Файл: Курсовая работа пм. 01. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Камчатского края

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»
Курсовая работа

ПМ.01. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам


Виды контроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями оздоровительной направленности


Работа защищена

«____»_______________2023 г.
с оценкой _________________

студента 3 курса

очной формы обучения

по специальности

49.02.01 Физическая культура
Степанова Владимира

Николаевича





Руководитель:

Борисенко Инна Михайловна


г. Петропавловск-Камчатский, 2023 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий…………………………….4

1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями……………………4

1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам…………………………………….7

1.3 Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода……………………………………………………11

Глава 2. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом…………………………………………………………………………...14

2.1 Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования………….14

2.2 Субъективные и объективные показатели самоконтроля………….15

2.3 Анализ показателей самоконтроля…………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список использованных источников…………………………………………...31

Введение
Актуальность темы курсовой работы

Проблеме врачебно-педагогического контроля уделено достаточное количество внимания, но это ничуть не влияет на его актуальность. В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогический контроль, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.


Только поэтому данная тема имеет актуальность и в современном обществе, т.к. является важным этапом в изучении теории и методики физического воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении разрозненного материала по проблеме врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями.

Цель – изучить врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями.

Задачи исследования:

Изучить общую характеристику врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физическими упражнениями;

Обозначить место и роль самоконтроля за функциональным состоянием и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Глава 1. Общая характеристика врачебно-педагогического контроля в процессе физкультурно-оздоровительных занятий
1.1 Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями
Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

Врачебно-педагогический контроль предусматривает наблюдение врача непосредственно в процессе учебных, тренировочных занятий, во, время спортивных сборов и соревнований.

Врачебно-педагогический контроль включает:

  • оценку организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и тренированности;

  • оценку воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм занимающихся;

  • проверку условий санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся;

  • проверку мер профилактики спортивного травматизма, выполнение правил безопасности [5].

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.



Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни.

Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки [17].

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.

Изучение воздействия физических нагрузок на организм занимающихся с целью оценки адекватности их уровню подготовленности данного спортсмена и др.

Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимающегося для оценки уровня функциональной готовности на различных этапах подготовки.

Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях совершенствования планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена и при занятиях оздоровительной физической культурой).

Оценка и выбор медицинских, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после больших физических нагрузок.

Оценка условий и организации учебно-тренировочных занятий.

Результаты врачебно-педагогического наблюдения для устранения выявленных недостатков доводят до сведения руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, спортивных организаций, преподавателей физического воспитания, тренеров [19].

Наблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале, на площадке и других местах занятий физкультурой и спортом имеют очень большое значение. Врач может дать существенные указания преподавателю физкультуры о характере физической нагрузки как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силам и подготовленности физкультурников и спортсменов. В результате наблюдения врач может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.

При этом выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки
, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности тренировки.

Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс.

Важнейшей задачей врачебно-педагогического контроля является оказание помощи преподавателям и тренерам в постановке учебно-тренировочного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру полнее раскрыть функциональные возможности отдельных спортсменов и подсказать наиболее верные и быстрые пути и средства для повышения их спортивно-технических результатов. Для решения этих вопросов врачу необходимо:

  • периодически сопоставлять результаты медицинских обследований с данными педагогических наблюдений;

  • систематически вместе с преподавателями (тренерами) анализировать правильность избранных методов тренировок;

  • вместе с преподавателями (тренерами) регулярно обсуждать результаты отдельных занятий и итоги тренировок за определенный период времени;

  • обсуждать и уточнять вместе с преподавателями (тренерами) индивидуальные планы тренировок, особенно тогда, когда длительные занятия не достигают намеченных целей;

  • изучать условия внешней среды, в которых проводят тренировки, добиваясь ее оздоровления и соответствия задачам учебно-тренировочных занятий;

  • помогать преподавателям физкультуры и тренерам повышать специальные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены [5].

Врачебно-педагогические наблюдения помогают врачу расширить свои представления о состоянии здоровья спортсменов, степени их тренированности, характере учебно-тренировочных занятий; все это значительно сближает врача и преподавателя физкультуры (тренера) в осуществлении стоящих перед ними общих задач [22].
1.2 Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам
Прежде всего, врач знакомится с планом занятий и условиями, в которых они проводятся (температура и влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), контингентом занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности), оценивает правильность комплектования групп.


Например, объединение в одну группу для занятий, а тем более для соревнований, лиц с существенными различиями в возрасте, физическом развитии, уровне подготовленности не только значительно снижает эффективность занятий, но и небезопасно. Слишком большое число занимающихся у одного преподавателя или тренера также нецелесообразно. Возрастные градации должны строго соответствовать принятым нормативам.

Надо учитывать также режим труда и жизни занимающихся, время сна, время предшествовавшего приема пищи, ее характер и др. Тренировка должна проводиться не ранее чем через 2-2,5 ч после и заканчиваться не менее чем за 1-1,5 ч до еды. Должен быть обеспечен также достаточный интервал между тренировкой и основной работой. При выборе средств и методов проведения занятий следует также учитывать характер профессионального труда, степень утомления после рабочего дня, преимущественную нагрузку на те или иные мышечные группы или функции организма и пр. [5]

Методика занятия определяется путем изучения плана их проведения, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, интервалов отдыха, характера вводной и заключительной частей. Необходимо фиксировать нагрузки (их продолжительность, интенсивность, интервалы), проводить хронометраж работы обследуемых. Сопоставляя эти данные с объективными показателями, характеризующими реакцию организма занимающихся на нагрузку и течение процессов восстановления, можно в определенной степени судить о состоянии тренированности, о рациональности принятой методики и принимать меры к устранению выявленных недочетов.

Иногда, однако, когда урок физкультуры проводится вяло, общая нагрузка может быть явно недостаточной, занимающиеся физическими упражнениями много стоят или сидят, а упражнения выполняют только отдельные занимающиеся. Такое положение может создаться при недостатке инвентаря для занятий или неправильном построении урока. При этом оправдывает себя метод хронометража урока. Врач устанавливает наблюдение над 1-3 физкультурниками на протяжении всего урока. При помощи секундомера он отмечает время, потраченное на выполнение всякого рода упражнений. Отдельно отмечают время, потраченное на отдых, объяснения преподавателя, ожидание своей очереди и т. п. [17]

Г.А. Минасян предложил метод непрерывного хронометрического наблюдения, который проводят следующим образом.