Файл: Информация о дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Уведомления, направляемые органам регулирования. При определенных обстоятельствах общества должны направлять уведомления в органы регулирования, такие как ФКЦБ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Требования в отношении раскрытия информации считаются выполненными с момента соответствующего уведомления акционерным обществом органа регулирования.

7. Уведомления, направляемые кредиторам. Уведомление направляется кредиторам лично или публикуется в виде объявления в прессе.

8. Предоставление информации работникам общества. Работники общества представляют собой особую категорию пользователей информации. Одно из прав работников общества предусматривает получение от общества информации, затрагивающей их интересы.

6.2. Процедуры контроля и аудит


Система контрольно-ревизионных органов является важным инструментом управления обществом и контроля за ним, а также содействует созданию четкой и прозрачной системы подготовки финансовой отчетности. В процесс управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества вовлечены несколько внутренних структур и внешних по отношению к обществу лиц (организаций). Эти органы различны по характеру, выполняемым им функциям и подотчетности. Некоторые элементы данного процесса являются обязательными, а некоторые могут использоваться по усмотрению общества.

Основная задача ревизионной комиссии – осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества и соблюдением законов и нормативных актов. Задачи и сфера действия ревизионной комиссии более узкие, чем у комитета по аудиту. Ревизионная комиссия может: осуществлять мониторинг за соблюдением нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность общества; выражать свое мнение по вопросу о том, дает ли финансовая отчетность объективное представление о существующем положении дел; проверять правильность отражения в отчетности коммерческих и финансовых операций. Ревизионная комиссия подотчетна акционерам.

Аудитор общества (или независимый аудитор) проводит проверку финансовой отчетности общества с учетом уровня существенности. Акционеры получают от аудитора общества независимое мнение о том, что финансовая отчетность последнего является достоверной.

Комитет по аудиту защищает интересы общества, задавая исполнительным органам вопросы о том, как выполняются обязанности в сфере финансовой отчетности, и добиваясь принятия мер по исправлению ситуации. Комитет по аудиту осуществляет контроль как за внутренним аудитором, так и за отношениями с аудитором общества. Комитет может рассматривать вопрос о назначении аудитора общества, проверять план внутреннего аудита, анализировать эффективность систем внутреннего контроля, рассматривать основные факты, выявленные в ходе внутренних аудиторских расследований, и ответные меры со стороны руководства общества, содействовать сотрудничеству между внутренним аудитором и аудитором общества. Наконец, комитет по аудиту может рассматривать проекты годовой отчетности общества и анализировать заключение аудитора по ней. Комитет является частью совета директоров и призван вырабатывать для него рекомендации, но не вправе принимать решения от имени общества.


Внутренний аудитор (или контрольно-ревизионная служба) отвечает за ежедневную оценку того, насколько деятельность общества обоснована с финансовой точки зрения. В ходе проверок внутренний аудитор оценивает и контролирует применяемые в обществе методы управления рисками, практику подготовки отчетности и контроля, а также предлагает меры по улучшению работы в названных областях. Внутренний аудит охватывает не только финансовые аспекты деятельности общества, но и внутренние операционные системы. Внутренний аудитор функционально подотчетен совету директоров (в идеальном варианте – через комитет по аудиту), а административно – генеральному директору.
6.2.1. Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В любом акционерном обществе независимо от его типа должна быть создана ревизионная комиссия. Ее основная функция – вырабатывать мнение о достоверности финансовой информации общества и о соблюдении последним законов и нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность общества.

Ревизионная комиссия может существовать в виде ревизора или коллегиального органа, в состав которого входит несколько лиц. Член ревизионной комиссии должен быть независимым от руководства общества и не может быть: членом совета директоров; генеральным директором; членом коллегиального исполнительного органа; членом счетной комиссии.

Ревизионная комиссия вправе: проводить проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год.

Порядок деятельности ревизионной комиссии может быть определен в уставе общества или, что предпочтительнее, в его внутренних документах. Общее собрание акционеров должно утвердить такие документы.

По итогам ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет заключение, в котором должны содержаться: выводы относительно достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества; информация о фактах нарушения установленных порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
6.2.2. Аудитор общества (независимый аудитор)


Аудиторская проверка, осуществляемая независимым аудитором, является важным элементом системы контроля в акционерном обществе. Цель аудиторской проверки – дать аудитору возможность выразить свое мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность общества во всех существенных отношениях в соответствии с установленными стандартами финансовой отчетности, и о ее достоверности. Аудиторская проверка обеспечивает для акционеров, руководства и работников общества и участников рынка независимое мнение о достоверности его финансовой отчетности. Это повышает доверие к обществу и расширяет его возможности по привлечению инвестиций.

Применительно к независимой аудиторской проверке необходимо отметить три ключевых момента: менеджеры общества несут ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности общества; аудитор общества отвечает за выработку и представление своего мнения относительно финансовой отчетности; аудиторская проверка финансовой отчетности не освобождает исполнительные органы общества от выполнения ими своих обязанностей.
6.2.3. Комитет по аудиту

Российское законодательство не предусматривает создания комитета по аудиту, тогда как в других странах данный комитет во все большей мере рассматривается как важный элемент структуры корпоративного управления.

Кроме того, исходя из международной надлежащей практики, можно рекомендовать, чтобы в обществе был разработан и использовался внутренний документ (например, положение), в котором бы описывались цели создания комитета по аудиту, его обязанности и ответственность.

Комитет по аудиту совета директоров должен выполнять следующие функции: выработка рекомендаций для совета директоров относительно выбора независимой аудиторской организации; взаимодействие с ревизионной комиссией общества и аудиторской организацией (аудитором) общества; контроль за совершением финансово-хозяйственных операций общества; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества и исполнением его финансово-хозяйственного плана; контроль за деятельностью контрольно-ревизионной службы; оценка эффективности процедур внутреннего контроля; разработка процедур внутреннего контроля и управления рисками совместно с менеджерами; выработка рекомендаций по одобрению советом директоров нестандартных операций.

Совету директоров должна предоставляться полная информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности общества. Кроме того, все члены комитета по аудиту должны иметь беспрепятственный доступ к любым документам и информации общества. Такой доступ необходим для выполнения комитетом по аудиту его функций, и здесь ключевую роль нередко играет секретарь общества, обеспечивающий свободную передачу информации.


Было бы также целесообразным, чтобы у комитета по аудиту были полномочия и ресурсы, необходимые для привлечения внешних консультантов без обращения при этом за разрешением к совету директоров или должностным лицам общества.
6.2.4. Внутренний контроль

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый совместно советом директоров, руководством и иными работниками общества и призванный обеспечить разумную гарантию достижения следующих целей общества: достоверность финансовой отчетности, эффективность деятельности и соблюдение обществом требований законодательства.

Эффективная система внутреннего контроля может помочь обществу: принимать более точные коммерческие решения на основе более полной и заблаговременно получаемой информации; завоевать (или восстановить утраченное) доверие инвесторов; предотвратить потерю ресурсов; обезопасить имущество общества; предотвратить возможное мошенничество; соблюдать все применимые законы и нормативные акты; получить конкурентное преимущество путем упрощения операций.

1. Принципы внутреннего контроля. Целесообразней всего основывать систему внутреннего контроля общества на определенных принципах, в число которых входят следующие:

  • непрерывное функционирование: постоянное и надлежащее функционирование системы внутреннего контроля позволяет обществу своевременно выявлять любые отклонения от нормы и предсказывать их возникновение в будущем;

  • подотчетность всех участников системы внутреннего контроля: качество выполнения контрольных функций каждым лицом контролируется другим участником системы внутреннего контроля;

  • разделение обязанностей: следует запрещать любое дублирование контрольных функций; функции должны распределяться между работниками таким образом, чтобы одно и то же лицо не объединяло функций, связанных с утверждением операций с определенными активами, учетом операций, обеспечением сохранности активов и проведением их инвентаризации;

  • надлежащее одобрение и утверждение операций: следует установить порядок утверждения всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах их компетенции;

  • обеспечение организационного обособления подразделения общества, отвечающего за выполнение функций внутреннего контроля, и его подотчетности непосредственно совету директоров (наряду с комитетом по аудиту);

  • внедрение системы внутреннего контроля на основе интеграции и сотрудничества всех подразделений и департаментов общества;

  • постоянное развитие и совершенствование: система внутреннего контроля общества должна быть структурирована таким образом, чтобы она могла быть беспрепятственно адаптирована к новым задачам;

  • обеспечение своевременного извещения об отклонениях: следует установить самые короткие сроки для получения указанной информации лицами, уполномоченными принимать решения с целью устранения таких отклонений.


2. Элементы системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля включает: контрольную среду, оценку рисков, действия по осуществлению контроля, информация и сообщения.

3. Органы и лица, ответственные за осуществление внутреннего контроля.

4. Внутренний аудит. Внутренний аудит представляет собой неотъемлемую часть системы внутреннего контроля общества. В то время как система внутреннего контроля носит более широкий характер, внутренний аудит можно определить как деятельность по обеспечению независимых и объективных гарантий и по предоставлению рекомендаций, призванную повышать стоимость бизнеса и совершенствовать деятельность общества.

5. Контрольно-ревизионная служба. Функцию внутреннего контроля могут исполнять различные структуры общества, такие как внутренний аудитор или департамент внутреннего аудита. В соответствии с Кодексом ФКЦБ, российским акционерным обществам рекомендуется создавать контрольно-ревизионную службу. Контрольно-ревизионная служба должна отвечать за проведение ежедневного внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности общества и может также выполнять функции внутреннего аудитора.

6. Отчет руководства общества о внутреннем контроле за финансовой отчетностью.

6.3. Эффективность корпоративного управления


Основным показателем корпоративного управления, к которому должна стремиться компания, независимо от выбранной модели, является эффективность корпоративного управления. Характерными чертами эффективного корпоративного управления по определению Всемирного банка являются: прозрачность; защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров; независимость директоров: в определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений; назначении менеджеров, контроле за их деятельностью, смещении менеджеров в случае необходимости.

Организация экономического сотрудничества и развития выделяет такие черты эффективного корпоративного управления: честность – уверенность инвесторов в защите своих средств; прозрачность – своевременное раскрытие компанией достоверной и полной информации о своем финансовом положении; подотчетность – менеджеры подотчетны собственникам компании; ответственность – соблюдение компанией законов и этических норм.

Особенности оценки экономической эффективности корпоративного управления