Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2698
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
вижу разрушительное действие времени, неотделимого от материи (Кат.).
Задание 171. 1) Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте нелинейные схемы и расставьте знаки препинания. 2) Произведя синтаксический разбор предикативных частей, подчеркните в них осложнения. 3) Подчеркните знвки препинания, относящиеся к сложному предложению.
I
1. Часто после беседы с нею взволнованный и полный грустно-ласкового чувства к людям запредельным его миру он уходил в поле и там сидя на холме смотрел как наступают на город сумерки – время когда светлое и темное борются друг с другом как мирно приходит ночь кропя землю росою и уходит тихо уступая новому дню (М.Г.). 2. Такое мнение весьма лестное для гостя составилось о нем в городе и оно держалось до тех пор покамест одно странное свойство гостя и предприятие или как говорят в провинции пассаж о котором читатель скоро узнает не привело в совершенное недоумение почти весь город (Гог.). 3. Я много раз с разных широт смотрел туда где сливаются Енисей и Мана стараясь преодолеть взглядом или хотя бы мысленно молчаливую конца не имеющую даль и всегда мне казалось что там за той далью находится неведомая мне чудесная страна в которой я знаю теперь мне никогда не бывать но которая так всегда манила и манит что я иной раз путаю явь со сном потому что неведомая страна с детства обворожила меня: вечный зов ее бродит в моей крови тревожит сердце (Аст.). 4. Молодая женщина коренная ленинградка очень чуткая к красоте природы сказала мне как-то что она никогда и не подозревала даже что летние ночи бывают такие черные-черные с такой необъятной прозрачной глубиной и беспредельностью какие она впервые увидела проведя лето на Украине около Корсуни что мол северные ночи – совсем-совсем другое (В. Ром.). 5. Большие знатоки птичьих голосов к которым увы я не отношусь утверждают что птицы принадлежащие к одному семейству поют отнюдь не одинаково а всегда по-своему и не только в разных отдаленных местностях но даже в разных концах одного лесного края и потому у них есть свои напевы своя особенная нотная раскладка свои диалектные различия словом свои школы и направления (В. Ром.).
II
1. Четырехмесячный лоснящийся на солнышке серебристо-крапчатый крепыш с розовым влажным языком так волновался так прыгал и ластился ко мне что чудилось будто бы он вспомнил меня учуял запах моей пазухи за которой я вез его весной хотя я конечно понимал что это лишь доброта его и любопытство проявлялись с такой щедростью и энергией на какую способны пожалуй только охотничьи собаки преисполненные врожденной доверчивости к людям и ласковости (Г. Сем.). 2. И вдруг то необыкновенно хорошее радостное и мирное чего я не испытывал с самого детства нахлынуло на меня вместе с сознанием что я далек от смерти что впереди еще целая жизнь которую я наверно сумею повернуть по-своему (О! Наверно сумею!) и я хотя с трудом повернулся набок поджал ноги подложил ладонь под голову и заснул точно так как в детстве когда бывало проснешься ночью возле спящей матери когда в окно стучит ветер и жалобно воет буря и бревна дома стреляют как из пистолета от лютого мороза и начнешь тихонько плакать и боясь и желая разбудить мать и она проснется сквозь сон поцелует и перекрестит и успокоенный свертываешься калачиком и засыпаешь с отрадой в маленькой душе (Гарш.).
Задание 172. Выполните синтаксический анализ сложных предложений, расставьте знаки препинания, составьте традиционные схемы сложных предложений, объясните выбор пунктуационного знака при бессоюзной связи предикативных частей. Объясните знаки препинания в простых предложениях.
I
1. Корнилов прав Ахматова унаследовала скипетр Блока в том смысле что читатель нашего времени воспринимает и помнит не школы не «измы» (символизм, акмеизм) помнит не борьбу между школами и «измами» а то место которое заняла Ахматова после гибели Блока (Л. Чуковская). 2. Когда мать выглянула из окошка и увидала Багрова я заметил что глаза ее наполнились слезами и на лице выразилась грусть хотя и прежде вслушиваясь в разговоры отца с матерью я догадывался что мать не любит Багрова и что ей неприятно туда ехать но я оставлял эти слова без понимания и даже без внимания и только в эту минуту понял что есть какие-нибудь важные причины которые огорчают мою мать (Акс.). 3. В Батурине у меня была великолепная хата чистоты баснословной в ней был угол который я и занимал и в котором на потолке дочери хозяина прикололи до ста больших бумажных бабочек из разноцветной бумаги очень искусно так что вечером от колебания зажженного фитиля свечи все эти бабочки двигались (Акс.). 4. Я думаю что мой бывший приятель до сих пор не знает почему тогда я уехал так неожиданно и в общем-то неприлично когда уезжаешь из гостей надо в любом случае говорить спасибо (Сол.). 5. Степной удав если его потревожить и ему некуда уйти иногда прибегает к неожиданному и совершенно необычайному приему самозащиты он вдруг придает своему телу странную форму раздвигая широко в стороны ребра так что тело его становится посередине совершенно плоским и очень широким (А. Шнитн.). 6. Я верю также что когда поэт утрачивает дар укреплять тех кто слаб он мало-помалу утрачивает и жизнь если он не нужен людям ему нечего делать в мире (Ю. Корнев). 7. Конечно от человека уже прошедшего свой жизненный путь остается главное – труды его жизни и если перед нами писатель литератор то задача облегчается какой же писатель не выразил себя через свои книги (В. Рав.). 8. Надо сказать прямо и без обиняков социальная задача стоящая сейчас перед нами поиск и воспитание одаренных детей ибо талантливые люди главное богатство общества (Г. Ягодин).
II
1. Мать он скоро научился узнавать по походке по шелесту платья по каким-то еще ему одному доступным неуловимым для других признакам всегда направлялся безошибочно в ту сторону где она сидела (Кор.). 2. Я глубоко верю тот кто сам разгадывал загадки весны чтобы вовремя бросить в землю семена кто с нетерпеньем ждал обещанного чибисом дождя чтоб поскорее взошли посевы тот никогда не разлюбит не может разлюбить (Рыл.). 3. В последнее время я уже начинал наблюдать и обсуживать характер моего друга но дружба наша вследствие этого нисколько не изменилась она еще была молода и так сильна что с какой бы стороны я ни смотрел на Дмитрия я не мог не видеть его совершенством (Л.Т.). 4. И тут же в подтверждение своих слов бабушка рассказала мне как бежал от людского суда некрещеный злодей в какую бы чащобу ни забивался нигде не мог найти себе пристанища потому что и дни и ночи на его пути начинали кружиться и кричать птицы а на земле каждый его шаг сторожили звери и там где он проходил листья и ветки отмахивались от него а реки ручьи и озера как только он хотел напиться тотчас уходили в землю (Проск.). 5. Как ни велик был в обществе вес Чичикова хотя он и миллионщик и в лице его выражалось величие и даже что-то марсовское и военное но есть вещи которые не простят никому будь он кто бы ни было и тогда уж пиши пропало (Гог.). 6. Только отъехав верст на семь он настолько опомнился что посмотрел на часы и понял что была половина шестого и что он опоздал (Л.Т.). 7. Адвокат выслушал и сказал что посмотрит дело и если все так как говорит Нехлюдов то он без всякого вознаграждения возьмется за защиту (Л.Т.). 8. Иван Ильич дошел до набережной свернул на мост и когда ветер рванул полы его пальто вспомнил что надо бы найти все-таки извозчика но сейчас же забыл об этом (А.Н.Т.). 9. Если ты не можешь прямо и откровенно сказать другу все что думаешь о его поступках и поведении или выслушать от него правду которую он хочет сказать о тебе значит вы не верите по-настоящему друг другу не понимаете и не уважаете друг друга (Гонч.). 10. Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым но честным и полезным трудом тот может считать свою молодость бесследно потерянною как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила (Писар.).
Задание 173. Выполните синтаксический анализ сложных предложений, расставьте знаки препинания, составьте традиционные схемы сложных предложений, объясните знаки препинания.
1. Слезы у него были на глазах когда он сказал это и рука которую он протянул Володе бывшему в это время в другом конце комнаты я заметил немного дрожала (Л.Т.). 2. Большую часть этого времени я провел в Петербурге да за границей и если когда я и заезжал к себе в деревню то не более как на несколько дней так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном ни в Михайловском (Тург.). 3. И мне вдруг стало страшно от мысли что я потерял своих что в такую пургу мне не найти их и что если даже и доберусь до леса трудно спастись одному без топора (Федос.). 4. Каждый раз когда я прохожу по той стене Ростовского кремля что обращена к озеру и между кирпичными столбами поддерживающими двускатную тесовую кровлю перехода открывается озерная гладь откуда в иные дни мягко дует влажный ветер внимание мое привлекает не озеро и не села на дальнем его берегу а то небольшое пространство внизу какое образовано примыкающей к этой части кремля находящейся за его пределами церковью Григория Богослова и стеной на которой я стою (Е. Дорош). 5. По голосу по тому как он вдыхал запах речной воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок все дальше пока не занесло в заокеанские леса по всему этому я понял что Зуев не хочет торопиться только потому что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 6. Трава по обочинам тропинки по которой Сергей Иванович обычно шагал вслед за Павлом была обильно покрыта росой так что ноги промокали и оттого было неприятно идти но это неприятное забывалось сразу же как только выходили к овсам серебристые метелки которых казалось простирались до самого горизонта ими нельзя было не любоваться потому что как это тоже казалось Сергею Ивановичу как раз от них и исходил тот утренний свет которым была заполнена большая половина неба (А. Ананьев). 7. Он хотел убедиться в том готов ли я выполнить столь опасное задание и одобрив мой план спросил какое у меня настроение достаточно ли серьезно я осознаю какой опасности себя подвергаю и понимаю ли среди кого мне придется жить и работать (Фад.). 8. После экзамена мы подождали пока инспектор объявил нам отметки и обрадованные тем что никто не провалился шумно вырвались на улицу (Пауст.).
Задание 174. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию в сложноподчиненных предложениях.
Картины Левитана
Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, так как скромны и точны; но если подольше вглядываться в них, то все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.
В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке: блестят лужи, облака уходят за Волгу, как низкий дым, и пар из пароходных труб ложится на воду. Видно, как баржи у берега почернели от сырости и печалью веет от их заброшенности.
В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от падающих капель и дико пахнет заброшенный сад. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает: он слушает, не застучат ли в кухне ножи.
Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба, а гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими, словно она уже в мечтах унеслась в те неведомые страны, которые, возможно, посетит этот корабль.
А вокруг городка день и ночь мокнут растрепанные ржаные поля, которые, кажется, не высушит самое горячее солнце и не согреет ни один луч.
В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.
С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, и потемневшие от ненастья луга, и громадное облачное небо. Видно, как тяжелые тучи, словно напитанные холодной влагой, висят над землей и косые холстины дождя закрывают просторы.
Несмотря на то что никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья, оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие (по К. Паустовскому).
Задание 175. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию.
Заповедный уголок
Заливные луга простирались до самой Волги, и, когда река выходила из берегов, паводок захватывал неоглядную равнину, оставляя лишь круглые макушки островков с зелеными вихрами краснота.
По лугам, вдоль Волги, тянулась длинная цепь озер, связанных шустрой речонкой, бегущей из лесов заповедника. Связав все водоемы в единую цепь, она вливалась в большое озеро, которое весной соединялось с Волгой и открывало свои кладовые для изголодавшихся за зиму рыбьих стай. И там, где она впадала, в ее устье, образовался небольшой полуостров, зарастающий летом папоротником, смородиной и колючим шиповником.
Сюда-то я и повел нежданных гостей. Мы вышли до восхода солнца, когда еще в низинах плавал туман и воздух был напоен ночной сыростью. Спустились в небольшую низину и, утопая в разливе белесого тумана, выбрались на крутую насыпь железнодорожного полотна. Трое моих спутников покорно и молча шагали за мной. Мы спустились с насыпи, вышли к деревянному мостику через торфяную топь и ступили на твердую колею луговой неезженой дороги. Потянул предутренний ветерок, и стали открываться голубые оконца озер. Густая роса при каждом шаге осыпалась наземь обильным дождем, но когда сзади зароптали, то я остановился и объяснил, что без этого не обойтись и что промокнуть в утренней росе только на пользу.
Поднималось солнце, и на ярком свету отчетливо проявилась линия берегов, пропала иллюзия дальних далей, все стало ближе и явственней. Над землей, в необоримой силе вечного огня, поднималось солнце, заливая все окрестности слепящими лучами, и дешевой подделкой под драгоценности засверкал в изумрудной оправе травы осколок бутылочного стекла. Маленький пятачок земли, забывший голубую сказку озера, сразу стал шумным полустанком.
.
Задание 171. 1) Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте нелинейные схемы и расставьте знаки препинания. 2) Произведя синтаксический разбор предикативных частей, подчеркните в них осложнения. 3) Подчеркните знвки препинания, относящиеся к сложному предложению.
I
1. Часто после беседы с нею взволнованный и полный грустно-ласкового чувства к людям запредельным его миру он уходил в поле и там сидя на холме смотрел как наступают на город сумерки – время когда светлое и темное борются друг с другом как мирно приходит ночь кропя землю росою и уходит тихо уступая новому дню (М.Г.). 2. Такое мнение весьма лестное для гостя составилось о нем в городе и оно держалось до тех пор покамест одно странное свойство гостя и предприятие или как говорят в провинции пассаж о котором читатель скоро узнает не привело в совершенное недоумение почти весь город (Гог.). 3. Я много раз с разных широт смотрел туда где сливаются Енисей и Мана стараясь преодолеть взглядом или хотя бы мысленно молчаливую конца не имеющую даль и всегда мне казалось что там за той далью находится неведомая мне чудесная страна в которой я знаю теперь мне никогда не бывать но которая так всегда манила и манит что я иной раз путаю явь со сном потому что неведомая страна с детства обворожила меня: вечный зов ее бродит в моей крови тревожит сердце (Аст.). 4. Молодая женщина коренная ленинградка очень чуткая к красоте природы сказала мне как-то что она никогда и не подозревала даже что летние ночи бывают такие черные-черные с такой необъятной прозрачной глубиной и беспредельностью какие она впервые увидела проведя лето на Украине около Корсуни что мол северные ночи – совсем-совсем другое (В. Ром.). 5. Большие знатоки птичьих голосов к которым увы я не отношусь утверждают что птицы принадлежащие к одному семейству поют отнюдь не одинаково а всегда по-своему и не только в разных отдаленных местностях но даже в разных концах одного лесного края и потому у них есть свои напевы своя особенная нотная раскладка свои диалектные различия словом свои школы и направления (В. Ром.).
II
1. Четырехмесячный лоснящийся на солнышке серебристо-крапчатый крепыш с розовым влажным языком так волновался так прыгал и ластился ко мне что чудилось будто бы он вспомнил меня учуял запах моей пазухи за которой я вез его весной хотя я конечно понимал что это лишь доброта его и любопытство проявлялись с такой щедростью и энергией на какую способны пожалуй только охотничьи собаки преисполненные врожденной доверчивости к людям и ласковости (Г. Сем.). 2. И вдруг то необыкновенно хорошее радостное и мирное чего я не испытывал с самого детства нахлынуло на меня вместе с сознанием что я далек от смерти что впереди еще целая жизнь которую я наверно сумею повернуть по-своему (О! Наверно сумею!) и я хотя с трудом повернулся набок поджал ноги подложил ладонь под голову и заснул точно так как в детстве когда бывало проснешься ночью возле спящей матери когда в окно стучит ветер и жалобно воет буря и бревна дома стреляют как из пистолета от лютого мороза и начнешь тихонько плакать и боясь и желая разбудить мать и она проснется сквозь сон поцелует и перекрестит и успокоенный свертываешься калачиком и засыпаешь с отрадой в маленькой душе (Гарш.).
Задание 172. Выполните синтаксический анализ сложных предложений, расставьте знаки препинания, составьте традиционные схемы сложных предложений, объясните выбор пунктуационного знака при бессоюзной связи предикативных частей. Объясните знаки препинания в простых предложениях.
I
1. Корнилов прав Ахматова унаследовала скипетр Блока в том смысле что читатель нашего времени воспринимает и помнит не школы не «измы» (символизм, акмеизм) помнит не борьбу между школами и «измами» а то место которое заняла Ахматова после гибели Блока (Л. Чуковская). 2. Когда мать выглянула из окошка и увидала Багрова я заметил что глаза ее наполнились слезами и на лице выразилась грусть хотя и прежде вслушиваясь в разговоры отца с матерью я догадывался что мать не любит Багрова и что ей неприятно туда ехать но я оставлял эти слова без понимания и даже без внимания и только в эту минуту понял что есть какие-нибудь важные причины которые огорчают мою мать (Акс.). 3. В Батурине у меня была великолепная хата чистоты баснословной в ней был угол который я и занимал и в котором на потолке дочери хозяина прикололи до ста больших бумажных бабочек из разноцветной бумаги очень искусно так что вечером от колебания зажженного фитиля свечи все эти бабочки двигались (Акс.). 4. Я думаю что мой бывший приятель до сих пор не знает почему тогда я уехал так неожиданно и в общем-то неприлично когда уезжаешь из гостей надо в любом случае говорить спасибо (Сол.). 5. Степной удав если его потревожить и ему некуда уйти иногда прибегает к неожиданному и совершенно необычайному приему самозащиты он вдруг придает своему телу странную форму раздвигая широко в стороны ребра так что тело его становится посередине совершенно плоским и очень широким (А. Шнитн.). 6. Я верю также что когда поэт утрачивает дар укреплять тех кто слаб он мало-помалу утрачивает и жизнь если он не нужен людям ему нечего делать в мире (Ю. Корнев). 7. Конечно от человека уже прошедшего свой жизненный путь остается главное – труды его жизни и если перед нами писатель литератор то задача облегчается какой же писатель не выразил себя через свои книги (В. Рав.). 8. Надо сказать прямо и без обиняков социальная задача стоящая сейчас перед нами поиск и воспитание одаренных детей ибо талантливые люди главное богатство общества (Г. Ягодин).
II
1. Мать он скоро научился узнавать по походке по шелесту платья по каким-то еще ему одному доступным неуловимым для других признакам всегда направлялся безошибочно в ту сторону где она сидела (Кор.). 2. Я глубоко верю тот кто сам разгадывал загадки весны чтобы вовремя бросить в землю семена кто с нетерпеньем ждал обещанного чибисом дождя чтоб поскорее взошли посевы тот никогда не разлюбит не может разлюбить (Рыл.). 3. В последнее время я уже начинал наблюдать и обсуживать характер моего друга но дружба наша вследствие этого нисколько не изменилась она еще была молода и так сильна что с какой бы стороны я ни смотрел на Дмитрия я не мог не видеть его совершенством (Л.Т.). 4. И тут же в подтверждение своих слов бабушка рассказала мне как бежал от людского суда некрещеный злодей в какую бы чащобу ни забивался нигде не мог найти себе пристанища потому что и дни и ночи на его пути начинали кружиться и кричать птицы а на земле каждый его шаг сторожили звери и там где он проходил листья и ветки отмахивались от него а реки ручьи и озера как только он хотел напиться тотчас уходили в землю (Проск.). 5. Как ни велик был в обществе вес Чичикова хотя он и миллионщик и в лице его выражалось величие и даже что-то марсовское и военное но есть вещи которые не простят никому будь он кто бы ни было и тогда уж пиши пропало (Гог.). 6. Только отъехав верст на семь он настолько опомнился что посмотрел на часы и понял что была половина шестого и что он опоздал (Л.Т.). 7. Адвокат выслушал и сказал что посмотрит дело и если все так как говорит Нехлюдов то он без всякого вознаграждения возьмется за защиту (Л.Т.). 8. Иван Ильич дошел до набережной свернул на мост и когда ветер рванул полы его пальто вспомнил что надо бы найти все-таки извозчика но сейчас же забыл об этом (А.Н.Т.). 9. Если ты не можешь прямо и откровенно сказать другу все что думаешь о его поступках и поведении или выслушать от него правду которую он хочет сказать о тебе значит вы не верите по-настоящему друг другу не понимаете и не уважаете друг друга (Гонч.). 10. Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым но честным и полезным трудом тот может считать свою молодость бесследно потерянною как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила (Писар.).
Задание 173. Выполните синтаксический анализ сложных предложений, расставьте знаки препинания, составьте традиционные схемы сложных предложений, объясните знаки препинания.
1. Слезы у него были на глазах когда он сказал это и рука которую он протянул Володе бывшему в это время в другом конце комнаты я заметил немного дрожала (Л.Т.). 2. Большую часть этого времени я провел в Петербурге да за границей и если когда я и заезжал к себе в деревню то не более как на несколько дней так что мне ни разу не пришлось побывать ни в Глинном ни в Михайловском (Тург.). 3. И мне вдруг стало страшно от мысли что я потерял своих что в такую пургу мне не найти их и что если даже и доберусь до леса трудно спастись одному без топора (Федос.). 4. Каждый раз когда я прохожу по той стене Ростовского кремля что обращена к озеру и между кирпичными столбами поддерживающими двускатную тесовую кровлю перехода открывается озерная гладь откуда в иные дни мягко дует влажный ветер внимание мое привлекает не озеро и не села на дальнем его берегу а то небольшое пространство внизу какое образовано примыкающей к этой части кремля находящейся за его пределами церковью Григория Богослова и стеной на которой я стою (Е. Дорош). 5. По голосу по тому как он вдыхал запах речной воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок все дальше пока не занесло в заокеанские леса по всему этому я понял что Зуев не хочет торопиться только потому что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 6. Трава по обочинам тропинки по которой Сергей Иванович обычно шагал вслед за Павлом была обильно покрыта росой так что ноги промокали и оттого было неприятно идти но это неприятное забывалось сразу же как только выходили к овсам серебристые метелки которых казалось простирались до самого горизонта ими нельзя было не любоваться потому что как это тоже казалось Сергею Ивановичу как раз от них и исходил тот утренний свет которым была заполнена большая половина неба (А. Ананьев). 7. Он хотел убедиться в том готов ли я выполнить столь опасное задание и одобрив мой план спросил какое у меня настроение достаточно ли серьезно я осознаю какой опасности себя подвергаю и понимаю ли среди кого мне придется жить и работать (Фад.). 8. После экзамена мы подождали пока инспектор объявил нам отметки и обрадованные тем что никто не провалился шумно вырвались на улицу (Пауст.).
Задание 174. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию в сложноподчиненных предложениях.
Картины Левитана
Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, так как скромны и точны; но если подольше вглядываться в них, то все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.
В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке: блестят лужи, облака уходят за Волгу, как низкий дым, и пар из пароходных труб ложится на воду. Видно, как баржи у берега почернели от сырости и печалью веет от их заброшенности.
В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от падающих капель и дико пахнет заброшенный сад. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает: он слушает, не застучат ли в кухне ножи.
Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба, а гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими, словно она уже в мечтах унеслась в те неведомые страны, которые, возможно, посетит этот корабль.
А вокруг городка день и ночь мокнут растрепанные ржаные поля, которые, кажется, не высушит самое горячее солнце и не согреет ни один луч.
В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.
С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, и потемневшие от ненастья луга, и громадное облачное небо. Видно, как тяжелые тучи, словно напитанные холодной влагой, висят над землей и косые холстины дождя закрывают просторы.
Несмотря на то что никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья, оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие (по К. Паустовскому).
Задание 175. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию.
Заповедный уголок
Заливные луга простирались до самой Волги, и, когда река выходила из берегов, паводок захватывал неоглядную равнину, оставляя лишь круглые макушки островков с зелеными вихрами краснота.
По лугам, вдоль Волги, тянулась длинная цепь озер, связанных шустрой речонкой, бегущей из лесов заповедника. Связав все водоемы в единую цепь, она вливалась в большое озеро, которое весной соединялось с Волгой и открывало свои кладовые для изголодавшихся за зиму рыбьих стай. И там, где она впадала, в ее устье, образовался небольшой полуостров, зарастающий летом папоротником, смородиной и колючим шиповником.
Сюда-то я и повел нежданных гостей. Мы вышли до восхода солнца, когда еще в низинах плавал туман и воздух был напоен ночной сыростью. Спустились в небольшую низину и, утопая в разливе белесого тумана, выбрались на крутую насыпь железнодорожного полотна. Трое моих спутников покорно и молча шагали за мной. Мы спустились с насыпи, вышли к деревянному мостику через торфяную топь и ступили на твердую колею луговой неезженой дороги. Потянул предутренний ветерок, и стали открываться голубые оконца озер. Густая роса при каждом шаге осыпалась наземь обильным дождем, но когда сзади зароптали, то я остановился и объяснил, что без этого не обойтись и что промокнуть в утренней росе только на пользу.
Поднималось солнце, и на ярком свету отчетливо проявилась линия берегов, пропала иллюзия дальних далей, все стало ближе и явственней. Над землей, в необоримой силе вечного огня, поднималось солнце, заливая все окрестности слепящими лучами, и дешевой подделкой под драгоценности засверкал в изумрудной оправе травы осколок бутылочного стекла. Маленький пятачок земли, забывший голубую сказку озера, сразу стал шумным полустанком.
.