Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой
сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Выпускная квалификационная работа
по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) программы магистратуры
«Педагогическая психология»
Работа _______________ к защите рекомендована/не рекомендована
« ___ » ___________ 2016 г. зав. кафедрой ТиПП
_____________ Кондратьева О.А.
Выполнил (а):
Студент (ка) группы ЗФ-310/128-2-1
Усынина Изалия Нургалеевна
Научный руководитель: к.пед.н., доцент
Крыжановская Надежда Васильевна
Челябинск
2017

3
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование проблемы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………………………..8 1.1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы в психолого- педагогических исследованиях…………………………………………………….8 1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………..15 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития………….19
Глава II. Организация и проведение исследования уровня развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..29 2.1. Этапы, методы и методики исследования……………………………..29 2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента ………………………………………………………………………..39
Глава III. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………………………...45 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития……………45 3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента ………………….55 3.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития…..63 3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования…………71
Заключение……………………………………………………………………79
Библиографический список…………………………………………………..87
Приложения……………………………………………………………………93


4
Введение
Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития являются одной из актуальных задач и проблем в педагогике и психологии. Изучением этой проблемы интенсивно занимались отечественные ученные: А.П. Усанова, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев; С.Л. Рубинштейн, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин а также зарубежные: Э. Клапаред, В. Франкл, Ж.П. Сартр и др.
Л.С. Выготский в своих работах доказывал, что эмоциональный фон человека имеет такое же важное значение, как и другие сферы человека и личности, например, ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной среде.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку более тонко понимать происходящее и «проживать» переживания других людей, их межличностные отношения, способствует пониманию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Давно известно, что формирование эмоционально-волевой сферы является одним из главных условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно растет. И та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка, способствует развитию его эмоциональной сферы.
Несформированность эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития проявляется в нарушении умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их, в нарушении эмоциональных контактов, дезадаптации, неумении устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника, неумении различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, наличии трудностей в понимании различных ситуации и трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженном уровне

5 развития высших эмоций и интеллектуальных чувств, а в целом в снижении социального интеллекта и компетентности.
Эмоциональное благополучие обеспечивает нормальное развитие личности ребенка, выработку у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, придает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Именно эмоциональное благополучие является наиболее широким понятием для обеспечения успешности развития ребенка.
Эмоциональная сфера очень важна для развития личности. А благополучная окружающая обстановка играет ценную роль в формировании положительной эмоциональной сферы.
В большинстве случаев, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, агрессивность, боязнь не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с отклонениями в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
Таким образом, актуальность проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ЗПР остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить данную тему и раскрыть ее в нашей работе.
Тема магистерской диссертации: «Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.


6
Гипотеза исследования: эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с задержкой психического развития изменится вследствие реализации разработанной нами коррекционной программы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:
1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования эмоционально-волевой сферы.
2.
Выявить особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
3.
Разработать модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Определить этапы, подобрать методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
7. Проанализировать результаты коррекционной работы.
8. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
9.
Описать внедрение результатов исследования в практику в технологической карте.
Методы исследования
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, целеполагание и моделирование.
Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент; тестирование.
Метод математической статистики – Т- критерий Вилкоксона.

7
Методики исследования

Цветовой тест (М.Люшер);

Детский тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич).
База исследования: МКУ СО «Социальный приют для детей и подростков
«Возрождение» Калининского района г. Челябинска, дети старшего возраста с
ЗПР (5-7 лет) в составе 15 человек, из которых 7 мальчиков, 8 девочек.
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список (68 источников) и 5 приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Научная новизнаисследования:
– разработана модель психолого-педагогической коррекции эмоционально- волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на основе целеполагания методов «Дерева целей»;
– составлена и апробирована программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, в теоретическом обосновании модели и программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
К практической значимости нашего исследования можно отнести внедрение в практику психолого-педагогической службы социального приюта
«Возрождение» модели психолого-педагогической коррекции эмоционально- волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; составление психолого-педагогических рекомендаций, а также реализация программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.


8
Апробация: материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практической конференции Конгресса МАНВО (gisap.eu):
1. «Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы безопасности современного педагога».
Тема доклада:
«Субъективное благополучие человека, его основные составляющие» (01.02.2014г. –
28.02.2014г.);
2. «Системный подход как метод познания психофизиологических, психологических и педагогических процессов». Тема доклада: «Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности воспитанников приюта» (01.06.2014-01.07.2014г.);
Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях:
1. Усынина, И.Н. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у воспитанников приюта//Журнал «Культура и образование: от теории к практике». - Изд-во: Киров, 2015. -Т.1. - № 1. – С.192-196.
2. Крыжановская, Н.В., Усынина, И.Н. Методы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Использование информационно- коммуникативных технологий в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития // Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. (в печати).

9
Глава I. Теоретическое исследование проблемы психолого-
педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших
дошкольников с задержкой психического развития
1.1.
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы в
психолого-педагогических исследованиях
Уже много веков проблемы развития эмоций и воли приобретают большое внимание философов, врачей, физиологов, психологов, педагогов. Так, в философских учениях Демокрита и Платона, подчеркивалась важная роль эмоций и чувств в регуляции деятельности. Аристотель выдвинул идею катарсиса
(очищения) посредством аффектов при восприятии искусства драмы.
Преемственность эмоций с процессами жизнедеятельности организма отмечалась Декартом, который доказывал, что все страсти (любовь, ненависть, желания, радости и печали) относятся к телу и даны душе, потому что она связана с телом. Спиноза связывал проявления эмоций с телесными состояниями и считал, что аффекты – это некие состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее [22,с. 72.].
В современной трактовке понятия «эмоция» многие авторы сходятся на том, что «эмоция» отражает отношение человека к тем или иным предметам, событиям. Эмоции сопровождают все проявления активности субъекта и являются одним из приспособлений регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн и др.) [30, с. 574].
В науке возникли терминологические расхождения в исследовании эмоций, и связаны эти расхождения с тем, что в разных концепциях, в разное время и на разных языках, в разных психологических школах механизмы эмоций трактовались по-разному.


10
В.Вундт считал, что все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными. Эмоции – это внутренние переживания, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение обстоятельств. «Телесные» реакции рассматриваются как следствие чувств. Мимика по Вундту, возникла сначала как отражение эмоционального тона ощущений, эмоции как высшие, более сложные, более сложные чувства родились позже. Эмоция вызывает близкое по содержанию низшее чувство.
По мнению Р.С. Лазарус, эмоции возникают только в ситуации угрозы.
Выделяют три типа эмоционального ответа: когнитивный (синоним защитных механизмов – подавления, проекции), экспрессивный (выражение лица), инструментальный – (символы, средства, обычаи) [24, с. 46].
Аффективное состояние – особое событие, означающее, что в нормальном протекании психического процесса произошло некоторое отклонение (Ж.П.
Сартр, П.В. Симонов), т.е. эмоции являются в этом случае сигналом, оповещающий о том, что произошло [33, с. 52].
Исследователи отмечают полярность эмоций, наличие стенических
(положительных) и астенических (отрицательных) эмоций (С.Л. Рубинштейн, В.Д.
Небылицын и др.), выделяют сложные чувства как обобщение эмоций, как результат психического развития человека и разделяют их на нравственные, этические, интеллектуальные, практические, эстетические и т.д. (С.Л.
Рубинштейн, П.М. Якобсон).
Из-за большого обилия эмоциональных явлений существуют различные подходы к классификации эмоций [22, с. 78].
В.Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) напряжение-разряжение; 3) возбуждение- торможение.
М.С. Лебединский. В.Н. Мясищев выделяют три вида эмоций: острые эмоциональные реакции, в которых связь с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими; эмоциональные состояния с изменением нервно-психического тонуса; выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных

11 или отрицательных, к тому или иному объекту. Особенности личности человека влияют на тот или иной характер эмоциональных реакций и способность владеть им [66].
К. Изард определяет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе - страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. Все они обладают обязательными характеристиками: 1)имеют отчетливые и специфические субстраты; 2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица(мимики); 3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;
4) возникают в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации [27, с.
57].
Б.Н. Додонов в 1978году создал классификацию эмоций, основанную на учете эмоциональных переживаний человека, которые придают непосредственную ценность его деятельности: альтруистические, коммуникативные, глорические (возникают с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать почет и призвание), практические (связаны с деятельностью), пугнические (связаны с потребностью в преодолении опасности), романтические, гностические, эстетические, гедонистические (связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте), акизитивные эмоции (возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей).
В.С. Агавелян предлагает поделить эмоциональные состояния по модальности на стенические (побуждающие к деятельности, имеющие мобилизующее влияние на человека);астенические (дезорганизующие, вводящие в депрессию, агрессию, панику, страх, парализующие волю, искажающие деятельность); амбивалентные (придающие устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определенный период времени) [27, с. 193].
В.К. Вилюнас делит эмоции на ведущие (переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающие непосредственно к