать долю части в целом;
4. Чтобы судить о частоте явления;
5. Чтобы показать частоту явления в динамике.
5. НАЗОВИТЕ МЕТОДИКУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ:
1. Отношение числа, выражающего величину данного явления к величине всей совокупности;
2. Отношение значений двух самостоятельных совокупностей;
3. Отношение ряда чисел к одному из них, принимаемому за 100%;
4. Отношение абсолютного уровня последующего числа к предыдущему в %;
5. Отношение каждой последующей относительной величины к последующей в %.
6. НАЗОВИТЕ МЕТОДИКУ ВЫЧИСЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ НАГЛЯДНОСТИ:
1. Отношение числа, выражающего величину данного явления к величине всей совокупности;
2. Отношение части явления к целому явлению;
3. Отношение ряда сравниваемых однородных величин к одной из них, принятой за
100%;
4. Отношение абсолютного уровня последующего числа к предыдущему в %;
5. Отношение каждой последующей относительной величины к предыдущей в %.
7. УКАЖИТЕ, КАКОМУ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
СООТВЕТСТВУЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ:
1. Изменение явления во времени;
2. Распределение целого на части;
3. Уровень, распространенность явления в среде, непосредственно (биологически) не связанный с данной средой;
4. Сопоставление ряда однородных величин, имеющих разный характер;
5. Частота явления в среде, непосредственно с ним связанной.
8. УКАЖИТЕ, КАКОМУ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
СООТВЕТСТВУЕТ ИНТЕНСИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:
1. Изменение явления во времени;
2. Распределение целого на части;
3. Уровень, распространенность какого либо явления в среде, непосредственно связанного с этой средой;
4. Характеристика явления в среде, непосредственно с ним не связанной;
5. Сопоставление ряда однородных, но имеющих разный размер величин.
28 9. КАКОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПО ВОЗРАСТУ?
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Наглядности;
4. Соотношения;
5. Динамические ряды.
10. НАЗОВИТЕ ВИД СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ
ЧАСТОТУ СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ:
1. Экстенсивный;
2. Интенсивный;
3. Динамические ряды;
4. Соотношения;
5. Наглядности.
11. НАЗОВИТЕ ВИД СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КОЙКАМИ:
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Наглядности;
4. Соотношения;
5. Динамические ряды.
12. НАЗОВИТЕ ВИД СТАТИСТИЧЕСКОГО ПОКАЗАТЕЛЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ
СТРУКТУРУ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ:
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Наглядности;
4. Соотношения;
5. Динамические ряды.
13.ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА 150 000 ЧЕЛОВЕК. ВРАЧЕЙ 110. КАКОЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ МОЖНО РАССЧИТАТЬ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ДАННЫХ?
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Соотношения;
4. Наглядности;
5. динамический ряд.
14. ИЗ 4000 ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ПОЛИКЛИНИКЕ, 300
СЛУЧАЕВ - СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. КАКОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
МОЖНО РАССЧИТАТЬ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ДАННЫХ?
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Соотношения;
4. Наглядности;
5. Динамический ряд.
29 15. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА 120 000 ЧЕЛОВЕК. ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
5190 СЛУЧАЕВ ЗАБОЛЕВАНИЙ. КАКОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ МОЖНО РАССЧИТАТЬ ИЗ
ПРИВЕДЕННЫХ ДАННЫХ?
1. Интенсивный;
2. Экстенсивный;
3. Соотношения;
4. Наглядности;
5. Динамический ряд.
1 2 3 4 5 6 7 8
2.6. Задачи для самостоятельного решения
Задача 1
Исходные данные: среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 1 170 850 человек. В изучаемом году впервые зарегистрировано 738 550 случаев заболеваний. Из числа всех зарегистрированных заболеваний 365 950 - болезни органов дыхания, 97 045 – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, 58 975 – болезни кож, 55 350 – болезни костно-мышечной системы, 161 230 – прочие болезни. На территории субъекта развернуто 12 920 коек, работает 4 245 врачей. При анализе первичного выявления случаев ВИЧ – инфицирования за 1995–2015 г.г. установлено, что в 1995 г. зарегистрировано 18 случаев, в 2000 г. – 40, в 2005 г. – 75, в
2010 г. – 176, в 2015 г. – 340 случаев.
Задача 2
Исходные данные: среднегодовая численность населения трудоспособного возраста некоторого субъекта РФ составляет 625 615 человек. В изучаемом году умерло 6 540 человек. Из числа всех умерших 2 350 человек умерли от болезней системы кровообращения; 2 480 – от внешних причин; 635 – от злокачественных новообразований;
395 – от болезней органов пищеварения; 680 - от прочих причин. На территории субъекта развернуто 9750 коек, работает врачей - 4980
При анализе показателя смертности населения за 1995 – 2015 гг., установлено, что в 1995 г. показатель был равен 15,2, в 2000 г. – 15,7, в 2005 г. – 16,3, в 2010 – 14,3,
в 2015 г. –18,7 случаев на 1000 населения.
Задача 3
Исходные данные: среднегодовая численность взрослого населения некоторого субъекта РФ составляет 548 415 человек. В изучаемом году впервые признано инвалидами
8269 человек. Из числа признанных инвалидов 3807 человек стали инвалидами от болезней системы кровообращения; 1370 – от злокачественных новообразований; 1085 – от болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани; 876 - от последствий травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, 1131 - от прочих причин. На территории субъекта развернуто 6750 коек, работает врачей - 2380. При анализе показателя смертности от болезней органов пищеварения среди мужского населения за 1995–2015 гг. установлено, что в 1995 г. показатель был равен 60,0, в 2000 г.
- 63,3, в 2005 г. – 103,6, в 2010 г. – 124,0, в 2015 г
– 111,6 случаев на 100 000 мужского населения.
Задание
1. На основе представленных исходных данных в задачах 1,2,3 необходимо рассчитать:
1.1. Экстенсивные показатели
;
1.2. Интенсивные показатели;
1.3. Показатели соотношения;
1.4. Показатели наглядности
2. Представить в графическом виде:
30 2.1.Экстенсивные показатели;
2.2.Интенсивные показатели;
2.3.Показатели наглядности
2.7. Рекомендуемая литература
1. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – 3-е изд., испр. и доп.
– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
2. Медик В.А., Токмачев М.С. Математическая статистика в медицине: учеб. пособие. -
М.: Финансы и статистика, 2007. – 800 с.
31
Модуль 3. Средние величины
Цель изучения модуля: показать значение средних величин для изучения общественного здоровья, деятельности системы (организаций) здравоохранения и в клинической практике.
После изучения темы студент должен знать:
➢ виды средних величин;
➢ способы вычисления средних величин.
Студент должен уметь:
➢ рассчитывать и анализировать среднюю арифметическую;
➢ применять среднюю арифметическую в конкретной ситуации для анализа общественного здоровья, деятельности организаций здравоохранения;
➢ использовать полученные знания при обучении на клинических кафедрах.
3.1. Блок информации
В медико-социальных исследованиях наряду с абсолютными и относительными показателями используются средние величины, которые характеризуют весь ряд наблюдений одним числом.
Для расчета средних величин необходимо соблюдать следующие условия:
• средние величины должны быть рассчитаны на основе качественно однородных статистических групп;
• средние величины исчисляются на совокупностях, имеющих достаточно большое число наблюдений.
В медико-социальных исследованиях используются следующие виды средних величин:
• средняя арифметическая;
• средняя арифметическая взвешенная;
• средняя гармоническая взвешенная;
• средняя геометрическая невзвешенная;
• средняя геометрическая взвешенная;
32
• средняя квадратическая невзвешенная;
• средняя квадратическая взвешенная.
К средним величинам относят математическое ожидание, а также
моду, как наиболее типичное значение, и
медиану, как середину распределения случайной величины.
При изучении общественного здоровья, анализе деятельности медицинских организаций, оценки работы медицинского персонала из всех видов средних величин наиболее часто используются
средняя
арифметическая, которая может быть простой и взвешенной.
Последовательность наблюдений
n
х
х
х
,
,
,
2 1
(выборка объема n ), все элементы которой упорядочены по возрастанию, называется вариационным
рядом. Элемент вариационного ряда – варианта. Каждое из значений
i
х
в выборке может встречаться неоднократно, количество одинаковых вариант для каждого
i
х
называется его частотой
i
m
. Если число различных значений в выборке обозначить k , где
n
k
, то
n
m
m
m
k
=
+
+
+
2 1
Соответственно величина
n
m
i
i
=
называется
относительной
частотой для значения
i
х
. Обязательно,
1 2
1
=
+
+
+
k
. Множество выборочных значений и соответствующих им относительных частот называется выборочным (статистическим) распределением:
i
х
1
х
2
х
…
k
х
i
1
2
…
k
Средняя арифметическая простая – средняя вариационного ряда
n
х
х
х
,
,
,
2 1
, где каждая варианта записана столько раз, сколько встречается.
Вычисляется по формуле
=
=
+
+
+
=
n
i
i
n
x
n
n
х
х
х
х
1 2
1 1
33
Среднюю арифметическую значений
n
х
х
х
,
,
,
2 1
можно записать иначе, с учетом частоты повторений каждого из значений. Получаем среднюю
арифметическую взвешенную вариационного ряда, где k различных значений, k≤n.
Тогда средняя арифметическая взвешенная записывается как
n
m
х
m
х
m
х
х
k
k
+
+
+
=
2 2
1 1
, где каждое число
i
m
- частота соответствующего значения
i
х
, причем
n
m
m
m
k
=
+
+
+
2 1
Формулу расчета средней арифметической взвешенной можно представить в следующем виде:
=
=
=
=
=
=
=
k
i
i
k
i
i
i
i
k
i
i
i
k
i
i
m
m
x
n
m
x
m
x
n
х
1 1
1 1
1
Средняя арифметическая простая и средняя арифметическая взвешенная это одна и та же величина. Различие лишь в записи расчетной формулы.
Средняя арифметическая
х
является математическим ожиданием выборки из изучаемой генеральной совокупности и среди оценок математического ожидания генеральной совокупности является наиболее распространенной.
3.2. Задания для самостоятельной работы
1. Изучить материалы соответствующей главы учебника, модуля, рекомендуемой литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разобрать задачу-эталон.
4. Ответить на вопросы тестового задания модуля.
5. Решить задачи для самостоятельного решения.
34
3.3. Контрольные вопросы
1. Дайте определение средней величины, вариационного ряда, выборочного распределения.
2. Назовите условия, которые необходимо соблюдать при расчете средних величин.
3. Перечислите виды средних величин, используемые в медико-социальных исследованиях? Приведите примеры их применения.
4. Дайте определение терминам «мода» и «медиана».
5. Назовите виды средней арифметической. Приведите способы их расчета.
3.4. Задача-эталон
Исходные данные
1. При измерении роста детей в старшей группе детского сада получены следующие значения: 115,116, 118, 119, 121,122,123, 124,125, 126; 127, 128, 129 см.
2. При изучении длительности лечения в стационаре больных пневмонией получены следующие значения, представленные в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Длительность лечения в стационаре больных пневмонией (дни)
Длительность лечения, x
i
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Частота, m
i
2 2
3 5
5 7
9 12 8
6 3
3 2
1 1
Задание
1. На основании представленных исходных данных рассчитать средний рост детей в старшей группе детского сада.
2. На основе представленных исходных данных рассчитать среднюю длительность лечения в стационаре больных пневмонией.
Решение
1. Рассчитываем среднюю арифметическую роста простую:
=
=
+
+
+
=
n
i
i
n
x
n
n
х
х
х
х
1 2
1 1
)
(
5
,
122 13 129 128 127 126 125 124 123 122 121 119 118 116 115
см
х
=
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
=
Вывод
Средний рост детей в данной группе составил 122,5 см.
2. Рассчитываем среднюю арифметическую взвешенную для показателя длительности лечения:
n
m
х
m
х
m
х
х
k
k
+
+
+
=
2 2
1 1
)
(
5
,
17 69 1207
)
25 24 2
23 3
13 2
12 2
11
(
69 1
дня
х
=
=
+
+
+
+
=
Вывод
Средняя длительность лечения в стационаре больных пневмонией - 17,5 дня.