Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2773

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14. Изложить правила написания Н и НН в кратких формах прилагательных.
III модуль

1.Какой методический прием позволяет выявить подчинительные связи между словами? Какое из слов является главным, а какое зависимым?

2.Дать определения а) согласования, б) управления, в) примыкания.

3. С помощью какого методического приема различают согласование и управление?

4. Доказать, что прилагательное согласуется с существительным, Ане существительное с прилагательным

5. Чем отличается согласование и управление от примыкания?

6. Какие слова и формы слов примыкают и почему?

7. Какие члены предложения оцениваются как компоненты грамматической основы двусоставного предложения? Почему? Назвать их формальные признаки.

8. Перечислить типы сказуемых. Описать их структуры. Чем отличается составное сказуемое от простого?

9. Назвать глаголы связки, входящие в составное именное сказуемое.

10. Назвать вспомогательные глаголы, входящие в составное глагольное сказуемое.

11. Что такое второстепенные члены предложения? Чем они отличаются от главных?

12. Чем различаются между собой второстепенные члены предложения?

13. Описать значение второстепенных членов предложения? Какой методический прием используется для выявления этих значений?

14. Чем различаются формы косвенных падежей существительного в функциях дополнения и несогласованного определения? Как влияет семантика главного слова на синтаксическую функцию косвенного падежа существительного?

15. На какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия? места? времени? причины? цели? уступки? условия? меры и степени?

II семестр
IV модуль

1. В чем состоит семантическое и формальное различие между действительными и страдательными причастиями?

2.Почему от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия?

3.Почему от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени?

4.От какой глагольной основы образуются причастия настоящего времени? прошедшего? Как найти эти основы?

5.Чем определяется выбор суффиксов у причастий настоящего времени?

6.От каких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса –ЕНН-? Проиллюстрировать.

7.Как отличить отглагольные прилагательные от омонимичных им причастий? Дать алгоритм анализа.

8.Изложить правила употребления Н и НН в причастиях.

9.на какие две группы делятся правила, регулирующие употребление Н и НН в прилагательных?


10.В чем состоит принципиальное различие между правилами написания Н и НН в отыменных и в отглагольных прилагательных?

11.Изложить правила употребления Н и НН в отглагольных прилагательных.

12.Как отличить прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного, от омонимичных им причастий?

13.Есть ли у отглагольных прилагательных и причастий суффиксы – АН (ЯН), АНН (ЯНН)? Докажите.

14.Перечислить компоненты простого предложения. Назвать основные способы осложнения простого предложения.

15.Что такое обособление? Почему неправильно выражение «обособить запятыми»?

16.Изложить грамматические правила обособления согласованных определений.

V модуль

1. Какие неспрягаемые формы называют деепричастиями?

2. Как образуются деепричастия? Сколько деепричастий можно образовать от одного глагола?

3. Изложить правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

4. Изложить правила обособления обстоятельств, выраженных предложными оборотами. Какими предлогами они могут вводиться?

5. При каком условии обстоятельство является уточняющим? Привести примеры.

6. Назовите союзы при обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами.

7. Что влияет на постановку знаков препинания с оборотами, вводимыми союзом КАК? Ответ иллюстрировать.

8. Изложить правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными. С причастиями.

9. Как влияет наличие /отсутствие зависимых слов на слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, причастиями и наречиями на –О?

10. Что такое противопоставление совместимых и несовместимых признаков? Как эти два вида противопоставления влияют на написание НЕ с прилагательными?

11. Изложить правила правописания НЕ и НИ с местоимениями и местоименными наречиями

12. Изложить правила, регулирующие слитное/раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями.

13. Доказать, что в сочетаниях «не кто иной, как» и « не что иное, как» НЕ надо писать раздельно.

14.Описать синтаксическую структуру предложений, в которых частица НИ усиливает утверждение.

15. Описать отличительные особенности предложений, в которых частица НЕ усиливает утверждение.
VI модуль

1. Что положено в основу деления сложных предложений на три структурных типа?



2. В чем состоит основное правило постановки знаков препинания в сложном предложении?

3. Назвать компоненты сложноподчиненного предложения. Что является формальным признаком придаточной части?

4. Какому разделу грамматики принадлежит термин союзное слово? При каком виде анализа им пользуются? Какие слова знаменательных частей речи могут выполнять функцию союзных слов?

5. Функцию каких членов предложения выполняют союзные слова? Ответ иллюстрировать.

6. Какие вопросы ставятся к придаточным предложениям цели? причины? уступки? условия?

7. Назвать причинные союзы.

8. Назвать условные союзы и подчинительный союз со значением следствия.

9. Назвать средства связи придаточных уступительных.

10. Какие знаки препинания могут стоять между частями сложного бессоюзного предложения? Чем определяется выбор знака препинания в сложном бессоюзном предложении?



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по дисциплине «ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

031000.62 - « Филология »




г. Владивосток

2011
Основная

  1. Хметзакиева Л.А. Практикум по орфографии и пунктуации:учебно-методический комплекс.-Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010, – 40 с

  2. 2.Белик Э.В. Орфографический словарь современного русского языка: 70000 слов/Э.В. Белик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 767 с

  3. Кузнецова Т.В. Практикум по орфографии и пунктуации русского языка: Учеб. Пособие для студ. ф-та рус. слов-ти. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009.

  4. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]/ [гл. ред. В. Н. Ярцева]. - Москва: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

  5. 5.Лингвистика и школа- IV. К 90-летию со дня рождения Михаила Викторовича Панова (1920 – 2001) [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л.Б. Парубченко. – Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2011. – 223 с. Статьи, например: Перфильева Н.П. Интонационный принцип пунктуации или обучения пунктуации? С. 126-133, а также Леоновой, Логиновой, Шкуропацкой

  6. РРозенталь, Д. В. Справочник по правописанию и литературной правке/Д. Э. Розенталь; под ред. И. Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 361 с.

  7. 7.Русский язык [Электронный ресурс]: энциклопедия. – М.: Хорошая погода, 2008.

  8. Современный русский язык: учебник для филологических специальностей вузов /В. А. Белошапкова, В. Н. Белоусов, Е. А. Брызгунова и др.; под ред. В. А. Белошапковой. – М.: Альянс, 2011. – 926 с. .


Дополнительная литература

  1. 1.Материалы по орфографии современного русского языка: Учебное пособие / Колл. авторов.; Отв. ред. Л. М. Овдей, М. А. Леоненко – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 156 с.

  2. Материалы по пунктуации современного русского языка: Учебное пособие / Колл. авторов.; Отв. ред. М. А. Леоненко, Н. Т. Окатова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. – 272 с.

  3. Л.М. Овдей, М.А. Леоненко (ред.) | Материалы по орфографии современного русского языка [2004] [PDF]

  4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. Ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. – 480 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.knigafund.ru/books/114200/read Заика В.И. Орфография и пунктцация: Правила и практикум: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 160 с.

  2. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/269/62269/32199 Никонова М.Н. Современный русский язык: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 164 с.

  3. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/851/77851/58826 Русский язык: Теоретическое описание: учебное пособие для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» / Д.А. Галай, Н.В. Гутова, И.Л. Замяткина и др.; Под ред. А.А. Курулёнка, Е.Д. Черневой. – Куйбышев: Барабинская типография, 2012. – 191 с.

  4. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/852/77852/58827 Русский язык: Практический анализ: методическое пособие для студентов специальности 050301 "Русский язык и литература" / Д.А. Галай, И.Л. Замяткина, И.В. Зензеря и др.; Под ред. А.А. Курулёнка, Д.А. Галая. - Куйбышев: Барабинская типография, 2012. - 115 с.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ

ГЛОССАРИЙ

по дисциплине «Практикум по орфографии и пунктцации»

031000.62 - « Филология »

г. Владивосток

2011
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Орфография(от греч. orthos—прямой, правильный и grapho— пишу)—это раздел науки о

языке, изучающий правила правописания слов. Русская орфография как система правил распадается на пять разделов:

Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем.

Правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов.

Правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв.

Правила переноса слов с одной строки на другую.

Правила графического сокращения слов.

Каждый из этих разделов представляет собой систему правил, строящихся на определённых

принципах. Основной раздел орфографии—первый. При обозначении на письме

звуков речи пишущий сталкивается с двумя случаями: с отсутствием вариантов на письме

(например: дом, шум, дым, том, кон, лом и т.д.) и с наличием таких вариантов

(например: ко/аро/ава, ко/ас/зьба и т.д.). Выбор возникает не только при передаче на письме

звучащей речи, но и в случае слитного / полуслитного / раздельного написания слов, при

употреблении большой или малой буквы, при сокращении слова. Проблема выбора создаёт

основной объект орфографии—орфограмму.
Орфографический анализ предполагает анализ орфограмм. Он включает в себя несколько этапов: 1) определение типа орфограммы, 2) определение ее сущности, то есть названия орфограммы (для этого выполняются некоторые виды анализа), 3) доказательство применимости правила к рассматриваемой орфограмме, 4) приведение аналогичных примеров. Например: ПО-НАСТОЯЩЕМУ – орфограмма «дефис»; это наречие, следовательно орфограмма называется «дефисное написание наречий». Применяем правило: дефис в наречиях пишется после приставки ПО- , если в слове есть суффикс –ОМУ. –ЕМУ. По-лисьему, по-по-моему.