Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве научной проблемы категория воздействия зацикливает на себе ключевые вопросы и основные противоречия психологической науки, начиная от общих рассуждений о сути и механизмах функционирования человеческой психики - заканчивая проблемами методологического и узкопрактического характера. В методологическом плане категория психолого-педагогического воздействия относиться к понятиям, правильное понимание которых возможно только при использовании комплекса средств и методов научного анализа, способных раскрыть сущность данного системного явления на различных уровнях концептуального обобщения.

Обсуждение механизмов, определяющих внутреннюю суть психолого-педагогического воздействия на служащих напрямую связано с вопросами эффективности этого процесса, критериями которой выступают: особенности адресата, коммуникатора и качественная сторона сообщения. На уровне коммуникатора выделяется значительное количество факторов, влияющих на эффективность психологического воздействия:

- уровень авторитета коммуникатора, соответствие установок коммуникатора установкам и нормам реципиентов, правильная ориентация коммуникатора на систему мотивов реципиентов [28,29],

- склонность коммуникатора к манипулированию [36,37],

-принадлежность к большинству или меньшинству в группе[38];

-количество коммуникаторов, оказывающих психологическое воздействие[35].

На уровне текстового сообщения, критериями его эффективности выступают: целостность и связанность текста, внутренняя организация текста; специфика структуры связного текста; коммуникативная четкость (ясность); контекст, скрываемый за текстом; модель обработки дискурса текста [27 и др.].

Несмотря на учет большинства из выше представленных критериев, парадоксальным образом возникают ситуации когда в естественно или искусственно созданных группах наблюдается крайне разнородный эффект от психологического воздействия. Объяснить это возможно лишь тем, что особенности респондентов не брались во внимание. Вопрос о том, какие именно индивидуально-психологические особенности служащих определяют эффективность используемых приемов воздействия определил выбор темы курсовой работы.

В качестве объекта исследования рассматривается феномен психолого-педагогического воздействия, предметом исследования выступают механизмы действия приемов психолого-педагогического воздействия.

Цель исследования: изучить взаимосвязь эффективности психолого-педагогического воздействия посредством приема убеждение с индивидуально-психологическими особенностями служащих.


Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1.Расскрыть суть понятия «психолого-педагогическое воздействие» в науке.

2. Показать функции и приемы психолого-педагогического воздействия.

3.Проанализировать теории, описывающие индивидуально-психологические особенности личности.

4. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи психолого-педагогического воздействия с индивидуально-психологическими особенностями служащих.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность психолого-педагогического, помимо ситуационных факторов во многом связана с выраженностью тех или иных индивидуально- психологических особенностей служащих.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения и выводы, раскрывающие различные аспекты психологического воздействия на человека (Б.Ф. Поршнев, Ковалев и др.), теории субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев). Проблемой личности и типологизацией её особенностей занимались многие отечественные (П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Е. Личко, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анциферова, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, К.К. Платонов, А.Ф. Лазурский) и зарубежные психологи (К. Роджерс, Г. Олпорт, Дж. Келли, Э. Эриксон, Б.Ф. Скиннер, К.Леонгард, Э. Кречмер, К.Г. Юнг, Э. Фром, А. Маслоу, Р. Кеттел, Г.Ю. Айзенк).

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: метод научного анализа; метод научного синтеза и обобщения;

- эмпирические: опросник по выявлению индивидуально – типологических свойств, автор Л. Н. Собчик;

- статистические методы: Т-тест, корреляционный анализ.

Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части, выводов по главам, заключения, списка литературы (39 источника, в том числе 5 на иностранном языке).

1. Воздействие как предмет психологического и педагогического исследования

1.1. Теоретический анализ феномена психолого-педагогического воздействия


В научно-исследовательской литературе психолого-педагогическое воздействие рассматривается и как процесс изменения, и как процесс управления разнообразными проявлениями человека. Г. Мюнстерберг понимал под воздействием «преобразование души для достижения власти над данным психологическим положением» [18,с. 140]. Ф. Зимбардо и М. Ляйппе представляют психологическое воздействие «как поведение человека с целью изменения того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает» [9,с.16].

Для отечественной психологии данный феномен также рассматривается в плоскости изменения, преобразования различных психологических проявлений, «как центральная категория вообще психологии, изучению которой, так или иначе, посвящена вся история науки» [12,с.35]; как категория социально-психологической теории [14]; как понятие, показывающее философскую сущность взаимодействия [4]; как функция общения [3].

Вместе с тем, исследователи едины в том, что психологическое воздействие представляет собой процесс и результат целенаправленного, заранее запланированного (что не исключает возможности в некоторых случаях и его стихийного появления) преобразования, изменения различных психологических характеристик.

Последнее конкретизируются авторами, по-разному. Так Г.А. Ковалев в качестве предмета изменений видит функциональные системы и состояния организма. Под воздействием он понимает «процесс..., который реализуется в ходе взаимодействия двух и более равноупорядоченных систем, результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем» [12, с. 16].

У В.Н. Куликова «психологическое воздействие рассматривается как осуществляемое с помощью речи и неречевых средств воздействие одной личности или группы на психологию другой личности или группы, которое исходит из определенных мотивов и преследует определенную цель. Психологическое воздействие представляет собой психическую активность одного субъекта направленную на психику другого субъекта» [14, с. 13]. В качестве предмета изменений у В.Н.Куликова выступают психические явления (взгляды, мнения отношения или установки).

У А.В. Манойло в качестве такового выступает изменение эмоциональных состояний субъекта. Он рассматривает психологическое воздействие как «способ оказания влияние на отдельных индивидов и на группы, осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, …, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения» [17,c.97].


У Т.С. Кабаченко - это психологические регуляторы внутренней и внешней активности человека [10], у Ф. Зимбардо и М. Ляйппе[9] - поведение человека, его чувств и мыслей и др.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным считать воздействие психолого-педагогическим, когда оно, во-первых, имеет внешнее относительно адресата происхождение и, во-вторых, отражаясь им, способствует изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. Результатом изменения этого может быть смена степени выраженности, вектора приложения, уровня значимости для субъекта разнопрофильных проявлений активности. Таким образом, психолого-педагогическое воздействия может быть представлено и как процесс, приводящий к изменению психологического каркаса конкретной активности, и как результат этого процесса, и как одновременное проявление двух сторон одного процесса. Использованные нами признаки, определяющие понятие психолого-педагогического воздействия, представляются с одной стороны достаточно общими, но с другой - позволяют отграничить это явление от других, внешне сходных с ним явлений. Вероятнее всего, в качестве основного отграничивающего момента может выступать сам факт происходящих изменений регуляторов активности на фоне отражения субъектом внешнего психолого-педагогического воздействия [14].

Психолого-педагогическое воздействие несет существенную функциональную нагрузку. Так Б.Д. Парыгин [22] и Ю.А. Шерковин [33] выделяют:

- воспитательную (когда осуществляется, например принятие определенных жизненных ценностей, норм поведения в обществе, типов отношений),

- пропагандистскую (когда формируются убеждения, взгляды, стереотипы или «нужное» восприятие идей),

- управленческую (например, формирование корпоративного поведения),

- психотерапевтическую (снятие социальных стрессов в группе, компенсация социальных страхов в экстремальных ситуациях, формирование социальных иллюзий относительно каких-либо событий) функции психологического воздействия.

1.2 Приемы психолого-педагогического воздействия

Психолого-педагогическое воздействие как сложный процесс целенаправленного преобразования, изменения различных психологических характеристик представлен большим количеством приемов. В большинстве случаев к таковым относят: убеждение, внушение и подражание.


Убеждение, безусловно, является одним из наиболее сложных способов воздействия, складывающимся из целого ряда различных факторов, взаимодействие которых и приводит к желаемому результату.

По мнению А. А. Леонтьева [15] убеждаемый не пассивно воспринимает сообщение, подчиняется воле убеждающего, он активен и пользуется свободой выбора при определении своих реакций. Целью убеждения признается получение согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения. Убеждение также предполагает сдвиг в сознании собеседника и другие изменения в психологии человека.

В том же плане, что и предыдущие авторы, проблематику убеждения рассматривает и Ю. А. Шерковин [33], причем в своем понимании феномена убеждения он идет вслед за В. М. Бехтеревым. В его понимании убедить человека или аудиторию в чем-то - значит добиться при помощи логического обоснования предлагаемого суждения их согласия с продвигаемой точкой зрения. Ю. А. Шерковин особо обращает внимание на начало и завершение процесса убеждения (воздействие убеждающего и ответную реакцию убеждаемого). По мнению Ю. А. Шерковина на пути убеждения стоят «барьеры» в виде имеющихся у аудитории социальных установок, ранее сформированных мнений, взглядов, стереотипов и мифов.

А. Г. Ковалев понимает убеждение как воздействие одного человека на другого или на группу, затрагивающее рациональное и эмоциональное в их единстве. В этом определении убеждения хорошо рассмотрена та его часть, которая касается убеждаемого, а вопрос о специфике убеждающего остается открытым. А. Г. Ковалев называет некоторые социально-психологические функции убеждения: перестройку сознания, изменение мотивов деятельности, побуждение личности к самовоспитанию и др. Он признает детерминантами эффективного убеждения особенности ума и чувств человека [12].

А. Ю. Панасюк считает, что важнейшей отличительной чертой убеждающего воздействия является ситуация исходного противоречия коммуникантов по обсуждаемому вопросу. Он рассматривает убеждение как способ психологического воздействия, отличающийся от других не только характером ситуации, детерминирующей необходимость в данном воздействии, но и эмоциональным состоянием партнеров на момент их критической оценки эпизодов взаимодействия, значительной коммуникативной автономностью реципиента при принятии окончательного решения, а также морально-нравственным характером содержания воздействия и его конечных целей [21]. Исследователь приводит ряд отличительных признаков убеждения: