Файл: кубанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соблюдение данных требований позволяет обеспечить сохранение высокого качества лекарств и создать безопасные условия труда фармацевтов при работе с ними.

Работа отдела запасов: формирование заявки на товары аптечного ассортимента, выбор поставщиков и заключение договора купли-продажи.

Организационно-производственная схема:

  1. Обработка заявок от фармацевтов, провизоров и требований от покупателей;

  2. Формирование заявки на фирмы;

  3. Поступление лекарственных средств от поставщиков;

  4. Обработка прихода лекарственных средств;

  5. Составление необходимой документации для работы с полученными лекарственными средствами;

  6. Продажа лекарственных препаратов.


Процесс составления заявки на товары аптечного ассортимента является одним из наиболее ответственных этапов деятельности аптеки, от которого во многом зависит финансовый результат, поэтому заявки формируют наиболее опытные и квалифицированные работники аптеки.

Заказ - предложение покупателя (аптечной организации), потребителя (медицинские и другие учреждения) продать и доставить ему товар определенного вида (ассортимента, лекарственной формы, фирмы-производителя, качества и т.п.) или выполнить определенную работу или оказать услугу.

Процедура выбора поставщика является основной составляющей закупочной логистики, главная цель которой — поиск и закупка необходимых товаров удовлетворительного качества по минимальным ценам.

Независимо от способа закупок процедура выбора поставщика включает несколько этапов:

1 этап. Сбор информации о существующих и потенциальных поставщиках фармацевтической продукции. Источниками получения информации могут быть профессиональные издания (газеты и журналы, интернет), специализированные каталоги выставки, торговые и медицинские представители и др.

2 этап. Определение критериев выбора поставщика.

3 этап. Оценка поставщиков по выделенным критериям.

4 этап. Заключение договора купли-продажи (договора поставки), являющегося логическим завершением процедуры выбора поставщика.

При выборе поставщика применяют следующие критерии выбора:

  • качество поставляемой продукции;

  • ассортимент предлагаемой продукции;

  • цену продукции;

  • организацию товародвижения;

  • деловую этику.

Сведения о предлагаемом ассортименте и ценах на товары поставщика можно узнать из прайс-листа. Прайс–лист – это систематизированный перечень продукции и цен на нее. Систематизация, в основном проводится по ассортиментным группам товара. 


По окончании выбора поставщика переходят к следующему этапу – заключению договорных или контрактных отношений между поставщиком и потребителем.

Наиболее распространенным из гражданско-правовых договоров в настоящее время является договор купли – продажи.

Договор купли-продажи – представляет собой коммерческий документ, договор на поставку товара и, если необходимо, сопутствующих услуг, согласованный и подписанный поставщиком и заказчиком.

Самый простой договор купли – продажи содержит следующие разделы:

  1. Вводная часть, или преамбула, в которой указывают наименование и номер контракта, место и дату его заключения, фирменные наименования сторон, их правовое положение;

  2. Предмет и объем поставки;

  3. Способы определения качества товара (сертификаты соответствия, декларации о соответствии и т.д.);

  4. Сроки и место поставки;

  5. Базисные условия поставки (фактурные цены, определяющие порядок распределения затрат на транспортировку);

  6. Цена и общая стоимость поставки;

  7. Платеж, где оговаривают валюту платежа, способ, форму расчетов;

  8. Порядок сдачи-nриемки товара;

  9. Условия о гарантиях и санкциях;

  10. Арбитраж предусматривается в большинстве контрактов в качестве «третейского суда» для разрешения споров. Арбитраж обычно состоит из двух арбитров и одного суперарбитра;

  11. Форс-мажор;

  12. Транспортные условия;

  13. Юридические адреса сторон;

  14. Подписи продавца и заказчика.

При заключении договора на поставку фармацевтической продукции необходимо обратить внимание на наличие соответствующих лицензий, дающих право на производство фармацевтической продукции или осуществление фармацевтической деятельности.

Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, при этом непременным условием договора является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Договора купли-продажи хранятся не менее 3 лет с момента окончания срока обязательств.

Осуществление приемочного контроля лекарственных средств при поступлении в аптеку. Организация приемки, оприходования, хранения и распределения товарно-материальных запасов. Документальное подтверждение соответствия качества ЛП, МИ, предметов ухода за детьми, за больными и др. продукции.

В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» перед проведением приемочного контроля выполняется работниками приемка товаров от поставщика.



В процессе приемки товаров аптечного ассортимента, в том числе требующих специальных условий хранения и мер безопасности, осуществляется оценка соответствия принимаемых товаров товаросопроводительной документации по ассортименту, количеству и качеству, соблюдению специальных условий хранения, а также проверка наличия повреждений транспортной тары.

Компетенция аптечной организации по проверке качества поставленных товаров аптечного ассортимента ограничивается визуальным осмотром внешнего вида, проверкой соответствия сопроводительным документам, полноты комплекта сопроводительных документов, в том числе реестра документов, подтверждающих качество товаров аптечного ассортимента.

Прием товаров в аптеке осуществляется материально-ответственным лицом на основании товарных и сопроводительных документов: товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, описи, упаковочных вкладышей и др.

Товар, поступивший в аптеку в подтверждении факта соответствия его качества установленным требованиям, должен иметь один из следующих документов:

1) декларацию о соответствии; 

2) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). 

При поступлении от поставщика изделий медицинского назначения, в аптеку с ними должны поступить документы, подтверждающие законность реализации и качество данной группы товаров:

  1. Заверенная подписью руководителя и печатью организации – поставщика копия лицензии:

  • на право производства и оптовой реализации поставляемых изделий медицинского назначения (для предприятий-производителей);

  • на право оптовой реализации поставляемых изделий медицинского назначения (для торгующих организаций).

  1. Заверенные подписью руководителя и печатью организации-поставщика копии регистрационных удостоверений Минздрава РФ, разрешающие применение каждого из поставляемых изделий медицинского назначения в медицинской практике на территории РФ.

  2. Копии сертификатов соответствия требованиям безопасности на каждое из поставляемых изделий медицинского назначения, выданные органами по сертификации, аккредитованными Госстандартом России.


Парафармацевтическая продукция должна иметь гигиенический сертификат и регистрационное удостоверение.

Если товары аптечного ассортимента находятся в транспортной таре без повреждений, то приемка может проводиться по количеству мест или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товаров аптечного ассортимента в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и качество товаров аптечного ассортимента соответствует указанному в сопроводительных документах, то на сопроводительных документах (накладной, счет-фактуре, товарно-транспортной накладной, реестре документов по качеству и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров) проставляется штамп приемки, подтверждающий факт соответствия принятых товаров аптечного ассортимента данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товаров аптечного ассортимента, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее печатью аптечной организации.

В случае несоответствия поставленных субъекту розничной торговли товаров аптечного ассортимента условиям договора, данным сопроводительных документов комиссией аптечной организации в соответствии с утвержденной стандартной операционной процедурой составляется акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику (составление акта в одностороннем порядке материально ответственным лицом возможно при согласии поставщика или отсутствия его представителя).

Аптечной организацией по согласованию с поставщиком может быть утвержден иной способ уведомления поставщика о несоответствии поставленных товаров аптечного ассортимента сопроводительным документам.
Приемочный контроль.

Лекарственные препараты независимо от источника их поступления подвергаются приемочному контролю с целью предупреждения поступления в продажу фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов. Заканчивается процедура внесением сведений в журнал регистрации приемочного контроля в аптеке. Процесс реализуется специальной приемочной комиссией, которая формируется на основании приказа руководителя аптеки.

Приемочный контроль заключается в проверке поступающих лекарственных препаратов путем оценки:

а) внешнего вида, цвета, запаха;

б) целостности упаковки;


в) соответствия маркировки лекарственных препаратов требованиям, установленным законодательством об обращении лекарственных средств;

г) правильности оформления сопроводительных документов;

д) наличия реестра деклараций, подтверждающих качество лекарственных средств в соответствии с действующими нормативными документами.

Процесс приемочного контроля делится на следующие этапы:

  • сильнодействующие препараты и ядовитые вещества сразу размещаются в специальных местах хранения, защищенных от доступа посторонних лиц;

  • проверяется наличие термоконтейнеров для термолабильных препаратов;

  • не принимаются лекарственные препараты, у которых закончился срок годности;

  • возвращаются поставщику товары, не соответствующие требованиям по количеству сопроводительных документов и качеству;

  • проверяется внешний вид и другие параметры товаров;

  • изучается сопроводительная документация;

  • изучается лицензия поставщика;

  • если имеются сомнения в подлинности препарата, например, у него имеется другая расцветка оболочки или неоднородное окрашивание, то проводится экспертиза в специализированной лаборатории;

  • важно убедиться, что тара, в которой доставлялось средство, не нарушена, а также имеется инструкция на русском языке.

Если лекарственный препарат не соответствует требованиям даже по одному критерию, то составляется комиссией специальный акт, на основании которого предъявляются претензии поставщику. В этом документе приводятся все недостатки и проблемы, обнаруженные в процессе проведения контроля.  
Обеспечение условий хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

Порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения регламентирован Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств". 

Устройство, состав, размеры площадей, эксплуатация и оборудование помещений для хранения лекарственных средств в ИП Серопян «Аптеке низких цен SOS» обеспечивают их сохранность. В этих помещениях поддерживаются определенные температура и влажность воздуха. Помещения обеспечены стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, идентифицированы. Хранящиеся лекарственные средства также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).