Файл: Контрольная работа вариант 6 по учебной дисциплине Психопатология Выполнил(а) Лучинина Т. С. Фамилия И. О. Направление подготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные симптомы.
Симптоматика детского аутизма отмечается стереотипностью в поведении. Для малыша присуща поглощенность однообразными действиями: потряхивание, раскачивание, прыжки, взмахивание руками. Один предмет длительное время становится объектом манипуляций, малыш его трясет, вертит, потряхивает, постукивает, крутит. Характерны стереотипные движения с книгами: малыш ритмично и быстро перелистывает страницы. Одна и та же тема преобладает у ребенка во время рисования, в разговоре, в игровых сюжетах. Малыш избегает любых жизненных нововведений, придерживается установленных правил поведения, активно сопротивляется всем изменениям.
Расстройство у ребенка – аутиста обнаруживают себя в задержке и нарушении речевого развития, а так же коммуникативных функций. Часто отмечается мутизм, речь носит штамповый характер. Малыш избегает разговоров, не реагирует на вопросы, а наедине с собой увлеченно декларирует стихи, комментирует свои действия.
Основные признаки аутизма, выделенные Л. Каннером:
-
полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми; -
настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях; -
привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках; -
мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации; -
хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов; -
проявляется с рождения или до 30 месяцев.
Аутичный ребенок с первых дней жизни отличается в своем поведении от нормальных сверстников. На первом году жизни аутичные дети практически постоянно молчат – если здоровый младенец постоянно лепечет и агукает, то малыш с аутизмом практически не реагирует на призывы родителей к общению.
Аутичные младенцы не отвечают улыбкой на улыбку. Их улыбки направлены куда-то в пространство, а при виде подошедшей матери или отца малыш замирает, и улыбка исчезает.
Родителям также следует насторожиться, если ребенок не просится к ним на руки. Здоровый малыш всегда протягивает ручки, когда видит, что мама собирается его поднять. Аутист не стремится к телесному контакту, а, оказавшись у мамы на руках, начинает изгибаться, выворачиваться, его очень неудобно держать.
Аутичные дети не фокусируют взгляд на предметах, которые им показывают. Двигательная активность глаз у малышей в норме, аутисты часто что-то сами рассматривают, однако эмоциональную реакцию, ответ на показываемую вещь они не дают. Зачастую дети с аутизмом страдают нарушениями сна, часто плачут, капризничают, не любят просыпаться.
В поведении детей постарше можно выделить три ключевых момента – нарушения в поведении, общении и в эмоциональной сфере. Движения аутичных детей неуклюжи, несбалансированны и дисгармоничны, аутисты могут производить впечатление неуклюжих, однако бывают и очень подвижны. Известны случаи, когда такой ребенок мог моментально забраться на шкаф. Движения аутистов также отличаются однообразием – часто встречается постоянное верчение пальцами, «манежный бег» (по кругу, так бегать ребенок может часами), вращение вокруг своей оси, раскачивание из стороны в сторону.
В плане эмоциональных проявлений аутичные дети отличаются крайней холодностью и могут производить впечатление абсолютно равнодушных, эгоистичных, жестоких. На самом деле это совершенно не так. Все без исключения аутисты отличаются крайней ранимостью и обидчивостью. Внешне жестокое и бездушное обращение с игрушками, с близкими людьми или домашними животными – всего лишь следствие гиперболизированной чувствительности аутиста, из-за которого он закрывается от мира. Любое взаимодействие с миром для аутичного ребенка – испытание.
Что касается общения, часто аутисты могут производить впечатление глухих или слепых – они словно не слышат, когда к ним обращаются, не видят протягиваемые им предметы. Обследование же показывает, что и зрение, и слух у ребенка в норме. Отсутствие реакции объясняется крайне ранимой психикой малыша, которая, не выдерживая нагрузки при контакте с реальностью, блокирует реакцию, сводя контакт на нет.
Наблюдения за поведением аутичных детей в детском садике показывают, что интеллект у малышей в полном порядке. Обычно поначалу, попав в детский коллектив, аутист уходит в сторону, стараясь избегать раздражающих его шумных детских компаний. Однако он всегда внимательно наблюдает за происходящим. Обычно аутичный ребенок не реагирует на прямые просьбы сделать что-либо, однако он подражает действиям других детей. Это касается как простых навыков (например, гигиены), так и интеллектуальных действий. Зачастую дома аутичный малыш легко воспроизводит то, чем занимались в детском саду его сверстники, будь это лепка, музыка или постройка домика из кубиков.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает: синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
О. С. Никольской выделены четыре основные группы РДА.
Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, и тип самого аутизма.
У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды,
II группы - с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность),
III группы - с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким),
IV группы - со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и, повышая психологический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.
С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира
характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищет защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.
Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.
Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннера, как самостоятельной аномалией развития, реже - синдром Аспергера, как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.