Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
13 привычный образ жизни. Мы переходим к постиндустриальному (postindustrial), или
технологическому (technological), обществу с новыми правилами игры практически во всех областях.
* Алвин Тоффлер – американский футуролог и психолог (Прим. перев.).
Хотя общая картина социальных изменений является достаточно сложной и постоянно изменяется, в целом постиндустриальный период отличается от индустриального прежде всего преобладанием в экономике сектора обслуживания (service industries) в отличие от производственного и сельскохозяйственного секторов в индустриальный период (табл. 1.1). Практически все виды труда изменяются под влиянием автоматизации и компьютеризации. Возрастающая потребность в технических решениях делает первостепенно важным теоретическое и техническое знание.
Соответственно большую часть рабочей силы начинают составлять образованные рабочие, принадлежащие к среднему классу. И наконец, правительство и централизованное политическое руководство начинают доминировать в постиндустриальную эру, подобно тому как бизнес доминировал в индустриальную.
Таблица 1.1
Изменение структуры занятости на протяжении трех десятилетий (в тысячах)
Тип занятости
1970
1980
1994
Производство
20,746 21,942 20,157
Торговля
15,008 20,191 25,699
Финансовый сектор
3,945 5,993 8,141
Сфера услуг
20,385 28,752 42,986
И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of the Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115
th ed.). Washington, DC: US Government Printing Office, p. 416.
В последней из книг трилогии «Смена власти» (Power Shift) Тоффлер (1990) высказывает мысль о ключевой связи, существующей между знанием и властью. Он пишет, что «знание является источником высококачественной власти и (что) его важность возрастает с каждой пролетающей долей секунды».
Обладающие знанием имеют и будут иметь значительное количество власти, причем власти совершенно иного рода, чем власть, основанная на насилии. Поэтому обучение становится «способом существования», особенно если будущее полно неопределенности или непредсказуемо (Vaill, 1996).
Американские школы откликаются на смену приоритетов и потребность в новых технологиях, увеличивая количество компьютеров, предоставляемых в распоряжение учащихся. Быстрый рост компьютерного оснащения американских школ показывает табл. 1.2.
Таблица 1.2
Использование компьютеров в учебных целях в начальных и средних школах
1985
1992
Количество компьютеров, используемых для обучения, на тыс.
1,034 3,536
Количество школ, использующих компьютеры, %
86 100
Количество школ, располагающих 15 и более компьютерами, %
24 80
И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115
th ed.).
Washington, DC: US Government Printing Office, p. 169.
Одна из проблем, связанных с ростом знаний и использованием новых технологий, состоит в том, что выделяются люди, боящиеся сложной техники. Их страхи называются технофобией (technophobia).
Так, некоторые опасаются пользоваться компьютером, боясь поломать его, совершить дорогостоящие ошибки, выглядеть глупыми, или боятся, что ситуация выйдет у них из-под контроля (Bloom, 1985).
Pilisuk и Acredolo (1988) показали, что, как правило, наиболее высокий уровень технофобии демонстрируют женщины, представители меньшинств и индивиды с наиболее низким образовательным уровнем. Другими словами, группы, обладающие наименьшей властью и имеющие наименьший опыт использования современного оборудования, опасаются их больше всего; хотя, с другой стороны,
14 именно эти индивиды могли бы получить наибольшую пользу от знакомства с новыми технологиями для собственного карьерного роста.
Знакомы ли вам какие-либо из признаков постиндустриального общества? Какие из них наиболее явно бросаются в глаза? Как показал Рорепое (1989), теория постиндустриального общества может быть подвергнута критике. Например, политическая атмосфера в США в последнее время заставляет некоторых граждан противиться росту централизации и правительственного контроля (Reich, 1995).
Критики также отмечают, что многие черты постиндустриального общества не так уж сильно отличаются от особенностей индустриальных обществ. Проблемы отчуждения, социального и экономического неравенства, расизма и бедности в больших городах продолжают оставаться все такими же насущными. Некоторые авторы считают, что проекция тенденций развития постиндустриального общества в будущее предполагает слишком оптимистический взгляд на него. Высокий уровень бюджетного дефицита, инфляция, безработица и нехватка энергетических носителей говорят о том, что горизонты развития не безграничны, как и перспективы развития стран Третьего мира. В результате этих размышлений в последние десятилетия появился более пессимистический взгляд на будущее передовых обществ, заставляющий задуматься о ценности прогресса и сохранении или изменении нашего образа жизни. Нельзя также не учитывать, что мир в XXI в. будет более населенным, загрязненным, с менее устойчивой экологией и более подверженным угрозе разрушения.
Неопределенное, но оптимистическое будущее
Восприятие каждым из нас происходящих в современном мире изменений напоминает известную поговорку о том, что одну и ту же бутылку можно воспринимать и как наполовину пустую и как наполовину полную. Пессимисты, скорее, посчитают ее наполовину пустой; оптимисты – наполовину полной. Так же и те, кто пытается предсказать будущее нашего общества в долгосрочной перспективе, соглашаются, что мы живем в неопределенные времена, и все же в целом они оценивают будущее оптимистически. Хотя они и расходятся во мнениях относительно того^что будущее несет нам; как правило, они считают его многообещающим.
Наши решения настолько правильны, насколько верна информация, на которой они основаны
Социальные пророки типа Алвина Тоффлера видят многие проблемы нашего времени, скорее, как возрастающие трудности успешного роста, чем предвестие гибели. Проблемы перенаселения, экономического неравенства, загрязнения окружающей среды, нехватки природных ресурсов и бедности признаются существующими. Но они рассматриваются как временные или региональные явления, которые общество пытается разрешить, а вовсе не как предзнаменование неизбежной гибели цивилизации.
В XVIII–XIX веках Томас Мальтус (Thomas Malthus) первым предсказал ужасающие последствия перенаселения. Он подсчитал, что в то время как население растет в геометрической прогрессии (2, 4, 8,
16 и т. д.), количество продовольствия растет только в арифметической прогрессии (2, 3, 4, 5 и т. д.).
Исходя из этого он предположил, что, когда количество населения значительно превысит имеющиеся в его распоряжении запасы продовольствия, начнутся голод, мор и войны, возрастет смертность, которые уменьшат население до уровня, соизмеримого с запасами продовольствия. Чтобы избежать подобных последствий, Мальтус предлагал такие способы, как более поздние браки и воздержание. Однако он не мог предвидеть возникновение новых эффективных методов контроля над рождаемостью или революционных изменений в сельском хозяйстве, позволивших значительно увеличить производство
15 продовольствия (Рореnое, 1989). Хотя рост населения планеты продолжает оставаться проблемой, он несколько стабилизировался в последние годы, в том числе благодаря успешным программам контроля над рождаемостью в развивающихся странах (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Мир и население США (в тысячах)
Географическое расположение
1980
2000 (прогноз)
Мир
4,457,463 6,169,794
США
227,726 276,621
И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115
th ed.).
Washington, DC: US Government Printing Office, pp. 845, 847.
Другие социальные изменения
Хотя и Карен и Захарий оба были свидетелями технологических изменений своего времени, изменения, которые пришлись на долю Карен, оказались принципиально иного рода. Изменения во времена Захария затрагивали главным образом сферы производства и сельского хозяйства, а в эпоху
Карен они преобразили прежде всего средства коммуникации. Поэтому, несмотря на рост населения, мир кажется Карен меньше, чем он представлялся Захарию.
Какие еще изменения мы можем ожидать в глобальной деревне, которую мы знаем как нашу планету? Одно из изменений, связанное с продолжающимся ростом населения, состоит в загрязнении и других проблемах поддержания здоровой окружающей среды. Как пишет Donella Meadows (1991), автор книги «Гражданин мира» (The Global Citizen), 60% населения земли не имеют доступа к свежей питьевой воде. Каждый день исчезают 80 кв. миль тропических лесов. Каждую минуту сжигаются 60 млн баррелей невозобновляемого горючего. Каждый день от 10 до 100 видов жизни начинают угасать из-за разрушения человеком их привычных сфер обитания. Спасти нашу планету могут только серьезные природоохранные мероприятия. Но надо помнить, что проблема загрязнения или сокращения природных запасов в одной стране является проблемой для всех других стран.
Благодаря разнообразию своего населения США обладают богатым запасом культурных традиций, языков и
обычаев. Умение чувствовать и понимать другие культуры является сегодня совершенно необходимым для
успешной жизни.
Другие драматические изменения связаны с ростом гетерогенности населения США (неоднородности по признаку происхождения). В страну въезжает все большее количество иммигрантов из различных регионов планеты. Они приносят с собой собственные культурные представления, языки и привычки.
Этим людям нелегко приспособиться, особенно учитывая узость мышления некоторых американцев, их незнание или нечувствительность к культурным различиям. Табл. 1.4 показывает, как население США изменилось за два десятилетия. Поскольку культурное разнообразие (cultural diversity) в стране все возрастает, в этой книге мы постараемся рассказать о различных расовых и этнических группах в
16
Америке и о том, каким образом они решают проблемы своей адаптации (приспособления) в американском обществе.
Таблица 1.4
Особенности населения США (в процентах)
Период
Белые американцы Афроамериканцы
Латиноамериканцы
Другие
1980 85,9 11,8 6,4 2,3 2000 (прогноз)
81,9 12,8 11,3 5,3
И с т о ч н и к : Adapted from US Bureau of Census (1995). Statistical Abstract of the United States, 1995 (115
th ed.).
Washington, DC: US Government Printing Office, p. 14.
Выбор собственного жизненного пути
Быстрые социальные изменения и растущее значение информации и технологий усиливают важность
самоопределения (self-direction), т.е. реализации потребности в том, чтобы больше узнать о самих себе и мире, построить свою жизнь более эффективно. Например, подобно Карен, молодой женщине, о которой было рассказано в начале главы, некоторые люди считают компьютеры замечательным изобретением и активно ищут способы их применения, стараясь узнать о них как можно больше. Другие рассматривают компьютеры как угрозу, жалуются на необходимость их использования или пассивны в этом отношении (Staufer, 1992). Аналогично мы можем отвечать и на другие происходящие в нашей жизни события: пугаться их или изменяться самим.
Это особенно верно в отношении людей в демократических и индивидуалистических обществах
(individualistic societies). Индивидуалистическими мы будем называть такие общества, где выгода для индивида ценится больше, чем общая выгода для общества. Индивидуалистические общества могут быть противопоставлены
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 54
коллективистским обществам (collectivist societies), где коллективная или социальная выгода ценится выше, нежели индивидуальные успехи. Многие восточные и азиатские культуры представляют собой коллективистские общества. В американской культуре мы пользуемся большей личностной свободой и возможностями самоопределения и больше гордимся личностными достижениями, чем люди в восточных обществах, которые лучше знают, что от них ожидается и каково их положение в обществе. Но в силу тех же самых особенностей мы, американцы, чувствуем себя в меньшей безопасности, чаще ошибаемся в жизни и более одиноки.
Неоднозначность личностной свободы
Никто не писал так красноречиво о двойственности человеческой свободы, как Эрих Фромм (Erich
Fromm, 1963), один из наиболее известных психоаналитиков. Юношеский период его жизни пришелся на годы нацистского режима в Германии, затем он переехал в США, и этот личностный опыт дал ему глубокое понимание проблем тоталитаризма и человеческой свободы. Основополагающая идея Фромма состоит в том, что человеческая свобода имеет двойственное значение для людей в современном мире:
(1) свобода «от» власти традиционных авторитетов, например, таких как государство и (2) свобода
«для» актуализации собственной индивидуальной судьбы. Фромм утверждал, что хотя люди в передовых развитых обществах оказались свободны от пут прединдивидуалистических обществ, дававших своим гражданам одновременно ограничения и безопасность, они не приобрели свободы в позитивном смысле реализации собственного «Я», т.е. наилучшего выражения своих умственных, эмоциональных и общественных возможностей (потенциала). Скорее всего тенденция к большему соблюдению прав человека и большей личностной свободе будет только усиливаться, в то время как традиционные источники безопасности, такие как тесные семейные связи и авторитарные церковь и школа сами будут претерпевать изменения. В результате мы имеем больше свободы для самоопределения – от деталей повседневного существования до более важных решений, как например, выбор карьеры. Но возможность самоопределения заставляет людей одновременно чувствовать себя более тревожными, небезопасными и одинокими. Фромм считал, что подобная изоляция переживается многими так тяжело, что люди склонны бежать от свободы, принимая новые виды зависимости, например, обращаясь за помощью к экспертам или правительству или уподобляясь в своем поведении толпе.