ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перед зданием МГУ. на площадке Воробьевых гор с видом на Москву-реку, устроена смотровая территория, с которой прекрасно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому всех, кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы.
4. Деревянный архитектурный комплекс размещен на острове Кижи, на Онежском озере в Карелии. Это всемирно известный ансамбль, который начинался с двух церквей и колокольни. И 1966 г. здесь был основан музей под открытым небом, куда привезли большое количество построек из разных районов Карелии - часовни, дома, мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена мастером-строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя. А по окончании постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем самым, что закончил возведение самого выдающегося творения в своей жизни и лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах — уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью. Недаром множество старинных построек в нашей стране находится под охраной государства, об этом можно узнать, прочитав над входом в здание на специальной доске: «Здание является памятником архитектуры, охраняется государством». Конечно, подобных зданий больше всего в городах, которые уже стоят на земле несколько исков, — в Москве, Санкт-Петербурге, в городах Золотого кольца России.
VI. Создание проекта здания
Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Вы получите наборы геометрических форм, из которых надо сложить воображаемое здание. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами.
- Каково предназначение будущего здания?
- Из каких частей оно будет состоять? — Как его можно украсить?
При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.
(Школьники получают наборы плоских геометрических фигур, вырезанных из бумаги, выполняют задание.)
— У кого готов плоский проект его оригинального здания?
— Кто хочет рассказать о нем? (Ответы школьников.) (Педагог проверяет и оценивает выполнение задания.)
VII. Задание для самостоятельной работы
Вы проверили свои возможности при создании нового здания. Теперь вам надо нарисовать его — то, которое вы сложили из отдельных частей, или новое, какое вам подскажет ваша фантазия.
Материал можете взять любой — карандаши или краски. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про нее можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.
Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для нее хотя бы простой карандашный эскиз, как вы уже делали на предыдущих уроках.
(Школьники выполняют задание.)
— Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.)
— Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.)
— Как надо набирать краску для рисования деталей? (На самый кончик кисточки.)
— Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.)
VIII. Физкультминутка
Пока ваши работы высыхают, проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Дождик, дождик, что ты льешь?
(Четыре хлопка в ладоши.)
Погулять нам не даешь.
(Четыре притопа каждой ногой по очереди.)
Дождик, дождик, полно лить,
(Четыре хлопка в ладоши.)
Нашу землю, лес мочить.
(Четыре прыжка на месте.)
После дождичка на даче
(Ходьба с высоким подниманием бедра.) Мы по лужицам поскачем. (Прыжки на месте через лужицы.)
IX. Завершение работы
(Школьники завершают работу над рисунками.)
х. Рефлексия
- Какие здания называют памятниками архитектуры?
- Приведите примеры памятников архитектуры?
- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живем?
- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?
- Чем он вам понравился?
- Что такое фасад?
- Как государство относится к памятникам архитектуры?
- Как можно отличить памятники архитектуры разных веков?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании памятников архитектуры?
А теперь сочиним синквейн на тему «Памятник».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Принадлежности для рисования уберите, воду из-под акварельных красок вылейте.
На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для аппликации — цветную бумагу, ножницы, клей.
Урок 10. Тема: Парки, скверы, бульвары.
Цели; познакомить школьников с вариантами оформления городских зеленых зон; рассмотреть образцы ландшафтной архитектуры; научить составлять проекты детских парков; познакомить с понятием «садово-парковое искусство».
Вид деятельности:работа в смешанной технике — рисование, аппликация,
Планируемые результаты: школьники получат представление о назначении зеленых зон в городах; узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране; создадут парковые проекты.
Оборудование:фотографии с образцами парковой архитектуры разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, цветная бумага, ножницы; клей.
Ключевые слова и понятия:парки, скверы, заселяемость, садово-парковое искусство.
Примечание. Для пояснения темы «Садово-парковое искусство» можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
— Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
— Какое задание вы выполняли?
— Что еще, кроме зданий, можно видеть на улицах города? (Ответы школьников.)
Буквально каждый город, по которому ходит автомобильный транспорт, страдает от загазованности, жители его испытывают дискомфорт от недостатка кислорода. Поэтому на выходные дни многие стремятся уехать из города в так называемые «зеленые зоны» — на природу: в лес, на дачу, на речку или на озеро. Можно ли в городах устраивать свои «зеленые зоны»?
III. Беседа по теме урока
— Как называются зеленые зоны в городах? {Парки, скверы.)
— Что такое сквер? (Место отдыха и прогулок людей в городских районах, где находится много зеленых насаждений.)
— Что такое парк? (Место в городе, где наряду с большим количеством зеленых насаждений имеются развлекательные учреждения — карусели, качели, другие виды аттракционов, объекты питания.)
Парки, как правило, более богато оформлены: в них есть фонтаны, большие клумбы, театры под открытым небом, павильоны для выставок, аттракционы. По площади парки намного больше, чем скверы.
Еще к зеленым зонам можно отнести бульвары. Это улицы, у которых полоса зеленых насаждений проходит посередине. В центре бульвара — аллея с посаженными деревьями, и между ними устроена широкая дорога для прогулок людей. А автомобильные дороги проложены по боковым сторонам этой центральной аллеи.
В Москве существует даже целая цепочка таких зеленых бульваров, которая объединена в огромную улицу-дугу - Бульварное кольцо. В состав этого кольца входят Тверской бульвар, Чистопрудный бульвар, Сретенский бульвар, Гоголевский бульвар и др. Бульвары переходят один в другой и обычно они носят названия улиц, которые пересекают.
У поэтессы А. Барто есть стихотворение «Веревочка», где говорится о том, как весной в зеленеющие бульвары, сады и парки Москвы гурьбой выбегали сотни девочек, которые учились прыгать через веревочку. Стихотворение заканчивается строчками, в которых перечисляются особенности Москвы.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва,
Еще не запыленная
Зеленая листва.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады!
Если на прошлом уроке вы работали как зодчие — строители зданий, то сегодня вы станете архитекторами парков, скверов и бульваров, т. е. будете заниматься садово-парковым искусством.
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите в них тему сегодняшнего урока: «Парки, скверы, бульвары».
Основой любого парка, сквера и бульвара является природа, зеленые насаждения. С этой целью и создаются зеленые зоны.
Запишите определение понятия «садово-парковое искусство».
Садово-парковое искусство — это искусство создания садов и других зеленых территорий, куда входят планировка, подбор растений и их размещение в сочетании с архитектурой.
V. Беседа по теме урока
Прежде чем придумывать оформление сквера или парка, архитектор внимательно изучает природу того места, на котором ему предстоит устроить зеленую зону. Ведь на этом участке земли уже существует своя растительность, есть какие-то холмы или овраги, имеются свои водоемы - пруды, озера, роднички. Все это необходимо тщательным образом сберечь, новые постройки или новые зеленые насаждения не должны уничтожать того, что уже создано самой природой.
Подумайте и ответьте, как можно оформить сквер, если на отведенной для него территории уже имеются:
• небольшая река;
• возвышенность в виде холма; • каменная скала;
• плоская поляна;
• множество высоких кустов.
(Школьники предлагают свои варианты использования каждого объекта.)
Давайте рассмотрим примеры, как специалисты используют природные особенности при создании парков, скверов и бульваров в городе.
VI. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 52 и рассмотрите варианты современной архитектуры для садов и парков. Прочитайте текст на с. 52—53. На этом развороте показаны парки, предназначенные для прогулок и приятного отдыха.
— Какие детали для отдыха мы видим? (Подобранные зеленые насаждения, фонтаны, оформленные водоемы и др.)
— Как оформлены уже ранее существовавшие на этих местах водоемы?
Но бывает так, что парк создают с особым смыслом и предназначением. Пример такого оформления - военный мемориал Мамаев курган на берегу реки Волги, изображение которого приведено в учебнике на с. 54.
— Кто знает, какую роль сыграл Мамаев курган в Великой Отечественной войне? (На этом месте были остановлены войска фашистов, напавших на нас, начался коренной перелом в ходе всей войны, которая закончилась победой нашей страны.)
Битва за Мамаев курган была ожесточенной, на берегах Волги полегло немало наших солдат. В память об их бессмертном подвиге было решено спустя 20 лет после Великой Отечественной войны создать на Мамаевом кургане мемориал, где этот подвиг был бы увековечен. Под руководством скульптора Е. Вучетича воздвигли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». От подножия кургана до его вершины ведут 200 ступеней - по числу дней Сталинградской битвы. Мемориал открывается постепенно, по мере того как человек все выше и выше поднимается по лестнице.
Площадки между лестницами оформлены зелеными насаждениями и скульптурами. А на фотографии вы видите водоем, который называется «Озеро скорби». Так много наших воинов полегло, защищая свою страну, что слезы по ним никогда не иссякнут. Родина-мать - это образ женщины с мечом в руке, которая поднимает солдат на сражение, на подвиг, на защиту нашей страны.
Прочитайте абзац на с. 54, где приведено описание парка Победы в мемориальном комплексе Мамаев курган. Создание этого комплекса — пример работы художников, скульпторов, работников садово-паркового искусства. Здесь царит красота, но красота эта — сдержанная, четкая, даже строгая.
VII. Задание для самостоятельной работы
Теперь послушайте, какая задача стоит на сегодняшнем уроке перед вами, мастерами садово-паркового искусства. Вам надо придумать проект детского парка развлечений. Наверняка многие из вас сами бывали в таких парках со своими родителями или друзьями, что-то вам там особенно запомнилось и понравилось. Используйте эти впечатления для ваших рисунков.
- Что может войти в проект такого парка? (Ответы школьников.) Вы можете изобразить ваш проект в смешанной технике — нарисовать его карандашами, красками, а вдобавок использовать летали аппликации.
Подумайте, может быть, вам сначала следует сделать несложный набросок на бумаге, а потом перенести его на альбомный лист.
Вам надо решить несколько вопросов.
- Будут ли на вашем рисунке изображения деревьев и других зеленых насаждений?
- Будут ли на вашем рисунке изображения аттракционов?
- Будут ли на вашем рисунке изображения людей?
- В каких моментах можно использовать аппликацию?
Чтобы работа не получилась примитивной, я советую использовать в ней два плана — ближний, тот, который будет действительно ближе всего к зрителю, и второй, который будет находиться за первым. Тогда ваш проект парка получится более богатым, динамичным. Для этого необходимо соблюдать такое правило изобразительного искусства, как заслоняемость одних предметов другими.
Еще подумайте над тем, как заполнить верхнюю и нижнюю масти вашего листа. Допустим, в нижней части вы разместите предметы невысокие — кусты, скамейки, людей, кафе. Что можно разместить в верней части? Может быть, аттракционы или плакаты, афиши, парковую ограду, деревья. Подумайте над проектом не спеша, чтобы он получился разноплановым.
(Школьники создают эскиз детского парка развлечений и начинают переносить его на основной лист бумаги.)
VIII. Физкультминутка
Давайте разучим несколько упражнений с гимнастической палкой. Но у нас ее роль будет выполнить обычный карандаш. Возьмите карандаш двумя руками.
(Педагог показывает упражнения, школьники повторяют. Каждое упражнение выполняется по 4 раза).
1. Взять карандаш за края двумя руками, согнуть руки в локтях, чтобы карандаш оказался на уровне груди.
2. Поднять карандаш вверх па вытянутых руках, затем снова опустить на уровень груди. Можно упражнение выполнять с поочередным отставлением каждой ноги назад.
3. Вытянуть руки вперед, снова вернуть их на грудь. Это упражнение также можно выполнять с добавлением движений ног.
4. С вытянутыми вперед руками сделать по 4 поворота в обе стороны, одновременно с руками надо поворачивать и голову.
5. Поднять карандаш вверх на вытянутых руках, сделать по 4 наклона в каждую сторону с отставлением ноги в сторону.
6. Карандаш опустить вниз на вытянутых руках, сделать по 4 широких маха руками вправо и влево.
Оказывается, что и простой карандаш может стать предметом для спортивных тренировок. Помните об этом, когда гуляете в лесу или сквере. А если вы найдете там подходящую палку, то сможете самостоятельно провести спортивную тренировку.
Палка гимнастическая –
Вещь просто удивительная.
Делай с нею упражнения
И расстанешься ты с ленью.
В стороны ее качай,
Силу мышц приобретай.
Палка вверх - и палка вниз,
Ты получишь первый приз.
IX. Завершение самостоятельной работы
(Школьники продолжают работу над заданием.) Может не хватить времени для завершения работы. Тогда не надо торопиться, лучше доделайте работу дома.
X. Рефлексия
— Как называются места для отдыха в городе?
— Какое время года для проекта выбрали вы?
— Почему вам показалось это время года интересным?
— В какое время суток вы изображаете детский парк отдыха?
- Что такое «садово-парковое искусство»?
- В чем заключается работа братьев-Мастеров при создании детского парка отдыха?
- Какие виды изобразительной деятельности вы использовали в своих работах?
А теперь сочиним синквейн на тему «Парк».
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Приведите в порядок свое рабочее место - если вы использовали аппликацию и вырезали изображения из бумаги, то соберите и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования.
На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для бумажного конструирования — ножницы и клей.
Урок 11.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
Тема: Витрины.
Цели:познакомить с назначением витрин; повторить их сочетание с профилем магазина; научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики; познакомить с понятиями «эклектика», «коллаж».
Вид деятельности:работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги, создание объемной модели.
Планируемые результаты:школьники научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении.
Оборудование:фотографии или слайды образцов витрин разных магазинов и размеров, бумага для аппликации, картонная коробка, ножницы, клей.
Ключевые слова и понятия:вывески, коллаж, эклектика, создание витрины.
Примечание.Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
— Над какими дизайнерскими объектами вы работали на прошлых уроках?
— Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?
— Каких размеров бывают фонари?
Если вы идете по улице, на которой находятся разные магазины, то многие из них можно угадать по запаху. Закройте глаза и представьте, что вы идете по такой улице. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов носом.
- Как можно догадаться, что вы подошли к магазину, в котором продаются духи? Чем пахнет у такого магазина? (Духами.)
- А вот вы остановились у магазина, возле которого запахло рыбой. Значит, что в нем продается? (Рыба.)
Но самый вкусный запах стоит возле магазина, где продается хлеб. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте, как благоухает свежий хлеб.
Откройте глаза и ответьте на вопрос.
- Как, только глядя на магазин, но, не читая его вывеску, угадать, что в нем продается? Что нам даст подсказку? (Ответы школьников.)
Конечно, витрина магазина. Это специально оформленные окна, в которых выставлены товары, которые продаются в данном магазине.
III. Беседа по теме урока, работа с учебником
Откройте учебники на с. 64, прочитайте текст.
- Каково назначение витрин?
- Как сочетается оформление витрины с тем, какие в этом магазине продаются товары, т. е. с его профилем?
Запишите определение нового слова.
Коллаж — это прием в изобразительном искусстве, при котором на основу наклеиваются самые разные материалы (бумага, i кань, пластмасса, бусинки, природный материал).
- Может ли при оформлении витрины магазина использоваться коллаж?
- Приведите примеры вариантов коллажа в витрине любого магазина. (Ответы школьников.)
Запишите определение второго нового слова.
Эклектика — это сочетание разнородных элементов в произведениях искусства.
Иногда слово «эклектика» переводится как «сочетание несочетаемого». Например, современный художник может нарисовать букет цветов на столе, а под столом приклеить на картину настоящий ботинок. В Санкт-Петербурге в музее Эрмитаж есть выставочный зал, в котором размещены двигающиеся золотые механические птицы и фонтанчики, из которых постоянно струится вода. Это — пример эклектики в музейном дизайне.
- Можно ли при оформлении витрины магазина использовать такой прием, как эклектика?
- Приведите примеры вариантов эклектики в витрине любого магазина. (Ответы школьников.) Коллаж и эклектика — два важных и интересных приема, которые могут использоваться художниками-дизайнерами в работе над созданием витрины магазина.
— Что такое коллаж?
— Что такое эклектика?
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите в них тему урока: «Витрины». Конечно, вы догадались, что сегодня вам предстоит придумать свой вариант магазинной витрины.
— Какой может быть витрина по своим размерам? (Маленькой, с квартирное окно, и большой, во всю стену.)
— Назовите размеры витрин новыми словами, которые вы записали в тетради на прошлом уроке. (Колоссальные и миниатюрные.)
Благодаря таким приемам, как коллаж и эклектика, вы можете размещать в витрине магазина не только те товары, которые продаются в нем, но и другие предметы, которые позволяли бы привлекать внимание людей, проходящих мимо по улице. Ведь назначение витрины - заставить людей заинтересоваться тем, что в ней выставлено, чтобы они захотели в магазин войти и сделать покупку.
V. Знакомство с правилами создания витрин
При создании витрины надо учитывать еще и то, что они должны привлекать покупателей, показывать им все лучшее, что продается в магазине. Эта роль витрин называется рекламной.
Но ведь будет смешно, если на витрину просто положат все лучшее, что продается в магазине — мол, подходите, сами смотрите. Оформление витрин должно быть непременно художественным. И даже быть выполнено с юмором, чтобы покупатель, рассматривая ее, улыбнулся и запомнил этот магазин, захотел в него войти.