ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Торгово-технологический процесс продажи продовольственных товаров состоит из следующих этапов:
-
поступление товаров; -
разгрузка транспортных средств; -
доставка товаров в зону приёмки; -
товаров по количеству и качеству; -
перемещение товаров в зону хранения или в зону товарной обработки; -
размещение и выкладка товаров; -
отборка товаров покупателями; -
продажа товаров.
Транспортные средства, доставляющие товары в магазин должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поступившие в магазин товары доставляют в зону приёмки.
Приёмка осуществляется материально-ответственными лицами: заведующими отделами, товароведами на основании сопроводительных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, описей). Если товары прибыли без сопроводительных документов приёмка осуществляется по акту, в котором указывают фактическое наличие товаров и отмечают отсутствие документов.
Особенности приёмки отдельных товаров определяются особыми условиями поставки, стандартами, ТУ, договорами поставки и т.д.
При получении нового товара, товаровед-оператор после его приемки заводит новые штрих-коды в базу. После приёмки, на товары делаются ценники в операторской, затем необходимое количество товара выносится в торговый зал, остальное хранится на складах. Такие товары как колбасы, сыры и некоторые другие, перед тем, как вынести в торговый зал уносят на фасовку, затем выкладывают. После получения замороженной продукции (пельмени, котлеты, вареники, фарш, тушки куриц и т.д) происходит выкладка в бонеты (морозильные камеры), находящиеся в магазине. Если часть продукции не поместилась, тогда её убирают в холодильник для заморозки, который находится на складе.
Так как магазин «Монетка» является мягким дискаунтером, перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещенияхдля хранения алкогольной продукции, так и непосредственно в торговом зале: и две холодильные камеры: низкотемпературная и камера для охлаждённой продукции. Остальные товары направляются в торговый зал и выкладываются непосредственно на торговое оборудование, а часть на поддонах в дополнительно отведённых местах магазина.
Важнейшей операцией микрологистического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей и быстрого отпуска товаров и увеличения пропускной способности в магазине, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. К операциям по подготовке товаров относятся:
-
расфасовка; -
сортировка товаров; -
проверка правильности обозначения цен; -
придание изделиям товарного вида; -
укладка на тележки, в контейнеры, ящики для подачи в торговый зал; -
размещение товара в торговом зале; -
выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.
При товарной обработке продукции в общем случае осуществляются следующие технологические процессы:
-
измельчительно-режущие операции; -
дозирование продукции в товарные порции по размерам, объема массе, количеству или по времени истечения; -
упаковка товарных порций в соответствующий упаковочный материал; -
идентификация товарной порции (взвешивание, измерение и т.д.);
Измельчительно-режущие операции. В магазине Монетка значительное место в технологическом процессе механической обработки пищевых продуктов занимает измельчение продуктов резанием. Резание продуктов осуществляют режущими инструментами с целью придания продуктам заданных формы, размера и качества поверхности. Режущими инструментами служат ножи различной конструкции и формы.
Ручная резка пищевого сырья и готовых продуктов в производственном цикле предприятия торговли применяется достаточно широко.
Основной задачей упаковки является сохранение потребительского качества упакованного продукта на всем пути от производства до потребления и создание необходимого товарного вида. При этом упаковка призвана выполнять следующие функции:
-
соблюдение санитарно-гигиенических требований при реализации продукта, защита от порчи и внешнего заражения; -
облегчение реализации и хранения посредством мелкой расфасовки; -
возможность идентифицирования партии в отношении ее содержания, качества продукта, производителя и т.п.; -
информирование потребителя о свойствах продукта; -
усиление привлекательности продукта и покупательского тяготения к нему; -
обеспечение безопасного транспортирования; -
экономичность.
Создание упаковки начинается с формирования предъявляемых к ней требований, которые можно разделить на четыре группы:
-
необходимость защиты товара; -
учет сложившейся ситуации на рынке (требования маркетинга); -
требования торговли; -
требования стандартов.
Торговля предъявляет к упаковке продукта следующие требования: она должна информировать о положении на рынке сбыта, определении массы и объема упакованного товара, сроке его годности в данной упаковке и ее вместимости.
По назначению упаковки подразделяются на две группы: мягкие и жесткие. Мягкая упаковка не сохраняет самостоятельную форму, ее конфигурация зависит от формы упакованного продукта. К мягкой упаковке относятся также мешки (бумажные, из натуральных и синтетических волокон) и сетки (из текстильной пряжи, из синтетических материалов).
В качестве упаковки наибольшее распространение получили коробки, цилиндрические банки, склянки и бутылки. Для изготовления жесткой упаковки используется: бумага, картон, искусственные материалы, металлы и стекло, а также комбинированные материалы.
В качестве мягких упаковок наибольшее распространение получили пакеты и мешочки. В качестве материала используются бумага, синтетическая пленка, комбинированные материалы. К основным преимуществам этих видов упаковки можно отнести:
-
небольшую массу; -
небольшой занимаемый ими объем; -
относительно невысокую стоимость; -
хорошее восприятие печати для нанесения информации и рекламного текста.
Для взвешивания, расфасовки, приемки товара в магазине Монетка используют различные виды весового оборудования.
По месту и способу установки используемые весы делят на настольные, передвижные, стационарные и специальные.
Важная роль в организации микрологистического процесса в магазине отводится размещению товара в торговых залах, их выкладке, оптимальному распределению установочной и экспозиционной площади между отдельными группами товаров. Размещение товаров - это оптимальное распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учётом отдельных факторов влияющих на размещение:
-
частота спроса на отдельные товары; -
размеры продаваемых товаров; -
широта внутригруппового ассортимента; -
затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров; -
психология покупателей.
Частота спроса является важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп. Чем она выше, тем большая площадь необходима для размещения.
Размеры продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары требуют больших площадей для их показа. Затраты времени покупателей влияют на размеры площадей для размещения отдельных товаров. За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале. Покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи. При продаже малоизвестных, новых товаров должны быть выделены видные места в торговом зале.
При выкладке товаров обеспечивается наиболее полное использование экспозиционной площади магазина с тем, чтобы каждый квадратный метр площади обеспечивал магазину соответствующий доход. Для успешной работы магазина размещение и выкладку планируют заранее. Вид транспортного средства в данном магазине это – грузовые машины с грузоподъёмностью 5 тонн и 10 тонн. В таком транспорте без проблем перевозятся одновременно полеты и ролики с товаром (рис.1-2). Так же в машине уже присутствует подъёмно-транспортное оборудование, которое заменяет отдельный вид транспортного средства.
На скорость движения материального потока внутри магазина влияют эффективность выполнения операций микрологистического процесса: скорость приёмки, скорость перемещения товаров из зоны приёмки в места хранения, скорость реализации (спрос и оборачиваемость товаров).
Рисунок 1Рисунок 2
-
Мероприятия по совершенствованию
Для совершенствования внутрипроизводственной логистики на торговом предприятии необходима оптимизация определённых логистических операций, связанных с поставкой товаров, приёмкой товаров и их размещение на предприятии.
Поставки товаров через «кросс-докинг» – это логистическая операция внутри цепочки поставок, при которой отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок. Формируется заказ на те или иные товары, затем эта информация отправляется одному или нескольким поставщикам. В заказе отмечена точная дата доставки товара – день Х. Поставщик упаковывает товар, часть заказа, в транспортную тару, указывая на каждой единице тары номер заказа, и доставляет его в магазин.
Основу технологии приёмки товаров на торговом предприятии составляет выполнение логистических операций, постоянное совершенствование организации труда и технологических решений, эффективное использование подъемно-транспортного и технологического оборудования.
Правильно организованный складской технологический процесс на предприятии должен обеспечить:
-
четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки продукции; -
эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ; -
рациональное складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование складских объемов и площадей, а также сохранность товаров и других материальных ценностей; -
выполнение требований по рациональной организации работы зала товарных образцов, складских операций по отборке товаров с мест хранения, комплектованию и подготовке их к отпуску; -
четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателям; -
последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада, и создание благоприятных условий труда.
Для эффективного выполнения перечисленных задач, быстрой адаптации нового персонала большое значение имеют технологические карты и графики работ в приёмочной зоне магазина.
В соответствии с принципиальной схемой технологического процесса и в целях четкой организации работ рекомендуется составлять технологические карты, разрабатываемые применительно к конкретным условиям торгового предприятия.
Примерная форма технологической карты для склада предприятия розничной торговли приведена в таблица 5.
Таблица 5. Пример технологической карты склада предприятия оптовой торговли
№ п/п | Исходные условия | Участок производства работ | Исполнители | Содержание работ | Формы документов | Механизмы | Примечание |
Например операция размещения товаров на хранение | |||||||
3 | Окончание приемки товаров по количеству и качеству | Участок приемки- зона хранения | Член бригады товарного склада | Определение мест хранения. Транспортировка. Размещение. | План – схема здания с указанием кодов мест хранения | Электропогрузчик | 1-я и 2-я цифры – номер стеллажа, 3-я и 4-я номер секции, 5-я и 6-я номер полки |