Файл: Контрольная работа вариант 6 по учебной дисциплине Психопатология Выполнил(а) Лучинина Т. С. Фамилия И. О. Направление подготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 6
по учебной дисциплине: Психопатология
Выполнил(а): Лучинина Т.С.
Фамилия И.О.
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск, 2022
-
Патологические привычные действия у детей.
Патологически привычные действия (ППД), которые объединяют раскачивания телом и головой (яктация), кусание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), сосание пальцев и языка, возникшую в допубертатном возрасте мастурбацию (онанизм), а также ряд более простых поведенческих стереотипий, представляют собой группу специфических расстройств, характерных для детей и подростков.
Распространенность отдельных феноменов, относящихся к данной группе, либо их сочетаний довольно высока. По данным разных авторов, от 6 до 83% детей имеют в том или ином возрасте указанные привычки.
В ходе многолетних исследовании выделены 5 видов ППД:
- Ритмические стереотипные движения телом и/или головой могут быть представлены в форме раскачиваний, реже в форме биений головой о горизонтальную или вертикальную поверхность, либо в виде кручений головой в так называемой «гневливой яктации». Повышенная потребность в ритмической стимуляции у некоторых детей может стать источником особой страсти к качелям, ритмичной музыке.
- Среди вариантов сосания большого пальца – сосание других пальцев, всей кисти, языка, губы, неба. Модификациями этой привычки служат: сосание различных предметов, одежды, игрушек, страсть к соске и т.п.
- Мастурбация помимо типичного манипулирования половыми органами нередко выражается в усиленном сжимании бедер, ерзанье сидя на стуле или лежа на животе, трении пахом о предметы, ноги взрослых. Реже отмечается чрезмерное пристрастие детей к обнажению, телесному контакту.
- Онихофагия, типично узнаваемая по обгрызению ногтей на руках, реже на ногах, может иметь свой вариант в виде привычки грызть карандаши, ручки и другие предметы, кусать язык, слизистую щек, скрипеть зубами. Редкий вариант - привычка ломать, подергивать и ковырять ногти, крутить и перебирать пальцы рук.
-Трихотилломания, в типичном виде проявляющаяся выдергиванием собственных волос, бровей, ресниц, часто с последующим манипулированием ими, реже – проглатыванием, может быть представлена вариантом, когда крутятся, подергиваются и выдергиваются не только свои, но и чужие волосы, волосы кукол, шерсть животных, все ворсистое и пушистое, что попадает под руки.
Каждый из перечисленных феноменов может сочетаться со всеми другими видами патологических и непатологических привычных действий.
В.В.Ковалев определял ППД как «группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий, свойственных в той или иной степени детям раннего возраста».
Серьезную проблему при коррекции ППД представляет отсутствие у детей достаточной установки на активное лечение, слабости волевых предпосылок и недостаточности аналитических способностей, необходимых для подобного рода поведенческой психотерапии. Более того, даже в случае усвоения модели альтернативного поведения, замена ею патологического стереотипа затруднена в силу высокой автоматизированности последнего. Дети часто не замечают момента начала манипулирования с собственным телом.
Форма | Коррекция |
Сосание пальца Прогноз в целом благоприятный и без специального лечения. | Отказ от наказаний за привычку. Физические препятствия и средства отвращающего действия ( смазывание пальца горечью или неприятно пахнущей жидкостью эффективно не в раннем возрасте, в более старшем, школьном, когда привычка становится в значительной степени «пустой»). Здесь же применим прием поэтапных изменений, когда в качестве замены предлагаются последовательно разные объекты (карамель, пряник, соска, сухарь, жвачка). Отвлечение, переключение, игнорирование симптома. |
Яктация Стереотипные движения во сне исчезают самопроизвольно в 93% случаев. | Коррекция неправильного воспитания и эмоционального состояния или раннего мозгового поражения. Внимание, забота, расширение контактов ребенка с матерью. Общение с ребенком перед укладыванием на сон. Развитие и упорядочение моторных потребностей (подвижные игры, ритмическая гимнастика). Сон на полу или в гамаке. Преодоление дефицита внимания и тепла. Насыщение момента укладывания в постель положительными эмоциями. Снятие компенсаторных раскачиваний увеличением двигательной активности и удовлетворения сенсорных потребностей. Демонстрация ярких, цветных предметов, игрушек, переключение на другие виды деятельности, дача еды, конфет, прогулки. Социально приемлемыми альтернативами яктации являются качания на руках, на качелях, креслах-качалках, занятия ритмикой, танцами, музыкой, общий массаж и щекотание стоп перед сном, а также внушение «ритмических» снов и визуализированных образов («часы», «морские волны»,»качающиеся деревья» и т.п.) . Фармакологическая терапия часто не нужна. |
Онихофагия С возрастом происходит самоизлечение без специального вмешательства. | Уничтожение причин напряженности. Внимание не столько к «обкусыванию», сколько к «обкусывателю». Обращение к гордости ребенка, маникюр. Покупка маникюрного набора. Замачивание ногтей в оливковом масле, горькая болтушка. Терпимое отношение к проявлениям гнева и враждебности. Помните! Принудительно подавленная онихофагия может замениться мастурбацией. |
Мастурбация | Мешать заниматься открыто, сдерживать за счет контакта и совместной игры. Обучение самовнушению: «Я не делаю этого!». Профилактика онанизма: правильное физическое и гигиеническое воспитание ( сон с руками поверх одеяла, свободная одежда, частая смена нижнего белья), упорядоченный сон, жесткий матрац, мытье ног на ночь холодной водой, быстрый подъем по утрам, подвижный образ жизни, общение с коллективом, закаливание, занятия спортом, изгнание глистов, приучение к аккуратному и быстрому отправлению естественных нужд, интересное хобби, ограничение возбуждающей сексуальной информации, адекватное половое воспитание. Фармакологическая терапия: аминазин, сонапакс, амитриптилин, бромиды,валериана,френолон, тазепам,элениум.Транквилизаторы. |
Трихолломания Самоизлечение с возрастом без специального лечения. | Лейкопластырная повязка. Парик, косынка, шапочка могут быть полезными вспомогательными средствами во время приготовления уроков, чтения книги. То же самое очки при выдергивании ресниц и бровей, а также сон в рукавицах, смазывание «рабочих пальцев» дубящими растворами (йодом, мозольной жидкостью). Показан массаж и самомассаж головы, отвлекающая процедура с воздействием на биологически активные точки. Фармакологическая терапия: изокарбоксазид, амитриптилин, флуоксетин (прозак), кломипрамин. Транквилизаторы. |
Известно, что ребенок обычно совершает ППД в определенном месте, в определенной обстановке и при определенных обстоятельствах. В связи с этим при госпитализации, переезде, смене обстановки происходит положительный эффект затормаживания патологической активности. С целью профилактики рецидива целесообразно перед возвращением сделать перестановку в комнате ребенка.
Для дезавтоматизации ППД можно использовать «протоколы реализации привычки» (где, в каком часу, как долго производил манипуляции, чем перед этим занимался, о чем думал, что чувствовал и проч.) Выдернутые волосы и обгрызенные ногти рекомендуется собирать в конверты после каждого ППД с целью «контрольного подсчета». Все эти приемы направлены на усиление звена обратной реакции.
Мероприятия, обеспечивающие сенсорную замену: «искание» в голове перед сном (психотехнический ритуал, имевший распространение у многих народов), лепка из теста или пластилина, рисование пальцами, участие в театре теней и кукольном театре, театре мимики и жеста с репетицией перед зеркалом, засыпание с куклой или плюшевым мишкой и т.п.
Все приведенные выше способы коррекции и лечения ППД наиболее эффективны на этапе, когда поведенческие стереотипы в значительной степени утратили свое компенсаторное значение, превратились в достаточно «пустые» автоматизмы. В противном случае их изолированное применение ( борьба только с самой привычкой, а не с причинами, ее породившими и поддерживающими) оказывается не только неэффективным, но может привести к существенному ухудшению общего психического состояния детей.
-
Ранний детский аутизм.
Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.
Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. В начале XX века термин аутизм использовался в психиатрии для описания шизофрении и других патологических состояний. С современной точки зрения аутизм был описан Лео Каннером в 1943 году. В своей работе «Аутистические нарушения аффективного контакта» он описал истории восьми мальчиков и трех девочек. Основным расстройством у этих детей Л. Каннер выделял
«неспособность вступать в обычные отношения с людьми и ситуациями, проявляющаяся с начала жизни». Он относил ранний детский аутизм к особому расстройству шизофренического спектра, подчёркивая его отличие от шизофрении и шизотимии.
Одна из первых теорий, объясняющих аутизм, возникла в 60-х годах. Теория заключалась в том, что аутистического расстройство появлялось у детей «с ненарушенным интеллектом, травмирующим его окружением, и, особенно, отсутствием теплых отношений к ребенку со стороны его родителей». Эту теорию поддерживал Бруно Беттелхейм, Нико и Элизабет Тинберген, Мариан Де Майер и др. Мариан Де Майер, однако, выделила еще одну возможные причины возникновения аутизма: биологическую предрасположенность.
Представление об аутизме были перевернуты Бернардом Римландом в труде 1964 года «Детский аутизм: Синдром и его значение для нейронной теории поведения». Он рассматривал аутизм как органическое нарушение мозга, полностью отвергая теорию о влиянии окружения и родителей. Его теория была поддержена Э. Шоплер и Р. Рейхлер. Это полностью изменило подход к проблеме аутизма, и как следствие, стали разрабатываться программы для обучения детей и взрослых с аутизмом.
С. Фолштейн и М. Раттер в 1971 году провели первое систематическое исследование с целью выявить генетические факторы, вызывающие аутизм.
С. Чесс, С. Корн и Ф. Фернандез в 1977 году исследовали возможность развития аутизма по причине специфических инфекций.
Е.Дейкин и Б. МакМахон в 1979 рассматривали возможных возбудителей инфекционных заболеваний в организме беременной матери как причина возникновения аутизма у ребенка.
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала XIX в. Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли H. Аспергер, и С.С. Мнухин. Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Башиной. Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
Таким образом, ранний детский аутизм (РДА) - это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра», реже - особая органическая недостаточность ЦНС (хромосомная, наследственно-обменная, возможно, и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью.
В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой “наш ребенок все еще не говорит” родители начинают обращаться к врачам. И таких детей становится все больше и больше. Мы действительно живем в эпоху нарастающего разнообразия расстройств коммуникации. Впрочем, “неговорящими” являются не только аутичные дети, т.е. дети с сидромом Каннера, но и дети с системным недоразвитием “речевых” зон мозга; дети, глухие от рождения или очень рано оглохшие; перенесшие детский церебральный паралич и т.п. Причины этого многообразны. В частности, развитие медицины и педагогической практики позволяет не только выжить, но и социализироваться детям с такими тяжелыми патологиями речи, которые в прежние времена оставили бы их не только вне “большого” социума, но и просто на обочине жизни.
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств выделяет следующие критерии для диагностики аутизма:
-
Нарушения в сфере социальных взаимодействий (не поддерживает зрительный контакт, отсутствует символьная мимика, жесты) -
отношения со сверстниками, отсутствует социальная и эмоциональная взаимность и др.) -
Нарушения в коммуникативной сфере (задержка или полное отсутствие разговорной речи, стереотипный характер речи, отсутствие игр с проявлением спонтанности и др.) -
Стереотипные паттерны поведения, интересы и виды занятий (поглощение одним видом занятий, следование специфическим и нефункциональным ритуалом, интерес к определенным деталям и предметам и др.)
Аутизм является спектральным расстройством: типичные симптомы могут встречаться в разных комбинациях и отличаться различной степенью тяжести.
Аутизм проявляется в возрасте до трех лет и обычно диагностируется не ранее 2-3 лет. Во многих случаях сопровождается снижением умственных способностей, различным по степени тяжести речевыми расстройствами. Стоит отметить, что это не всегда обуславливается нарушениями умственных способностей, как отмечает Е. С. Слепович, это происходит вследствие неспособности или нежелания ребенка «действовать произвольно, выполнять поставленные перед ним в ситуации обследования задачи, невозможностью установления контакта».