Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 ним относящиеся предметы, эти эмоции создают деятельность) и ситуативные
(порождаемые мотивацией и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей). Они возникают при наличии ведущей эмоции в процессе работы (радость, гнев, радость, огорчение).
Л.В. Куликов разделил эмоции на активационные (бодрость, радость, азарт), тензионные (гнев, страх, тревога) самооценочные (печаль, вина, стыд, растерянность).
Каждая из существующих классификаций подчеркивает какой-нибудь признак (механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека), по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп.
Учѐные выделяют ряд функций, выполняющихся эмоциями: сигнальная
(Р.С. Лазарус, Ж.П. Сартр , П.В. Симонов),оценочная (Н.Я. Грот ), побуждения (В.
Вилюнас), организующая, дезорганизующая (Э. Клапаред и др.) [45, с. 202].
Эмоциональные состояния также делятся на виды: 1) эмоциональный тон – это отношение к качеству ощущений (запахи, цвета, звуки), которые являются для нас неприятными, нейтральными; 2) эмоциональный отклик – это оперативная реакция на текущие изменения в окружающей жизни, определяемая возбудимостью (синтония или эмпатия). В состав эмоциональных состояний входят такие состояния как настроение, страсть, аффект, страх, стресс, фрустрация [56, с. 131].
Охарактеризуем составляющие эмоционального состояния, имеющие прямое отношение к изучению эмоционально-волевой сферы.
Настроение рассматривается как эмоциональное состояние человека в данное время (В.Н.Мясищев) [47].
Cтрасть является сильным, стойким, всеохватывающим чувством, доминирующим над другими побуждениями человека и приводящим к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил [36, с. 374].

13
Е.П.Ильин рассматривает аффект как 1) эмоциональное поведение, 2) как бурное и кратковременное протекание эмоции. Если отрицательные переживания возникают в результате неудовлетворения каких-либо жизненно важных потребностей или конфликта между ними, то это проявление аффекта неадекватности [29, с. 137].
Аффективная возбудимость – это склонность к чрезмерно быстрому и легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, не адекватных вызвавшей их причине.
Страх в психологии рассматривается как аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. С другой стороны страхи имеют временный характер и обусловлены возрастными особенностями (Шаповалова О. Е.).
Стресс – психофизиологическое состояние крайнего (эмоционального) напряжения. Постоянные стрессы вызывают негативные последствия для здорового человека [14, с. 75].
Фрустрации – это психическое состояние переживания неудачи в неудовлетворении потребности, желания, сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом. Раздражением, чувством вины и пр. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения у детей, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.
Эмоциональная идентификация – понимание эмоциональных состояний людей, причины, их вызывающие в жизненных ситуациях, эмоциональные реакции, эмоциональное состояние по отношению к произведению искусства, способность определять эмоциональные состояния изображѐнных на картине людей и обозначать значение для понимания сюжета картины [14, с. 133].
Эмоциональная реакция – это непроизвольный рефлекторный ответ на эмоциогенный раздражитель, внешнее выражение эмоций.
Эмоциональная устойчивость – способность человека противостоять плохому влиянию эмоций.


14
Эмоциональная лабильность – лѐгкая смена эмоциональных состояний [14, с. 142].
Е.П.
Ильин рассматривает эмоциональные состояния в виде психологических явлений: мотивационно-волевых, эмоциональных состояний, связанных с прогнозом и ожиданием (тревога, страх, ожидание); эмоциональных состояний, связанных с достижением или недостижением цели (удовлетворение, воодушевление и эйфория, переживание чувства гордости, фрустрационные состояния); коммуникативных, эмоциональных состояний (веселье, смущение, стыд, презрение, влюбленность, ревность); интеллектуальных когнитивных состояний (удивление, интерес); негативных психофизиологических состояний, возникающих в процессе монотонной или интенсивной деятельности [29, с. 140].
Изменение эмоционального состояния, как предполагает В.Н.Мясищев, рассматривая вопрос о патологических состояниях, может происходить при маниакально-депрессивном психозе [23, с. 194]. При психических и нервных заболеваниях нередко отмечаются состояния тревоги и страха, раздражительности и тоски. Существуют также состояния радости (повышение психической и двигательной активности) и горя (резкое торможение), фрустрации.
Таким образом, эмоции – это обширный класс психологических состояний, процессов, отражающихся на отношении к предметам и явлениям, и влияющих на процесс регуляции психической и практической деятельности [45, с. 34].
Эмоциональные явления предполагают непременную включѐнность всех систем организма в процессы обеспечения адаптивного поведения и сознания.
Эмоциональные явления могут выступать и как механизм конструктивного, и как механизм деструктивного поведения.
Эмоциональные и волевые детерминанты поведения органически взаимосвязаны. К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих механизмы и сущность воли.
Воля описывается у Б. Спинозы как «свободный выбор». Он относил борьбу побуждений как борьбу идей, в результате которой появляется собственное добровольное решение как проявление внутренней свободы. Дж. Локк

15 придерживался другой позиции, считая, что в волевых актах человек не свободен, он подчинен необходимости. Сходной позиции придерживался В. Франкл (1990), который считал, что на человека могут воздействовать какие-то физические причины, но
«человечность человеческого поведения» определяется субъективным основанием, которое обосновывает выбор человека. Основание выбора, принятие решения – это мотив. Проблема свободы выбора неизбежно приводит к одной из главных проблем мотивации и воли – к проблеме конфликтов, их разрешений с помощью оснований [49, с. 231].
Л.С. Выготский писал, что волевое (произвольное) поведение есть поведение социальное по своему существу, что максимум воли есть максимум повиновения, поэтому отсутствие принятия решений ещё не говорит отсутствии воли. Л.С. Выготский, изучая словесное управление произвольными движениями, объяснял, что первоначальная роль речи в управлении произвольными движениями сводится к тому, что ребенок научается подчинять свои действия словесным требованиям взрослых (не реагировать действиями на слова взрослых, а подчинять свои действия требованиям других, т.е. самому их организовывать).
Позже уже собственная речь ребенка служит организатором его поведения. При этом речь претерпевает изменения: сначала ребенок организует свою деятельность с помощью громкой речи, затем она постепенно эволюционирует, превращаясь во внутреннюю речь [11. с. 36].
В работах современных исследователей отмечается, что воля – это интегративный механизм, объединяющий особый класс психомоторных процессов, действий, подчиненных сознательному и преднамеренному осуществлению действий или сознательной задержке действий.
Произвольная активность организует целенаправленное поведение, реализуемое через произвольные
(мотивированные, сознательные, преднамеренные) действия [24, с. 65].
Воля (или произвольность) – это самоконтроль поведения с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения («свобода воли»), но и в инициации действий, их осуществлении и


16 контроле. Главной сущностью воли является самость, она отличает произвольное управление от непроизвольного. По Е.П. Ильину, самость – это есть сознательное преднамеренно планирование человеком своих действий в соответствии с собственными желаниями, с переживаемым им самим чувством долга
(мотивация), это отдача самому себе команды для начала действий, стимуляция самого себя, осуществление самоконтроля за действиями, состояниями [29, с.
211].
Таким образом, в настоящее время эмоционально - волевая сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции эмоций и поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми. В современных исследованиях эмоции и воли можно увидеть исследовательские устремления, характерные для разных подходов. Так, анализируя подходы к разработке проблем, связанных с эмоциями и волей, можно сказать, что они в той или иной мере дополняют друг друга, взаимодействуют.
Эмоции регулируют биогенные потребности, но сами тоже нуждаются в регуляции со стороны сознания. Когда активность переходит с импульсивного уровня на личностный, эмоциональная регуляция становится волевой регуляцией.
Действие переходит в поступок. Для человека свойственно обладание сложной иерархической системой эмоций, регуляция которой происходит посредством многопланового волевого контроля. Эти две системы проникают друг в друга, превращаясь в единую эмоционально-волевую сферу.
1.2.
Особенности
эмоционально-волевой
сферы
старших
дошкольников с задержкой психического развития
По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и других специалистов проблема исследования эмоциональной сферы у детей с отклонениями в развитии является особенно острой, поскольку любой дефект сопровождается изменениями

17 эмоционального состояния ребёнка. Умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в обществе в целом [11, с. 167].
Задержка психического развития (ЗПР)— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста [33, с.115].
А.В. Запорожец отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задержать его личностного формирования, формирования направленности на других [31, с. 56].
Современные исследователи, такие как Д.В. Березина, Е.В. Михайлова, Т.Б.
Пискарева, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, также подчеркивают, что своеобразное развитие эмоциональной сферы детей может качественно влиять на особенности их сознания и поведения.Состояния дисфункции ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации [38, с.
90].
Исследования Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, В.Б.
Никишиной, У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко и других показали, что специфика эмоционально-волевой регуляции деятельности и поведения у детей с задержкой психического развития в большой мере выражает собой сущностную характеристику специфики ЗПР как аномальной формы развития психики.
Специалисты отмечают недостаточность этой сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности


18 эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
Эти особенности ученые связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта.
После клинико-психологических исследований М.С. Певзнер сделала вывод, что при различных вариантах задержки психического развития у детей выраженными остаются инфантильные черты психики. Сохраняющийся инфантилизм автор объясняет замедленным созреванием лобных и лобно- диэнцефальных структур головного мозга.
Л.В. Выготский, изучая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с задержкой психического развития, выделил следующие ее характеристики: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды [11, с. 287].
В.Б. Никишина выделяет такие нарушения в эмоционально-волевой сфере детей с задержкой психического развития, как незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов
[9, с. 76].
Профессор К.С. Лебединская считает, что нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых. Автор отмечает причины этих расстройств: частые стрессы, разочарования и конфликты, как следствие интеллектуальной недостаточности, дефицит критичности.
О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития К.С.
Лебединской, подчеркивает следующие характерные черты эмоциональной сферы, присущие разным группам детей с ЗПР:
ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Особенными чертами при такой

19 форме ЗПР являются гипертемия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
ЗПР соматического происхождения – эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой деятельности.
ЗПР психогенного происхождения – эмоционально-волевая сфера может развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:
- по типу психической неустойчивости – наблюдается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально- волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
- по типу «кумира семьи» – встречается в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, инфантильности, установка на постоянную помощь и опеку;
- по невротическому типу – когда ребенок живет в грубых, жестоких условиях, агрессивных отношений в семье, тогда формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная и несамостоятельная.
ЗПР церебрально-органического происхождения – здесь эмоции обладают недостатком и даже отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития отмечают недостаточную дифференцированность эмоций, слабую заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детей выделяются два основных клинических варианта типа личности:
- неустойчивый – носят эйфорический оттенок настроения, психомоторная расторможенность;


20
- тормозимый – тип личности с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности [28, с. 89].
Таким образом, по мнению специалистов, проблема особенностей эмоционально-волевой сферы у детей с отклонениями в развитии, в частности с задержкой психического развития является актуальной и особенно острой, так как любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.
Учеными доказано, что умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей дошкольного возраста в обществе в целом.
Многие исследователи пришли к выводу, что детей с ЗПР отличает повышенная агрессивность, неадекватная чувствительность к изменениям условий общения, трудности усвоения эмоционального опыта, нарушения преобладающего тона настроения, сложности интерпретации эмоциональных состояний, высокая лабильность переживаний, недостаточность вербальных средств обозначения эмоций и бедность содержательной стороны их изображения
(В.В. Лебединский, Т.З. Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.).
К.С. Лебединская создала классификацию задержки психического развития, где рассматривает 4 основных варианта задержки психического развития : ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматического происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения.
1.3.Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой
сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Для более наглядного представления логики исследования и осуществления его на более высоком уровне, нами был применен системный подход к процессу научного целеполагания, разработанный В. И. Долговой, и использован метод
«дерево целей». Как метод планирования «дерево целей» основывается на теории

21 графов (рис.1) и представляет собой как траекторные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории [20].
Рисунок 1 «Дерево целей» психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Генеральная цель: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
1.1
Изучить феномен развития эмоционально-волевой сферы в психолого- педагогических исследованиях.
1 2
3 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 3.1 3.2 3.3 3.4
Генеральная
цель: теоретически обосновать и экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития