Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?» Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и преподаватель, читая сочинение.
Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться «от сотворения мира». Вступление может вводить в тему и анализ произведения.
Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему «Тема судьбы в творчестве М. Ю. Лермонтова»: «В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия «судьба» в творчестве М. Ю. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию «судьба», изменение этого отношения со временем – все эти стороны я старался охватить в своей работе».
Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности.
Например, сочинение «Отцы и дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения между поколениями в представлении И.С. Тургенева таковы: «дети» продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу «новое слово». Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема – конфликт поколений. «Дети» отрицают жизненные идеалы «отцов», выросших при социализме и строивших коммунизм, «отцы» не понимают «детей», выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
Языковые клише, используемые во вступлении и заключении в сочинениях
Для вступления
-
Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён … -
О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. … – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся. -
Риторические вопросы. Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… -
Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса). -
Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . -
Риторический вопрос. Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду. -
Приём «Ключевое слово»:
-
определить тему текста; -
выделить ключевое понятие; -
раскрыть смысл этого понятия.
-
Приём «Аллегория»: нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким–либо конкретным примером. -
Приём «Цитата». «…,» – писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … -
Вопросы. Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений. -
Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории). -
Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: … -
Вопросы. Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … . -
«…,» – в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов. Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
Для заключения
-
Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … . -
Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!» – это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании). -
Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. -
Использование цитаты. «…,» – писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … . -
Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … . -
Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .
Алгоритм написания сочинения
-
Выберите из предложенных тем такую, по которой сможете высказать своё мнение и которая интересна вам лично. -
Перечитайте текст, материал учебника, критические статьи, записи в тетрадях. -
Набросайте вопросы для раскрытия темы. -
Составьте план изложения основных мыслей вашей работы. -
Подберите эпиграф, который должен соответствовать теме и содержанию сочинения. -
Подберите необходимые аргументы (цитаты, примеры) для использования в основной части сочинения, иллюстрирующие излагаемые мысли. Помните, что цитаты не должны перегружать сочинение, они должны быть ёмкими по размеру и уместными в каждом конкретном случае. -
Помните, что сочинение состоит из 3 частей, которые должны быть соразмерны и логически связаны между собой. Сочинение должно быть размышлением, а не изложением. Оно должно содержать отражение вашей личной позиции, вашего мнения. -
Напишите сочинение сначала на черновик. Не бойтесь на черновике излагать мысли непоследовательно. Начинайте писать сочинение с того пункта плана, который кажется вам наиболее интересным, понятным, где сможете изложить мысли развёрнуто. Затем вернись к другим частям и логично их свяжите между собой. -
Прочитайте сочинение вслух, когда оно приобретёт законченный вариант (если есть возможность, пусть его прочитает ещё кто-нибудь). -
Проверьте ошибки. Особое внимание следует обратить на:
-
соотнесённость глагольных форм; -
пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию); -
лексические повторы; -
фактические ошибки; -
орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов); -
речевые и грамматические ошибки.
-
Не спешите переписывать работу на чистовик. Прочитайте ещё раз, всё внимательно проверьте и, если работа вас устраивает, переписывайте!
Общие требования, предъявляемые к стилю письма
-
Мысли должны быть понятными и изложены по порядку. -
В сочинении необходимо показать логический ход мыслей, умение делать выводы, знание произведения, а также личное мнение о написанном. -
Общий размер сочинения, как правило, не больше четырех с половиной и не менее трех с половиной листов рукописного текста. Вступление и концовка должны занимать четвертую часть от всего объема, а основная часть – три четверти текста. -
За сочинение выставляется две оценки: за содержание и грамотность. -
Для раскрытия темы сочинения необходимо знание сюжета произведения, фабулы, символики и идеи. Хорошо использовать для подготовки биографический материал.
Основные критерии оценки сочинения
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1 Содержание работы полностью соответствует теме. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
2 Фактические ошибки отсутствуют. | ||
3 Содержание излагается последовательно. | ||
4 Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. | ||
5 Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. | ||
В целом, в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета | ||
«4» | 1 Содержание работы, в основном, соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
2 Содержание, в основном, достоверно, но имеются единичные фактические неточности. | ||
3 Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. | ||
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. | ||
| ||
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | ||
«3» | 1 В работе допущены существенные отклонения. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк, или 7 пунк. при отсутствии орфографических, а также 4 грамматических ошибки |
2 Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. | ||
3 Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. | ||
4 Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. | ||
5 Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. | ||
В целом, в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | ||
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом, в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орф., 7 пунк. и 7 грамматических ошибок |
1.4.2 План анализа прозаического произведения
-
Время, история создания произведения, его связь с эпохой. -
Произведение в контексте творчества писателя. -
Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения. -
Композиция, сюжет, конфликт. -
Система образов произведения (кратко охарактеризовать). -
Способы выражения авторской позиции. -
Жанровое своеобразие. -
Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства в произведении).
1.4.3 План анализа драматического произведения
-
Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. -
Мировоззрение и общественная позиция автора. -
Отражение общественной жизни в произведении. -
Жанр (трагедия, драма, комедия). -
Тематика и проблематика. -
Конфликт и его своеобразие. -
Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация). -
Система образов. Речевая характеристика персонажей. -
Роль авторской ремарки. -
Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе. -
Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения.
1.4.4 План отзыва на прочитанное произведение
-
Какова тема и основная мысль произведения? -
Где и когда происходят изображенные в нем события? -
Какие места в произведении произвели на вас наиболее сильное впечатление? -
Кто из героев особенно понравился? Почему? -
Каков язык произведения (что запомнилось, показалось необычным)? -
Чем обогатило вас произведение? Над какими вопросами заставило задуматься? -
Помогли ли вам лучше понять произведение иллюстрации, предисловие, послесловие?
1.4.5 План анализа лирического произведения
-
Произведение в контексте творчества поэта:
-
история создания; -
период творчества, к которому относится произведение; -
биографический контекст: обстоятельства жизни поэта, послужившие основой для создания произведения; -
лицо, которому посвящено произведение (если известно); -
место произведения, занимаемое в творчестве поэта.