Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2781
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
Орфограмма (от греч. orthos—правильный
и gramma—буква)— это написание, выбранное или ещё искомое, в том случае, где пишущему
предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука; выбор слитного / раздельного /
полуслитного написания и т.д. Поскольку пишущий при выборе написания руководствуется
орфографическим правилом, то и орфограмма—это написание, соответствующее
орфографическому правилу. ; В школьном курсе орфографии изучаются следующие типы орфограмм: БУКВЫ (гласные, согласные, Ъ, Ь, большие и строчные), ДЕФИС (полуслитное написание), КОНТАКТ-ПРОБЕЛ (слитное и раздельное написание), ЧЁРТОЧКА (конец строки).
Пунктуация ( от лат. рunctum - точка) изучает нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившиеся в русской письменности. Знаки препинания обеспечивают пунктуационную организацию написанного предложения, основное назначение которой – способствовать пониманию читателем синтаксической и смысловой структуры письменного текста. Пунктуация как система организована на разграничении трех функций знаков препинания: 1) отграничение в тексте одной синтаксической структуры или ее элемента от другой (разделение); 2) установление в тексте левой и правой границ синтаксической структуры (выделение); 3) объединение нескольких синтаксических структур в одно целое. В осуществлении функции разделения участвуют одиночные знаки препинания, функции выделения – парные знаки препинания, функции объединения - комплекс знаков препинания.
Пунктограмма – знак препинания или отсутствие знака препинания, регулируемые пунктуационными правилами, то есть место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило.
Пунктуационное правило – это определение синтаксических условий постановки знаков препинания или запрета на их постановку. Применение пунктуационного правила предполагает анализ предложения.
Пунктуационный анализ – это анализ пунктограмм. Название пунктограммы включает в себя синтаксическую терминологию, например: тире между подлежащим и сказуемым, запятые при обособленных определениях, запятые при однородных членах предложения, скобки при вставных конструкциях, двоеточие в сложном бессоюзном предложении, отсутствие запятой между двумя придаточными предложениями, соединенными союзом и. Это говорит о том, что базой пунктуационного анализа является синтаксический анализ.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемика раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Словообразование — раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение. Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные). Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова
Корень корень — единственная обязательная часть слова. «выражает основное лексическое значение слова». в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными .
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы.
Суффикс словообразовательный— словообразовательная морфема, стоящая после корня.
Постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения
Окончание Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).
Формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
Основа прошедшего времени (основу инфинитива), нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а. Нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива.
Основа настоящего / простого будущего времени: нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.
Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
Производность основы - образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик ¬ стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.
Алгоритм морфемного членения основы: словообразовательная цепочка, в каждом звене которой на исходную производящую основу «надевается» новая словообразующая морфема.
Производящее — слово (основу), от которого оно образовано, ближайшее по форме и обязательно мотивирующее по значению данное для разбора слово (критерий мотивированности).
Связанный корень - корень, который не употребляется самостоятельно, то есть только с формообразующими морфемами, а всегда встречается в соединении со словообразующими приставками и суффиксами, причем может присоединять к себе различные хорошо вычленяющиеся приставки и / или суффиксы.
Соединительные элементы в слове (интерфиксы) - незначимые соединительные элементы, называемые в лингвистике интерфиксами. Интерфикс» используется для описания более широкого круга явлений — всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и словоизменении.
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Производная основа (ПН), — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик ¬ стол, столик — ‘маленький стол’
Производящая основа (ПЩ) — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.
Средство словообразования (словообразовательный формант) —образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.). :
Способы, словообразования :1) приставочный: 2) суффиксальный, 3) приставочно-суффиксальный: Способы, использующие операционные средства словообразования:1) сокращение: заместитель ® зам,2) сложение: а) сложносоставной способ: б) сложение: сращение: в) сложение с сокращением (аббревиация 3) переход слова из одной части речи в другую; субстантивация — переход прилагательного или причастия в существительное: Смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: бессуффиксным словообразованием, относятся к суффиксальному способу.
Алгоритм словообразовательного разбора: 1. найти производную основу (часть слова без окончания и формообразующих суффиксов, 2) доказать ее производность, сославшись на предполагаемое однокоренное производящее слово, 3) сопоставить производное и производящее, выделить словообразовательный формант в производном, 4) назвать способ словообразования и явления морфемного шва.
Явления морфемного шва — процессы, сопровождающие словообразование процессы, служащие для
взаимоприспособления морфем в производном слове:1) чередование 2) вставление незначимого соединительного элемента (интерфикса); 3) усечение производящей основы (его нельзя путать с сокращением как способом словообразования, при котором одно только сокращение образует новое слово): реза-ть ® рез-к-а,
МОРФОЛОГИЯ
Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов. Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:1) обобщенное значение,2) морфологические признаки,3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи). части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.
Самостоятельные и служебные части речи. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении
Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Значение существительных - предметность, понимаемая очень широко: это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность. К