Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганичес­кой природы к органической, от живых орга­низмов к человеку, - тем более сложной ста­новится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним»[24,с.354]. Именно это методологическое положение, выведенное автором данной концепции, делает понятным хоро­шо известную формулу: «личностью не рож­даются — ею становятся». Действительно, каж­дый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятель­ности переходит в свойства личности. Поэто­му психические свойства личности — не изначальная данность; они формируются и разви­ваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:

-психические свойства личности в ее по­ведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

-психический облик личности во всем мно­гообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в кон­кретной деятельности;

-процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов: чего хочет личность, что для нее привле­кательно, к чему она стремится? (воп­рос о направленности, установках и тен­денциях, потребностях, интересах и иде­алах); что может личность? (вопрос о спо­собностях, о дарованиях человека, о его одаренности); что личность есть? (что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности, вопрос о ха­рактере) [24].

Выделив эти аспекты психического обли­ка личности, ученый подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловле­ны, что в конкретной деятельности они спле­тены в единое целое. Направленность лич­ности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, перехо­дят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к опре­деленной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успеш­ную работу, стимулирует интерес к ней.

На наш взгляд, особенно интересным взглядом к изучению индивидуально-типологических особенностей представляется концептуальный подход Л. Н. Собчик [25].


Л. Н. Собчик считает, что «традиционное понимание личности как результата отражения социальных аспектов существования человека, интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей лишает личность индивидуального стиля, приравнивает ее к социально-желательной модели, обезличивает индивидуальность. Лишь теоретически мы можем отграничить конституциональные особенности человека, его темперамент и характер от социально привитых установок. Трудно с абсолютной точностью решить, когда впервые мы можем говорить о проявлении некоторых устойчивых личностных свойств и о полностью сформированной личности. Более корректным является целостный подход к пониманию личности как конструкта, включающего в себя биологическую базу в качестве основы, на которой развиваются более высокие уровни человеческой психики. Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и усваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими»[25,с.12].

Согласно Л. Н. Собчик, ведущая тенденция - это индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и собственный стиль усвоения полученной информации. В основе такого индивидуально очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире и ее трансформации в мысли, переживания и поступки человека лежат те две-три тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и характерологическую структуру, и наиболее высокие уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека. В связи с этим целесообразно использовать впервые введенное автором понятие «ведущая тенденция». Оно более емкое и динамичное, чем понятия «черта», «свойство», «состояние». Объединяя все эти категории, оно определяет «направление трансформации личности в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания» [там же,с.14].

Л. Н. Собчик пишет, что личность — «это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры, как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ восприятия, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения). Личность — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости это делает структуру личности адаптивной и устойчивой к стрессу. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира» [25,с.31].


Ведущая индивидуально-личностная тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности — от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальные особенности мотивационных, познавательных, эмоциональных и коммуникативных аспектов человеческой психики, и основное направление социальной активности, проявляющееся во влечении индивида к одним сферам общения и ценностям и в интуитивном отталкивании от других. Словом, это -«сквозная устойчивая личностная характеристика, которая проявляется на всех этапах развития личности и на всех уровнях самосознания» [там же,с.36].

Интеграция личности в единое целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, в котором движется личность в процессе самосовершенствования. Самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, что в психиатрии обозначается как критичность. Ведущие тенденции, составляющие первичную базу в виде конституции, темперамента и характера человека, постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личностные свойства. Если на каждом этапе формирования личности эти свойства называют по-разному, это вносит путаницу в терминологию и усложняет понимание целостного портрета личности. Если же условиться трактовать личностный конструкт, основываясь на ведущих тенденциях, то появится тот единый стержень, та сквозная характеристика, которая придает индивидуальный стиль всем личностным аспектам на разных уровнях. Тогда базовые характеристики темперамента или характера, выявленные при помощи соответствующих тестов, найдут свое продолжение в личностных особенностях, выявленных другими методиками, которые обращены к более высоким уровням развития личности. Если социально привитые установки определяют внешние атрибуты поведения, фасад личности, то именно ведущие тенденции лежат в основе непредсказуемых форм реагирования в состоянии стресса; будучи своевременно выявленными, ведущие тенденции подсказывают как место «прорыва» неадекватных реакций, так и варианты возможного усиления контроля данной конкретной личности и овладения ситуацией под влиянием психотерапии.

«Ведущая тенденция» — это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий и стать продолжением данного свойства [25]. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги в рамках невротической реакции, или невроза. То же можно сказать и о других тенденциях; в зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются наиболее выраженными (ведущими), перед нами или однозначный (однокорневой), или многозначный, мозаичный личностный паттерн, или акцентуированный характер.


Рассмотрим, какие индивидуально – типологические особенности описывает Л. Н. Собчик.

Тревожность — это такое психофизиологическое свойство, которое сродни локатору и всегда носит предупреждающий характер, сигнализируя об опасности. Под опасностью следует подразумевать и реальную угрозу жизни и изменения в окружающей среде или во внутренней организации человека, а также иные явления, нарушающие привычный стереотип. Это состояние страха перед опасностью или чувство неопределенности требует предостерегающих или охранительных действий, которые выливаются в блокировку активности, в ограничительное поведение или бегство от опасности, то есть формы поведения, имеющие аналог в животном мире в виде мимикрии, замирания, мнимой смерти. Дезадаптивные формы проявления тревожности — реакции избыточной тревоги, паника. В основе повышенной тревожности лежит слабость «Я», проявляющаяся в противоборстве с давящим на человека влиянием среды, жизненными обстоятельствами, моралью социума. Чем ближе личность к уравновешенной норме, тем умереннее это свойство, играющее в данном случае роль регулятора нормального баланса между человеком и его окружением. При этом тревожность уравновешена столь же умеренно выраженной агрессивностью, отражающей противоположный полюс эмоционального паттерна.

Агрессивность корнями уходит в полярный тревожности тип реагирования и проявляется характеристиками сильного «Я», противопоставляющего влиянию среды, морали и превратностям судьбы, собственные установки и наступательность. Если это качество выражено избыточно и не уравновешено сколько-нибудь выраженной тревожностью, предостерегающей от опрометчивых действий, то активность такого человека сопровождается явной агрессией [25].

Сензитивность тесно связана с повышенной и тонко дифференцированной чувствительностью человека в отношении различных нюансов влияния среды, с реакцией на эмоциональную теплоту или холодность психологического микроклимата — как стрелка барометра, реагирующая на изменение давления атмосферы. Эта индивидуально-типологическая характеристика формирует зависимый паттерн характера и включена в структуру слабого типа реагирования, для которого характерна выраженная зависимость от зоны аффилиации [16].

Напротив, спонтанность — это свойство, выражающееся в высокой поисковой активности, напористости и завоевательности самопредъявления сильного «Я». При избыточности этого свойства и отсутствии баланса со стороны противоположных свойств — тревожности и сензитивности, спонтанность реализуется в виде повышенной импульсивности и может привести к антисоциальным действиям. Таким образом, факторы тревожности и сензитивности представляют собой показатель степени выраженности интериоризированного социального контроля. В то же время, их избыточность, отсутствие сбалансированности со стороны сколько-нибудь выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», задавленного требованиями социума, а это ведет к неврозу.


Интроверсия представляет собой типологическое свойство, проявляющееся внешней пассивностью при высокой интрапсихической активности, и отражает стремление индивида к уходу в себя, в мир своего «Я», который субъективно воспринимается как более значимый по сравнению с окружающей реальностью. При отсутствии хоть небольшой компенсации за счет противоположного свойства — экстраверсии, крайняя степень выраженности интроверсии проявляется как аутичность[20].

Экстраверсия — противоположное интроверсии свойство, связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, отражающее обращенность индивида к реальной атрибутике окружающего мира. Без адекватного баланса, который придает умеренная интровертированность, избыточная экстраверсия проявляется в неразборчивой и поверхностной общительности [25].

Эмотивность — индивидуально-типологическое свойство, в основе которого лежит повышенная лабильность нервных процессов, проявляющаяся в изменчивости эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, однако с тенденцией к более стеничной самореализации, чем это характерно для сензитивных и тревожных личностей. Личности данного типа не только подвержены влиянию среды, но и сами оказывают сильной воздействие на эмоциональное состояние окружающих. Таким образом, здесь речь идет о смешанном типе реагирования, в котором сочетаются свойства слабости и силы [16].

Ригидность также представляет собой смешанный тип реагирования на рубеже, который лежит между субъективизмом и пассивностью интроверсии, с одной стороны, и самоутверждающейся наступательностью агрессивности, с другой. В противовес эмотивности ригидность базируется на тугоподвижности нервных процессов: индивида сперва трудно столкнуть с места, спровоцировать на действия, вызвать реакцию, но затем его уже не остановить, не укротить. Усиленная спонтанностью или агрессивностью, а также не сбалансированная тревожностью или сензитивностью, ригидность проявляется оборонительно-агрессивными реакциями. Напрашивается ассоциация с паровозом, который упорно движется по рельсам, развивая все большую скорость и круша все на своем пути.

Умеренно выраженные и взаимно уравновешенные, все типологические свойства присутствуют в сложном конструкте индивидуально-личностной структуры. Дисбаланс в ту или иную сторону (в зависимости от степени выраженности преобладающей тенденции) проявляется соответствующей акцентуацией характера или дезадаптацией по соответствующему типу реагирования. Избыточно выраженные полярные свойства выявляют внутреннюю напряженность, связанную с одновременной задействованностью разнонаправленных тенденций и, как правило, характерны для лиц с проблемами психосоматического плана[26,с.14-17].