Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

146
Воротились все домой. Кто грибы солит, кто варенье варит. А кривляки ворон считают, рожицы корчат да ребят толкают. Собрались спать. А кривляки тут как тут – кричат да рожицы корчат.
Узнала про это добрая фея. Пришла к ребятам и спрашивает: «Что пригорюнились, чего головы повесили?». «Как же нам не горевать. Жили мы не тужили, вместе дружили. Превратила ведьма друзей в кривляк. Они только и делают, что нас обижают». «Помогу вашему горю. Скажите волшебные слова и кривлянье пропадет: «Крики-вляки, не дерись, крики-вляки, не бранись».
На том и поладили. Стали кривляки толкаться да рожицы корчить, а ребята приговаривают: «Крики-вляки, не дерись, крики-вляки, не бранись». Тут колдовство и пропало. Бросились кривляки прощения просить: «Просим вас, друзья. Вы нас не браните. За кривлянье, за капризы вы, пожалуйста, простите».
С тех пор в царстве-государстве кривляк больше не было. До сих пор ребята живут и горя не знают. И вам желают жить не тужить и вместе дружить.
4. Упражнение «О чем говорит музыка».
- Ребята, если вы внимательно послушаете музыку, вы догадаетесь, что произошло в лесу. (Дети слушают отрывок из Die Walkure Akt 3 Р.Вагнера).
- Какое настроение передает эта музыка? Какой темп музыки: быстрый или медленный?
Дети: Музыка резкая, громкая и быстрая.
Психолог: Правильно. Вспомните, что могло происходить в сказке под такую музыку: выскочила ведьма или ребята грустят?
- Выскочила ведьма.
- Каким голосом вы бы озвучили слова ведьмы и почему?
- Низким, грубым, страшным, скрипучим, громким, сердитым. Потому что она злая, старая, страшная.
- Попробуйте прокричать, как это делала ведьма: «У-у-у, заколдую! У-у-у, закривляю!»
5. Пантомимический этюд «Кривые зеркала».
Психолог изображает одно эмоциональное состояние, а дети любое другое.

147 6.Упражнение «Я – очень хороший».
Детям предлагается повторить слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко.
Ведущий, таким образом, сначала пришептывает, проговаривает, выкрикивает слова: «я», «очень», «хороший».
7. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 7 1. Приветствие «Подари подарок».
– Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга.
– Изобразите подарок, который вы хотели бы подарить другу.
2. Психогимнастика «Король Боровик».
Дети «проигрывают» гимнастику в разных эмоциональных состояниях.
Выполняется перед зеркалом.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
3. Упражнение «Удивительные истории».
Психолог предлагает детям немного пофантазировать, т.е. придумать продолжение для удивительных историй, которые он начнет:


148

К нам пришел слон…

Мы оказались на другой планете…

Внезапно исчезли все взрослые…
4. Релаксация «Небо».
- Сядь прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.
- Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака - внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.
- Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость.
-Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.
5. Рисование «Удивительные истории».
Дети рисуют иллюстрации к удивительным историям.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 8 1. Приветствие «Назови ласково».
Посмотрите внимательно руг на друга. Давайте по кругу по очереди назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый вариант его имени или доброе прозвище.
2. Упражнение «Один дома».

149
Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто- нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь? Покажите эмоцию, как боялся Енот.
3. Закончи сказку «Страшилка».
Психолог: «Жила-была одна семья: мать, отец, бабушка, дедушка, сын и дочь. Однажды отец купил белый рояль. Его поставили в большую комнату.
Наступила ночь. Все легли спать. И вдруг в 12 часов они услышали звуки, которые издавал белый рояль. Отец встал и пошел смотреть… Детям необходимо продолжить сюжет.
4. Рисование «Мои страхи».
Детям предлагается нарисовать свои страхи.
5. Упражнение «Всемирное дрожание».
Дети встают в круг и начинают совместно дрожать от страха. Каждый называет свой страх и все вместе дрожат.
Расправимся со своим страхом, скомкаем и выбросим его портрет. Дети комкают и выбрасывают свои рисунки, нарисованные страхи.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 9 1. Приветствие «Команда».
Детям предлагается выстроиться в ряд по какому-либо признаку. Например:
- по длине шорт и платьев, начиная с самых длинных;


150
- по длине шорт и платьев, начиная с самого короткого;
- по цвету глаз, начиная с самых светлых;
- по цвету глаз, начиная с самых темных;
- по цвету волос, начиная с самых светлых;
- по цвету волос, начиная с самых темных и т.д.
Затем детям нужно разделиться на команды, например с самыми светлыми глазами и с самыми темными.
2. Упражнение «Я иду по горячим камням».
Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я иду по тоненькому мостику через овраг», «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке».
3. Закончи сказку «Прими решение».
Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую они должны сопровождать движениями, придумывая их самостоятельно, без помощи психолога.
«В одном городе жила девочка. Она была умная, хорошая девочка, но постоянно все теряла. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Девочка обыскала весь дом, все карманы, но их нигде не было. Долго думала девочка, что же ей делать: остаться дома и пропустить школу или пойти в школу и оставить дверь открытой? Решила девочка пойти в школу. Пришла она на урок, открыла портфель, чтобы достать учебники, и... увидела ключи...»
Детям предлагается продолжить сказку.
4. Упражнение «Звериные чувства».
Для проведения игры необходим набор картинок с изображением известных животных. Психолог раскладывает по очереди перед ребенком картинки и просит назвать основные качества животного. Например: зайчик – страх, боязливость; лев – смелость; лиса – хитрость; филин – ум.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Психолог говорит: «Представь себе, что ты разбил вазу. Ты себя почувствовал как кто? Выбери картинку с таким «звериным чувством», которое

151 похоже на твое». Ребенок может сказать, что он почувствовал себя как зайчик – он испугался. Психолог продолжает: «И тут пришла мама. Что бы ты сделал? Ты был бы как кто?». Ребенок может сказать, что он был бы умный, как филин: он быстро убрал бы все осколки и мама ничего бы не узнала. В таком случае с ребенком нужно поговорить о том, на какой больше похож его поступок, на умный или на хитрый? Далее можно обговорить варианты поведения, предлагая ребенку рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.
5. Рисование «Мое настроение сейчас».
Детям предлагается нарисовать свое настроение в данный момент.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 10 1. Приветствие «Посылаем доброту».
- Давайте возьмемся за руки и каждый в кругу по очереди передаст добро через рукопожатие!
2. Игра «Школа кенгуру».
На время игры все превращаются в кенгуру. Водящий — кенгуру - учитель, остальные — ученики-кенгурята. Учитель говорит на «кенгурином» (непонятном) языке, вызывает кого-то к доске, ругает или хвалит. Задача - догадаться, что он имеет в виду, и выполнить его требования. В роли водящего желательно побывать всем. Детям со страхом самовыражения может потребоваться поддержка со стороны ведущего (от подбадривания до выполнения задания параллельно с ребенком).

152 3. Упражнение: «Зайцы и слоны».
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайцы и слоны».
Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит.
Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
- «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?»
- «А что делают зайки, если видят волка?..»
- «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми.
Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
4. Коллаж «Мое взрослое будущее».
Дети, используя картинки и фото из глянцевых журналов, делают коллаж на тему «Мое взрослое будущее».
5. Релаксация «Крылья».
Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя и криком птиц.
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос.
Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение: какие гладкие и блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух. Теперь пусть каждый из вас


153 вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
6. Упражнение «Я подарок для человечества».
Детям предлагается повторить слова «Я подарок для человечества» вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко. Ведущий, таким образом, сначала пришептывает, проговаривает, выкрикивает слова каждое по очередности.
7. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»

154
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты формирующего эксперимента
Таблица 5
Протокол индивидуальных показателей по методике
«Цветовой тест» (М. Люшер)

И.Ф. ребенка
Баллы
Степень тревожности и стресса
1
А.А.
2 средний
2
А.В.
3 низкий
3
А.В.
2 средний
4
М.М.
2 средний
5
А.Л.
3 низкий
6
В.А.
2 средний
7
М.К.
3 низкий
8
У.М.
1 высокий
Таблица 6
Результаты исследования по методике «Цветовой тест» (М. Люшер) до и после формирующего эксперимента
Уровни тревожности и стресса высокий средний низкий до после до после до после
Количество испытуемых
8 1
0 4
0 3
Доля, %
100%
12,5%
0,0%
50%
0,0%
37,5%

155
Таблица 7
Автоматический расчет Т- критерия Вилкоксона по методике
«Цветовой тест» (М. Люшер)
«До»
«После»
Сдвиг (tпосле - tдо)
Абсолютное значение сдвига
Ранговый номер сдвига
1 1
2 1
1 3.5 2
1 3
2 2
7 3
1 2
1 1
3.5 4
1 2
1 1
3.5 5
1 3
2 2
7 6
1 2
1 1
3.5 7
1 3
2 2
7 8
1 1
0 0
1
Сумма рангов нетипичных сдвигов:
1

156
Таблица 8
Протокол индивидуальных показателей по методике «Тест тревожности»
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

И.Ф. ребенка
Число негативных ответов
Показатель индекса тревожности
Уровень тревожности
1
А.А.
6 42,8 средний
2
А.В.
4 28,6 средний
3
А.В.
4 28,6 средний
4
М.М.
8 57,1 высокий
5
А.Л.
5 35,7 средний
6
В.А.
4 28,6 средний
7
М.К.
8 57,1 высокий
8
У.М.
6 42,8 средний
Таблица 9
Результаты исследования уровня тревожности по методике «Тест тревожности»
Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена до и после формирующего эксперимента
Уровни тревожности низкий средний высокий до после до после до после
Количество человек
0 0
0 6
8 2
Доля, %
0,0%
0,0%
0,0%
75%
100%
25%