Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 612
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
376
stereotypes (стереотипы) Широкие обобщения в отношении людей, которые (обобщения) в действительности имеют небольшие основания, либо не имеют их вовсе.
stimulus needs (потребность в стимуляции) Психосоциальные мотивы или потребности, имеющие незначительное отношение к процессу физического выживания и больше относящиеся к ощущению собственного благополучия во взаимодействии с окружающей средой. Эти потребности побуждают к поиску стимулов во внешней среде.
storming (стадия разногласий) Вторая стадия развития группы, когда одни члены, узнав установки других, не соглашаются с ними или переходят к открытой конфронтации.
stress (стресс) Тип ответного поведения людей на события, нарушающие их равновесие или превышающие их возможности овладения ситуацией.
stress-related illness (болезни, связанные со стрессом) Любое заболевание, которое в значительной степени зависит от эмоционального состояния, образа жизни или окружения человека.
stress tolerance (устойчивость к стрессу) Степень и продолжительность стресса, которую мы можем вытерпеть, не впадая в иррациональное и дезорганизованное поведение.
stressor (стрессогенный фактор) Общее обозначение разнообразных внешних и внутренних воздействий (стимулов), вызывающих стресс.
structure of personality (структура личности) Базовые составляющие (компоненты), образующие личность.
substitution (замещение) Ситуация, при которой место желаемых средств или целей занимают альтернативные средства и цели.
suicide (самоубийство) Намеренное лишение себя жизни.
superego (супер-Эго, сверх-Я) Часть психики, которая была сформирована родителями как звеном, передающим моральные стандарты общества.
survival motives (мотивы выживания) Мотивы, имеющие очевидное физиологическое основание и связанные с процессами выживания.
symmetrical marriage (симметричное супружество) Супружеские пары, в которых оба супруга работают вне дома и придерживаются идеи равноправия в отношении тендерных (половых) ролей.
syphilis (сифилис) Серьезное заболевание, передающееся половым путем, вызываемое спиралевидной бактерией, или спирохетой.
task-oriented leaders (лидеры, ориентированные на задачу) Лидеры, ориентирующиеся, прежде всего, на качественное и своевременное выполнение работы. См. people-or relationship-oriented
leaders.
technological society (общество высоких технологий) Общество, основанное на использовании высоких технологий.
technophobia (технофобия) Боязнь техники.
temperament (темперамент) Врожденная предрасположенность к определенному типу поведения.
terminal phase (of dying) (конечная стадия умирания) Осознание тщетности надежд на
377
выздоровление; человек как бы отходит от людей и уступает приближающейся смерти.
therapist (психотерапевт) Специально обученный, дипломированный специалист (врач), применяющий особые техники для усиления положительных изменений в установках и поведении клиента.
third force in psychology (третья сила в психологии) Утверждение, согласно которому гуманистическая психология является существенной альтернативой детерминизму психодинамического подхода и бихевиоральной психологии.
tobacco abuse (никотиновая зависимость) Привычка к курению, вызывающая заболевания сердца и органов дыхания, а также нарушающая другие жизненно важные функции организма.
tokens («белые вороны») Члены группы, держащиеся особняком, поскольку они еще не готовы сознавать себя в качестве ее полноправных членов (идентифицировать себя с группой).
transference (перенос, трансфер) Бессознательная склонность клиента проецировать на терапевта свои чувства и фантазии (как позитивные, так и негативные), испытываемые в отношении значимых фигур своего детства.
transinstitutionaUzation (трансинституционализация) Синдром «вращающихся дверей», когда пациенты с психическими расстройствами переходят из одного учреждения в другое, часто включая и тюрьмы.
transition (stage in a sexual response cycle) (переход – стадия цикла ответного сексуального
поведения) Постепенный настрой на сексуальные отношения.
triangular theory of love (трехкомпонентная теория любви) Теория, согласно которой любовь включает в себя близость, страсть и приверженность.
trust (доверие) Абстрактные позитивные ожидания людей относительно того, что они могут рассчитывать на заботу и ответственность за удовлетворение своих потребностей со стороны своих друзей и партнеров как в настоящее время, так и в будущем.
Type A individuals (индивиды типа А) Склонные к соперничеству, нетерпеливые, трудно управляемые люди, у которых отмечается повышенный риск сердечных заболеваний.
Туре В individuals (индивиды типа В) Люди, скорее спокойные, чем нетерпеливые или склонные к соперничеству.
unconditional leisure (свободный отдых) Любая свободно выбранная деятельность, за исключением работы и занятий по поддержанию жизни.
unembodiment (чувство бестелесности) Чувство отсутствия ощутимой связи со своим телом.
unresolved grief (непережитое горе) Психологическое состояние, при котором реакции на потерю близкого человека остаются подавленными и часто проявляются в необъяснимых физических или психологических симптомах.
voluntary marriage (добровольные супружеские отношения) Предложение, согласно которому двое людей должны сохранять супружеские отношения только до тех пор, пока они любят друг друга.
wellness (хорошее состояние) Идеал здоровья: борьба человека за сохранение и улучшение своего здоровья.
withdrawal (уход) Физическое или эмоциональное самоотстранение от деятельности, организации или
378
другого человека. В сексуальных отношениях тип ответного поведения, когда один партнер игнорирует другого.
work values (профессиональные ценности) Ценности, имеющие наибольшее значение и вызывающие чувство удовлетворения работой.
workplace (занятость, рынок труда) Деятельность вне дома на финансовой основе.
Ответы к тестам
Вопросы
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 54
Глава
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1
В
Б
А
Г
А
А
В
Б
А
В
2
А
Б
А
Г
Б
Г
В
А
В
Б
3
Г
А
А
Г
А
В
Б
Г
В
Г
4
А
Б
Г
В
Б
В
А
Г
В
А
5
В
А
Б
Г
А
Б
А
В
А
Г
6
Б
В
А
Г
В
Б
В
Б
Г
А
7
В
А
Б
Г
А
А
Б
А
Б
А
8
А
А
Б
Г
В
В
А
В
А
Г
9
В
Б
Б
В
Г
Б
А
А
Б
А
10
В
Г
Б
Б
А
В
А
В
Г
Б
11
В
А
Б
Г
А
А
А
В
А
Б
12
А
Б
Г
В
В
А
В
Г
В
А
13
Б
А
Б
В
Г
А
Г
В
Б
А
14
В
А
Г
Б
А
В
А
Г
В
Б
15
Г
Г
А
Б
Г
А
Г
В
Б
В
16
Б
Г
В
А
Г
В
А
Б
А
В
Содержание
Глава 1. Самоопределение в меняющемся мире ................................................................................................................................ 11
Цели обучения ................................................................................................................................................................................... 11
Социальные изменения..................................................................................................................................................................... 12
Постиндустриальное общество.................................................................................................................................................... 12
Неопределенное, но оптимистическое будущее ........................................................................................................................ 14
Другие социальные изменения .................................................................................................................................................... 15
Выбор собственного жизненного пути ........................................................................................................................................... 16
Неоднозначность личностной свободы....................................................................................................................................... 16
Брать на себя ответственность за собственную жизнь .............................................................................................................. 18
Новые правила............................................................................................................................................................................... 22
Направленность этой книги ............................................................................................................................................................. 24
Преемственность и перемены ...................................................................................................................................................... 25
Как мы переживаем личностный рост ........................................................................................................................................ 26
По ту сторону индивидуализма ................................................................................................................................................... 27
Обзор главы ....................................................................................................................................................................................... 29
Социальные изменения................................................................................................................................................................. 29
Выбор собственного жизненного пути ....................................................................................................................................... 29
Направленность этой книги ......................................................................................................................................................... 30
Тест для самопроверки ..................................................................................................................................................................... 30
Упражнения ....................................................................................................................................................................................... 31
Вопросы для самопознания.............................................................................................................................................................. 31
Для углубленного изучения ............................................................................................................................................................. 31
Глава 2. Личность и социальное развитие .......................................................................................................................................... 32
379
Цели обучения ................................................................................................................................................................................... 32
Различные подходы к пониманию личности .................................................................................................................................. 33
Биологический подход...................................................................................................................................................................... 33
Как применить этот подход к себе .............................................................................................................................................. 35
Психодинамический подход ............................................................................................................................................................ 36
Структура личности...................................................................................................................................................................... 37
Личностная динамика ................................................................................................................................................................... 38
Развитие личности......................................................................................................................................................................... 39
После Фрейда ................................................................................................................................................................................ 40
Критика и оценка .......................................................................................................................................................................... 41
Как применить этот подход к себе .............................................................................................................................................. 42
Социально-когнитивный подход ..................................................................................................................................................... 43
Теории социального научения ..................................................................................................................................................... 43
Познавательные процессы и поведение ...................................................................................................................................... 44
Критика и оценка .......................................................................................................................................................................... 45
Как применить этот подход к себе .............................................................................................................................................. 46
Гуманистический подход ................................................................................................................................................................. 46
Феноменальное Я .......................................................................................................................................................................... 47
Человеческая свобода ................................................................................................................................................................... 48
Самоактуализация ......................................................................................................................................................................... 49
Критика и оценка .......................................................................................................................................................................... 51
Как применить этот подход к себе .............................................................................................................................................. 52
Обзор главы ....................................................................................................................................................................................... 53
Различные подходы к пониманию личности .............................................................................................................................. 53
Биологический подход.................................................................................................................................................................. 53
Психодинамический подход ........................................................................................................................................................ 53
Социально-когнитивный подход ................................................................................................................................................. 53
Гуманистический подход ............................................................................................................................................................. 53
Интерпретация результатов ............................................................................................................................................................. 54
Ключ к тесту самоактуализации .................................................................................................................................................. 54
Тест для самопроверки ..................................................................................................................................................................... 54
Упражнения ....................................................................................................................................................................................... 55
Вопросы для самопознания.............................................................................................................................................................. 55
Для углубленного изучения ............................................................................................................................................................. 56
Глава 3. Мотивация и эмоции .............................................................................................................................................................. 56
Цели обучения ................................................................................................................................................................................... 56
Понятие мотивации........................................................................................................................................................................... 57
Иерархия потребностей ................................................................................................................................................................ 57
Индивидуальные различия........................................................................................................................................................... 58
Базисные потребности .................................................................................................................................................................. 59
Психосоциальные мотивы............................................................................................................................................................ 60
Личностная мотивация ................................................................................................................................................................. 63
Эмоции ............................................................................................................................................................................................... 65
Что такое эмоции?......................................................................................................................................................................... 65
Эмоциональный опыт ................................................................................................................................................................... 66
Выражение эмоций ....................................................................................................................................................................... 66
Управление эмоциями .................................................................................................................................................................. 67
Тревога, гнев, ревность, счастье .................................................................................................................................................. 69
Обзор главы ....................................................................................................................................................................................... 73
Понятие мотивации....................................................................................................................................................................... 73
Эмоции ........................................................................................................................................................................................... 74
Интерпретация результатов ............................................................................................................................................................. 74
Ответы и объяснения к вопроснику «Контроль собственного веса» ....................................................................................... 74
Как подсчитывать баллы по шкале поиска новых ощущений .................................................................................................. 75
Как подсчитывать баллы по шкале самоэффективности........................................................................................................... 75
Как подсчитывать баллы по шкале счастья ................................................................................................................................ 75
Тест для самопроверки ..................................................................................................................................................................... 75
Упражнения ....................................................................................................................................................................................... 76
Вопросы для самопознания.............................................................................................................................................................. 77
Для углубленного изучения ............................................................................................................................................................. 77
Глава 4. Стресс ...................................................................................................................................................................................... 78
Цели обучения ................................................................................................................................................................................... 78
Что такое стресс ................................................................................................................................................................................ 78
Понятие стресса............................................................................................................................................................................. 79
Измерение стресса ........................................................................................................................................................................ 80
Личностные и ситуационные факторы........................................................................................................................................ 83