Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 609
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
8
Чтение
Старайтесь вникать в то, что читаете, успевать «переварить» материал одного раздела прежде, чем переходить к следующему. Бездумное пробегание материала в лучшем случае ведет к поверхностному его пониманию, но чаще – к полной путанице. Но, если не спешить и стараться понимать, что читаете, то и запоминание улучшится. Если вам не ясен смысл какого-либо слова, загляните в словарь терминов,
приведенный в конце учебника. Если вы там не нашли этого слова, посмотрите в каком-либо хорошем толковом или специализированном словаре. Смело делайте на полях учебника пояснительные заметки для себя (если книга, конечно, ваша, а не библиотечная!).
Размышление
Хороший способ улучшить понимание чего-либо – периодически останавливаться и размышлять.
Задайте себе вопрос: Действительно ли я понял этот материал? Могу ли я объяснить его кому-то еще?
Если ответ отрицательный, перечитайте материал еще раз.
Полезно также подчеркивать наиболее важные мысли по ходу чтения. Это сделает вас активным участником процесса и позволит при повторении сразу же увидеть главное. Одни предпочитают подчеркивать сразу, другие сначала прочитывают материал, а затем возвращаются и выделяют наиболее важные места. Нам кажется более предпочтительным второй подход, потому что обычно, когда прочитываешь материал до конца, становится более ясно, что же было в нем главным. Поэтому мы советуем:
- прочитать весь раздел, прежде чем начать выделять и подчеркивать;
- отмечать только ключевые отрывки или мысли;
- использовать ручку или маркер, так как карандашные пометки могут стереться.
Пересказ
Возможно, с вами уже бывало так, что, посмотрев в телефонной книжке чей-то номер, вы забывали его сразу же, не успев ее закрыть. Вы снова открываете книжку и находите нужный номер. Но теперь уже, закрывая ее, повторите номер вслух или про себя. Запоминание с помощью пересказа, проговаривания вслух, улучшает его воспроизведение.
Пересказ улучшает запоминание. Прежде всего внимание задерживается на странице дольше, вы можете лучше преобразовать для себя материал, добиваясь более точного его воспроизведения.
Тренировка в повторении также помогает легко воспроизводить любой отрывок, как только он вам понадобится.
Пересказывать можно различными способами: 1) размышляя или задавая вопросы, о которых мы уже говорили (это также форма пересказа); 2) закрыть книгу и мысленно вспоминать только что прочитанное; 3) пересказывать вслух или обсуждать прочитанный материал с однокурсниками, задавать вопросы или высказывать свое мнение в группе; 4) делать краткое письменное изложение прочитанного. Мы настоятельно рекомендуем последний метод, так как он заставляет выбирать главные мысли в материале. В некоторых случаях одни студенты пытаются избежать размышлений над прочитанным, ограничиваясь простым копированием заголовков и подзаголовков. Другие, наоборот, включают в свои конспекты слишком много отвлекающих деталей. Старайтесь действовать более избирательно. Вы должны научиться пересказывать целую главу из учебника на нескольких страницах письменного текста (конечно, если вы не пишите огромными буквами). Весь процесс отбора основных идей и их письменного изложения – прекрасная форма повторения. Он также позволит вам создать маленький справочник, который позже пригодится при подготовке к экзаменам.
Время, затраченное на повторение, будет зависеть от характера материала. Если вы пытаетесь вспомнить отдельные факты, например, имена или числа, то до 80% времени уходит на пересказ. Но когда речь идет об идеях или понятиях, глубоких по смыслу и сложно взаимосвязанных, на пересказ как таковой может уйти только 20% времени. Личный опыт поможет определить, какой из методов повторения лучше всего подойдет именно вам.
Повторение
9
Когда вы готовы к повторению, перечитайте Обзор в конце главы, чтобы представить себе материал в целом. Затем вернитесь назад и просмотрите материал главы, обращая особое внимание на ключевые идеи, отмеченные или подчеркнутые вами в каждом параграфе. Если вы делали письменный пересказ, просмотрите также и его. В идеале было бы хорошо повторять материал регулярно, чтобы не забывать его сразу же, как только вы перестали его учить. Советуют повторять первый раз в течение суток после первоначального прочтения, затем через три дня. Позднее, в течение всего периода до экзамена, хорошо повторять материал раз в неделю.
Когда вы почувствуете, что достаточно подготовлены, переходите к самотестированию в конце главы. Проверьте свои ответы с помощью списка правильных ответов, приведенного в конце книги.
Если вы ответили неверно на какой-то вопрос, важно вернуться назад и посмотреть правильный ответ, иначе вы можете повторить ошибку. Обратите внимание, что порядок вопросов в тесте аналогичен порядку изложения материала в самой главе, что облегчает использование самотестирования для учебных целей.
Когда и где учить
С началом учебного года важно начинать планировать и собственное время, которое вы будете отводить на самостоятельное изучение материала. Посмотрите расписание занятий, нагрузку по каждому предмету, учтите другие занятия, например, работу или семейные дела. Будьте реалистичны.
Не пытайтесь выучить слишком много материала за один раз.
Прежде всего необходимо найти такое место для занятий, где бы вас никто не отвлекал. Используйте его только для учебных целей. Таким образом вы сформируете привычки, которые будут поддерживать ваши учебные навыки. Одно из самых неудачных мест для учебы – ваша постель. Постель ассоциируется с усталостью, и поэтому вы, скорее, заснете, чем что-то выучите. Если вы замечаете, что отвлекаетесь на посторонние мысли или беспокоитесь о чем-то, сделайте небольшой перерыв и вернитесь к работе, когда почувствуете, что в состоянии сделать это. Когда вы кончили заниматься, покиньте это место. Постоянно поступая таким образом, вы добьетесь того, что уже само место будет ассоциироваться с учебой и вам будет легче настроить себя именно здесь на учебный лад.
Не менее важно выделить специальное время для учебных занятий. Может быть, вы отведете учебе строго определенное время и будете заканчивать занятия, независимо от того, сколько вы прочитали.
Или вы сможете выучивать определенный объем материала, независимо от того, сколько времени для этого понадобится. В любом случае хорошо заниматься разумное количество времени: от одного до трех часов. Если заниматься дольше, то уже будет трудно удерживать внимание на изучаемом материале. Поэтому неплохо делать краткий перерыв, по крайней мере, каждый час или даже каждые полчаса, когда попадается особенно трудный материал. Кроме того, можно определить другие дела, которыми вам нравится заниматься, и поставить их в зависимость от учебных занятий. Например, если хочется позвонить товарищу или посмотреть телевизор, то поставьте себе целью сделать сначала свою учебную работу, а потом уже как награду разрешите себе позвонить или посмотреть телевизор.
Но самое главное – не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Старайтесь реалистично распределять свое время, не пытаясь выучить слишком много материала за один раз. Так, если вам нужно прочитать четыре главы из этого учебника, чтобы подготовиться к контрольной работе, не планируйте прочитать за один раз больше одной. Распределите занятия во времени, учитывая скуку и усталость, а также механизмы работы своей памяти. Ваш ум будет продолжать впитывать материал в периоды между занятиями. Это особенно важно, когда вы проходите сложные или тяжелые для усвоения темы.
Выполнение аудиторных тестов
Приступая к выполнению аудиторной контрольной работы, сохраняйте спокойствие и разумную расслабленность. Старайтесь удерживать свою тревожность на слабом или умеренном уровне, минимизируя ее влияние на процесс мышления. Если вам попадается вопрос, который вызывает особую тревогу, отметьте его на листке. Затем продолжайте отвечать на оставшиеся вопросы и только после окончания работы с ними возвращайтесь к отмеченным трудным вопросам. Сознание того, что вы сделали большую часть теста, поможет сконцентрироваться на наиболее трудных его частях.
10
Независимо от типа теста, старайтесь прочитывать вопросы как можно внимательнее. Будьте уверены, что вы делаете именно то, что требуется в инструкции. Если какой-то вопрос кажется особенно непонятным, поднимите руку и попросите преподавателя сформулировать его другими словами. При работе с вопросником, предполагающим множественный выбор, не забывайте внимательно знакомиться с каждым из предложенных вариантов ответа прежде, чем укажете правильный.
Приступая к написанию текста на заданную тему, набросайте его краткий план на листке бумаги. Это поможет вам направить мысли во время изложения. Если на экзамене предлагаются одновременно и вопросы с множественным выбором, и вопросы, предполагающие письменные ответы в свободной форме, прежде всего выделите вопросы для письменного ответа. Затем переходите к выполнению вопросов с множественным выбором и только потом к выполнению вопросов, предполагающих написание текста.
Прочитав вопрос с множественным выбором и выбрав ответ, который вам кажется правильным, перечитайте вопрос еще раз, чтобы убедиться что выбранный ответ наиболее подходящий. Это помогает избегать ошибок, связанных просто с «забыванием», потому что материал остается в кратковременной памяти около 30 секунд. Пока вы размышляете в поисках правильного ответа, можно забыть точный смысл самого вопроса. Следовательно, полезно перечитывать вопрос, прежде чем давать ответ. Попробуйте перечитать предлагаемые ответы и в обратном порядке.
Научитесь действовать методом «от противного», отбрасывая неправильные ответы, прежде чем остановитесь на правильном. Например, если есть четыре возможных ответа, отбросьте сначала два, которые кажутся наименее подходящими. Когда останется выбрать только из двух, ваши шансы на правильный ответ станут 50 на 50. Вопросы, содержащие слова типа «всегда», «никогда», «только»,
«должен» и «полностью», чаще всего встречаются в слишком широких утверждениях, которые должны быть отброшены в первую очередь.
Можно ли менять свой ответ? Все зависит от обстоятельств. Если вы готовились разумно и уверены в ответе, то держитесь его. Если же ответ вызывает у вас сильные сомнения, особенно если вы не так хорошо знакомы с темой, то, может быть, стоит вернуться к вопросу еще раз. Кроме того, многое зависит от личных качеств. Работая над контрольными со своими студентами, мы обнаружили, что тревожные, импульсивные студенты могут вначале ошибиться, им полезно вернуться к вопросу еще раз позднее. Однако студенты, отличающиеся недостаточной верой в себя, часто меняют правильный ответ на неправильный, сомневаясь в собственных способностях. Поэтому мы советуем внимательно следить за теми ответами, которые вы меняете: когда просматриваете работу в последний раз, обратите внимание на количество ответов, которые вы поменяли с «правильного» на «неправильный» и наоборот. Учтите полученную информацию о себе, когда будете выполнять соответствующую работу в будущем.
И, наконец, еще один способ извлечь пользу из полученной оценки. Если преподаватель разбирает контрольную работу на занятии, постарайтесь обязательно присутствовать. Выясните, что вы упустили и, что не менее важно, почему. Отличались ли вопросы от того, что вы ожидали, предполагая, допустим, скорее, понимание понятий, чем воспроизведение фактической информации? Если вы плохо ответили на вопрос письменно, спросите преподавателя, как вы можете улучшить свою оценку в следующий раз.
Старайтесь не терять времени, прося извинения у преподавателя, ругая его или себя. Определите, что нужно сделать, чтобы в следующий раз ваша оценка была лучше. И затем, соответственно, измените свои учебные привычки и методы работы с тестами. Желаем удачи!
Об авторах
Иствуд Атватер был преподавателем психологии в Колледже Монтгомери (Country Community
College), читал лекции в Gwynedd-Mercy College. Он также занимался частной психологической практикой. И. Атватер получил степень доктора психологии в Чикагском университете, где учился вместе с Карлом Роджерсом. Доктор Атватер был членом нескольких профессиональных ассоциаций.
Он является автором нескольких книг, в том числе двух учебников – «Подростковый возраст»
(Adolescence), выдержавший четыре издания, и «Человеческие отношения» (Human Relations). Доктор
Атватер скончался в 1996 г.
Карен Даффи – профессор в Университете штата Нью-Йорк (College at Geneseo). Она защитила
11 докторскую диссертацию по социальной психологии и психологии личности в Мичиганском университете. Доктор Даффи – медиатор по семейным проблемам в Нью-Йоркском суде. Она также работала в исполнительном комитете Нью-Йоркской Программы помощи служащим, а также в Совете директоров Программы по защите от домашнего насилия и в образовательном комитете Агентства по семейному планированию, выступала консультантом в различных программах по борьбе со стрессом и в других программах. Она – член Американского психологического общества и Восточной психологической ассоциации. Доктор Даффи написала несколько книг, среди них «Местные службы медиации: руководство для практических психологов и исследователей» (Community Mediation: A
Handbook for Partitions and Researchers)*. «Психология местных сообществ» (Community Psychology).
Она также является редактором ежегодных приложений к журналам «Психология» (Psychology) и
«Личностный рост и поведение» (Personal Growth and Behavior).
* О медиации при работе с конфликтами см. гл. 7 (Прим. перев.).
ГЛАВА 1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Назвать ряд особенностей постиндустриального общества.
2. Объяснить двойственность понимания человеческой свободы Э. Фроммом.
3. Объяснить, что такое ответственность за собственную жизнь.
4. Описать некоторые из изменяющихся ценностей, связанных с понятием «новых правил».
5. Перечислить черты личности, более или менее изменяющиеся в течение взрослого периода жизни.
6. Описать трехфазный цикл изменения личности.
7. Объяснить, что подразумевается под новым пониманием самореализации.
Перемены всегда были важной частью американского образа жизни. Чтобы понять значение этих перемен, посмотрим на двух студентов колледжа, Захария и Карен, связанных кровными узами, но разделенных 130 годами жизни.
Захарий – первокурсник колледжа 1880 г. Он принадлежит к привилегированному меньшинству, получающему подобное образование, так как его семья достаточно обеспечена, чтобы заплатить за его обучение.
Захарий едет в колледж на поезде, оставляя за окном километры сельскохозяйственных земель и лесов. Он поддерживает связь с семьей, отправляя своим близким письма. В школе он читает при свете газовых ламп и пишет учебные работы от руки. Среди его сокурсников почти нет женщин, так как высшее образование считается ненужным для них. Кроме того, Захарий надеется стать врачом, а эта профессия была фактически закрыта для женщин в 1800-е годы. Некоторые женщины все-таки занимаются в этом колледже, но главным образом домашней экономикой, педагогикой и другими более традиционными женскими предметами. Захарий живет в пансионе для студентов. Там он ест, но занимается главным образом в библиотеке. В библиотеке нет ни
12 компьютеров, ни других технических приспособлений типа ксерокса. Чтобы найти нужную книгу, Захарий роется в каталоге из бумажных карточек. Все, что ему нужно, он переписывает или записывает вручную.
Карен, потомок Захария в четвертом поколении, поступила в колледж в 1998 г. После развода родителей она жила с матерью и сестрой. Она смогла поступить в колледж главным образом благодаря финансовой помощи.
Карен ездит в колледж и обратно несколько раз в год, проезжая мегаполисы, тянущиеся многие сотни километров. Чтобы связаться с семьей, ей достаточно снять телефонную трубку и набрать нужный номер или отправить сообщение по электронной почте. Комнату, в которой работает Карен, освещает электрический свет.
Электричество также питает компьютер, на котором она печатает курсовые работы и корреспонденции. Она живет в общежитии вместе с сокурсниками. Для нее совершенно естественно общаться в кампусе (студенческом городке) со студентами различной этнической и расовой принадлежности, причем примерно половину из них составляют женщины. Карен также, как и Захарий, работает в библиотеке, но ей повезло – она может пользоваться электронным каталогом, ксероксом, электронным предметным поиском и имеет доступ к информации в Интернете. Карен, как и Захарий, надеется стать врачом. Однако она хочет специализироваться в гинекологии, о чем Захарий никогда не мечтал.
И Захарий, и Карен жили в периоды быстрых и значительных социальных изменений (social
change). Во времена Захария Америка переходила от аграрного общества к урбанистическому, многие изобретения сделали транспорт и средства сообщений и связи (коммуникации) более быстрыми и доступными. При его жизни Америка превратилась из провинциальной страны в индустриального гиганта. Карен же принимает технологические изменения как само собой разумеющиеся. Она верит, что прогресс медицины в скором времени найдет средство от многих болезней, угрожающих человеческой жизни, например, от СПИДа. Она также сознает, что нехватка нефти и загрязнение окружающей среды могут изменить тот мир, который знаком нам сегодня. Опыт показал ей, что быстрые социальные изменения естественны и неизбежны, поэтому иногда Карен задумывается над тем, что ждет впереди.
Сегодня всем становится ясно, что ускоряющиеся технологические и социальные перемены происходят во всем мире и имеют далеко идущие последствия. Социальные изменения выступают как всепроникающие приметы нашего времени (Christensen & Robinson, 1989). Большинство стран Третьего мира стремятся ускорить свое экономическое развитие. При этом народы всех стран действуют в условиях все возрастающей взаимной зависимости в мире. Революция в средствах массовой коммуникации превратила наш мир в своего рода «глобальную деревню», в которой каждое явление действительности – будь то мысль, действие или институт – рассматривается людьми в свете происходящего с народами в других частях планеты.
Постиндустриальное общество
Карен известно, что наиболее экономически развитые страны, такие, как США, переживают масштабные социальные изменения во всех областях. Хотя население и признает их необходимость, оно зачастую остается недовольным решениями, принимаемыми руководством страны (Reich, 1995).
Есть люди, которые считают, что мир, который мы знаем, будет существовать неограниченно долго, и все изменения вокруг нас не смогут разрушить привычные социальные, экономические и политические структуры, скрепляющие общество. Большая часть населения, однако, постоянно сидящая на диете из плохих новостей о преступлениях, экономических проблемах, мировых кризисах и угрозе ядерной катастрофы, приняла более мрачный взгляд на вещи (Couch, 1996). Ей кажется, что ничто в действительности не находится под контролем и что общество разваливается. Некоторые граждане также опасаются, что сегодняшние решения могут стать завтрашними проблемами (Key & Frank, 1987).
В первой из своих трех книг, «Грядущий взрыв» (Future Shock), Алвин Тоффлер* (Alvin Toffler, 1971) писал о дезориентации и стрессе, вызванных слишком большими изменениями, происшедшими в столь короткое время. В следующей книге «Третья волна» (The Third Wave) А. Тоффлер (1980) развил иной, более оптимистичный взгляд на будущее общества. Он считает, что многие из технологических и социальных изменений, пережитых нами в 1980-е и 1990-е годы, не являются ни изолированными, ни случайными. Напротив, они представляют собой часть широкой картины возникающей цивилизации будущего. Рассматривая историю как последовательность волн социальных изменений, Тоффлер видит важную новую волну, накатывающуюся на передовые в экономическом отношении страны. Он считает, что сегодня мы находимся в центре третьей волны социальных перемен, которая радикально изменит