Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 613
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 7. КАК МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ЛЮДЬМИ И СТАНОВИМСЯ ДРУЗЬЯМИ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Узнать о некоторых причинах, влияющих на наши впечатления (в том числе и ошибочные) о людях.
2. Узнать, как застенчивость влияет на взаимоотношения людей.
3. Рассказать, как внешняя привлекательность сказывается на отношении людей друг к другу.
4. Обсудить вопрос о важности обоюдного самопознания для поддержания дружеских отношений.
5. Узнать о различиях дружеских отношений между лицами одного или различного пола.
6. Перечислить некоторые основные причины, приводящие к разрыву дружеских отношений.
7. Рассказать о человеке, успешно преодолевшем свое одиночество.
Анита и Гейл были лучшими друзьями. Если бы не работа в колледже, они бы никогда не встретились. Они обе получили психологическое образование, Анита – в Калифорнии, а Гейл – в Миннесоте. Мужу Гейл предложили хорошую работу; поэтому они покинули Средний Запад, как только она окончила учебу. Родители
Гейл, жившие в Миннесоте, принадлежали к среднему классу; отец был журналистом, а мать – инженером. Анита родилась в Техасе. Ее жизненный путь был не так прост, как у Гейл. Отец покинул семью, когда Анита была совсем маленькой. Мать выполняла различную низкооплачиваемую работу. Она всегда говорила, что Анита должна жить лучше нее. Мать дала Аните возможность сначала получить среднее, а потом хорошее высшее образование. К тому же девушке очень помогли хорошие отметки и советы преподавателей продолжить учебу.
Анита получила диплом и вскоре стала преподавать в городском колледже. К этому времени Гейл уже была там профессором. Гейл было 40 с небольшим лет, Аните – около 30. Гейл – белая женщина, принадлежащая к среднему классу, Анита – латиноамериканка, до получения образования, несомненно, принадлежавшая к низшему классу. На первый взгляд, эти женщины не имели ничего общего. Однако Гейл сразу понравились ум и приятная внешность Аниты, и она решила первое время помогать ей как молодому преподавателю, тем более, что кроме них двоих все остальные преподаватели на факультете были мужчинами. Так началась их дружба. Обе женщины скоро поняли, что у них много общего. Им нравилась музыка в стиле ритм-энд-блюз, иностранные фильмы и техасско-мексиканская кухня. Однако их взгляды на политику и религию сильно различались. Гейл была ярой республиканкой
, и религия мало для нее значила. Анита же была крайне религиозна и отдавала предпочтение партии демократов. Типична ли история их дружбы? Как люди становятся друзьями? Почему дружба распадается? Эти и другие вопросы мы обсудим в данной главе.
146
В нашем динамичном, быстро развивающемся обществе большинство людей вступает в контакты гораздо чаще, чем их родители или бабушки и дедушки. Однако взаимоотношения становятся менее близкими. Мы склонны приобретать много «кратковременных» знакомых, разделяющих наши интересы и развлечения. Это особенно справедливо для образованных людей, которые довольно легко меняют работу и место жительства. Гейл и Анита могли бы вообще не встретиться, не имей они хорошего образования, ведь их житейские обстоятельства были так различны. Если вы припомните всех людей, с которыми вступали в контакт, скажем, за последние три месяца, то с удивлением поймете, что их было несколько сотен. Однако большинство этих контактов были мимолетны и поверхностны.
Встречи со многими людьми позволяют нам иметь много интересов и поддерживать различные взаимоотношения. Однако в этом содержится и большой риск одиночества. Поэтому сейчас люди стремятся к более тесным социальным связям, длительной дружбе или романтическим отношениям.
Изображение близких отношений в телефильмах, когда герои в течение нескольких минут переходят от страстных восклицаний к занятиям любовью, чрезмерно упрощает действительность. Поэтому реальный опыт интимных отношений часто не оправдывает наших ожиданий. Бывает трудно понять, что для достижения истинной близости каждый должен сделать очень много.
Знакомство
Мы все нуждаемся как в очень близких, так и в менее глубоких отношениях. С одной стороны, связь с людьми позволяет удовлетворять различные потребности, такие, как обмен услугами и уменьшение стресса. С другой – каждому нужны глубокие, основанные на заботе отношения с одним или несколькими людьми, такими, как близкий друг или подруга, возлюбленный или возлюбленная, муж или жена. Возможность разделить наши самые сокровенные мысли и чувства с понимающим человеком, не осуждающим нас ни за что, – это одна из важнейших форм жизненного опыта. Подобный опыт позволяет нам чувствовать себя «дома» в этом мире, несмотря на неизбежные взлеты и падения повседневной жизни. Люди, лишенные тесного общения, чувствуют себя эмоционально изолированными и одинокими, несмотря на имеющиеся у них социальные связи.
В то же самое время потребность людей в общении неодинакова. Некоторые предпочитают обилие
«полезных» контактов, которые часто могут не быть глубокими. Другим нравятся связи более тесные, возникающие при большей эмоциональной «включенности» во внутренний мир другого человека.
Таких связей бывает немного; как правило, это близкие друзья или возлюбленные. Потребность человека в контакте меняется в зависимости от настроения. Многие любят разделять радость по поводу дня рождения или продвижения по службе. Однако когда мы устали или чувствуем себя сбитыми с толку, мы предпочитаем побыть наедине с собой. Чтобы лучше понять свою потребность в сопричастности другим людям, поработайте со Шкалой межличностной ориентации, представленной илл. 7.1.
Илл. 7.1. Шкала межличностнсой ориентации
По мнению авторов шкалы, потребность в сопричастности, или удовлетворенность межличностными отношениями, можно оьчсать с различных сторон: 1) получение сведений, помогающих избегать скуки; 2) внимание, укрепляющее наше чувство собственной значимости; 3) сравнение себя с другими (социальное сравнение), уменьшающее чувство неоднозначности посредством знаний о социальных реалиях; 4) эмоциональная поддержка и симпатия.
Читая приводимые ниже утверждения, отмечайте (в левом столбце таблицы) степень их справедливости относительно вас с помощью предлагаемой системы балловых оценок. Затем посмотрите ключ к тесту, приведенный в конце главы.
1 – совершенно неверно
2 – верно в незначительной степени
3 – кое в чем верно
4 – почти верно
5 – абсолютно верно
_____ 1
Когда дела идут не слишком хорошо, меня, главным образом, успокаивает возможность побыть с людьми.
_____ 2
Мне больше нравится заниматься чем-либо вместе с другими, чем в одиночку, так как можно сразу понять, насколько успешно я действую.
_____ 3
Я люблю быть среди людей прежде всего потому, что я чувствую тепло, взаимодействуя с
147
ними.
_____ 4
Похоже, что всякий раз, когда у меня неприятности, мне хочется быть рядом с близким, надежным другом.
_____ 5
Особенно мне нравятся люди, которых я сильно привлекаю или которые безумно в меня влюблены.
_____ 6
Я думаю, что от взаимодействия я получаю столь значительное удовлетворение, что большинство людей не могут этого понять.
_____ 7
Когда я недостаточно уверен(а), насколько хорошо у меня что-то получается, мне обычно хочется посмотреть на других, чтобы сравнить свои результаты с их достижениями.
_____ 8
Мне нравится быть в центре внимания, когда вокруг меня люди.
_____ 9
Когда я не могу хорошо сделать что-то очень важное для меня, на людях мне становится легче.
_____ 10
Одно из самых интересных занятий для меня – это находиться среди людей и что-то узнавать о них.
_____ 11
Мне кажется, что я получаю большее удовлетворение от общения, чем большинство других людей.
_____ 12
Когда я не совсем уверен(а), что именно от меня ожидают другие – в работе или общении
– мне обычно хочется иметь возможность узнать реакцию значимых для меня людей по этому поводу.
_____ 13
Когда мне удается с кем-то сблизиться, я воспринимаю это как действительно значительное достижение.
_____ 14
Когда я не совсем понимаю, что происходит, я нахожу, что часто мне хочется быть среди людей, разделяющих мой взгляд на проблему.
_____ 15
Сталкиваясь с болезненными переживаниями, я обычно нахожу, что, если рядом со мной кто-тоесть, их острота уменьшается.
_____ 16
Часто я испытываю острую необходимость в людях, которые бы могли восхищаться мною или тем, что я делаю.
_____ 17
Когда я несчастен(на) или подавлен(а), присутствие других людей мне помогает почувствовать себя лучи е.
_____ 18
Я нахожу, что часто смотрю на других людей, что гы сравнить себя с ними.
_____ 19
Обычно мне нравится быть окруженным(ной) людьми, думающими, что я – важный, интересный человек.
_____ 20
Я думаю, что я был(а) бы доволен(на), если бы имел(а) с несколькими людьми достаточно близкие отношения.
_____ 21
Мне часто очень хочется, чтобы окружающие заметили меня и по достоинству оценили.
_____ 22
Мне не нравится быть с людьми, которые оценивают меня недостаточно положительно.
_____ 23
Когда я о чем-то тревожусь, мне, как правило, очень хочется, чтобы рядом были люди.
_____ 24
Я думаю, что поддержание близких отношений с людьми, выслушивание их и взаимодействие на равных – это одно из наиболее значимых, приносящих мне удовлетворение занятий.
_____ 25
Мне очень приятно, когда я могу завязать дружеские отношения с симпатичными мне людьми.
_____ 26
На мой взгляд, из всего того, что мне нравится делать, наибольшее удовольствие мне доставляет наблюдение за людьми и умозаключения по их поводу.
И с т о ч н и к : С. A. Hill «Affiliation Motivation: People Who Needs People... But in Different Ways». Journal of
Personality and Social Psychology, 52, 5 (1987), 1008 – 1018. © 1987 American Psychological Association.
Первые впечатления
Когда Гейл впервые встретилась с Анитой, та прекрасно выглядела и вызывала расположение к себе.
Однако Анита не могла поверить, что женщина, будучи настолько старше ее по возрасту и выше по положению, может с ней подружиться. С самого начала и у Гейл и у Аниты сформировались первые
впечатления (first impressions) друг о друге. Так происходит со всеми. Но почему?
Возможно, мы любознательны. Нас манит незнакомое. Другая причина – тревожность и желание понять окружающих, особенно, если известно, что нам предстоит с ними взаимодействовать. Кроме того, чем с большим страхом мы думаем о людях, тем более вероятно, что наши оценки в отношении них несправедливы. В любом случае основной принцип межличностного восприятия можно сформулировать следующим образом: мы склонны делать об окружающих далеко идущие заключения,
148
не располагая для этого достаточной информацией. Еще одно распространенное мнение – первые впечатления наиболее верны. Как же формируются первые впечатления?
Прежде всего, когда люди встречаются подобно Аните и Гейл, они вступают в поверхностный контакт и, возможно, приветствуют друг друга. Однако по прошествии этого этапа люди должны решить, будет ли продолжено их взаимодействие. От чего это зависит?
Внешняя привлекательность (physical attractiveness). Внешняя привлекательность человека вызывает сильное первое впечатление. Рост, вес, пол, черты лица, одежда – все это влияет на наши органы чувств и эмоции. Физическая привлекательность человека оказывает большое воздействие.
Данный факт подтвержден экспериментально, хотя мы часто склонны отрицать его значение. Чем более привлекателен человек, тем лучше мы о нем судим. Когда людей просят описать их впечатления относительно других, они наделяют физически привлекательных лиц всеми возможными достоинствами. Многие из называемых качеств не имеют ничего общего с внешностью (Johntstone,
Frame, & Bouman, 1992). Привлекательных людей, по сравнению с менее симпатичными, описывают как более интересных, умных, сострадательных, общительных и лучше приспособленных к жизни (см. например, Diener, Wolsic, & Fujita, 1995; Eagly & Machijani, 1991). Их воспринимают более успешными в карьере и счастливыми в личной жизни. Интересно, что физическая привлекательность ассоциируется с такими не зависящими от нее качествами, как получение хороших отметок, лучшая работа, карьера и даже менее серьезные психические заболевания (см. например, Jackson, Hunter, & Hodge, 1995). Однако мы не всегда так оптимистичны. Бравые мужчины и прекрасные женщины могут восприниматься как более эгоистичные и менее искренние (см. например, Cash & Duncan, 1984). В результате их из зависти часто отвергают сверстники того же пола.
В нашем обществе люди считаются привлекательными, если окружность их талии составляет 70–
80% от окружности бедер (Singh, 1995), и они достаточно стройны (Henss, 1995). Нечто подобное отмечается и в других культурах. D. Jones (1995)-было обнаружено, что американцы, бразильцы и русские предпочитают большие глаза, маленькие носы и полные губы. Hatfield & Sprecher (1995), используя в качестве испытуемых студентов американских, российских и японских университетов, собрали сведения об их предпочтениях относительно брачных партнеров. У студентов всех трех стран мужчины придавали внешности потенциальной супруги гораздо большее значение, чем женщины.
Возможно, это объясняется культурными традициями этих стран, не предполагающими женской инициативы в сближении с мужчиной. Данные обобщения очень уместны в контексте нашего обсуждения. Люди, принадлежащие к различным этническим и расовым группам, вынося суждение о чьей-либо привлекательности, демонстрируют некоторую степень этноцентризма. Так, они находят более привлекательными представителей своей расовой или национальной группы по сравнению с другими (Lui, Campbell, & Condie, 1995). Вот еще одно предостережение: в американском обществе стандарты отражают точку зрения белых! Когда они используются в качестве образца для оценки своей внешности представителями других групп, например, афроамериканцами, возникает слабая, но устойчивая тенденция снижения самооценки (Hall, 1995).
Оглянитесь вокруг, и вы увидите, что очень немногие мужчины и женщины имеют идеальные лицо или фигуру. У многих наряду с привлекательными есть черты, которые хотелось бы изменить. В то же время каждый, оценивая себя или близких, может изменить свои ожидания относительно физической привлекательности, обусловленные культурной традицией. Чем больше нам кто-то нравится, тем больше мы изменяем нашу субъективную оценку физической привлекательности данного человека. Вы даже можете счесть кого-то привлекательным вопреки мнению окружающих. Поскольку красота в какой-то степени приписывается человеку тем, кто на него смотрит, в мире существует множество людей, готовых воспринять каждого из нас, как очень привлекательного. Об этом всегда полезно помнить.
Все мы можем мечтать о необыкновенно привлекательном партнере противоположного пола. Но, когда приходится выбирать возлюбленного или возлюбленную на самом деле, мы обычно останавливаемся на ком-то, похожем на нас, по крайней мере, внешне. Данную тенденцию описывает
гипотеза соответствия (matching hypotesis). 67 пар, образовавшихся благодаря службе знакомств Лос-
Анжелеса, были оценены впоследствии с точки зрения физической привлекательности партнеров и их романтической привязанности друг к другу. Не удивительно, что между этими двумя показателями была обнаружена положительная зависимость (Folkes, 1982).
В поисках возлюбленного или возлюбленной человек иногда прибегает к помощи службы знакомств
149
или публикует объявления. Кто-то может сообщить, что он – «опытный мужчина» и ищет «такую же» женщину для совместного времяпрепровождения и любовной связи. Чтобы узнать о личных объявлениях подробнее, прочтите вставку 7.1 «Знакомство по объявлению».
Если вы имеете достаточно устойчивые отношения с кем-либо или состоите в браке, насколько гипотеза соответствия применима к вашим отношениям? Знакомы ли вам пары, являющиеся исключением из этого правила? Обдумав эти вопросы, решите, насколько важна внешность в любви и браке.
О физически непривлекательных людях обычно судят с неприязнью. Так же, как и красота, уродство приписывается человеку наблюдателем. Полнота, невзрачные или неправильные черты лица, большой нос, блеклая кожа или физический дефект воспринимаются людьми, как уродство (Crandall, 1994).
Поэтому к внешне непривлекательным людям мы можем относиться пристрастно безо всякого на то основания. Один молодой человек, обреченный после автомобильной катастрофы на передвижение в инвалидной коляске, заметил: «Даже когда люди открывают мне дверь, они стараются не дотрагиваться до меня и отводят глаза». Так же поступали и те, с кем он был знаком еще до аварии. Люди, подобные этому молодому человеку, так же, как и все, хотят иметь друзей и возлюбленных. Для дальнейшего знакомства с этой проблемой, пожалуйста, прочитайте вставку 7.2 «Непривлекательные люди тоже нуждаются в любви».
Репутация (reputations). Репутация человека так же влияет на наше мнение о нем. Предположим, что
Гейл – ваша приятельница и она говорит вам: «Я не могу тебя ждать, потому что мне нужно встретиться с Анитой». Вероятно, после этого вы заинтересуетесь Анитой. Возможно, еще до встречи с ней у вас возникнет некоторый положительный образ, основанный на мнении Гейл. Если впоследствии вы обнаружите у Аниты некоторые неприятные черты, о которых Гейл вам не говорила, вы постараетесь оправдать ее. Конечно, возможен и другой вариант. Если вам скажут: «Я слышал, что профессор Гейл – плохой преподаватель», – у вас сформируется о ней как о профессионале отрицательное впечатление, справедливое или ошибочное (Graziano, Jensen-Campbell, Shebilske, & Lundgren, 1993). Такова сила репутации.
Вставка 7.1. Знакомство по объявлению
Хотели ли вы когда-нибудь искать возлюбленного или возлюбленную с помощью объявления? Несомненно, что в надежде встретить близкого для себя человека к этому средству прибегают многие. Личные объявления уже больше не направляют в подпольные газеты и порнографические журналы. Сегодня это растущий бизнес; он становится популярным и достойным средством знакомства в нашем быстро меняющемся, урбанизированном обществе.
Составление объявления – это интересное упражнение, требующее уверенности в себе и чувства юмора. Те же самые качества необходимы и для чтения объявлений. Сначала записывается код, например, РБЖ (разведенная белая женщина – DWF, divorced white female) или НЧМ (неженатый черный мужчина – SBM, single black male).
Далее можно себе позволить некоторые преувеличения. Эпитеты стройный и привлекательный не стоит воспринимать буквально. Чувствительный часто воспринимается, как чувственный, солидный – как «женатый, ищущий развлечений», а слова вроде чистый вообще плохо работают. Если вы напишете: «Чистая молодая женщина 32 лет хочет познакомиться с чистым мужчиной», то сможете получить дюжину занудных писем
(Foxman, 1983). Юмор, однако, никогда не помешает.
Чем больше ответов на объявление будет получено, тем больше возможность выбора. В одном простом исследовании (Raven & Rubin, 1983) было показано, что хорошие объявления, вызывающие доверие у читателей, обычно сообщают о потребностях автора и не содержат особых требований к потенциальным знакомцам. Кроме того, лучшие объявления составляют женщины. Приведем пример удачного объявления.
Незамужняя БЖ, 22, ищет БМ 22 – 28 для общения, встреч, развлечений и, возможно, интимных отношений.
Никаких обещаний глубоких чувств. Искренность обязательна. Пожалуйста, напишите, Вы мне нужны.
Напротив, менее удачные объявления содержат ограничения и различные требования к читателю и обращают внимание, скорее, на ожидания, чем на нужды автора. Вот пример объявления, вообще оставшегося без ответа.
Опытный БМ обещает полное удовлетворение. Конфиденциальность гарантируется. Только отдельные встречи (мои услуги слишком востребованы). Предпочтительны крупные, полные женщины. Все перечисленные качества обязательны.
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Узнать о некоторых причинах, влияющих на наши впечатления (в том числе и ошибочные) о людях.
2. Узнать, как застенчивость влияет на взаимоотношения людей.
3. Рассказать, как внешняя привлекательность сказывается на отношении людей друг к другу.
4. Обсудить вопрос о важности обоюдного самопознания для поддержания дружеских отношений.
5. Узнать о различиях дружеских отношений между лицами одного или различного пола.
6. Перечислить некоторые основные причины, приводящие к разрыву дружеских отношений.
7. Рассказать о человеке, успешно преодолевшем свое одиночество.
Анита и Гейл были лучшими друзьями. Если бы не работа в колледже, они бы никогда не встретились. Они обе получили психологическое образование, Анита – в Калифорнии, а Гейл – в Миннесоте. Мужу Гейл предложили хорошую работу; поэтому они покинули Средний Запад, как только она окончила учебу. Родители
Гейл, жившие в Миннесоте, принадлежали к среднему классу; отец был журналистом, а мать – инженером. Анита родилась в Техасе. Ее жизненный путь был не так прост, как у Гейл. Отец покинул семью, когда Анита была совсем маленькой. Мать выполняла различную низкооплачиваемую работу. Она всегда говорила, что Анита должна жить лучше нее. Мать дала Аните возможность сначала получить среднее, а потом хорошее высшее образование. К тому же девушке очень помогли хорошие отметки и советы преподавателей продолжить учебу.
Анита получила диплом и вскоре стала преподавать в городском колледже. К этому времени Гейл уже была там профессором. Гейл было 40 с небольшим лет, Аните – около 30. Гейл – белая женщина, принадлежащая к среднему классу, Анита – латиноамериканка, до получения образования, несомненно, принадлежавшая к низшему классу. На первый взгляд, эти женщины не имели ничего общего. Однако Гейл сразу понравились ум и приятная внешность Аниты, и она решила первое время помогать ей как молодому преподавателю, тем более, что кроме них двоих все остальные преподаватели на факультете были мужчинами. Так началась их дружба. Обе женщины скоро поняли, что у них много общего. Им нравилась музыка в стиле ритм-энд-блюз, иностранные фильмы и техасско-мексиканская кухня. Однако их взгляды на политику и религию сильно различались. Гейл была ярой республиканкой
, и религия мало для нее значила. Анита же была крайне религиозна и отдавала предпочтение партии демократов. Типична ли история их дружбы? Как люди становятся друзьями? Почему дружба распадается? Эти и другие вопросы мы обсудим в данной главе.
146
В нашем динамичном, быстро развивающемся обществе большинство людей вступает в контакты гораздо чаще, чем их родители или бабушки и дедушки. Однако взаимоотношения становятся менее близкими. Мы склонны приобретать много «кратковременных» знакомых, разделяющих наши интересы и развлечения. Это особенно справедливо для образованных людей, которые довольно легко меняют работу и место жительства. Гейл и Анита могли бы вообще не встретиться, не имей они хорошего образования, ведь их житейские обстоятельства были так различны. Если вы припомните всех людей, с которыми вступали в контакт, скажем, за последние три месяца, то с удивлением поймете, что их было несколько сотен. Однако большинство этих контактов были мимолетны и поверхностны.
Встречи со многими людьми позволяют нам иметь много интересов и поддерживать различные взаимоотношения. Однако в этом содержится и большой риск одиночества. Поэтому сейчас люди стремятся к более тесным социальным связям, длительной дружбе или романтическим отношениям.
Изображение близких отношений в телефильмах, когда герои в течение нескольких минут переходят от страстных восклицаний к занятиям любовью, чрезмерно упрощает действительность. Поэтому реальный опыт интимных отношений часто не оправдывает наших ожиданий. Бывает трудно понять, что для достижения истинной близости каждый должен сделать очень много.
Знакомство
Мы все нуждаемся как в очень близких, так и в менее глубоких отношениях. С одной стороны, связь с людьми позволяет удовлетворять различные потребности, такие, как обмен услугами и уменьшение стресса. С другой – каждому нужны глубокие, основанные на заботе отношения с одним или несколькими людьми, такими, как близкий друг или подруга, возлюбленный или возлюбленная, муж или жена. Возможность разделить наши самые сокровенные мысли и чувства с понимающим человеком, не осуждающим нас ни за что, – это одна из важнейших форм жизненного опыта. Подобный опыт позволяет нам чувствовать себя «дома» в этом мире, несмотря на неизбежные взлеты и падения повседневной жизни. Люди, лишенные тесного общения, чувствуют себя эмоционально изолированными и одинокими, несмотря на имеющиеся у них социальные связи.
В то же самое время потребность людей в общении неодинакова. Некоторые предпочитают обилие
«полезных» контактов, которые часто могут не быть глубокими. Другим нравятся связи более тесные, возникающие при большей эмоциональной «включенности» во внутренний мир другого человека.
Таких связей бывает немного; как правило, это близкие друзья или возлюбленные. Потребность человека в контакте меняется в зависимости от настроения. Многие любят разделять радость по поводу дня рождения или продвижения по службе. Однако когда мы устали или чувствуем себя сбитыми с толку, мы предпочитаем побыть наедине с собой. Чтобы лучше понять свою потребность в сопричастности другим людям, поработайте со Шкалой межличностной ориентации, представленной илл. 7.1.
Илл. 7.1. Шкала межличностнсой ориентации
По мнению авторов шкалы, потребность в сопричастности, или удовлетворенность межличностными отношениями, можно оьчсать с различных сторон: 1) получение сведений, помогающих избегать скуки; 2) внимание, укрепляющее наше чувство собственной значимости; 3) сравнение себя с другими (социальное сравнение), уменьшающее чувство неоднозначности посредством знаний о социальных реалиях; 4) эмоциональная поддержка и симпатия.
Читая приводимые ниже утверждения, отмечайте (в левом столбце таблицы) степень их справедливости относительно вас с помощью предлагаемой системы балловых оценок. Затем посмотрите ключ к тесту, приведенный в конце главы.
1 – совершенно неверно
2 – верно в незначительной степени
3 – кое в чем верно
4 – почти верно
5 – абсолютно верно
_____ 1
Когда дела идут не слишком хорошо, меня, главным образом, успокаивает возможность побыть с людьми.
_____ 2
Мне больше нравится заниматься чем-либо вместе с другими, чем в одиночку, так как можно сразу понять, насколько успешно я действую.
_____ 3
Я люблю быть среди людей прежде всего потому, что я чувствую тепло, взаимодействуя с
147
ними.
_____ 4
Похоже, что всякий раз, когда у меня неприятности, мне хочется быть рядом с близким, надежным другом.
_____ 5
Особенно мне нравятся люди, которых я сильно привлекаю или которые безумно в меня влюблены.
_____ 6
Я думаю, что от взаимодействия я получаю столь значительное удовлетворение, что большинство людей не могут этого понять.
_____ 7
Когда я недостаточно уверен(а), насколько хорошо у меня что-то получается, мне обычно хочется посмотреть на других, чтобы сравнить свои результаты с их достижениями.
_____ 8
Мне нравится быть в центре внимания, когда вокруг меня люди.
_____ 9
Когда я не могу хорошо сделать что-то очень важное для меня, на людях мне становится легче.
_____ 10
Одно из самых интересных занятий для меня – это находиться среди людей и что-то узнавать о них.
_____ 11
Мне кажется, что я получаю большее удовлетворение от общения, чем большинство других людей.
_____ 12
Когда я не совсем уверен(а), что именно от меня ожидают другие – в работе или общении
– мне обычно хочется иметь возможность узнать реакцию значимых для меня людей по этому поводу.
_____ 13
Когда мне удается с кем-то сблизиться, я воспринимаю это как действительно значительное достижение.
_____ 14
Когда я не совсем понимаю, что происходит, я нахожу, что часто мне хочется быть среди людей, разделяющих мой взгляд на проблему.
_____ 15
Сталкиваясь с болезненными переживаниями, я обычно нахожу, что, если рядом со мной кто-тоесть, их острота уменьшается.
_____ 16
Часто я испытываю острую необходимость в людях, которые бы могли восхищаться мною или тем, что я делаю.
_____ 17
Когда я несчастен(на) или подавлен(а), присутствие других людей мне помогает почувствовать себя лучи е.
_____ 18
Я нахожу, что часто смотрю на других людей, что гы сравнить себя с ними.
_____ 19
Обычно мне нравится быть окруженным(ной) людьми, думающими, что я – важный, интересный человек.
_____ 20
Я думаю, что я был(а) бы доволен(на), если бы имел(а) с несколькими людьми достаточно близкие отношения.
_____ 21
Мне часто очень хочется, чтобы окружающие заметили меня и по достоинству оценили.
_____ 22
Мне не нравится быть с людьми, которые оценивают меня недостаточно положительно.
_____ 23
Когда я о чем-то тревожусь, мне, как правило, очень хочется, чтобы рядом были люди.
_____ 24
Я думаю, что поддержание близких отношений с людьми, выслушивание их и взаимодействие на равных – это одно из наиболее значимых, приносящих мне удовлетворение занятий.
_____ 25
Мне очень приятно, когда я могу завязать дружеские отношения с симпатичными мне людьми.
_____ 26
На мой взгляд, из всего того, что мне нравится делать, наибольшее удовольствие мне доставляет наблюдение за людьми и умозаключения по их поводу.
И с т о ч н и к : С. A. Hill «Affiliation Motivation: People Who Needs People... But in Different Ways». Journal of
Personality and Social Psychology, 52, 5 (1987), 1008 – 1018. © 1987 American Psychological Association.
Первые впечатления
Когда Гейл впервые встретилась с Анитой, та прекрасно выглядела и вызывала расположение к себе.
Однако Анита не могла поверить, что женщина, будучи настолько старше ее по возрасту и выше по положению, может с ней подружиться. С самого начала и у Гейл и у Аниты сформировались первые
впечатления (first impressions) друг о друге. Так происходит со всеми. Но почему?
Возможно, мы любознательны. Нас манит незнакомое. Другая причина – тревожность и желание понять окружающих, особенно, если известно, что нам предстоит с ними взаимодействовать. Кроме того, чем с большим страхом мы думаем о людях, тем более вероятно, что наши оценки в отношении них несправедливы. В любом случае основной принцип межличностного восприятия можно сформулировать следующим образом: мы склонны делать об окружающих далеко идущие заключения,
148
не располагая для этого достаточной информацией. Еще одно распространенное мнение – первые впечатления наиболее верны. Как же формируются первые впечатления?
Прежде всего, когда люди встречаются подобно Аните и Гейл, они вступают в поверхностный контакт и, возможно, приветствуют друг друга. Однако по прошествии этого этапа люди должны решить, будет ли продолжено их взаимодействие. От чего это зависит?
Внешняя привлекательность (physical attractiveness). Внешняя привлекательность человека вызывает сильное первое впечатление. Рост, вес, пол, черты лица, одежда – все это влияет на наши органы чувств и эмоции. Физическая привлекательность человека оказывает большое воздействие.
Данный факт подтвержден экспериментально, хотя мы часто склонны отрицать его значение. Чем более привлекателен человек, тем лучше мы о нем судим. Когда людей просят описать их впечатления относительно других, они наделяют физически привлекательных лиц всеми возможными достоинствами. Многие из называемых качеств не имеют ничего общего с внешностью (Johntstone,
Frame, & Bouman, 1992). Привлекательных людей, по сравнению с менее симпатичными, описывают как более интересных, умных, сострадательных, общительных и лучше приспособленных к жизни (см. например, Diener, Wolsic, & Fujita, 1995; Eagly & Machijani, 1991). Их воспринимают более успешными в карьере и счастливыми в личной жизни. Интересно, что физическая привлекательность ассоциируется с такими не зависящими от нее качествами, как получение хороших отметок, лучшая работа, карьера и даже менее серьезные психические заболевания (см. например, Jackson, Hunter, & Hodge, 1995). Однако мы не всегда так оптимистичны. Бравые мужчины и прекрасные женщины могут восприниматься как более эгоистичные и менее искренние (см. например, Cash & Duncan, 1984). В результате их из зависти часто отвергают сверстники того же пола.
В нашем обществе люди считаются привлекательными, если окружность их талии составляет 70–
80% от окружности бедер (Singh, 1995), и они достаточно стройны (Henss, 1995). Нечто подобное отмечается и в других культурах. D. Jones (1995)-было обнаружено, что американцы, бразильцы и русские предпочитают большие глаза, маленькие носы и полные губы. Hatfield & Sprecher (1995), используя в качестве испытуемых студентов американских, российских и японских университетов, собрали сведения об их предпочтениях относительно брачных партнеров. У студентов всех трех стран мужчины придавали внешности потенциальной супруги гораздо большее значение, чем женщины.
Возможно, это объясняется культурными традициями этих стран, не предполагающими женской инициативы в сближении с мужчиной. Данные обобщения очень уместны в контексте нашего обсуждения. Люди, принадлежащие к различным этническим и расовым группам, вынося суждение о чьей-либо привлекательности, демонстрируют некоторую степень этноцентризма. Так, они находят более привлекательными представителей своей расовой или национальной группы по сравнению с другими (Lui, Campbell, & Condie, 1995). Вот еще одно предостережение: в американском обществе стандарты отражают точку зрения белых! Когда они используются в качестве образца для оценки своей внешности представителями других групп, например, афроамериканцами, возникает слабая, но устойчивая тенденция снижения самооценки (Hall, 1995).
Оглянитесь вокруг, и вы увидите, что очень немногие мужчины и женщины имеют идеальные лицо или фигуру. У многих наряду с привлекательными есть черты, которые хотелось бы изменить. В то же время каждый, оценивая себя или близких, может изменить свои ожидания относительно физической привлекательности, обусловленные культурной традицией. Чем больше нам кто-то нравится, тем больше мы изменяем нашу субъективную оценку физической привлекательности данного человека. Вы даже можете счесть кого-то привлекательным вопреки мнению окружающих. Поскольку красота в какой-то степени приписывается человеку тем, кто на него смотрит, в мире существует множество людей, готовых воспринять каждого из нас, как очень привлекательного. Об этом всегда полезно помнить.
Все мы можем мечтать о необыкновенно привлекательном партнере противоположного пола. Но, когда приходится выбирать возлюбленного или возлюбленную на самом деле, мы обычно останавливаемся на ком-то, похожем на нас, по крайней мере, внешне. Данную тенденцию описывает
гипотеза соответствия (matching hypotesis). 67 пар, образовавшихся благодаря службе знакомств Лос-
Анжелеса, были оценены впоследствии с точки зрения физической привлекательности партнеров и их романтической привязанности друг к другу. Не удивительно, что между этими двумя показателями была обнаружена положительная зависимость (Folkes, 1982).
В поисках возлюбленного или возлюбленной человек иногда прибегает к помощи службы знакомств
149
или публикует объявления. Кто-то может сообщить, что он – «опытный мужчина» и ищет «такую же» женщину для совместного времяпрепровождения и любовной связи. Чтобы узнать о личных объявлениях подробнее, прочтите вставку 7.1 «Знакомство по объявлению».
Если вы имеете достаточно устойчивые отношения с кем-либо или состоите в браке, насколько гипотеза соответствия применима к вашим отношениям? Знакомы ли вам пары, являющиеся исключением из этого правила? Обдумав эти вопросы, решите, насколько важна внешность в любви и браке.
О физически непривлекательных людях обычно судят с неприязнью. Так же, как и красота, уродство приписывается человеку наблюдателем. Полнота, невзрачные или неправильные черты лица, большой нос, блеклая кожа или физический дефект воспринимаются людьми, как уродство (Crandall, 1994).
Поэтому к внешне непривлекательным людям мы можем относиться пристрастно безо всякого на то основания. Один молодой человек, обреченный после автомобильной катастрофы на передвижение в инвалидной коляске, заметил: «Даже когда люди открывают мне дверь, они стараются не дотрагиваться до меня и отводят глаза». Так же поступали и те, с кем он был знаком еще до аварии. Люди, подобные этому молодому человеку, так же, как и все, хотят иметь друзей и возлюбленных. Для дальнейшего знакомства с этой проблемой, пожалуйста, прочитайте вставку 7.2 «Непривлекательные люди тоже нуждаются в любви».
Репутация (reputations). Репутация человека так же влияет на наше мнение о нем. Предположим, что
Гейл – ваша приятельница и она говорит вам: «Я не могу тебя ждать, потому что мне нужно встретиться с Анитой». Вероятно, после этого вы заинтересуетесь Анитой. Возможно, еще до встречи с ней у вас возникнет некоторый положительный образ, основанный на мнении Гейл. Если впоследствии вы обнаружите у Аниты некоторые неприятные черты, о которых Гейл вам не говорила, вы постараетесь оправдать ее. Конечно, возможен и другой вариант. Если вам скажут: «Я слышал, что профессор Гейл – плохой преподаватель», – у вас сформируется о ней как о профессионале отрицательное впечатление, справедливое или ошибочное (Graziano, Jensen-Campbell, Shebilske, & Lundgren, 1993). Такова сила репутации.
Вставка 7.1. Знакомство по объявлению
Хотели ли вы когда-нибудь искать возлюбленного или возлюбленную с помощью объявления? Несомненно, что в надежде встретить близкого для себя человека к этому средству прибегают многие. Личные объявления уже больше не направляют в подпольные газеты и порнографические журналы. Сегодня это растущий бизнес; он становится популярным и достойным средством знакомства в нашем быстро меняющемся, урбанизированном обществе.
Составление объявления – это интересное упражнение, требующее уверенности в себе и чувства юмора. Те же самые качества необходимы и для чтения объявлений. Сначала записывается код, например, РБЖ (разведенная белая женщина – DWF, divorced white female) или НЧМ (неженатый черный мужчина – SBM, single black male).
Далее можно себе позволить некоторые преувеличения. Эпитеты стройный и привлекательный не стоит воспринимать буквально. Чувствительный часто воспринимается, как чувственный, солидный – как «женатый, ищущий развлечений», а слова вроде чистый вообще плохо работают. Если вы напишете: «Чистая молодая женщина 32 лет хочет познакомиться с чистым мужчиной», то сможете получить дюжину занудных писем
(Foxman, 1983). Юмор, однако, никогда не помешает.
Чем больше ответов на объявление будет получено, тем больше возможность выбора. В одном простом исследовании (Raven & Rubin, 1983) было показано, что хорошие объявления, вызывающие доверие у читателей, обычно сообщают о потребностях автора и не содержат особых требований к потенциальным знакомцам. Кроме того, лучшие объявления составляют женщины. Приведем пример удачного объявления.
Незамужняя БЖ, 22, ищет БМ 22 – 28 для общения, встреч, развлечений и, возможно, интимных отношений.
Никаких обещаний глубоких чувств. Искренность обязательна. Пожалуйста, напишите, Вы мне нужны.
Напротив, менее удачные объявления содержат ограничения и различные требования к читателю и обращают внимание, скорее, на ожидания, чем на нужды автора. Вот пример объявления, вообще оставшегося без ответа.
Опытный БМ обещает полное удовлетворение. Конфиденциальность гарантируется. Только отдельные встречи (мои услуги слишком востребованы). Предпочтительны крупные, полные женщины. Все перечисленные качества обязательны.