Файл: кубанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отпуске лекарственных препаратов по рецепту, выписанному на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л), заполненный корешок такого рецепта передается фармацевтическим работником лицу, приобретающему лекарственные препараты.

При отпуске наркотического и психотропного лекарственного препарата списка II на рецепте об отпуске лекарственного препарата проставляется печать аптеки, в которой указано ее полное наименование.

При отпуске иммунобиологического лекарственного препарата на рецепте или корешке рецепта, который остается у лица, приобретающего лекарственный препарат, указывается точное время (в часах и минутах) отпуска лекарственного препарата. Отпуск осуществляется лицу при наличии у него специального термоконтейнера.

Остаются и хранятся у субъекта розничной торговли рецепты на:

  • наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II, психотропные лекарственные препараты списка III - в течение пяти лет;

  • лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, - в течение трех лет;

  • комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня, изготовленные в аптечной организации, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, - в течение трех лет;

  • лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15% этилового спирта от объема готовой продукции, иные лекарственные препараты, относящиеся по АТХ к антипсихотическим средствам, анксиолитикам, снотворным и седативным средствам, антидепрессантам и не подлежащие предметно-количественному учету, - в течение трех месяцев.

Рецепты, выписанные с нарушением установленных правил, регистрируются в журнале, отмечаются штампом «Рецепт недействителен» и возвращаются лицу, представившему рецепт.

При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник информирует лицо, приобретающее лекарственный препарат, о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.

Запрещается отпуск фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов.


Организация работы отделов и их оснащенность.

Для отпуска готовых лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в ИП Серопян «Аптеке низких цен SOS» выделены следующие отделы:

  • отдел готовых лекарственных форм, функцией которого является приём рецептов на готовые лекарственные средства и их отпуск;

  • отдел безрецептурного отпуска, функцией которого является реализация населению препаратов безрецептурного отпуска и других товаров аптечного ассортимента.

  • Отдел отпуска лекарственных препаратов отпускаемых льготной категории граждан.

В торговом зале аптеки оборудованы места для:

  • Приема рецептов;

  • Отпуска лекарственных препаратов по рецептам;

  • Отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения без рецептов.

На рабочем месте по приему рецептов и отпуску лекарств установлено типовое оборудование, которое включает секционный стол, шкафы для хранения лекарственных препаратов, вертушки для хранения изготовленных лекарственных форм. Также на рабочем месте имеется холодильник для хранения термолабильных лекарственных препаратов, шкаф для хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств, а также компьютер.

При приеме и отпуске лекарственных средств аптечный работник руководствуется рядом документов:

  • законами РФ «Об обращении лекарственных средств», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О защите прав потребителей» и т.д.;

  • перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контроль на территории РФ;

  • действующими приказами, нормативными документами МЗ РФ; 

  • этическим кодексом фармацевта.

Рабочее место провизора по отпуску лекарственных препаратов оснащено сборно-секционным столом, в котором предусмотрены выдвижные ящики для хранения текущих запасов лекарственных средств и других товаров. На столе располагается кассовый аппарат. Аптечная организация ИП Серопян «Аптека низких цен SOS» подключена к кассовой программе «1С».

Ассортимент товаров отдела.

Ассортимент аптечной организации — это набор лекарственных средств и других изделий медицинского назначения, сформированный по определенным признакам. 

Оптимально сформированный аптечный ассортимент повышает уровень и величину доходов аптечной организации, положительно влияет на ее дальнейшее развитие, и является основным фактором приверженности и лояльности со стороны покупателей. Необходимо помнить, что ассортимент аптеки не является чем-то постоянным, а должен постоянно непрерывно меняться и совершенствоваться, для этих целей разрабатывается ассортиментная политика. 



Основополагающими являются такие элементы управления, как формирование ассортимента и установление уровня требований по его характеристикам — широте, глубине, насыщенности и гармоничности.

Широта характеризуется количеством составляющих товарную номенклатуру аптечной организации ассортиментных групп.

Глубина определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе.

Насыщенность — это количество позиций во всех ассортиментных группах товаров.

Гармоничность характеризуется степенью взаимозаменяемости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, продвижения на рынке и использования.

Процесс формирования ассортимента можно представить в виде ряда этапов:

  • Проведение исследования рынка (оценивается уровень заболеваемости населения; определяется спрос; проводится экспертная оценка лекарственных средств; оцениваются и определяются потребительские предпочтения; происходит оценка конкурентов);

  • Учет нормативно-правовой базы, действующей в РФ (правила торговли; утвержденные перечни ЛС; категории отпуска лекарственных средств; ограничения при отпуске отдельных ЛС; правила бесплатного и льготного отпуска);

  • Непосредственное формирование ассортимента (происходит определение перечня основных фармакотерапевтических групп; затем ФГ распределяются в зависимости от спроса; определяется количество позиций в каждой ФГ; разрабатывается перечень ЛС для конкретной аптеки);

  • Происходит расчет экономических показателей сформированного ассортимента;

  • Оцениваются показатели финансово-экономической деятельности, в первую очередь товарооборот и прибыль;

  • По результатам финансово-экономической деятельности принимаются решения по аптечному ассортименту.

В аптечной организации ИП Серопян «Аптека низких цен SOS» представлены следующие группы лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента (в соотв. с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»):

  • Антиаллергические средства;

  • Антимикробные средства;

  • Антисептические и дезинфицирующие средства;

  • Витамины;

  • Гомеопатические средства;

  • Гормональные препараты;

  • Диуретические средства;

  • Иммуномодулирующие препараты;

  • Противовирусные средства;

  • Противогрибковые средства;

  • Противоопухолевые средства;

  • Анальгезирующие и жаропонижающие средства;

  • Сердечно-сосудистые средства;

  • Средства, влияющие на кровь;

  • Средства для лечения бронхолегочных заболеваний;

  • Препараты для лечения желудочно-кишечного тракта;

  • Средства, применяемые в акушерстве и гинекологии;

  • Назальные спреи и капли;

  • БАДы;

  • Товары для ухода за больными;

  • Перевязочные средства;

  • Товары для матери и ребёнка;

  • Лечебно-косметические средства;

  • Предметы личной гигиены;

  • Минеральные воды.


Оформление витрин, мерчандайзинг.

Мерчандайзинг в аптеке – это комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале аптеки, направленных на продвижение лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, разрешенных к реализации в аптеке.

Мерчандайзинг помогает аптеке:

  • Увеличить объем продаж и прибыль;

  • Увеличить показатели оборачиваемости товара;

  • Увеличить рентабельность торговых площадей;

  • Завоевание новых покупателей;

  • Предоставить полную информацию о товаре;

  • Улучшить качество обслуживания покупателей;

  • Формировать положительный имидж аптеки.

Цели и задачи мерчандайзинга для покупателей:

  • Позволяет быстро выбрать товар;

  • Познакомиться с новыми видами ЛС и других товаров;

  • Быть более свободным и раскрепощенным при выборе товара;

  • Приобрести выгодно представленные товары при незапланированной покупке.

  • Испытать удовольствие от процесса совершения покупки, пребывания в аптеке и общения с работниками первого стола.

Организация торгового пространства в свою очередь, включает:

  • внешний вид аптеки;

  • атмосферу аптеки;

  • организацию точек продажи;

  • выкладку товара.

Для демонстрации товаров на полках в торговом зале аптеки используют:

  • прилавки;

  • витрины;

  • стеллажи;

  • гондолы;

  • специальное оборудование компаний-производителей. 

На витринах выставляются, лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, и образцы имеющихся товаров. Лекарственные препараты на витринах размещаются отдельно: лекарственные препараты для внутреннего употребления и лекарственные препараты для наружного применения. Внутри групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку.

Классификация витрин:

1. По месту размещения различают следующие типы витрин:

  • фасадные витрины;

  • наружные витрины (уличные);

  • внутриаптечные торговые витрины;

  • демонстрационные витрины (в торговом зале).

2. По товарному признаку витрины делят:

  • витрина-склад;

  • воздушные витрины – с небольшим количеством товара, они лучше воспринимаются зрительно;

  • тематические (демонстрируют лекарственные препараты, применяемые при определенных заболеваниях);

  • комбинированные (ЛС нескольких фармакологических групп);

  • специализированные (демонстрируют ЛС одной фармакологической группы, парафармецевтическую продукцию, предметы санитарии и гигиены.


Выделяют три типа выкладки товаров на витрины:

  • Блочный - определенный вид товара целиком занимает вертикальные или горизонтальные блоки. Цветовая гамма упаковок должна меняться от светлого к темному, в направлении по ходу движения покупателей.

  • Фронтальный - первый образец товара выставляется так, чтобы его было видно полностью, остальные, следующие за ним, могут быть видны частично или не видны.

  • Дисплейный — обычно применяется на дополнительных точках продажи. В этом случае используется отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи данного товара.

Выкладка товара базируется на результатах анализа ассортимента. В ИП Серопян «Аптеке низких цен SOS» используют АВС -  анализ, который позволяет подразделить весь аптечный ассортимент на три группы:

1) Высокооборачиваемые товары (составляют 10% ассортимента и дают 80% оборота);

2) Среднеоборачиваемые товары (составляют 15% ассортимента и дают 15% оборота);

3) Низкооборачиваемые товары (составляют около 75% товарных позиций и дают 5% оборота).

Принадлежность к той или иной группе учитывается при распределении мест выкладки.

Для повышения реализации товаров и улучшения качества обслуживания в ИП Серопян «Аптеке низких цен SOS» используется реклама и строго соблюдаются правила размещения рекламы (в соотв. с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»):

  • размещены рекламные материалы только препаратов безрецептурного отпуска;

  • размещено оптимальное количество рекламных материалов;

  • реклама размещена в непосредственной близости от места выкладки соответствующих товаров, а также по ходу движения потока покупателей к этим товарам;

  • рекламная продукция своевременно обновляется;

  • используется информационное продвижение в местах продаж (мини-аннотации).

Дата: 27.02.2023 по 29.03.2023

Место работы: Отдел хранения (запасов)
2.Организация работы аптечной организации по хранению ЛС. Работа отдела запасов: формирование заявки на товары аптечного ассортимента, выбор поставщиков и заключение договора купли-продажи.

Порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения регламентирован Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», а также дополнен требованиями Приказа от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» и Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».