Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2776

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II семестр

Чересчур, бесчувственный, не удастся прийти вовремя, чрезвычайный, сверхизысканный, почерк, трехэтажный, ниспадающий, сожженный, эмигрант, контр-адмирал, дерзкий, искусствовед, мерзкий, косноязычие, лестничка, сумасшедший, бешеный, умалишенный, безмолвствует, доблестный, контрудар, оккупированная территория, пастеризованное и сгущенное молоко, пряности, акселерация, голландский и пошехонский сыр, съешьте свиной тушенки, копчености, аккредитованный, альма матер, белорус, юбчонка, маринованные томаты, ропщут, алоэ, пациент, вмиг исчез, вожжи, брезжит, грейпфрут, Геннадий Филиппович, диета, симметричный, двух с половиной тысячный, нагромождение, дизайнер, женьшень, парчовый, обаятельный, покалеченный, чесучовый, Дон-Кихот, донкихоты, патриарх, скрепя сердце, балдахин, болтовня, мозаичный, коралловый, безапелляционный, ехать за границу, торговать с заграницей, меридиан, абсолютный, комфортабельный, декоративный, бикфордов шнур, крепдешин, никелированный, петь дифирамбы, курить фимиам, алкоголизм, кафтан, гарантия, пародировать, спартакиада, ассистент, какофония, аннулированный, мохер, учредительный, каллиграфический, почерк, абсурдный, чахотка, репертуар, миниатюрный, репертуар, пирамидальный, поролон, постскриптум, альманах, камень преткновения, агрессор, аттракцион, алюминиевый, идентичный, экспериментальный, аллея, дрессировать, гримированный, троллейбусный, сентиментальный, оппонент, приоритет, препятствие, приемлемый, прелюдия, протеже, реабилитированный, малахитовая шкатулка, фломастер, апатичный, драпировка, граммофонный, иммунитет, русификация, карикатура, претендент, электрификация, тротуар, во что бы то ни стало, преходящее явление, лаконичный, тростник, мадонна, стеллаж, симпатизировать, парадоксальный, речитатив, пребывание, бескомпромиссный, почтамт, интенсификация, рефрижератор, патетика, феерия, кондиционный, сентенция, йотированная буква, по окончании университета, фаворит, гражданская война, сровнять с землей (разрушить до основания), взимать, бечевка.

Диктанты

(образец)

Диктант № 3

Для меня приход осени – это время, когда в палисаднике появляется буйство цветов с названием «золотой шар» и когда дикие груши за оградой стадиона «Динамо» в Москве начинают осыпаться на тротуары и хрустят под ногами прохожих.

Лето прошло, но какая радость в сентябре видеть остатки его! Дни прохладны, еще не ветрены,


и видишь вдруг в лесу на расстилающейся перед тобой поляне солнечный мир: шмеля, после холодной ночи оживающего на качающемся цветке; стрекозу, как на печке, греющуюся на теплых железных перилах мостка. Лето словно спряталось где-то в лиственных зарослях и вдруг появилось проститься.

Грибов нынче почти не было, и лишь желтые брызги лисичек, высохших до состояния пороха,

напоминают, что грибы тепло любят, но влажное. Внутри лесного полувысохшего болотца спасалась от жары семья мухоморов, и на ярко-красной шапочке одного из них греется мохнатый червячок. Наперекор всем порядкам в природе цветет шиповник, заставляя предположить, что вблизи болотца стояла когда-то лесная сторожка. В сентябре убавляется птичий мир: без суеты, тихо и незаметно, давно улетели к теплу иволги и кукушки; посидев стаями на проводах, улетели и ласточки.

У деревни по привычке сажусь на деревянную скамью со знакомой старушкой, нашей беседе

вторит негромкой песней еще не улетевший скворец. Но пение не азартное, как весной, а как тихое воспоминание об ушедшем надолго тепле. Жмутся поближе к домам небольшие воробьиные стайки.

День незаметно убавился, и непрерывно на пять минут в сутки становится длиннее ночь.

При хорошей погоде кажется, что звезды опустились ниже к земле и светят ярче. Луна тоже стала заметней, и ночью на фоне ее в бинокль иногда можно увидеть силуэты пролетающих птиц. Не пройдет и месяца со времени листопада, как услышишь вдруг в застывшем воздухе грустные посвисты снегирей. Это гонцы уже идущей с северных далей зимы. (По В.Пескову. Остатки лета. 280 слов).

Диктант № 4

Ни облака на туманном небе, ни ветерка на заснеженных равнинах. Небольшой обоз, груженный хлебом, тянулся по малоезженой дороге, будто недавно проложенной по необозримым пустыням. Одетые в дубленые полушубки, весело бежали мужики за своими возами. Солнце склонялось к западу, осыпая снега алмазным блеском. Все было великолепно… Но стаи непуганых тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать ночлега на высоких и открытых местах; но лошади, учуявшие недоброе, храпели и фыркали; но беловатое, рванное по краям облако выплывало на горизонте.

Присмотревшись, можно было заметить, что все снежное пространство бежало легкими

струйками, шипело каким-то змеиным шипением, тихим, но страшным! Знакомые с роковыми приметами, люди торопились свернуть в ближнюю деревню. Вскоре снеговая туча обтянула горизонт и, распираемая невиданной силы ветром, задернула небо густою пеленою. Вдруг настала ночь, и с рокочущей яростью, со всеми своими ужасами налетел буран. Земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снега, который слепил глаза, сбивал дыхание, ревел и свистел, выл и стонал. Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасно возмущение зимней северной природы, что человек теряет присутствие духа, безумеет и становится как помешанный.



Долго тащился наш обоз, но наконец самый опытный старик решил составить кружком

возы и распряженных лошадей и переждать буран. Совет был странен и страшен, но в нем заключалось единственное средство к спасению. К несчастью, шестеро молодых мужиков продолжили рискованный путь. Буран бушевал двое суток и наконец утих. Выкатилось солнце на ясный небосклон, и заиграли его лучи на волнистых снегах. Шестеро удальцов, не послушавших старика, сбились с пути и сгинули, а оставшиеся спаслись. Один из обозов наткнулся на оглобли, торчавшие из снега и окутанные снизу легким паром. Мужики смекнули, стали рыть и отрыли старика с товарищами, находящихся в сонном и беспамятном состоянии. Обтаявший вокруг них снег покрылся ледяной коркой, и в логове было теплее, чем снаружи. Растертых снегом и хорошо укутанных, их довезли до теплой избы, где они пришли в чувство и остались живы и здоровы. (По С.А.Аксакову. Буран. 320 слов)

Работа над ошибками

(указывается количество ошибок)
А. Орфографические ошибки

I. Слово, в котором допущена ошибка (выписывается или слово, или предложение в сокращенном виде, если для применения правила необходим синтаксический анализ; место ошибки подчеркивается; не допускается переноса из диктанта в работу неправильного написания слов; однотипные ошибки группируются).

II. Название орфограммы.

III. Содержание правила (правило излагается лаконично, но исчерпывающе; излагается только то правило, которое применимо в данном случае; орфографическое нельзя подменять изложением условий его применения; обосновывается применение правила, т.е. производится необходимый анализ (морфологический, морфемный, словообразовательный, в определенных случаях – синтаксический, в частности, если ошибка вызвана омонимией частей речи, должны быть даны методические приемы разграничения омонимичных частей речи); указывается причина ошибки: наприер, неправильно определена часть речи или применено правило, относящееся к другому типу морфкм и т.д.; если орфограмма не регулируется орфографическим правилом (например, непроверяемые безударные гласные корня, удвоенные согласные на стыке морфемЪ, надо: 2) назвать орфограмму; 3) выписать словарную статью из словаря (толкового, иностранных слов или этимологического); 4) составить предложения с анализируемым словом и родственными ему, содержащими ту же орфограмму.


IV. Аналогичные примеры (не менее трех).
Б. Пунктуационные ошибки.

Ошибки, допущенные в простом предложении

I. Предложение, в котором допущена ошибка (место ошибки обязательно подчеркивается; если предложение очень длинное, при выписывании допускается его сокращение). В выписанном предложении произвести необходимый синтаксический анализ, используя принятые графические обозначения. В случае невыделения обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, от причастия и деепричастия ставятся стрелки с вопросами к зависимым словам и таким образом определяются границы оборотов.

II. Название пунктограммы.

III. Содержание правила. Здесь же указать причину ошибки (например, неправильное установление границ причастных и деепричастных оборотов, ошибка в определении формы слова, незнание пунктуационного правила и т.д.).

IV. Аналогичные примеры (не менее двух).

Примечание. В случае постановки так называемой «лишней» запятой в простом предложении пунктограмма определяется как «Знаки препинания в простом неосложненном предложении» (п. II.), в п. I предложение выписывается без осложнения и делается разбор по членам предложения, показывающий, что нет основания для постановки запятой.

Ошибки, допущенные в сложном предложении.

Примечания.

1. Алгоритм анализа тот же, что и для простого предложения.

2. В анализируемом, а также в аналогичных предложениях должны быть выделены грамматические основы и средства связи предикативных частей. Для каждого предложения составляются схемы. Однородность придаточных должна быть доказана (используются стрелки и постановка вопросов).

3. Если ошибки допущены в сложном бессоюзном предложении на постановку двоеточия или тире, ставится стрелка с вопросом (или надписывается союз) для выявления характера отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения.

4. Аналогичные предложения должны быть той же структуры, что и анализируемое предложение (с воспроизведением распространения и осложнения простых предикативных частей анализируемого предложения).

5. Нельзя группировать разнотипные пунктуационные ошибки, даже если они допущены в пределах одного предложения (в этом случае разрешается выписывать и анализировать только определенную часть сложного предложения).

Вопросы к зачету


(промежуточный контроль).

I модуль

1. Почему глагол – спрягаемая часть речи?

2. Какие формы глагола являются спрягаемыми?

3. Привести парадигму настоящего времени изъявительного наклонения глаголов бежать, бегать, молоть, молотить..

4. Привести парадигму сослагательного наклонения любого из вышеперечисленных глаголов. Чем она отличается от парадигмы настоящего времени?

5. Привести парадигму повелительного наклонения глаголов бежать и бегать.

6. Что положено в основу деления глаголов на I и II спряжение?

7. Правописание каких глагольных морфем зависит от типа спряжения?

8. Как определяется тип спряжения для глаголов с ударными и безударными личными окончаниями? Ответ иллюстрировать.

9. Перечислить личные и родовые окончания спрягаемых форм глагола.

10. Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся ко II спряжению?

11. Дать понятие морфемы. Как соотносятся морфема и слово?

12. Перечислить формообразующие суффиксы прилагательных.

13. Перечислить формообразующие суффиксы глаголов.

14. В какую основу (слова или словоформы) входят формообразующие суффиксы?

15. Что такое основа слова? Как ее найти?

16. Что такое основа словоформы? Как найти основу словоформы в тех случаях, когда она отличается от основы слова?
II модуль

1.Что такое склонение?

2. Что такое тип склонения имен существительных?

3. Чем различаются существительные разных типов склонения?

4.Что нужно знать для определения типа склонения?

5.Какие существительные не входят в типы склонения и почему?.

6. Какой методический прием используется для правильного написания безударных падежных окончаний существительных? Ответ иллюстрировать. К каким существительным данный прием не может быть применен?

7. Какой методический прием используется для правильного написания окончаний прилагательных и причастий? Ответ иллюстрировать. Правописание каких глагольных морфем зависит от типа спряжения?

8. Просклонять любое существительное, ставя падежные вопросы.

9. Какое из слов, образующих словообразовательную пару, называется производным, а какое – производящим?

10. Описать алгоритм словообразовательного анализа. Проиллюстрировать его применение.

11.Перечислить явления морфемного шва.

12.Какие прилагательные называются отыменными? От чего зависит написание Н и НН в отыменных прилагательных?.

13.Изложить правила написания Н и НН в полных отыменных прилагательных.