Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1. Особенности развития розничной торговли в России: понятие, современное состояние
2. Анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика универмага «ЦУМ»
3. Пути совершенствования коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»
3.2. Анализ эффективности предложенных мероприятий
Итак, недостатком в части внедрения инноваций в управлении мы можем считать недостаточное количество сотрудников универмага «ЦУМ», обладающих знанием иностранного языка.
4. Рассмотрим инновационные изменения в бизнес-моделях универмага «ЦУМ», в части сотрудничества с другими предприятиями, функционирующими на рынке роскоши. Например, универмагом «ЦУМ» заключен договор сотрудничества с московским автотранспортным предприятием «Vip Такси» (г. Москва, ул. Воздвиженка, 10), предоставляющим услуги автомобилей VIP-класса, в автопарке предприятия есть автомобили BMW (7-я серия представительский класс), Merсedes-Benz S500, AUDI A8, при этом «Vip Такси» гарантирует максимально высокий уровень обслуживания.
В универмаге услуга бесплатного такси из ЦУМа доступна всем, кто совершил в этот день покупку на общую сумму от 300 тыс. рублей. После совершения покупки покупатель обращается к продавцу, и ему будет подан автомобиль VIP-класса, на котором можно уехать по любому адресу в пределах МКАД или на расстояние, не превышающее 10 км от нее.
Недостатком в этом направлении мы можем считать, то обстоятельство, что договоры о сотрудничестве заключены по ограниченному числу услуг универмага «ЦУМ», например, услугу химчистки эксклюзивных вещей купленных в универмаге, можно предоставлять покупателям путем заключения договора с Бутик Химчисткой «Coon» (г. Москва, ул. Перовская, д. 1). Отметим, что «Coon» – первый в России Бутик Химчистка. Это современное предприятие, отвечающее высоким техническим стандартам, оборудованное машинами химической чистки от известных немецких производителей с гибким программным управлением, которое позволяет подобрать индивидуальную программу для различных изделий.
5. В части внедрения инноваций в маркетинговой деятельности как ключевой составляющей коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» применяются такие виды деятельности: визуальный мерчендайзинг, программа лояльности «Любимый клиент», разрабатываются новые специальные предложения для клиентов. Рассмотрим указанные маркетинговые инновации более подробно.
Merchandising book – корпоративный документ, регламентирующий основные правила коммерческого визуального мерчендайзинга универмага «ЦУМ». Грамотный мерчандайзинг универмага «ЦУМ» складывается из соблюдения всех основных правил и стандартов, своевременного внедрения всех инструкций по презентации и оперативному оформлению акций и коммерческих предложений. Инструменты визуального мерчендайзинга универмага «ЦУМ», представлены на рисунке 6.
Локация категорий в торговых залах универмага «ЦУМ» определяется сезоном. Наиболее актуальные категории будут размещаться в наиболее горячих зонах торговых помещений, наименее актуальные – в холодных. Перезонация (перемещение товарных категорий) производится актуально сезону.
Рис. 6. Инструменты визуального мерчендайзинга универмага «ЦУМ»
Источник: составлено автором
POS материалы в универмаге «ЦУМ» – это рекламные материалы, способствующие продвижению товара на месте продаж. К таким рекламным материалам в универмаге относятся – имиджевые постеры и флаги, лого-таблички, листовки, ценники и бирки.
В универмаге «ЦУМ» действует программа лояльности «Любимый клиент». Программа лояльности доступна и прозрачна. Виды карты «Любимый клиент» и их действие в универмаге «ЦУМ», рассмотрим в таблице 6.
Таблица 6
Виды карт лояльности «Любимый клиент»
Вид карты лояльности |
Условия получения и преимущества от использования карты лояльности |
Белая карта |
Каждый посетитель ЦУМа, при совершении покупки, может заполнить анкету, на любой кассе и, получив белую карту, стать привилегированным покупателем ЦУМа. От 5 % до 10 % от стоимости покупки накапливаются на карте, поэтому ни одна, даже самая небольшая покупка, не останется без поощрения. Накопленная сумма может быть использована после получения карты следующего уровня |
Оранжевая карта |
Когда сумма покупок за год достигнет 300 тыс. рублей, белую карту можно обменять на карту следующего уровня – оранжевую. При наличии оранжевой карты 5 % от стоимости покупки накапливаются на карте. Эта сумма может быть использована на 15–ый день при оплате следующих покупок. Карта также действует в Интернет магазине ЦУМ |
Черная карта |
Если сумма покупок в течение года достигла 3 млн. рублей, выдается престижная черная карта. Бонусы, начисляемые на счет карты, составляют 10 % от суммы покупок. Эта сумма может быть использована на 15–ый день при оплате следующих покупок. Если сумма покупок достигнет 6 млн. рублей, клиент вправе получить дополнительную карту, привязанную к тому же бонусному счету. Карта также действует в Интернет магазине ЦУМ |
Источник: составлено автором
Новые специальные предложения для покупателей, новые бренды и скидки на товары обычно публикуют на официальном сайте универмага «ЦУМ».
Недостатком внедрения инноваций в маркетинговой деятельности мы можем считать недостаточный уровень программ по продвижению, как самого универмага «ЦУМ», так и его товаров и услуг на рынке предметов роскоши, из-за этого возникают проблемы с недостаточной известностью на рынке что ведет к снижению его конкурентоспособности. Кроме этого в ряде торговых предприятий уже активно внедряется такая маркетинговая инновация как аромамаркетинг, в универмаге «ЦУМ», эту инновацию не используют. В универмаге «ЦУМ» для размещения и выкладки товаров необходимо более эффективно использовать принципы кросс мерчандайзинга. Отметим, что кросс мерчандайзинг – это вид мерчендайзинга основанный на размещении сопутствующего товара к основному.
6. Инновации в концепции торгового предприятия, заключаются в том, что универмаг «ЦУМ» приятно удивляет интерьером и его неповторимым уникальным стилем. Каждый уголок универмага «ЦУМ» пропитан произведениями искусства и своим особым настроением. Каждой деталью, элементом декора он воплощает неповторимую атмосферу искусства, творчества, творческих проектов и идей. Уникальный дизайн интерьеров универмага позволяет создать высококлассные фотоснимки новых коллекций для размещения их на официальном интернет сайте универмага и для иллюстрации интернет журнала универмага «ЦУМ».
7. В части внедрения инноваций в информационных технологиях в универмаге «ЦУМ» применяются следующие виды: Интернет магазин «ЦУМ», услуги онлайн-бронирования товаров, бесплатный Wi-Fi Интернет на всей территории универмага.
Интернет-магазин ЦУМ был открыт в 2011 году, в настоящее времен на сайте универмага представлено более 600 мировых брендов, при заказе на сумму от 10 тыс. рублей доставка осуществляет бесплатно, в т.ч. в регионы РФ, существует экспресс-доставка. Для поддержки пользователей работает круглосуточный контакт-центр. Как было отмечено выше, ценовая политика компании была пересмотрена и в настоящее время по заявлениям руководства компании уровень цен сопоставим с уровнем цен в Милане. Сайт компании яркий, интерактивный, насыщен информацией о товарах, при просмотре товара предлагаются варианты образов (дополнение сумочки, обуви, аксессуаров). Возврат товара осуществляет в предписанные законом сроки – 14 дней [14]. На сайте нет агрессивной рекламы. Полезного контента, не имеющего прямого отношения к продаже товаров, на сайте нет. Более подробную информацию о функционировании интернет магазина «ЦУМ», его конкурентов, проблем и возможностей его совершенствования мы рассмотрим в третьей части нашего исследования.
8. Инновационные изменения в области мультимедийных технологий (инновации мультимедийных технологий). На официальном сайте универмага «ЦУМ» и в его интернет-магазине представлены модные коллекции, есть специальных каталоги (электронные журналы ЦУМ) с профессиональными фотографиями и обзорами ведущих специалистов индустрии моды, в том числе на рынке предметов роскоши. Отметим, что универмаг «ЦУМ» располагает собственной фотостудией, которая в основном используется для съемки всех товаров, поступающих в ЦУМ и для дальнейшего размещения их в интернет-магазине универмага (http://www.tsum.ru/), также в фотостудии снимают рекламные кампании, раскладки вещей для публикации их в социальных сетях.
К недостаткам в инновациях мультимедийных технологий отнесем, отсутствие видеороликов в сети Интернет с показом модных коллекций, отсутствуют также и виртуальные туры (3D) по универмагу.
9. Инновационные изменения в сфере безопасности универмага «ЦУМ» включают в себя наличие универмаге электронных замков и сейфов, в том числе для хранения вещей покупателей, полная автоматизация системы пожарной безопасности. Универмаг оборудован полным комплексом охранной сигнализации.
В целом можно отметить, что одну и ту же инновацию, согласно, нашей классификации, можно отнести к различным областям внедрения, например инновационную услугу заказа товаров и его бронирования через интернет, можно отнести и к инновационному изменению в процессе оказания услуг, и к инновациям в информационных технологиях, а создание электронного журнала ЦУМ, можно отнести как к маркетинговым инновациям, так и к инновациям в мультимедийных технологиях и т.д.
Далее проведем оценку инновационной коммерческой деятельности по областям внедрения (видам инноваций) в универмаге «ЦУМ», по методу, рассмотренному в предыдущей части нашего исследования. Выделим области внедрения инноваций в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» и рассчитаем их количественные параметры в таблице 7. Отметим, что в качестве экспертов, были приглашены специалисты индустрии моды, всего было опрошено три человека.
Таблица 7
Весомость областей внедрения инноваций в коммерческой деятельности
Области внедрения инноваций |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Весомость параметров |
1. Инновации в продукте |
5 |
5 |
5 |
0,13 |
2. Инновации в процессе |
4 |
5 |
5 |
0,13 |
3. Инновации в маркетинге |
3 |
4 |
4 |
0,119 |
4. Инновации в бизнес-моделях |
4 |
4 |
4 |
0,11 |
5. Инновации в управлении |
3 |
3 |
4 |
0,09 |
6. Инновации в концепции торгового предприятия |
5 |
4 |
4 |
0,12 |
7. Инновации информационных технологий |
3 |
3 |
3 |
0,08 |
8. Инновации мультимедийных технологий |
5 |
5 |
4 |
0,129 |
9. Инновации в сфере безопасности |
3 |
4 |
3 |
0,092 |
35 |
37 |
36 |
Источник: составлено автором
Рассмотрим весомость областей внедрения инноваций в коммерческой деятельности, для универмага «ЦУМ», на рисунке 7.
Рис. 7. Весомость областей внедрения инноваций в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»
Источник: составлено автором
Итак, к наиболее весомым областям внедрения инноваций в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ», экспертами отнесены: инновации в продукте, инновации в процессе и инновации в маркетинговой деятельности универмага. Расчет инновационной коммерческой деятельности универмага «ЦУМ», экспертами было решено провести в сравнении с деятельностью розничных предприятий торговли функционирующих на рынке товаров роскоши города Москвы, а именно «Bosco di Ciliegi», ООО «СВ Бутик» («SVMoscow»), «Aizel» в таблице 8. Характеристика конкурентов, представлена в Приложении 3.
Таблица 8
Оценка инновационной коммерческой деятельности
Области внедрения инноваций |
Весомость показателей |
«Aizel» |
«SVMoscow» |
«Bosco di Ciliegi» |
«ЦУМ» |
|||||||
Бi |
aБi |
Бi |
aБi |
Бi |
aБi |
Бi |
aБi |
|||||
Инновации в продукте |
0,13 |
4,7 |
0,611 |
4,66 |
0,61 |
5,0 |
0,65 |
4,33 |
0,56 |
|||
Инновации в процессе |
0,13 |
3,3 |
0,429 |
3,67 |
0,48 |
5,0 |
0,65 |
4,0 |
0,52 |
|||
Инновации в маркетинге |
0,119 |
3,67 |
0,45 |
4,33 |
0,48 |
4,33 |
0,52 |
5,0 |
0,6 |
|||
Инновации в бизнес–моделях |
0,11 |
4,33 |
0,48 |
4,67 |
0,51 |
4,67 |
0,51 |
4,33 |
0,48 |
|||
Инновации в управлении |
0,09 |
4,3 |
0,39 |
4,33 |
0,39 |
4,66 |
0,42 |
5,0 |
0,45 |
|||
Инновации в концепции |
0,12 |
3,7 |
0,44 |
4,0 |
0,48 |
4,0 |
0,48 |
4,33 |
0,52 |
|||
Инновации информационных технологий |
0,08 |
3,3 |
0,26 |
4,67 |
0,37 |
4,67 |
0,37 |
4,33 |
0,35 |
|||
Инновации мультимедийных технологий |
0,129 |
4,3 |
0,55 |
3,66 |
0,47 |
3,67 |
0,47 |
3,66 |
0,47 |
|||
Инновации в сфере безопасности |
0,092 |
2,7 |
0,25 |
4,0 |
0,37 |
3,67 |
0,35 |
3,33 |
0,31 |
|||
Инновационная деятельность |
1 |
3,86 |
4,16 |
4,42 |
4,26 |