Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2693
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
Задание 159. Найдите в сложных предложениях однородные придаточные, подчеркните в них грамматические основы. Расставьте знаки препинания.
1. Крупные алые ягоды калины созревают поздней осенью когда начинает перепархивать первый снежок и все листья на деревьях уже облетели (Сок.-Мик.). 2. Когда наступал поздний вечер и небо охватывала мгла ночи над садом показывалась большая красная комета размером в половину луны (К.Коровин). 3. Если им нравился какой-нибудь цветок и он мог добраться до него и сорвать или если они забыли какую-нибудь вещь за которой он мог сбегать он был так счастлив что со всех ног бросался оказать им услугу (А. Кривцова). 4. Разговор так затянулся что стало светло за лесом на другой стороне дороги и соловей проснулся но собеседники все курили и разговаривали разговаривали и курили (Л.Т.). 5. Пока дети так говорили и утро продвигалось все больше к рассвету борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криками зверьков (Пришв.). 6. Но глушь эта нам была мила потому что в лесу теплело и чувствовалась во всем весна (Пришв.). 7. Казалось что мгновенно померкнул слабый утренний свет и хлынула чернота ночи (Кожевн.). 8. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь (Пауст.). 9. Если светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуется сильнее (Ч.). 10. Слышно только как жужжат комары да молит о помощи муха, попавшая на обед к пауку (Ч.). 11. Когда поля освобождаются от снега и трава показывает зеленые кончики начинается праздник зеленеющей земли (Пришв.). 12. Однако оказалось что никакого объезда нет и что ехать надо именно здесь (А. Шнитн.). 13. Он нашел иную область где у него был подлинный дар и где он мог по-настоящему рассчитывать на успех (М. Гнедовский).
Задание 160. Разбейте сложноподчиненные предложения на предикативные части, подчеркните те, которые имеют внутри себя придаточные предложения; составьте линейные схемы; расставьте знаки препинания.
Образец: Оказалось, что все осталось нетронутым, и отец сказал, чтобы я продолжал удить, и сам забросил лесу (С. Аксаков).
…гл., что…, и …гл. , чтобы…, ….
I
1. Точно не зная куда идти он повертелся на месте постоял не шевелясь у снеговой стены и медленно побрел по дороге а вспомнив что ничего не сказал дома повернул назад к крошечному домику который был сейчас как игрушечный (Купр.). 2. Чайковский нарочно говорил иногда о своей музыке как о поденной работе но знал что это не так и говорил о ней как о чем-то обыденном потому что сам не мог понять как это происходит (Пауст.). 3. Ты осматриваешься вокруг себя с удивлением словно бы хочешь внимательно приглядеться ко всему живому что тебя окружает и запомнив все это понять наконец-то ради чего ты живешь и стараешься в муках объять необъятное (Г. Сем.). 4. Он приостановился на ступени пока запирали за ним дверь и закладывали цепочку и убедившись что мальчики заперли все как следует быстро пошел по слабо освещенной улице (А. Кривцова). 5. А утром чуть свет когда в доме все еще спали я уже прокладывал росистый след в густой высокой траве сада перелезал через забор и шел к пруду где меня ждали с удочками такие же сорванцы-товарищи или к мельнице где сонный мельник только что отодвинул шлюзы и вода, чутко вздрагивая на зеркальной поверхности кидалась в «лотоки» и бодро принималась за дело (Кор.). 6. Адъютант вошедший в спальню с тем чтобы доложить императору о том сколько было во вчерашнем деле взято пленных передав то что нужно было стоял у двери ожидая позволения уйти (Л.Т.). 7. Вспоминая все давно пережитое все что было мило и дорого в прошлом можно увлечься и много говорить о том что интересовало нас лично но может быть не привлечет читателей мемуаров (А. Щепкина).
Задание 161. Разбейте сложноподчиненные предложения на предикативные части, подчеркните те, которые имеют внутри себя придаточные предложения; составьте линейные схемы; расставьте знаки препинания.
1. Я попросил позволения развести маленький огонек возле того места где мы сидели и когда получил позволение то не помня себя от радости принялся хлопотать об этом с помощью Евсеича который в дороге вдруг сделался моим как будто дядькой (Акс.). 2. Почти месяц спустя после того утра когда на раскисшем картофельном поле ждал я пока нагрузят тяжелый самосвал и когда все еще было впереди и прозрачная синева южного моря и солнце и чудесная галька – приехал я снова в родное село (В. Родионов). 3. И сказал нам лесничий что если хотим увидать зверя то надо податься на солонцы и объяснил как туда дойти (В. Клип.). 4. Сначала я пожалел о том что не сделал в жизни и десятой доли того что собирался сделать потом подумал что глупо пропадать от собственной оплошности тогда как жизнь обещает впереди много вот таких хотя и пасмурных и осенних но свежих и милых дней когда нет еще первого снега но все уже пахнет этим снегом: и воздух и вода и деревья и даже ботва (Пауст.). 5. Тут было все и радость первого литературного успеха и пленительные воспоминания детства и сияющее лицо матери и ласки восторги подарки тому же счастливому любимцу и воркование слепой няни которая теперь готова молиться на Ванюшу и раболепие старика слуги который как мальчишка бегает суетится бросается во все углы лишь бы угодить Ивану Александровичу (Г. Потанин).
Задание 162. Подчеркните все грамматические основы, найдите в сложносочиненных предложениях общее придаточное, укажите его тип. Изложите пунктуационное правило, регулирующее постановку знаков препинания в сложных предложениях с общим придаточным; расставьте знаки препинания. Составьте нелинейную схему двух последних предложений.
1. Несмотря на то что дорога моя лежала на берегу громаднейшего озера раскаленный воздух был неподвижен и сух и было трудно дышать (А. Бойко). 2. Хотя до отхода поезда оставалась еще более часа провожающие уже стояли на бетонированной площадке перрона и мать уже плакала (А. Новикова). 3. Пока мы разговаривали совсем стемнело и повалил густой снег (Д. Холодов). 4. Мы въехали в такую чащу и ветки так били нас по лицу что пришлось остановить лошадей (Пауст.). 5. Настанет день и час пробьет Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте (Р. Бернс). 6. Хоть дул холодный ветер и по небу бежали быстрые облака дождь перестал и туман окутавший лес рассеялся (К. Бул.). 7. Когда мне было восемнадцать лет и я увидел мир его полотен С тех пор в искусстве я не беззаботен И душу мне пронзает жесткий свет (А. Гитович). 8. Пели петухи и было уже светло как достигли они Жадрина (П.). 9. Пока Алехин рассказывал дождь перестал и выглянуло солнце (Ч.). 10. Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум какой бывает только днем (Ч.). 11. С деревьев осыпались листья и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы когда над станицей полетели дикие гуси (В. Закрут.). 12. Было время ужина и гости начинали уже съезжаться когда неожиданно ударила гроза (М.-С.). 13. Ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты и где-то любовно ворковали голуби когда с улицы донесся тот неопределенный шум (М.-С.). 14. Когда солнце било в окна особенно жарко нагревались листья герани и пахло сладко лекарственно (Пауст.). 15. Наконец стало темнеть и я уже терял надежду дойти сегодня до устья реки как вдруг мы услышали шум морского прибоя (Арс.). 16. Свет месяца становился ярче и наши тени делались короче и чернее по мере того как полная луна плыла по ясному безоблачному небу (Арс.). 17. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.). 18. Пока они дошли до дому земля побелела и над снегом загорелся румяный рязанский закат (Пауст.). 19. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улицах раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчиков (Лерм.). 20. Слышалось дыхание Шурки и порою доносился сквозь закрытые ставни заунывный стон ветра когда я наконец тоже решил поспать (Стан.). 21. Его сердце все изъязвлено сомнением и черви тоски неустанно гложут его грудь несмотря на то что никто не сомневается в торжестве его славы (М.Г.). 22. Войска продвигались вперед и тылы вовремя подтягивали резервы несмотря на то что противник по-прежнему оказывал мощное сопротивление (Сим.).
Задание 163. Произведите синтаксический разбор сложных предложений; составьте линейные схемы; расставьте знаки препинания, предварительно изложив пунктуационное правило для пунктограммы «Знаки препинания при стечении союзов в сложном предложении».
I
1.Быстро поднималось и росло белое облако с востока и когда скрылись за горой белые лучи закатившегося солнца уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах (Акс.). 2. Выбрав пень поудобней я присел отдохнуть и когда стих набежавший перед тем легкий ветерок и наступил миг чистейшей задумчивой тишины я услышал очень далеко странные звуки (Ю. Каз.). 3. Он подумал что когда они вернутся то уже не застанут его (Л. Петрова). 4. Он имел все основания думать что когда придет его час и люди окажутся перед необходимостью сменить директора то первым кандидатом на этот пост будет не кто иной как Роман Федорович Колясинский (В. Пальман). 5. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места что когда продерешься через спутанные лесные заросли заполненные к тому же крапивой и присядешь около самой воды почувствуешь себя как бы в обособленном огороженном от остального земного пространства мире (Сол.). 6. Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала что покуда искра жизни тлеется во мне она не перестанет делать все что может для моего спасения (Акс.). 7. Стало ясно что если мы сейчас не выйдем в море потом будет поздно (Арс.). 8. Мои спутники знали что если нет проливного дождя то назначенное выступление не отменяется (Арс.).
II
1. Но теперь-то когда у меня поседела голова я твердо знаю что если мне удалось сказать хоть какое-нибудь слово о родной природе так это потому что я уже с детских лет ходил за плугом а в юности умел сам посеять ниву (Рыл.). 2. Когда на глаза попадалась Татьяна Ивановна он подбегал к ней и если она несла что-нибудь предлагал ей свою помощь что страшно ее конфузило (Ч.). 3. Ветхий полуразрушенный дом волновал мальчишечье воображение и хотя они не первый год ходили в школу им мерещились зарытые в нем клады и их неудержимо тянуло прикоснуться к тайне (Б. Клочко). 4. Кончается семестр и хотя осталось прожить самые трудные экзаменационные недели но мы уже строим планы на остальное лето (В. Ткачева). 5. Названье указывало на присутствие липы в прежние годы но как ни вглядывался Вихров ни одной не чернело в пестром от солнца перелеске. 6. Знал я также что поскольку склоны гор не похожи на скаты крыш поскольку они извилисты то внутри каждого высотного пояса при каждом повороте склона меняется экспозиция а значит и растительность тоже (О. А.). 7. Впрочем, это происшествие недолго занимало его ибо когда он вернулся в коттедж событий там было достаточно чтобы дать пищу для размышлений и стереть из памяти все мысли о самом себе (А. Кривцова).
Задание 164. Составьте предложения со стечением союзов на разные случаи постановки знаков препинания.
Задание 165. Произведите синтаксический разбор сложных предложений (подчеркните грамматические основы, выделите средства связи предикативных единиц, пронумеруйте предикативные части в порядке их следования, определите типы придаточных). Сделайте пунктуационный анализ сложных предложений (назовите пунктограммы, изложите пунктуационные правила, расставьте знаки препинания). Составьте линейные схемы. Придумайте три сложных предложения такой же структуры (с однородными придаточными и со стечением союзов).
1. Михаил Михайлович долго отказывался говоря что он улетает на симпозиум и что если бы даже не улетал то все равно бы не приехал наверно так как работы было много и он давно уже никуда не ходил (Д. Гран.). 2. Прокофьев говорил что писательство – самое тяжелое и заманчивое занятие и что если бы он не был геологом то наверное сделался бы писателем (Пауст.). 3. Мы уже решили что нам нельзя оставаться в городе и что когда я добуду немного денег мы переедем куда-нибудь в другое место чтобы попробовать все сначала (О. Кудрявцева). 4. Валерий говорил что тренер его хвалит и что хотя у него есть возможность но он не пойдет в большой спорт (Е. Иванов). 5. Он знал как близ ручья в лесу выследить соболя и что если дует западный ветер то следует ждать бурана (И. Петров). 6. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса (Кор.). 7. Я понял почему я так долго ходил около такой очевидной истины и что если думать и говорить о жизни человечества то надо думать и говорить о жизни человечества а не о жизни нескольких паразитов жизни (Л.Т.). 8. Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет ему больше не подняться (Б. Пол.). 9. Он видел что все погибает и что если принять меры то надо сделать это немедленно (А. Гр.).
Задание 166. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений, составьте для каждого предложения две схемы (линейную и традиционную); расставьте знаки препинания.
I
1. Все было хорошо хотя по берегу от которого мы отошли можно было заметить что лодка движется не только вперед но и в сторону так что посад оказался по левую руку от нас (Кав.). 2. Яркими снопами разбежались во все стороны солнечные лучи будто желая посмотреть что натворила ночь и видно было как все предметы вокруг покраснели точно им стало совестно (Золот.). 3. Пока люди не поймут что данная им как награда Вселенной прекрасная планета не строительный материал не дешевое сырье а неповторимый по своей стройности по своему непревзойденному изяществу храм который нужно разумно усовершенствовать никто из нас не станет добрее благороднее чище (Бонд.). 4. Когда ужин кончился и гости разъехались Эсборн подошел к жене посмотрел ей в глаза и поцеловав руку сказал что выйдет из дома минут на десять для того чтобы свежий ветер прогнал легкую головную боль (А. Гр.). 5. Стояла та необычная всегда удивляющая людей осенняя погода когда низкое солнце греет жарче, чем весной когда все блестит в редком чистом воздухе так что глаза режет когда грудь крепнет и свежеет вдыхая осенний пахучий воздух (Л.Т.). 6. Потом когда я немножко подрос и мой мир расширился до пределов деревенской околицы я не раз замечал до чего же избы похожи лицом на своих хозяев и не удивился бы