Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завершая рассмотрение вопроса о понятии «индивидуально-типологические особенности», ориентируюсь на проведенный выше теоретический анализ, мы можем сформулировать его рабочее определение. Итак, индивидуально-типологические особенностиэто первичные (индивидные) характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отражающие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, определяющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека, и его принадлежность к определенному типу людей.

В состав индивидуально-типологических особенностей исследователи включают различные психические характеристики: свойства нервной системы, типы темперамента, психодинамические особенности, межполушарную функциональную асимметрию мозга и др. Концептуально нам близка идея теории ведущих тенденций Л.Н.Собчик, согласно которой каждый человек обладает «индивидуальной избирательностью …., имеет свой собственный стиль усвоения полученной информации…» [25, с.12].

Вывод по второй главе

В данной работе наибольший интерес представляют концепции и теории, которые выделяют в личности ее индивидуально-типологические особенности. К таковым можно отнести концепцию психологических типов К.Г. Юнга, специальную теорию индивидуальности В.М. Русалова, диспозиционную теория личности Г.У. Оллпорта и концепции личности С.Л. Рубинштейн.

Особенно интересным взглядом к изучению индивидуально-типологических особенностей представляется концептуальный подход Л. Н. Собчик, которая считает, что традиционное понимание личности как результата отражения социальных аспектов существования человека, интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей лишает личность индивидуального стиля, приравнивает ее к социально-желательной модели, обезличивает индивидуальность. Лишь теоретически мы можем отграничить конституциональные особенности человека, его темперамент и характер от социально привитых установок. Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и усваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими.

По Л. Н. Собчик личность — это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры, как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ восприятия, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения). Личность — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости это делает структуру личности адаптивной и устойчивой к стрессу. Высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются не только исключительно под влиянием социума, но зависят также от индивидуального тропизма, избирательности, неосознанного влечения, что значительно ограничивает количество степеней выбора конкретного человека при освоении им многообразия окружающего мира.


Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи психолого-педагогического воздействия с индивидуально-психологическими особенностями служащих

3.1.Программа эмпирического исследования

Обсуждение механизмов, определяющих эффективность психолого-педагогического воздействия на служащих связано индивидуально-типологическими особенностями служащих.

Цель исследования: изучить эффективность психолого-педагогического воздействия в зависимости от индивидуально-типологических особенностей служащих.

Гипотезой исследование послужило следующее предположение: эффективность убеждения, как приема психолого-педагогического воздействия, зависит от индивидуально – типологических особенностей служащих.

В нашем исследовании необходимо решить следующие задачи:

1.Определить основные переменные исследования;

2.Обосновать выборку респондентов и методы исследования;

3.Провести сбор и статистическую обработку эмпирических данных;

4.Представить результаты эмпирического исследования и их интерпретацию.

Для решения первой задачи мы определили зависимые и независимые переменные нашего исследования. Зависимой переменной исследования является эффективность психолого-педагогического воздействия, через прием убеждения. Независимыми переменными выступают ведущие индивидуально-типологические особенности служащих.

Под индивидуально-типологическими особенностями личности мы понимаем первичные (индивидные) характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отражающие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, определяющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека, и его принадлежность к определенному типу людей.

Эффективность психолого-педагогического воздействия определяется величиной смещения субъективных представлений служащих относительно заданной тематики (с пространством измерения от минус четырёх, до плюс четырёх).


Для диагностики индивидуально – типологических особенностей личности мы использовали методику «Индивидуально – типологический опросник (ИТО)» Л. Н. Собчик (Приложение 1). Методика представляет собой достаточно лаконичный и простой по содержанию опросник, который легко обрабатывается с помощью специального ключа, после чего определяются количественные оценки степени выраженности каждой индивидуально-типологической особенности и их сочетаний. Опросник позволяет оценить степень выраженности каждой из индивидуально-типологической особенности. Опросник отличается от большинства других малым количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности, позволяющих судить о надежности полученных результатов.

Опросник представлены такими шкалами, как экстраверсия, интроверсия, спонтанность, сензитивность, агрессивность, ригидность, лабильность, тревожность. Опишем их с точки зрения позиции Л. Н. Собчик.

Экстраверсия - обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность.

Интроверсия - обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость.

Спонтанность - непродуманность в высказываниях и поступках.

Сензитивность - впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив.

Агрессивность - активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов.

Тревожность - эмоциональность, восприимчивость, незащищённость.

Лабильность - эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности.

Ригидность - инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.

Выборку исследования составили 72 респондента в возрасте от 18 до 35 лет.

3.2. Суть исследования, интерпретация результатов

Исследование проходило в три этапа. На первом, респонденты оценивали предлагаемый набор продуктов с позиции «полезный - вредный». В этот список входили: ржаной хлеб, сырокопченая колбаса, молоко, пицца, овсяная каша, конфеты-леденцы, рыба, мороженое, творог, печенья. Потенциально в списке 5 полезных (ржаной хлеб, молоко, овсяная каша, рыба, творог) и пять вредных (сырокопченая колбаса, пицца, конфеты-леденцы, мороженое, печенья) продуктов. Опросник представлял собой шкалу, по которой можно было совершить выбор от «-3» до «+3». Параллельно с этим, посредством опросника Л.Н.Собчик, измерялись индивидуально-типологические особенности респондентов.


На втором этапе, тем же респондентам предлагался специально разработанный текст, который содержал материал пользе от употребления в пищу рыбы. В тексте были вставлены 10 воздействующих факторов о пользе рыбы. Респонденты из числа служащих не только читали текст, но и отвечали на специально подобранные вопросы. Через три недели наступал третий этап исследования, в рамках которого респондентам предлагалось еще раз отметить по шкале свое представление о пользе и вреде продуктов. В этот раз шкала имела те же значения от «-3»до «+3», но совершенно другой внешний вид.

Результаты исследование и их обсуждение. Проведя обработку полученных значений с учетом требований к сбору и анализу данных, нами были получены следующие результаты. Эффективность психолого-педагогического воздействия на служащих (в исследовании это величина, получаемая от разницы первого и второго замера по шкале «полезный-вредный») имеет корреляционную связь с их индивидуально-типологическими особенностями (Таблица 3.1).

Таблица 3.1

Взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей служащих и эффективности психолого-педагогического воздействия

Индивидуально-типологические особенности служащих

Критерий корреляционной связи

Эффективность психолого-педагогического воздействия

Экстраверсия

Корреляция Пирсона

-,649**

Знч.(2-сторон)

,000

N

72

Спонтанность

Корреляция Пирсона

,118

Знч.(2-сторон)

,312

N

72

Агрессивность

Корреляция Пирсона

-,276

Знч.(2-сторон)

,203

N

72

Ригидность

Корреляция Пирсона

-,502**

Знч.(2-сторон)

,003

N

72

Интроверсия

Корреляция Пирсона

,620

Знч.(2-сторон)

,000

N

72

Сензитивность

Корреляция Пирсона

,466*

Знч.(2-сторон)

,021

N

72

Тревожность

Корреляция Пирсона

,546**

Знч.(2-сторон)

,001

N

72

Лабильность

Корреляция Пирсона

,215

Знч.(2-сторон)

,133

N

72

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).


Согласно результатам корреляционного анализа эффективность психолого-педагогического воздействия через прием убеждение (в исследовании это величина, получаемая от разницы первого и второго замера по шкале «полезный-вредный») связана с такими ИТО служащих как: интроверсия, сензитивность и тревожность. Яркая выраженность у служащих таких ИТО как экстраверсия и ригидность, напротив, препятствуют психолого-педагогическому воздействия через прием внушение.

Таким образом, мы доказали предположение о том, что существует взаимосвязь между индивидуально - типологическими особенностями служащих и эффективностью психолого-педагогического воздействия.

Выводы по третьей главе

Для проверки гипотезы о том, что эффективность убеждения, как приема психолого-педагогического воздействия, зависти от индивидуально – типологических особенностей служащих было организовано эмпирическое исследование.

Под индивидуально-типологическими особенностями личности мы понимаем первичные характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отражающие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, определяющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека, и его принадлежность к определенному типу людей.

Эффективность психолого-педагогического воздействия определялась величиной смещения субъективных представлений служащих относительно заданной тематики.

Согласно результатам корреляционного анализа эффективность психолого-педагогического воздействия через прием убеждение (в исследовании это величина, получаемая от разницы первого и второго замера по шкале «полезный-вредный») связана с такими ИТО служащих как: интроверсия, сензитивность и тревожность. Яркая выраженность у служащих таких ИТО как экстраверсия и ригидность, напротив, препятствуют психолого-педагогическому воздействия через прием внушение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курсовой работы мы решали четыре задачи исследования. В рамках первой задачи необходимо было раскрыть суть понятия «психолого-педагогическое воздействие».

Представляется целесообразным считать воздействие психолого-педагогическим, когда оно, во-первых, имеет внешнее относительно адресата происхождение и, во-вторых, отражаясь им, способствует изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. Результатом изменения этого может быть смена степени выраженности, вектора приложения, уровня значимости для субъекта разнопрофильных проявлений активности. Вероятнее всего, в качестве основного отграничивающего момента может выступать сам факт происходящих изменений регуляторов активности на фоне отражения субъектом внешнего психолого-педагогического воздействия.