Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Воздействие как предмет психологического и педагогического исследования
1.1. Теоретический анализ феномена психолого-педагогического воздействия
1.2 Приемы психолого-педагогического воздействия
Глава 2. Теоретический анализ научных взглядов на индивидуально-психологические особенности личности
2.1. Понятие личности в современной психолого-педагогической литературе
2.2.Индивидуально-психологические особенности личности
3.1.Программа эмпирического исследования
Решая вторую задачу исследования, мы рассмотрели основные приемы психолого-педагогического воздействия. В большинстве случаев к таковым относят: убеждение, внушение и подражание.
Убеждение, безусловно, является одним из наиболее сложных способов воздействия, складывающимся из целого ряда различных факторов, взаимодействие которых и приводит к желаемому результату.
Выделяют ряд отличительных признаков убеждения:
- убеждающее воздействие в отличие от внушения и заражения всегда осознается объектом воздействия,
-в отличие от внушения и заражения при убеждающем воздействии индивид имеет, хоть частичную возможность провести критический анализ содержания убеждающей информации, аргументов, контраргументов и высказать свое мнение,
- убеждающее воздействие представляет индивиду некоторую свободу в области принятия решений,
- содержание убеждающего воздействия по умолчанию признается нравственно приемлемым. Качественно иной механизм воздействия лежит в основе внушения - способа психологического воздействия, предполагающего некритическое восприятие сообщаемой информации, отсутствие целенаправленного и активного ее понимания, анализа и оценки.
Достаточно часто в качестве отдельного метода психолого-педагогического воздействия рассматривается подражание. Его характерной особенностью является стремление человека воспроизвести действия, ранее выполненные другими. Качества этого воспроизведения зависят от опыта того, кто подражает, и конкретных условий воспроизведения. По В. А. Просецкому подражание есть следование примеру, проявляющееся с большей или меньшей активностью.
В рамках третьей задачи были проанализированы теории индивидуально-психологических особенностей личности.
В психологической науке на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с его генотипической или физиологической организацией. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом.
В основу нашего исследования положен концептуальный подход Л. Н. Собчик, которая считает, что традиционное понимание личности как результата отражения социальных аспектов существования человека, интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей лишает личность индивидуального стиля, приравнивает ее к социально-желательной модели, обезличивает индивидуальность. По Л. Н. Собчик личность - это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры, как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ восприятия, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).
Решая третью задачу исследования, мы провели эмпирическое изыскание по выявлению взаимосвязи психолого-педагогического воздействия с индивидуально-психологическими особенностями служащих.Зависимой переменной выступила эффективность психолого-педагогического воздействия, через прием убеждения; независимыми переменными -ведущие индивидуально-типологические особенности служащих.
Согласно результатам корреляционного анализа эффективность психолого-педагогического воздействия через прием убеждение (в исследовании это величина, получаемая от разницы первого и второго замера по шкале «полезный-вредный») связана с такими ИТО служащих как: интроверсия, сензитивность и тревожность. Яркая выраженность у служащих таких ИТО как экстраверсия и ригидность, напротив, препятствуют психолого-педагогическому воздействия через прием убеждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агальцев А. М. Подражание как социально-психологическое явление: автореф. дисс. на соискание учен.степени канд. психол. наук: спец. / А. М. Агальцев. Л., 1967. 29 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. с.7-94
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
- Балл, Г.А. О понятиях «воздействие», «действие» и «операция» / Г.А. Балл // Вопросы психологии, 1974. № 4. С. 10-19
- Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб.: Издание К.Л. Риккера.1910.214с.
- Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия. М.: Мысль, 1994. 364 с.
- Варшавский К.М. Гипносуггестивная терапия (Лечение внушением в гипнозе). Л.: Медицина, Ленингр. Отд., 1973. 192 с.
- Вершинин М.С. Конфликтология. М.:Издательство В.А.Михайлова, 2003.с. 164
- Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб.: Питер, 2000. 448с.
- Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. М.:Педагогическое общество России, 2000. 544с.
- Клонингер, С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 718 с.
- Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия). // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов:АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии. / Ред. Бодалев А.А. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. 153 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1997. 384 с.
- Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования / В.Н. Куликов // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1982.С. 6-23
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Новое в жизни, науке, технике / Серия «Педагогика и психология». № 1. М.: Знание, 1979. 47 с.
- Лепихова, Л.А. Факторные теории личности / Л.А. Лепихова // Психология личности: словарь-справочник / Под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. Казань: Рута, 2001. 320 c.
- Манойло А.В.Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
- Мюнстерберг Г. Основы психотехники / Г. Мюнстерберг. - В 2т. - Т.1. СПб.: Издательский дом «П.Э.Т.»при участи издательства «Алтейя», 1996. 352с.
- Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2001. с.509-532
- Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающегося воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология. Автореферат дис. ... д-ра псих.наук.М., 1992. с. 51
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:Мысль. 1971. 251с.
- Первин, Л., Джон, О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 607 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально - типологических свойств и межличностных отношений: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2003. 95 с.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
- Сухобская Г.С., Тамарченко И.А. Изучение эффективности воздействия научно-популярного текста с помощью методики оценочных шкал // Новые исследования в психологии. Факторная структура научно-популярного текста. 1976. №2. С.3-7
- Тарасов Е. Ф. Массовая коммуникация как социальное общение / Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин // Язык и социолингвистические исследования / под ред. Э. Г. Туманяна. М., 1984. С. 50-60
- Тепляков Н.Н. Психосемантический анализ эффективности воздействия газетной публикации // Наука и образование. 1998. №3. С.62-66
- Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 592 с.
- Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.
- Шварц И. Е. Внушение в системе методов педагогического воздействия // Ученые записки Пермского педагогического института. 1971. Т. 82.268с.,
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.:Мысль, 1973.215с.
- Юнг К.Г. Психологические типы. С-П. «Ювента», 1995. 720 с.
- Clark R.D. Effects of majority defection and multiple minority sources on minority influence // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2001. Vol. 5.pp. 57-62
- De Bono K.G., Harnish R. Source expertise, source attractiveness and the processing of persuasive information: a functional approach // Journal of Personality and social Psychology. 1988. Vol. 55. pp. 541-546
- Kruglanski A.W., Mackie D.M. Majority and minority influence: a judgmental process analysis // European Review of Social Psychology. 1990. Vol. 1. pp. 229–261
- Mackie D.M., Worth L.T., Asuncion A.G. Processing of persuasive ingroup messages // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. pp. 812–822
- Wundt W. Hypnotismus und Suggestion. Leipzig, 1992. 110p.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Индивидуально-типологический опросник
Л.Н. Собчик (ИТО)
Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».
Опросник
- Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
- У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
- Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
- Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
- Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
- Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
- Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
- Я часто тревожусь по пустякам.
- В моих неудачах виноваты определенные люди.
- Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
- Меня мало касается все, что случается с другими.
- Мне интересны яркие, артистичные личности.
- Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
- В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
- Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
- Я - человек абсолютно правдивый и искренний.
- Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
- Меня часто тянет к шумным компаниям.
- Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
- Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
- Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
- Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
- Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
- Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
- Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
- В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
- Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
- Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
- Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
- Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
- Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
- Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
- Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
- Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
- Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
- Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
- Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
- Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
- Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
- Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
- Никто не может навязать мне свое мнение.
- Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
- Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
- В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
- Я никогда не вру.
- Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
- Я вечно ничем недоволен (недовольна).
- Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
- Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
- Мне нравится командовать другими.
- Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
- Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
- Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
- Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
- Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
- Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
- Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
- Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
- Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
- Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
- Меня любят все мои друзья.
- У меня трагичная судьба.
- У меня много близких друзей.
- Я-самый несчастный человек на свете.
- Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
- Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
- Я - человек спокойный, уравновешенный.
- Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
- Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
- Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
- Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
- Я люблю ходить в гости.
- Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
- Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
- Я никогда не испытываю желания выругаться.
- Я никого никогда не обманывал(а).
- Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
- Я - человек застенчивый.
- Мне ужасно не везет в жизни.
- Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
- Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
- Меня ничем не испугать.
- Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
- В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
- Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
- Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
- Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
- Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
- Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
- Я никогда не сержусь.
- Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.