Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решая вторую задачу исследования, мы рассмотрели основные приемы психолого-педагогического воздействия. В большинстве случаев к таковым относят: убеждение, внушение и подражание.

Убеждение, безусловно, является одним из наиболее сложных способов воздействия, складывающимся из целого ряда различных факторов, взаимодействие которых и приводит к желаемому результату.

Выделяют ряд отличительных признаков убеждения:

- убеждающее воздействие в отличие от внушения и заражения всегда осознается объектом воздействия,

-в отличие от внушения и заражения при убеждающем воздействии индивид имеет, хоть частичную возможность провести критический анализ содержания убеждающей информации, аргументов, контраргументов и высказать свое мнение,

- убеждающее воздействие представляет индивиду некоторую свободу в области принятия решений,

- содержание убеждающего воздействия по умолчанию признается нравственно приемлемым. Качественно иной механизм воздействия лежит в основе внушения - способа психологического воздействия, предполагающего некритическое восприятие сообщаемой информации, отсутствие целенаправленного и активного ее понимания, анализа и оценки.

Достаточно часто в качестве отдельного метода психолого-педагогического воздействия рассматривается подражание. Его характерной особенностью является стремление человека воспроизвести действия, ранее выполненные другими. Качества этого воспроизведения зависят от опыта того, кто подражает, и конкретных условий воспроизведения. По В. А. Просецкому подражание есть следование примеру, проявляющееся с большей или меньшей активностью.

В рамках третьей задачи были проанализированы теории индивидуально-психологических особенностей личности.

В психологической науке на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его соци­альных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято отно­сить особенности человека, которые связаны с его генотипической или физиологи­ческой организацией. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его позна­вательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в це­лом.


В основу нашего исследования положен концептуальный подход Л. Н. Собчик, которая считает, что традиционное понимание личности как результата отражения социальных аспектов существования человека, интериоризированных в процессе деятельности социальных ценностей лишает личность индивидуального стиля, приравнивает ее к социально-желательной модели, обезличивает индивидуальность. По Л. Н. Собчик личность - это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры, как: мотивационная направленность, эмоциональная сфера (стиль переживания), стиль мышления (интеллектуальные способности, способ восприятия, переработки и воспроизведения информации), способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).

Решая третью задачу исследования, мы провели эмпирическое изыскание по выявлению взаимосвязи психолого-педагогического воздействия с индивидуально-психологическими особенностями служащих.Зависимой переменной выступила эффективность психолого-педагогического воздействия, через прием убеждения; независимыми переменными -ведущие индивидуально-типологические особенности служащих.

Согласно результатам корреляционного анализа эффективность психолого-педагогического воздействия через прием убеждение (в исследовании это величина, получаемая от разницы первого и второго замера по шкале «полезный-вредный») связана с такими ИТО служащих как: интроверсия, сензитивность и тревожность. Яркая выраженность у служащих таких ИТО как экстраверсия и ригидность, напротив, препятствуют психолого-педагогическому воздействия через прием убеждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агальцев А. М. Подражание как социально-психологическое явление: автореф. дисс. на соискание учен.степени канд. психол. наук: спец. / А. М. Агальцев. Л., 1967. 29 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. с.7-94
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
  4. Балл, Г.А. О понятиях «воздействие», «действие» и «операция» / Г.А. Балл // Вопросы психологии, 1974. № 4. С. 10-19
  5. Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб.: Издание К.Л. Риккера.1910.214с.
  6. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия. М.: Мысль, 1994. 364 с.
  7. Варшавский К.М. Гипносуггестивная терапия (Лечение внушением в гипнозе). Л.: Медицина, Ленингр. Отд., 1973. 192 с.
  8. Вершинин М.С. Конфликтология. М.:Издательство В.А.Михайлова, 2003.с. 164
  9. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб.: Питер, 2000. 448с.
  10. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие / Т.С. Кабаченко. М.:Педагогическое общество России, 2000. 544с.
  11. Клонингер, С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 718 с.
  12. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия). // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. трудов:АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии. / Ред. Бодалев А.А. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. 153 с.
  13. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1997. 384 с.
  14. Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования / В.Н. Куликов // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1982.С. 6-23
  15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Новое в жизни, науке, технике / Серия «Педагогика и психология». № 1. М.: Знание, 1979. 47 с.
  16. Лепихова, Л.А. Факторные теории личности / Л.А. Лепихова // Психология личности: словарь-справочник / Под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. Казань: Рута, 2001. 320 c.
  17. Манойло А.В.Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
  18. Мюнстерберг Г. Основы психотехники / Г. Мюнстерберг. - В 2т. - Т.1. СПб.: Издательский дом «П.Э.Т.»при участи издательства «Алтейя», 1996. 352с.
  19. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 462 с.
  20. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2001. с.509-532
  21. Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающегося воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология. Автореферат дис. ... д-ра псих.наук.М., 1992. с. 51
  22. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:Мысль. 1971. 251с.
  23. Первин, Л., Джон, О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 607 с.
  24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  25. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально - типологических свойств и межличностных отношений: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2003. 95 с.
  26. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  27. Сухобская Г.С., Тамарченко И.А. Изучение эффективности воздействия научно-популярного текста с помощью методики оценочных шкал // Новые исследования в психологии. Факторная структура научно-популярного текста. 1976. №2. С.3-7
  28. Тарасов Е. Ф. Массовая коммуникация как социальное общение / Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин // Язык и социолингвистические исследования / под ред. Э. Г. Туманяна. М., 1984. С. 50-60
  29. Тепляков Н.Н. Психосемантический анализ эффективности воздействия газетной публикации // Наука и образование. 1998. №3. С.62-66
  30. Холл, К., Линдсей, Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 592 с.
  31. Хъелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.
  32. Шварц И. Е. Внушение в системе методов педагогического воздействия // Ученые записки Пермского педагогического института. 1971. Т. 82.268с.,
  33. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.:Мысль, 1973.215с.
  34. Юнг К.Г. Психологические типы. С-П. «Ювента», 1995. 720 с.
  35. Clark R.D. Effects of majority defection and multiple minority sources on minority influence // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2001. Vol. 5.pp. 57-62
  36. De Bono K.G., Harnish R. Source expertise, source attractiveness and the processing of persuasive information: a functional approach // Journal of Personality and social Psychology. 1988. Vol. 55. pp. 541-546
  37. Kruglanski A.W., Mackie D.M. Majority and minority influence: a judgmental process analysis // European Review of Social Psychology. 1990. Vol. 1. pp. 229–261
  38. Mackie D.M., Worth L.T., Asuncion A.G. Processing of persuasive ingroup messages // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. pp. 812–822
  39. Wundt W. Hypnotismus und Suggestion. Leipzig, 1992. 110p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуально-типологический опросник 
Л.Н. Собчик (ИТО)

Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник

  1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
  2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
  3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
  4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
  5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
  6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
  7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
  8. Я часто тревожусь по пустякам.
  9. В моих неудачах виноваты определенные люди.
  10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
  11. Меня мало касается все, что случается с другими.
  12. Мне интересны яркие, артистичные личности.
  13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
  14. В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
  15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
  16. Я - человек абсолютно правдивый и искренний.
  17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
  18. Меня часто тянет к шумным компаниям.
  19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
  20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
  21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
  22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
  23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
  25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
  26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
  27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
  28. Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
  29. Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
  30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
  31. Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
  32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
  33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
  34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
  35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
  36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
  37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
  38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
  39. Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
  40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
  41. Никто не может навязать мне свое мнение.
  42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
  43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
  44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
  45. Я никогда не вру.
  46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  47. Я вечно ничем недоволен (недовольна).
  48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
  49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
  50. Мне нравится командовать другими.
  51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
  53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
  54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
  55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
  56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
  57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
  58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
  59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
  60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
  61. Меня любят все мои друзья.
  62. У меня трагичная судьба.
  63. У меня много близких друзей.
  64. Я-самый несчастный человек на свете.
  65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
  66. Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
  67. Я - человек спокойный, уравновешенный.
  68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
  69. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
  70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
  71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
  72. Я люблю ходить в гости.
  73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
  74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
  75. Я никогда не испытываю желания выругаться.
  76. Я никого никогда не обманывал(а).
  77. Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
  78. Я - человек застенчивый.
  79. Мне ужасно не везет в жизни.
  80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
  81. Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
  82. Меня ничем не испугать.
  83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
  84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
  85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
  86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
  87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
  88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
  89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
  90. Я никогда не сержусь.
  91. Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.