Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данной работе под личностью мы будем понимать человека как индивидуальность, характеризующуюся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных социальных условий [31].

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках Санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б.Г. Ананьева [2].

Первой отличительной чертой подхода ученый выделяет следующие уровни организации человека: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность». По его мнению, личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т.е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исто­рической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, санкт-петербургская психологическая школа в понятие «лич­ность» включает социальные характеристики человека.

Далеко не все психофизиологические функции, психи­ческие процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества соци­альных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в струк­туру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвиж­ность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Б.Г. Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и акту­альных для жизни и поведения комплексов органических свойств [2].

При этом автор отмечает, что личность изменяется как в процессе истории че­ловека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Кроме этого, автор полагает, что все четыре основные стороны личности тес­но связаны друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за со­циальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребно­стями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими ка­чествами [2].


2.2.Индивидуально-психологические особенности личности

Индивидуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно-потребностной сфере и способностях [19]. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения, а способности – это такие особенности личности, которые являются условием выполнения той или иной продуктивной деятельности [23].

В данной работе наибольший интерес представляют концепции и теории, которые выделяют в личности ее индивидуально-типологические особенности. Таковыми, на наш взгляд, являются концепция психологических типов К.Г. Юнга, специальная теория индивидуальности В.М. Русалова, диспозиционная теория личности Г.У. Оллпорта и концепция личности С.Л. Рубинштейн [11]. Рассмотрим подробнее каждую концепцию.

Наиболее полный анализ индивидуально-типологические особенности получили в концепции психологических типов К.Г. Юнга. В своем подходе к определению психологических типов автор первоначально выделил два основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, он смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки [34].

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое Я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления, ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. К.Г. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления [34].


Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила ученому сделать еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным психологическим функциям. Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций он различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате К.Г. Юнг получил разделение на 8 психологических типов (таблица 2.1), среди которых он выделял рациональные и иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом, либо своим восприятием [34].

Таблица 2.1

Психологические типы по К.Г. Юнгу

Рациональные

Иррациональные

Экстраверты

Экстравертный мыслительный тип

Экстравертный чувствующий тип

Экстравертный ощущающий тип

Экстравертный интуитивный тип

Интроверты

Интровертный мыслительный тип

Интровертный чувствующий тип

Интровертный ощущающий

тип

Интровертный интуитивный тип

Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого.


Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним К.Г. Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. В соответствии с ведущей функцией К.Г.Юнг выделяет четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный [34].

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем, чтобы достичь психической целостности [34].

Весьма интересной, на наш взгляд, является диспозиционная теория личности Г.У. Оллпорта. Автор определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Г.У. Оллпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер[19].

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость.


В поздних работах Г.У. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или главной страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Г.У. Оллпорт предлагает называть проприумом [19].

Весьма интересна концепция личности С.Л. Рубинштейна [24]. Первое, на что специально обращает вни­мание данный автор, приступая к характеристике личности, это зависимость психи­ческих процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в инди­видуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимо­сти от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, имеются различные типы вос­приятия, памяти, внимания, стили умствен­ной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психи­ческих процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизнен­ных эпох, через которые проходит каждая лич­ность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, инте­ресов, ценностных ориентации, но и к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее про­текание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и лично­стные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических про­цессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращают­ся в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприя­тие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запом­инанием. Внимание в своей специфически че­ловеческой форме оказывается произволь­ным, а мышление-это совокупность опе­раций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного кон­текста, вся психология человека является пси­хологией личности.