Файл: Курсовая работа пм. 01. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
хорошо выражены естественные изгибы спины, нормальная выпуклость груди и живота. Внимание развитию правильной осанки надо уделять с младшего возраста и на протяжении всей учебы в школе. Способ проверки правильности осанки очень прост - стать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Стараться так держаться и далее, отойдя от стены (сохранять осанку) [4].

К перечисленным показателям девушки должны добавить специальный контроль за течением овариально-менструального цикла. Женский организм и процесс его формирования отличаются от мужского. У женщин легче скелет, меньше рост, длина тела и мышечная сила, больше подвижность в суставах и позвоночнике, эластичность связочного аппарата, больше жировая прослойка (мышечная масса по отношению к общей массе тела составляет 30-33% против 40-45% у мужчин, жировая масса - 28-30% против 18-20% у мужчин), уже плечи, шире таз, ниже расположен центр тяжести. Меньше функциональные возможности кровообращения (меньше вес и размеры сердца, ниже артериальное давление, чаще пульс) и дыхания (меньше все дыхательные объемы). Физическая работоспособность женщин на 10-25% ниже, чем у мужчин, а также меньше сила и выносливость, способность к длительным статическим напряжениям. Для организма женщин более опасны упражнения с сотрясением внутренних органов (при падениях, столкновениях); хорошо переносятся упражнения на ловкость, гибкость, координацию движений, равновесие. Наивысшая работоспособность бывает обычно в постменструальный период и очень редко (у 3-5% спортсменок) во время менструации. Необходимо следить за собой в это время и отмечать в дневнике характер менструации, самочувствие, работоспособность. Отмечается также время появления первой менструации и установление постоянного цикла. Многие школьницы во время менструации стараются избегать физических нагрузок. Это неправильно! Режим нагрузок в это время выбирается индивидуально, в зависимости от самочувствия и течения цикла при нормальном состоянии, без неприятных ощущений, занятия нужно продолжать с некоторым ограничением скоростных, силовых упражнений, натуживания. Если самочувствие ухудшается, при обильных, болезненных менструациях в первые 1-2 дня можно ограничиться легкой зарядкой и прогулками
, далее заниматься, как девушки с нормальным течением процесса. Особое внимание к своему состоянию необходимо в период от первой менструации до установления цикла. У спортсменок нередко половое созревание (в том числе менструации) наступают позже, но это не представляет никакой опасности в дальнейшем [3].

2.3 Анализ показателей самоконтроля
Анализ показателей самоконтроля, их сопоставление с выполненными физическими нагрузками позволяют оценить эффективность занятий. При правильном проведении занятий (спортивной тренировки) и соблюдении режима школьники чувствуют себя хорошо, меньше болеют, годовой прирост длины и массы тела, мышечной силы соответствуют возрастным нормам и даже превышают их, физическое развитие становится более разносторонним, функциональные возможности кровообращения и дыхания увеличиваются.

Ребенок (подросток) хорошо справляется с физическими нагрузками, тренируется с желанием, наблюдается правильная реакция на нагрузку с быстрым восстановлением, т.е. постепенно улучшаются все показатели самоконтроля. Если же нагрузка для занимающегося слишком велика, восстановление между занятиями не наступает - естественное утомление после нагрузки может перейти в переутомление. При этом появляется ощущение постоянной усталости, снижается умственная и физическая работоспособность, ухудшается сон, настроение становится неустойчивым, заниматься не хочется. Учащается пульс, снижается масса тела и мышечная сила. Реакция организма на нагрузки (занятия, тренировки, функциональные пробы и др.) становится напряженной, восстановление замедляется. Труднее усваивается учебный материал, снижается успеваемость. Могут появиться нарушения ритма сердца, повышение артериального давления. Но следует особо подчеркнуть, что при учебных занятиях физическими нагрузками переутомление наступает чрезвычайно редко, нагрузка на уроке, как правило, не бывает чрезмерной. Чаще с этим явлением приходится сталкиваться при тренировке юных спортсменов, особенно на фоне несоблюдения режима, недостаточного отдыха, перенесенных заболеваний, плохого питания и условий жизни. Если вовремя не обратить внимания на эти изменения, явления переутомления нарастают и могут привести к более серьезным нарушениям - перетренированности и физическому перенапряжению.

В любом случае при появлении подобных признаков школьник должен сообщить о них учителю физкультуры, тренеру и врачу и вместе с ними внести соответствующие изменения в тренировку. В начальной стадии для восстановления обычно бывает достаточно в течение нескольких дней снизить нагрузку (особенно скоростные и силовые упражнения), увеличить интервалы отдыха, часы пребывания на воздухе (прогулки, ходьба, легкий бег, катание на лыжах и коньках), провести витаминизацию, больше употреблять в питании свежих овощей, фруктов, молочных продуктов, меда, орехов, удлинить сон [13].


О слишком большой нагрузке свидетельствует: резкое изменение внешнего вида (побледнение либо, наоборот, покраснение лица), сильное потоотделение, появление слабости, одышки, приступов сердцебиения, головной боли, болей в области шеи, уха, правого подреберья, головокружения, внезапного расстройства кишечника.

Но следует подчеркнуть, что на уроке это бывает чрезвычайно редко, поскольку нагрузка при этом, как правило, не бывает чрезмерной. Подобные состояния могут возникнуть лишь при неправильном определении медицинской группы, при занятиях в болезненном состоянии или недостаточном восстановлении после них, при слишком большой моторной плотности занятия, его монотонности и отсутствии переключений, при выступлении в соревнованиях без подготовки, при резком ухудшении внешних условий, после бессонной ночи и пр. Но в любом нагрузку надо прекратить и немедленно обратиться к врачу.

Большую опасность представляют физические и нервные нагрузки в болезненном состоянии и после него. При любом заболевании меняется общая сопротивляемость организма, ухудшается функция всех его органов и систем, нагрузка дается ценою слишком большого напряжения организма и может стать опасной. Время освобождения от занятий при этом индивидуально - в зависимости от характера и тяжести заболевания, состояния больного, возможных осложнений и др. При этом опасно как преждевременное возобновление занятий (возможность обострения осложнений и перенапряжения), так и неоправданно длительное освобождение, поскольку это ведет к резкому снижению уровня тренированности и большим трудностям при возобновлении тренировки. Но ориентировочные сроки освобождения после различных заболеваний все же можно привести. После респираторных заболеваний и легкого гриппа, ангины без осложнений освобождение от занятий не должно превышать 5-8 дней, а участие в соревнованиях - двух недель, после тяжелой формы гриппа - 10-17 и 18-20 дней. Расстройство кишечника требует кратковременного (2-3 дня) освобождения, дизентерия - до двух недель. Более длительного освобождения требуют воспаление легких (2-3 недели), почек (1,5-2,5 месяца), печени (инфекционный гепатит - болезнь Боткина - от полугода до года), при остром ревматизме школьник освобождается от занятий на 6-8 месяцев, а от спортивной тренировки и участия в соревнованиях - на 2-2,5 года, после сотрясения мозга - соответственно на 20-25 дней и 2-3 месяца, после операции аппендицита - от 2 недель до 2 месяцев, удаления миндалин и аденоидов без осложнений - 8-10 дней [21].


Время освобождения от занятий и тренировки при травмах колеблется от нескольких дней (растяжение связок) до нескольких месяцев (переломы крупных костей). В этот период заболевшие и травмированные занимаются лечебной физкультурой, врач определяет им индивидуальный двигательный режим.

При анализе показаний самоконтроля нужно иметь в виду, что снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, появление различных жалоб, ухудшение реакции на нагрузку, неблагоприятные изменения пульса, дыхания, мышечной силы и т.д. могут зависеть не только от неправильного двигательного режима (чрезмерная или сниженная двигательная активность), но и от других причин - заболевания, общего переутомления, нарушения режима, экологических факторов, плохих условий жизни и питания и прочего. Разобраться в этом помогают школьнику врач, учитель физкультуры, родители.

Необходимо хорошо знать особенности растущего организма в связи с возрастом, поскольку многие показатели самоконтроля меняются в процессе возрастного развития - от младшего (7-11 лет) до старшего школьного возраста. Поэтому не надо удивляться, если величина какого-то показателя (например, ЧСС, ЖЕЛ, мышечная сила и др.), ставшие уже как бы привычными, постепенно меняются [16].

С возрастом организм постепенно начинает работать более эффективно. Физическое развитие, нервная система, внутренние органы постепенно, по мере роста и формирования организма, приближаются к взрослым. Наиболее интенсивный рост - в среднем школьном возрасте. Мышечная масса увеличивается по отношению к общей массе тела: в 8 лет она составляет в среднем 27%, в 15-33, у взрослого человека - 40-45%. Соответственно растет мышечная сила. Снижается возбудимость, усиливаются тормозные процессы, повышается психологическая устойчивость. Увеличиваются возможности кровообращения и дыхания. Если вес сердца в 8 лет равен в среднем 86 г, то в 15 лет - 200 г (у взрослого - 280-320 г). Объем сердца в 12 лет достигает в среднем 460 мл, в 15 лет - 620 мл (у взрослого - 700-800 мл). Сердце начинает работать более экономно, частота сердечных сокращений уменьшается примерно в 13-14 лет и составляет в среднем 76-80 уд/мин, в 15-16 лет - 66-74 уд/мин. Артериальное давление повышается с 90-92 мм.рт.ст. в 8-9 лет до 100-120 мм.рт.ст. у старших школьников. Ударный объем сердца увеличивается с 23-24 мл у 8-9-летних школьников до 29-32 мл в среднем школьном возрасте и 40-50 мл к старшим классам. Урежается дыхание, повышается жизненная емкость легких, кислородная емкость крови. Максимальное поглощение кислорода в 8-9 лет составляет в среднем 1535 мл/мин у мальчиков и 1022 мл/мин у девочек, в 10-11 лет - в среднем 1657 мл/мин, в 14-15 - 2299 мл/мин (С.В. Тихвинский), у взрослого чесловека - 3-5 л/мин.