Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

138
Прошло много времени, и от Саши не было никаких известий. Тогда родители послали Мишу выручать брата и прогонять дракона. Миша долго плакал, но делать нечего — собрался он, сел на коня и отправился в путь
(психолог показывает, как Миша поплакал, сел на коня и медленно поехал; просит ребенка повторить).
Приехал Миша к пещере дракона. Смотрит, а дракон превратил Сашу в камень (психолог изображает камень; просит ребенка повторить).
Испугался Миша, хотел уже убежать (психолог показывает, как Миша испугался; просит ребенка повторить), но тут появился Добрый волшебник...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
Что произошло дальше?
Что сделал Миша?
4. Рисование «Смелость и боязливость».
Нарисуй на одном листе «Смелость», а на другом «Боязливость» С каким цветом ассоциируется каждое слово.
5. Релаксация «Корабль и ветер»
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»

139
Занятие 3 1. Приветствие «Посылаем доброту».
Давайте возьмемся за руки и каждый в кругу по очереди передаст добро через рукопожатие!
2. Упражнение «Новая игрушка».
Давайте представим, что мы с вами артисты. Покажите, что происходит с нами, как мы себя ведем, когда у нас появляется новая игрушка. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»
3. Закончи сказку «Дедушка и внучек».
Детям предлагается следующий сюжет:
«В одной деревне жили-были дедушка и внучек. Очень им было хорошо вместе. Они часто играли, читали книжки, и очень им весело жилось (психолог берет ребенка за руку, показывает, как дедушка и внучек веселились, играли, просит повторить).
Но вот однажды на лугу они играли в догонялки и дедушка провалился в глубокую яму (психолог изображает, как дедушка с внучком играли и дедушка провалился в яму; просит ребенка повторить). Внучек звал-звал дедушку, но тот не отзывался. Внучек очень испугался и долго плакал на краю ямы (психолог изображает, как испугался и плакал внучек; просит ребенка повторить).
Но делать нечего – решил внучек вытащить дедушку. Прыгнул он в яму и попал в сказочный лес (психолог показывает, как внучек прыгнул в яму и удивился сказочному лесу; просит ребенка повторить).
Идет внучек по лесу, зовет дедушку и вдруг видит – сидит на пеньке зайчик
(психолог изображает зайчика; просит ребенка повторить). Испугался внучек, а зайчик ему говорит: «Здравствуй, мальчик. Дай мне конфетку». Сначала внучку было жалко конфетку (психолог показывает, как внучку было жалко отдавать конфету; просит ребенка повторить), но потом он все-таки отдал ее (психолог показывает, как внучек отдает конфету; просит ребенка повторить), а зайчик и говорит: «Я вижу, ты не жадный мальчик. Спасибо тебе за конфетку. Я знаю, что твой дедушка у Хозяина земли». Сказал зайчик все это и исчез. Пошел внучек


140 искать Хозяина земли. Долго он шел (психолог показывает, как внучек идет; просит ребенка повторить).
Уже ноги у него стали болеть (психолог показывает, как внучек идет, хромая; просит ребенка повторить), но он все искал дворец Хозяина земли, чтобы спасти дедушку. И вдруг лес расступился, и на поляне увидел внучек красивый замок. Пошел он к этому замку, как вдруг выскочили злые человечки (психолог изображает злых человечков; просит ребенка повторить).
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Хотел внучек убежать, но тут появился зайчик и говорит: «Вот тебе волшебный шарик. Он поможет тебе добраться до дворца, но во дворце он исчезнет». Сказал это и убежал...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
– Что произошло дальше?
– Как внучек победил злых человечков?
Затем следует продолжение сказки:
«Пришел внучек во дворец (психолог показывает, как оглядывается внучек, удивляется; просит ребенка повторить).
И только он переступил через порог, как шарик исчез. Опечалился внучек, но делать нечего, пошел он искать дедушку (психолог изображает, как внучек опечалился; просит ребенка повторить).
Долго бродил он по огромному дворцу и наконец, пришел в большой зал, а там сидит на троне Хозяин земли...»
Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:
– Что произошло дальше?
– Что сделал внучек?
4. Рисование любимого героя.
Рисование понравившегося героя сказки или иллюстрации к ней.
5. Релаксация «Берег».
Ляжем на ковер. Представьте себе, что вы лежите на берегу синего озера.
Ощущаете легкость в руках, в теле, чувствуете, как свежий ветерок подхватывает вас и поднимает медленно и плавно к синему небу. Ветерок ласкает ваши волосы,

141 овевает свежим дыханием лицо. Вы чувствуете на своем лице прикосновение ветерка. Вы видите облака. Рассмотрите их. Какого они цвета, формы, кого они вам напоминают? Вы медленно опускаетесь на пушистое прохладное облако.
Вокруг мелькают разноцветные огоньки - это ваши мысли, которые радуются вам и подмигивают своим светом. На вашем лице спокойная улыбка. Вы спокойны, расслаблены. Облако медленно опускает вас на берег синего озера. Вы спокойны, раскованы, расслаблены.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 4 1.Приветствие «Передай чувство».
Ребята, встаньте в круг. Передавая этот волшебный клубочек друг другу, вы будете передавать и показывать свое настроение соседу. Тот, кто возьмет клубочек, должен изобразить это настроение.
2. Упражнение «Выбор».
Дети делятся на две команды (яблочки и апельсинки) и образуют два круга, становясь спиной друг к другу. На счет «раз-два-три» показать на пальцах: один палец «ребенок готов фыркнуть и отвернуться», два пальца – «ребенок готов пожать партнеру руку», три пальца – «ребенок готов обняться со своим партнером». Так как одновременно друг с другом взаимодействуют два ребенка, то действие совершается по наименьшему числу пальцев.
3. Упражнение: «Театр масок».


142
«Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев.
Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу.
«Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!
Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят».
«А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр». Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо!
Молодцы!»
«А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком». Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо!»
«А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите!
Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!»
Далее психолог, на свое усмотрение, может похвалить особо тревожных детей, например так: «Все работали хорошо, особенно страшной была маска
Вити, когда я посмотрела на Глеба, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!»
«Мы с вами устали. Давайте отдохнем, расслабимся и отдохнем».
4. Релаксация «Река».
Ребята, предлагаю вам лечь на ковер. Ложимся на спину, руки свободно лежат вдоль туловища. Хорошо, если вы закроете глаза. Дыхание ровное, спокойное. Вдох-выдох (2 раза). Расслабляются мышцы лица, плеч, туловища, рук, ног. Вдох-выдох. Представьте, что мы гуляем по берегу широкой, могучей реки (Пауза.) Ваши ноги касаются сухого теплого песка и слегка утопают в нем.
Вы вдыхаете свежий речной воздух. Можете опуститься на колени и порисовать на песке (Пауза.) Присмотритесь, какого цвета, формы, величины получился твой рисунок. (Пауза.). Ты пересыпаешь песок из одной руки в другую, песок

143 медленно струится между пальцами (Пауза.) Ты ложишься на песок и видишь голубое небо. Тебе хорошо и приятно. Прислушайся, как течет река. Ты успокаиваешься и чувствуешь уверенность в себе. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Проснулись, потянулись и улыбнулись. Открываем глаза и возвращаемся в нашу группу.
5. Рисование «Фотография».
Дети рисуют «фотографию» к упражнению «Театр масок».
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 5 1. Приветствие «Комплимент».
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
2. Упражнение: «Изобрази животное».
Дети по очереди изображают какое-нибудь животное, другие должны угадать это животное.
3. Сказка «Лесная школа».
Наступила зима. Закружились в воздухе белоснежные снежинки.
Однажды тишину зимнего леса нарушили звонкие голоса птиц и зверей.
- Иззз! Иззз! Быстрее летите в школу! – пел веселый снегирь.
- Пинь-пинь, трр…ах! Летим, летим, - отозвались синички…
- Цок! Цок! Чок! Чок! Я тоже иду в школу, - сказала белочка.


144
На поляне было умно и весело. В лесную колу прибежали пять лисят, зайчонок, кабанчик, три волчонка. Прилетели белая трясогузка, пестрый дятел…
4. Упражнение «Кто ты будешь такой».
Дети выбирают карточку с рисунком птиц, лесных животных, а затем отвечают на следующие вопросы:
- Какой характер у той или иной птицы или зверя?
- Кто их враги?
- Из чего и как они строят свое жилище?
- Что они больше всего любят делать?
Психолог сообщает детям о том, что их ответы могут быть сказочными.
И вот на поляне появился лось-учитель со своим лосенком.
Лось поправил очки и важно произнес:
- Сейчас мы будем учиться.
Звери и птицы расселись вокруг своего учителя и начали внимательно его слушать.
- Хорошие у меня ученики, радовался лось. – А где же медвежонок? Почему он не пришел в лесную школу? – И все ученики тоже удивились.
- Дети, почему не пришел медвежонок, как вы думаете? (Ответы детей).
5. Рисование: «Подарок для мишки».
Коллективная работа.
6. Релаксация «На берегу моря».
Психолог включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закройте глаза, представьте, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок. Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки.
Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».

145 7. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 6 1. Приветствие «Назови ласково».
Посмотрите внимательно руг на друга. Давайте по кругу по очереди назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый вариант его имени или доброе прозвище.
2. Рисование: «Имя – визитка.
Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит написанное имя пальцем. Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, чтобы получилось очень ярко и красиво.
3. Чтение сказки «Кривляки» О.Шорохова.
Текст сказки: «В некотором царстве, в далеком государстве жили-были мальчики и девочки. Жили они не тужили, вместе дружили. Как-то раз ребята собрались в лес по грибы да ягоды.
Пробродили целый день, набрали грибов да ягод, пора и домой возвращаться. Не успели они три раза моргнуть, как выскочила ведьма: «У-у-у, заколдую! У-у-у, закривляю!». Поднялась пыль столбом. Спрятались ребята, глаза закрыли. Да вот беда: не все успели зажмуриться. Попали соринки-пылинки в глаза, превратили ребят в кривляк. В тот же миг улетела ведьма.