Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что права и свободы, записанные в Конституции России, трактуются по-разному законодателем. Часто трактовка и реализация правоприменителем конституционных прав на социальное обеспечение противоречит конституционным принципам страны.
Законодатель, вводя в законы о социальном обеспечении граждан дискриминационные условия, ограничивает доступность права на социальное обеспечение для всех граждан. Также правоприменители, трактуют неверно федеральные законы, регулирующие выплаты социальной помощи, тем самым они лишают граждан социального обеспечения. При этом социальная функция государства перестает реализовываться.
Кроме того законодатель искусственно создает правовые препоны на пути получения каждым тех социальных льгот и обеспечения, которые они заслуживают. Такими действиями законодатель показывает свою некомпетентность, халатность и равнодушие к простым гражданам.
Рыночные условия провоцируют государство на уменьшение социальных гарантий. В зону риска попадают особо незащищённые категории граждан, такие как лица пострадавшие от радиоактивных излучений при ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС; пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, учителя, медработники и другие.
Конституционный суд России неоднократно судебными решениями отстаивал права простых граждан, признавая лишение их со стороны государства тех или иных социальных благ антиконституционным.
Сейчас одной из самых актуальных проблем стали нововведения в пенсионном законодательстве. Последними изменениями законодатель повысил возраст выхода на пенсию на пять лет.
На наш взгляд, такое решение властей является неконституционным, антисоциальным, а также ведет к серьезным социальным и экономическим последствиям. Не разрешение особо острых социальных проблем ведет к риску разрушения всей системы страны.
Люди, находящиеся в зоне риска, а именно предпенсионеры, по-новому закону фактически лишены положенного им права на пенсионное обеспечение, потому согласно исследованиям, большая доля мужского населения страны не способна дожить до реализации права. Отмена же для части страны положенного права считается антиконституционным, противоречащим принципу запрещенности дискриминации.
Заключение
Признание государства социальным зависит, прежде всего, от степени эффективности механизма реализации социальных прав человека и гражданина, в том числе и основного среди них, определяющего в принципе социальный характер государства, - права на социальное обеспечение. Поэтому ключевым в дипломной работе стали вопросы механизма реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации, его законодательное закрепление, проблемы его практической реализации в современной России.
Исследование позволило сделать следующие выводы и предложения, направленные на повышения эффективности всего механизма реализации права на социальное обеспечение, нормативной правовой базы в сфере социального обеспечения населения.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что социальное обеспечение является ключевым в системе прав человека. Во-первых, потому, что оно направленно на реализацию достойной жизни человека их свободное и полноценное развитие. Во-вторых, в центре находится человек и его права. В-третьих, социально обеспечение является основой социального государства, которое в свою очередь есть способ и форма конституционноправового воплощения идеи справедливости.
На наш взгляд понятие «социальное обеспечение», стоит понимать как конкретные мероприятия проводимые государством по отношению к гражданам, по обеспечению их в старости или при потере кормильца, в связи с материнством и детством и другой правой помощи за счет бюджетов разных уровней страны.
На наш взгляд более удачно принцип социального государства сформулирован в конституции Республики Беларусь, которая закрепляет в статье 21 не только «право на достойный уровень жизни», но и раскрывает понятие подробнее: «включая питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».
Кроме того в статье 47 Конституции Республики Беларусь говорится, что особую заботу при социальном обеспечении проявляет государство о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов».
Более подробное указание в Основном законе на элементы социального государства, расшифровывающее смысл понятия достойная жизнь явилось бы прогрессивным шагом в развитии Конституции России в 21 веке. Более того, такое развитие также привело бы смысл конституционных положений в соответствие с нормами международного права, которые являются составной частью нашей правовой системы.
Поскольку внести изменения в статью 7 Конституции невозможно, представляется, что Конституционный суд РФ мог бы дать толкование данной статье Основного закона, дополнив ее содержание вышеуказанной смысловой составляющей. В частности он мог бы указать на то, что одной из составляющих принципа социального государства в России является направленность действий органов государственной власти на обеспечение такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание
, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Проведенный в исследовании анализ позволяет назвать элементы механизма реализации прав граждан на социальное обеспечение. Ими являются: конституционные нормы; правомерная деятельность субъектов прав человека и гражданина; гарантии; ответственность; субъективный состав.
Главными организационными институтами, обеспечивающими реализацию права граждан на социальное обеспечение, служат государственные и общественные органы и организации, как национальные, так и международные.
Ключевое значение в механизме реализации прав на социальное обеспечение занимает глава государства. Федеральное Правительство занимается вопросами регулирования в сфере социального обеспечения, также необходимо отметить важную роль федеральных и региональных законодателей, как субъектов механизма реализации права граждан на социальное обеспечение.
Кроме того стоит отметить, что проблема реализации прав граждан на социальное обеспечение заключается в том, что права и свободы, записанные в Конституции России, трактуются по-разному правоприменителем. Часто трактовка и реализация правоприменителем конституционных прав на социальное обеспечение противоречит конституционным принципам нашей страны.
Анализ проблем реализации прав на социальное обеспечение, через призму опыта Конституционного суда дает понять, что в современной России образовался тренд на уменьшение социальных благ для населения нашей страны.
В зону риска попадают особо незащищённые категории граждан, такие как: лица пострадавшие от радиоактивных излучений при ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС; пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, учителя, медработники и другие.
Конституционный суд России неоднократно судебными решениями отстаивал права простых граждан, признавая лишение их со стороны государства тех или иных социальных благ антиконституционным.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем стали нововведения в пенсионном законодательстве, а именно повешение возраста выхода на пенсию. На наш взгляд, такое решение властей является неконституционным, антисоциальным, а также ведет к серьезным социальным и экономическим последствиям. Неразрешенность особо острых социальных проблем ведет к риску возникновения политического кризиса, социально-политической дестабилизации страны.
Люди, находящиеся в зоне риска, а именно предпенсионеры, по-новому закону фактически лишены положенного им права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно данным Росстата, в более чем двух третях субъектов РФ мужское население не доживает до 65 лет, т.е. до нового возраста выхода мужчин на пенсию. Отмена же для части страны положенного права считается антиконституционным, противоречащим принципу запрета дискриминации.
Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
Международный билль о правах человека. – Нью— Йорк, 1988. – 146 с.
– 31 декабря.
федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. – 2011. – 23 ноября.
Законодатель, вводя в законы о социальном обеспечении граждан дискриминационные условия, ограничивает доступность права на социальное обеспечение для всех граждан. Также правоприменители, трактуют неверно федеральные законы, регулирующие выплаты социальной помощи, тем самым они лишают граждан социального обеспечения. При этом социальная функция государства перестает реализовываться.
Кроме того законодатель искусственно создает правовые препоны на пути получения каждым тех социальных льгот и обеспечения, которые они заслуживают. Такими действиями законодатель показывает свою некомпетентность, халатность и равнодушие к простым гражданам.
Рыночные условия провоцируют государство на уменьшение социальных гарантий. В зону риска попадают особо незащищённые категории граждан, такие как лица пострадавшие от радиоактивных излучений при ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС; пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, учителя, медработники и другие.
Конституционный суд России неоднократно судебными решениями отстаивал права простых граждан, признавая лишение их со стороны государства тех или иных социальных благ антиконституционным.
Сейчас одной из самых актуальных проблем стали нововведения в пенсионном законодательстве. Последними изменениями законодатель повысил возраст выхода на пенсию на пять лет.
На наш взгляд, такое решение властей является неконституционным, антисоциальным, а также ведет к серьезным социальным и экономическим последствиям. Не разрешение особо острых социальных проблем ведет к риску разрушения всей системы страны.
Люди, находящиеся в зоне риска, а именно предпенсионеры, по-новому закону фактически лишены положенного им права на пенсионное обеспечение, потому согласно исследованиям, большая доля мужского населения страны не способна дожить до реализации права. Отмена же для части страны положенного права считается антиконституционным, противоречащим принципу запрещенности дискриминации.
Заключение
Признание государства социальным зависит, прежде всего, от степени эффективности механизма реализации социальных прав человека и гражданина, в том числе и основного среди них, определяющего в принципе социальный характер государства, - права на социальное обеспечение. Поэтому ключевым в дипломной работе стали вопросы механизма реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации, его законодательное закрепление, проблемы его практической реализации в современной России.
Исследование позволило сделать следующие выводы и предложения, направленные на повышения эффективности всего механизма реализации права на социальное обеспечение, нормативной правовой базы в сфере социального обеспечения населения.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что социальное обеспечение является ключевым в системе прав человека. Во-первых, потому, что оно направленно на реализацию достойной жизни человека их свободное и полноценное развитие. Во-вторых, в центре находится человек и его права. В-третьих, социально обеспечение является основой социального государства, которое в свою очередь есть способ и форма конституционноправового воплощения идеи справедливости.
На наш взгляд понятие «социальное обеспечение», стоит понимать как конкретные мероприятия проводимые государством по отношению к гражданам, по обеспечению их в старости или при потере кормильца, в связи с материнством и детством и другой правой помощи за счет бюджетов разных уровней страны.
На наш взгляд более удачно принцип социального государства сформулирован в конституции Республики Беларусь, которая закрепляет в статье 21 не только «право на достойный уровень жизни», но и раскрывает понятие подробнее: «включая питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».
Кроме того в статье 47 Конституции Республики Беларусь говорится, что особую заботу при социальном обеспечении проявляет государство о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов».
Более подробное указание в Основном законе на элементы социального государства, расшифровывающее смысл понятия достойная жизнь явилось бы прогрессивным шагом в развитии Конституции России в 21 веке. Более того, такое развитие также привело бы смысл конституционных положений в соответствие с нормами международного права, которые являются составной частью нашей правовой системы.
Поскольку внести изменения в статью 7 Конституции невозможно, представляется, что Конституционный суд РФ мог бы дать толкование данной статье Основного закона, дополнив ее содержание вышеуказанной смысловой составляющей. В частности он мог бы указать на то, что одной из составляющих принципа социального государства в России является направленность действий органов государственной власти на обеспечение такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание
, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Проведенный в исследовании анализ позволяет назвать элементы механизма реализации прав граждан на социальное обеспечение. Ими являются: конституционные нормы; правомерная деятельность субъектов прав человека и гражданина; гарантии; ответственность; субъективный состав.
Главными организационными институтами, обеспечивающими реализацию права граждан на социальное обеспечение, служат государственные и общественные органы и организации, как национальные, так и международные.
Ключевое значение в механизме реализации прав на социальное обеспечение занимает глава государства. Федеральное Правительство занимается вопросами регулирования в сфере социального обеспечения, также необходимо отметить важную роль федеральных и региональных законодателей, как субъектов механизма реализации права граждан на социальное обеспечение.
Кроме того стоит отметить, что проблема реализации прав граждан на социальное обеспечение заключается в том, что права и свободы, записанные в Конституции России, трактуются по-разному правоприменителем. Часто трактовка и реализация правоприменителем конституционных прав на социальное обеспечение противоречит конституционным принципам нашей страны.
Анализ проблем реализации прав на социальное обеспечение, через призму опыта Конституционного суда дает понять, что в современной России образовался тренд на уменьшение социальных благ для населения нашей страны.
В зону риска попадают особо незащищённые категории граждан, такие как: лица пострадавшие от радиоактивных излучений при ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС; пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, учителя, медработники и другие.
Конституционный суд России неоднократно судебными решениями отстаивал права простых граждан, признавая лишение их со стороны государства тех или иных социальных благ антиконституционным.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем стали нововведения в пенсионном законодательстве, а именно повешение возраста выхода на пенсию. На наш взгляд, такое решение властей является неконституционным, антисоциальным, а также ведет к серьезным социальным и экономическим последствиям. Неразрешенность особо острых социальных проблем ведет к риску возникновения политического кризиса, социально-политической дестабилизации страны.
Люди, находящиеся в зоне риска, а именно предпенсионеры, по-новому закону фактически лишены положенного им права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно данным Росстата, в более чем двух третях субъектов РФ мужское население не доживает до 65 лет, т.е. до нового возраста выхода мужчин на пенсию. Отмена же для части страны положенного права считается антиконституционным, противоречащим принципу запрета дискриминации.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6— ФКЗ, от 30.12.2008 № 7— ФКЗ, от 05.02.2014 № 2— ФКЗ, от 21.07.2014 № 11— ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. – Ст. 4398. -
Об экономических, социальных и культурных правах: международный пакт (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496— ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — 28 апреля. -
О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения [Электронный ресурс]: Конвенция № 118 Международной Организации Труда (Женева, 28 июня 1962 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
О минимальных нормах социального обеспечения [Электронный ресурс]: Конвенция МОТ № 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1919— 1956. Том I. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс». -
Всеобщая декларация прав человека // Права человека:
Международный билль о правах человека. – Нью— Йорк, 1988. – 146 с.
-
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Рез. ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г. № Doc. A/RES/55/2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран: рекомендация МОТ от 22 июня 1970 г. № 135 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957— 1990. Том II. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». -
О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. – 2014. – 7 февраля. -
Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета. – 2001.
– 31 декабря.
-
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации:
федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. – 2011. – 23 ноября.
-
Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133. -
О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. – 2004. – 31 августа. -
О страховых пенсиях: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2018) // Российская газета. – 2013. – 31 декабря. -
О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032– 1 (ред. от 11 декабря 2018) // Ведомости РФ – 1991. – № 18. – Ст. 566. -
Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от