Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2687
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
если бы они вдруг заговорили человеческими, знакомыми мне голосами (Рыл.). 7. После короткого разговора у тополя который так неожиданно начался и так внезапно был прерван грозой Егор Иванович понял вернее почувствовал что привязывает его к Анне Павловне не только старая дружба не только благодарность за дочь но что-то еще что гораздо большее и важнее чем дружба и благодарность (Рыл.). 8. Егор подождал пока тронулся поезд помахал стоявшему на подножке с обнаженной головой Гвоздеву и направился мимо развалин вокзала туда где раньше была трамвайная остановка и куда как ему сказали подавались для демобилизованных специальные автобусы (Рыл.). 9. И он подумал что питье кофе – не такое уж замечательное событие чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо и что напрасно она потратила время на модную прическу так как нравится тут некому и не для чего (Ч.). 10. Если вам посчастливится увидеть этот тополь в тот единственный час когда лучи утреннего солнца под определенным углом вдруг освещают тополь как бы изнутри и от дуновенья ветра он становится живым кипением светоносной листвы гремящим водопадом цвета и света то пожалуй поверите что прекрасное и сказочное всегда рядом (В. Ром.).
II
1.Вдруг один из переводчиков рослый и загорелый схватил меня на руки и понес прямо по воде в лодку а отец пошел рядом по дощечке улыбаясь и ободряя меня потому что я по своей трусости от которой еще не освободился очень испугался такого неожиданного путешествия (Акс.). 2. Когда искусство народа находится в расцвете оно не нуждается в таможенных барьерах и не замыкается в себе а напротив впитывает в себя все ценное что создается другими народами (Эренб.). 3. Разговор наш принял исключительно литературный характер и чтобы воспользоваться замечаниями знатока я захватил все что у меня было под руками из моих литературных трудов (Фет). 4. Софья Ивановна говорила что все это прекрасно и что сестра ее по нескольким часам проводит здесь но видно было что все это она говорила только для удовольствия княгини (Л.Т.). 5. Бывает что идешь темной ночью по лесу и если в это время светит вдали огонек то на душе почему-то так хорошо что не замечаешь ни утомления ни потемок, ни колючих веток которые бьют тебя прямо в лицо (Ч.). 6. Было самое спешное время когда во всем народе наблюдается такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде какое не проявляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо было бы если бы люди проявляющие эти качества сами ценили их если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты (Л.Т.). 7. Я знал что учительнице он ничего не скажет а если и скажет так добрейшая Ольга Михайловна не станет меня наказывать за такие пустяки но я знал также что если Колчижка привязался отделаться от него не так-то легко и просто (Рыл.). 8. Он сказал что если начнешь эту книгу читать то уже не будешь ни спать ни есть пока не дочитаешь до конца и что писатель который сочинил это прямо-таки невозможный гений (В.П.). 9. Когда я вошел на галерею она взяла мою руку притянула меня к себе как будто с желанием рассмотреть меня поближе и сказала взглянув на меня тем же несколько холодным открытым взглядом который был у ее сына что она меня давно знает по рассказам Дмитрия и что для того чтобы ознакомиться хорошенько с нами она приглашает меня пробыть у них целые сутки (Л.Т.). 10. Не все наверно что будет рассказано мной я запомнил сам кое-что конечно услышано потом от матери и от отца от сестер старших приятелей и других близких мне людей но все это так переплелось в моей памяти так глубоко вошло в душу и сердце что я уже при всем желании не всегда могу отделить то что видел от того что слышал (Рыл.).
Задание 167. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы к предложениям; расставьте знаки препинания.
1. Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать то что он сказал (Л.Т.). 2. Во время обеда за которым я сидел рядом с княжной я предполагал что княжна не говорит со мной потому что ненавидит меня за то что я такой же наследник князя как и она и что князь не обращает внимания на нашу сторону потому что мы – я и княжна – наследники и ему одинаково противны (Л.Т.). 3. Уже несколько часов бродил я с ружьем по полям и вероятно прежде вечера не вернулся бы на постоялый двор на большой Курской дороге если б чрезвычайно мелкий и холодный дождь который с самого утра не хуже старой девки неугомонно и безжалостно приставал ко мне не заставил меня наконец-то искать где-нибудь поблизости хотя бы временного прибежища (Тург.). 4. Уже почти ничего не соображая он постучал в окошко где светился огонек его впустили и он тотчас повалился как убитый на кучу сухих кукурузных листьев возле печки дышавшей на него золотым жаром а когда поздно утром проснулся то весеннее вымытое небо синело в окошке и оказалось что он находится в нескольких верстах от Балты которая блестела и мерцала в солнечном тумане как слюда всеми своими стеклами и церковными крестами (Кат.). 5. Бывает такое дремотное состояние между сном и бодрствованием когда вы лежите с полузакрытыми глазами и наполовину сознаете все что происходит вокруг и однако вам за пять минут может пригрезиться больше чем за пять ночей хотя бы вы их провели с плотно закрытыми глазами и ваши чувства были погружены в глубокий сон (А. Кривцова). 6. После отъезда государя из Москвы когда прошла первая минута восторга московская жизнь потекла прежним обычным порядком и течение этой жизни было так обычно что трудно было вспомнить о этих бывших днях увлечения и трудно было верить что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества готовые для него на всякую жертву (Л.Т.). 7. Кожа, действительно, должно быть, была содрана с черта потому что когда однажды, убегая из монашеского сада от здоровенного инока, вооруженного дубиной, я зацепился за заборный гвоздь то штаны не разорвались и я повис на заборе благодаря чему инок успел влепить мне пару здоровых оплеух (А. Гайд.). 8. Сначала страшно показалось Вакуле когда поднялся он от земли на такую высоту что ничего уже не мог видеть внизу и пролетел как муха под самым месяцем так что если бы не наклонился то зацепил его шапкою (Гог.). 9. Татьяна Петровна долго сидела у окна смотрела широко открытыми глазами за окно где в густой синеве начинался рассвет думала что вот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей и увидеть все совсем не таким каким он хотел бы увидеть (Пауст.).
Задание 168. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте для каждого предложения две схемы (линейную и традиционную); расставьте знаки препинания.
1. Прошло более двух часов пока они не вернулись в зал судебного заседания и за эти два часа Денисов успел много передумать и дать себе слово что если все закончится благополучно он непременно будет когда-нибудь вкладывать свои деньги в благотворительность ибо в конце концов нет ничего дороже людской благодарности (А. Маринина). 2. Дети склонны драматизировать и если бы мы припомнили долгие бессонные ночи нашего детства когда нам казалось что родители разлюбили друг друга мы бы не разрешали себе нервных срывов и некоторых саркастических выпадов которые ребенка ранят больше, чем того кому предназначены (Е. Молочковский). 3. Он припоминает свою старую головлевскую жизнь и ему кажется что пред ним растворяются двери сырого подвала что как только он перешагнет за порог этих дверей так они сейчас за ним захлопнутся и тогда все кончено (С.-Щедр.). 4. Если вас призывали на военную службу и вы знаете что это такое – минута когда поезд отходит а перрон с самыми дорогими тебе людьми начинает как-то отодвигаться назад, в глубь вашей прошлой жизни если у вас при этом перехватило дыхание, - то я ничего вам объяснять не буду (Г. Халилецкий). 5. Если бы желающие во что бы то ни стало осудить нас как поэта сказали что наши стихотворения гроша не стоят потому что в них одна неправда ибо мы не способны ни взлететь ракетой на воздух ни уносить кого-либо на ковре-самолете и т.д. то против такой истины мы не нашли бы малейшего возражения но привели бы в свое оправдание нечто совершенно другое (Фет). 6. Припоминая теперь это едва ли не единственное столкновение Толстого с Тургеневым которому я в то время был свидетелем не могу не сказать что хотя я понимал что дело идет о политических убеждениях но вопрос этот так мало интересовал меня что я не старался вникнуть в его содержание (Фет). 7. Дойдя до часовни я очень устала и села отдохнуть а так как покуда собирались люди вытащить экипаж прошло около получаса мне стало холодно особенно ногам потому что на мне были ботинки на тонких подошвах и я их промочила (Л.Т.). 8. Когда у меня был жар и бред он целую ночь не смыкая глаз просидел около моей постели теперь же так как он знает что я пишу сидит с девочками в диванной и мне слышно из спальни как им
рассказывает немецкие сказки и как они, слушая его, помирают со смеху (Л.Т.).
Задание 169. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы к предложениям; расставьте знаки препинания.
1. Как только Дмитрий вошел ко мне в комнату по его лицу по походке и по свойственному ему жесту во время дурного расположения духа подмигивая глазом гримасливо подергиваясь головой набок как будто для того чтобы поправить галстук я понял что он находился в своем холодно-упрямом расположении духа которое на него находило когда он был недоволен собой и которое всегда производило охлаждающее действие на мое к нему чувство (Л.Т.). 2. Когда последнее из тягостных столетий Покажется из дымного вчера И встретившихся двух тысячелетий Соединившись лязгнут буфера И зреющее в мире измененье Лишь подойдет к невидимой черте И наша жизнь на краткое мгновенье Зависнет в неподвижной пустоте Как нужно нам чтоб было все готово Чтоб к нам эпоха вовремя пришла И наша мысль опередила слово И действию стремление дала (П. Войцеховский). 3. Когда отгремели благодарственные молебны по случаю избавления царствующего Дома от опасностей своеобразной дуэли на Сенатской площади а казенная пропаганда не обинуясь объявила самодержавную Россию венцом творенья когда никто против того и пикнуть не смел когда из края в край нашей необъятной родины и не слышно было кажется ничего, кроме колокольного звона во славу царя и отечества когда официально было предписано прошлое и будущее России почитать ослепительным а лучше настоящего его положения и не мыслить чего-либо иного, - в эту пору и послышался отчетливый и ясный, словно прозвучавший на какой-то иной волне далеко услышанный в возникшей вдруг тишине голос Чаадаева (А. Лебедев). 4. Я настолько озабочен этим что если окажусь на необитаемом острове все равно буду писать автобиографические рассказы до тех пор пока писание их дает мне наслаждение пока я наконец не напишу тот главный рассказ по завершении которого уже не разочаруюсь чтобы иметь право крикнуть самому себе: «Ай да сукин сын!» (Б. Окуджава).
Задание 170. 1) Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте традиционные схемы и расставьте знаки препинания. 2) Произведя синтаксический разбор осложненных предикативных единиц, подчеркните в них знаки препинания.
1. У каждого из нас есть наверное такой клочок земли ничем особенно не примечательный с которым все же связано столько воспоминаний так много некогда пережитого личного что проекция нашей памяти на этот клочок земли способна как на экране воссоздать картины нашего детства юности перенести нас и на двадцать и на тридцать лет назад вновь соединить вчера и сегодня заставить пережить события той самой полжизни что давным-давно отшумела отошла отчасти забылась и в чем-то совершенно неповторима (В. Ром.). 2. Проводя этот вечер с невестой у Долли Левин был особенно весел и объясняя Степану Аркадьичу то возбужденное состояние в котором он находился сказал что ему весело как собаке которую учили скакать через обруч и которая поняв наконец и совершив то что от нее требуется взвизгивает и махая хвостом прыгает от восторга на столы и окна (Л.Т.). 3. Но размышляя о том что такое искусственный интеллект какими должны быть пути его создания хочется увидеть и понять каким образом жизнь оказалась наделенной интеллектом как он складывался в Природе как из первой и быть может единственной клетки возникло в конце концов образование из многих десятков миллиардов нейронов – мозг – способное не только изобретать не только творить но и познавать самого себя (Н. Моисеев). 4. По тому как он внезапно останавливается и взглядывает на товарищей видно что ему хочется сказать что-то очень важное но по видимому соображая что его не будут слушать или не поймут он нетерпеливо встряхивает головой и продолжает шагать (Ч.). 5. С трудом переводя дыхание я довольно быстро взошел с проезжей части улицы по каменным плитам заменявшим лестницу на верх поросшего травой откоса что было весьма обычно для темноватой провинциальной американской улицы и остановился со шляпой в руках не в силах поверить что передо мной действительно стоит она и все еще продолжая думать о песочных часах о том что гораздо более точное представление о времени дает не песок, сыплющийся неощутимой струйкой из одной колбочки в другую а просто камень, «с течением времени» превращающийся в песок, или же песок превращающийся в камень и снова «с течением времени» делающийся песком потому что здесь я не только ощущаю но
II
1.Вдруг один из переводчиков рослый и загорелый схватил меня на руки и понес прямо по воде в лодку а отец пошел рядом по дощечке улыбаясь и ободряя меня потому что я по своей трусости от которой еще не освободился очень испугался такого неожиданного путешествия (Акс.). 2. Когда искусство народа находится в расцвете оно не нуждается в таможенных барьерах и не замыкается в себе а напротив впитывает в себя все ценное что создается другими народами (Эренб.). 3. Разговор наш принял исключительно литературный характер и чтобы воспользоваться замечаниями знатока я захватил все что у меня было под руками из моих литературных трудов (Фет). 4. Софья Ивановна говорила что все это прекрасно и что сестра ее по нескольким часам проводит здесь но видно было что все это она говорила только для удовольствия княгини (Л.Т.). 5. Бывает что идешь темной ночью по лесу и если в это время светит вдали огонек то на душе почему-то так хорошо что не замечаешь ни утомления ни потемок, ни колючих веток которые бьют тебя прямо в лицо (Ч.). 6. Было самое спешное время когда во всем народе наблюдается такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде какое не проявляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо было бы если бы люди проявляющие эти качества сами ценили их если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты (Л.Т.). 7. Я знал что учительнице он ничего не скажет а если и скажет так добрейшая Ольга Михайловна не станет меня наказывать за такие пустяки но я знал также что если Колчижка привязался отделаться от него не так-то легко и просто (Рыл.). 8. Он сказал что если начнешь эту книгу читать то уже не будешь ни спать ни есть пока не дочитаешь до конца и что писатель который сочинил это прямо-таки невозможный гений (В.П.). 9. Когда я вошел на галерею она взяла мою руку притянула меня к себе как будто с желанием рассмотреть меня поближе и сказала взглянув на меня тем же несколько холодным открытым взглядом который был у ее сына что она меня давно знает по рассказам Дмитрия и что для того чтобы ознакомиться хорошенько с нами она приглашает меня пробыть у них целые сутки (Л.Т.). 10. Не все наверно что будет рассказано мной я запомнил сам кое-что конечно услышано потом от матери и от отца от сестер старших приятелей и других близких мне людей но все это так переплелось в моей памяти так глубоко вошло в душу и сердце что я уже при всем желании не всегда могу отделить то что видел от того что слышал (Рыл.).
Задание 167. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы к предложениям; расставьте знаки препинания.
1. Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать то что он сказал (Л.Т.). 2. Во время обеда за которым я сидел рядом с княжной я предполагал что княжна не говорит со мной потому что ненавидит меня за то что я такой же наследник князя как и она и что князь не обращает внимания на нашу сторону потому что мы – я и княжна – наследники и ему одинаково противны (Л.Т.). 3. Уже несколько часов бродил я с ружьем по полям и вероятно прежде вечера не вернулся бы на постоялый двор на большой Курской дороге если б чрезвычайно мелкий и холодный дождь который с самого утра не хуже старой девки неугомонно и безжалостно приставал ко мне не заставил меня наконец-то искать где-нибудь поблизости хотя бы временного прибежища (Тург.). 4. Уже почти ничего не соображая он постучал в окошко где светился огонек его впустили и он тотчас повалился как убитый на кучу сухих кукурузных листьев возле печки дышавшей на него золотым жаром а когда поздно утром проснулся то весеннее вымытое небо синело в окошке и оказалось что он находится в нескольких верстах от Балты которая блестела и мерцала в солнечном тумане как слюда всеми своими стеклами и церковными крестами (Кат.). 5. Бывает такое дремотное состояние между сном и бодрствованием когда вы лежите с полузакрытыми глазами и наполовину сознаете все что происходит вокруг и однако вам за пять минут может пригрезиться больше чем за пять ночей хотя бы вы их провели с плотно закрытыми глазами и ваши чувства были погружены в глубокий сон (А. Кривцова). 6. После отъезда государя из Москвы когда прошла первая минута восторга московская жизнь потекла прежним обычным порядком и течение этой жизни было так обычно что трудно было вспомнить о этих бывших днях увлечения и трудно было верить что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества готовые для него на всякую жертву (Л.Т.). 7. Кожа, действительно, должно быть, была содрана с черта потому что когда однажды, убегая из монашеского сада от здоровенного инока, вооруженного дубиной, я зацепился за заборный гвоздь то штаны не разорвались и я повис на заборе благодаря чему инок успел влепить мне пару здоровых оплеух (А. Гайд.). 8. Сначала страшно показалось Вакуле когда поднялся он от земли на такую высоту что ничего уже не мог видеть внизу и пролетел как муха под самым месяцем так что если бы не наклонился то зацепил его шапкою (Гог.). 9. Татьяна Петровна долго сидела у окна смотрела широко открытыми глазами за окно где в густой синеве начинался рассвет думала что вот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей и увидеть все совсем не таким каким он хотел бы увидеть (Пауст.).
Задание 168. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте для каждого предложения две схемы (линейную и традиционную); расставьте знаки препинания.
1. Прошло более двух часов пока они не вернулись в зал судебного заседания и за эти два часа Денисов успел много передумать и дать себе слово что если все закончится благополучно он непременно будет когда-нибудь вкладывать свои деньги в благотворительность ибо в конце концов нет ничего дороже людской благодарности (А. Маринина). 2. Дети склонны драматизировать и если бы мы припомнили долгие бессонные ночи нашего детства когда нам казалось что родители разлюбили друг друга мы бы не разрешали себе нервных срывов и некоторых саркастических выпадов которые ребенка ранят больше, чем того кому предназначены (Е. Молочковский). 3. Он припоминает свою старую головлевскую жизнь и ему кажется что пред ним растворяются двери сырого подвала что как только он перешагнет за порог этих дверей так они сейчас за ним захлопнутся и тогда все кончено (С.-Щедр.). 4. Если вас призывали на военную службу и вы знаете что это такое – минута когда поезд отходит а перрон с самыми дорогими тебе людьми начинает как-то отодвигаться назад, в глубь вашей прошлой жизни если у вас при этом перехватило дыхание, - то я ничего вам объяснять не буду (Г. Халилецкий). 5. Если бы желающие во что бы то ни стало осудить нас как поэта сказали что наши стихотворения гроша не стоят потому что в них одна неправда ибо мы не способны ни взлететь ракетой на воздух ни уносить кого-либо на ковре-самолете и т.д. то против такой истины мы не нашли бы малейшего возражения но привели бы в свое оправдание нечто совершенно другое (Фет). 6. Припоминая теперь это едва ли не единственное столкновение Толстого с Тургеневым которому я в то время был свидетелем не могу не сказать что хотя я понимал что дело идет о политических убеждениях но вопрос этот так мало интересовал меня что я не старался вникнуть в его содержание (Фет). 7. Дойдя до часовни я очень устала и села отдохнуть а так как покуда собирались люди вытащить экипаж прошло около получаса мне стало холодно особенно ногам потому что на мне были ботинки на тонких подошвах и я их промочила (Л.Т.). 8. Когда у меня был жар и бред он целую ночь не смыкая глаз просидел около моей постели теперь же так как он знает что я пишу сидит с девочками в диванной и мне слышно из спальни как им
рассказывает немецкие сказки и как они, слушая его, помирают со смеху (Л.Т.).
Задание 169. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы к предложениям; расставьте знаки препинания.
1. Как только Дмитрий вошел ко мне в комнату по его лицу по походке и по свойственному ему жесту во время дурного расположения духа подмигивая глазом гримасливо подергиваясь головой набок как будто для того чтобы поправить галстук я понял что он находился в своем холодно-упрямом расположении духа которое на него находило когда он был недоволен собой и которое всегда производило охлаждающее действие на мое к нему чувство (Л.Т.). 2. Когда последнее из тягостных столетий Покажется из дымного вчера И встретившихся двух тысячелетий Соединившись лязгнут буфера И зреющее в мире измененье Лишь подойдет к невидимой черте И наша жизнь на краткое мгновенье Зависнет в неподвижной пустоте Как нужно нам чтоб было все готово Чтоб к нам эпоха вовремя пришла И наша мысль опередила слово И действию стремление дала (П. Войцеховский). 3. Когда отгремели благодарственные молебны по случаю избавления царствующего Дома от опасностей своеобразной дуэли на Сенатской площади а казенная пропаганда не обинуясь объявила самодержавную Россию венцом творенья когда никто против того и пикнуть не смел когда из края в край нашей необъятной родины и не слышно было кажется ничего, кроме колокольного звона во славу царя и отечества когда официально было предписано прошлое и будущее России почитать ослепительным а лучше настоящего его положения и не мыслить чего-либо иного, - в эту пору и послышался отчетливый и ясный, словно прозвучавший на какой-то иной волне далеко услышанный в возникшей вдруг тишине голос Чаадаева (А. Лебедев). 4. Я настолько озабочен этим что если окажусь на необитаемом острове все равно буду писать автобиографические рассказы до тех пор пока писание их дает мне наслаждение пока я наконец не напишу тот главный рассказ по завершении которого уже не разочаруюсь чтобы иметь право крикнуть самому себе: «Ай да сукин сын!» (Б. Окуджава).
Задание 170. 1) Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте традиционные схемы и расставьте знаки препинания. 2) Произведя синтаксический разбор осложненных предикативных единиц, подчеркните в них знаки препинания.
1. У каждого из нас есть наверное такой клочок земли ничем особенно не примечательный с которым все же связано столько воспоминаний так много некогда пережитого личного что проекция нашей памяти на этот клочок земли способна как на экране воссоздать картины нашего детства юности перенести нас и на двадцать и на тридцать лет назад вновь соединить вчера и сегодня заставить пережить события той самой полжизни что давным-давно отшумела отошла отчасти забылась и в чем-то совершенно неповторима (В. Ром.). 2. Проводя этот вечер с невестой у Долли Левин был особенно весел и объясняя Степану Аркадьичу то возбужденное состояние в котором он находился сказал что ему весело как собаке которую учили скакать через обруч и которая поняв наконец и совершив то что от нее требуется взвизгивает и махая хвостом прыгает от восторга на столы и окна (Л.Т.). 3. Но размышляя о том что такое искусственный интеллект какими должны быть пути его создания хочется увидеть и понять каким образом жизнь оказалась наделенной интеллектом как он складывался в Природе как из первой и быть может единственной клетки возникло в конце концов образование из многих десятков миллиардов нейронов – мозг – способное не только изобретать не только творить но и познавать самого себя (Н. Моисеев). 4. По тому как он внезапно останавливается и взглядывает на товарищей видно что ему хочется сказать что-то очень важное но по видимому соображая что его не будут слушать или не поймут он нетерпеливо встряхивает головой и продолжает шагать (Ч.). 5. С трудом переводя дыхание я довольно быстро взошел с проезжей части улицы по каменным плитам заменявшим лестницу на верх поросшего травой откоса что было весьма обычно для темноватой провинциальной американской улицы и остановился со шляпой в руках не в силах поверить что передо мной действительно стоит она и все еще продолжая думать о песочных часах о том что гораздо более точное представление о времени дает не песок, сыплющийся неощутимой струйкой из одной колбочки в другую а просто камень, «с течением времени» превращающийся в песок, или же песок превращающийся в камень и снова «с течением времени» делающийся песком потому что здесь я не только ощущаю но