Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 1.2
Выявить особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
1.3 Разработать и описать модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Организовать и провести опытно-экспериментальное исследование уровня развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.1 Описать этапы, методы и методики исследования.
2.2 Охарактеризовать выборку, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Экспериментально выполнить психолого-педагогическую коррекцию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
3.1 Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
3.2 Проанализировать результаты коррекционной работы.
3.3 Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
3.4 Описать внедрение результатов исследования в практику в технологической карте.
Для теоретического обоснования программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР нами был использован метод теоретического моделирования – опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель) [18].
23
Моделирование в психологии – изучение психических процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных моделей. В общих чертах, под моделью представляется система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика, личность, деятельность, общение [37, с. 65].
По В.А. Штофу модель имеет четыре признака: 1) модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система; 2) модель – это система, отражающая или воспроизводящая объект исследования; 3) модель способна замещать объект; 4) изучение модели представляет новую информацию об объекте.
По мнению А.Т. Куракина модель бывает:
– понятийной и отражать знания об объекте с помощью слова в форме определённой совокупности взаимосвязанных предположений, утверждений, выводов;
– образной, воспроизводящей основные стороны, элементы, связи, отношения объекта в форме словесных описаний, фото- и кино-моделей, графиков, схем;
– физической, отображающей в «материале» структуру, пространственное расположение или функции изучаемого объекта;
– математической, отражающей существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала в виде формулы или числовой таблицы [37, с. 72].
В современной педагогике специалисты практикуют различные виды классификаций моделей в зависимости от области исследования. Так, Н.А.
Половникова предлагает свою классификацию моделей, которая существенно опирается на классификацию АТ. Куракина:
1) логические или понятийные модели - отражают знание об объекте взаимосвязанными утверждениями, предположениями. Процесс моделирования на понятийном уровне часто связан с пересмотром старых понятий и введением новых;
24 2) образные модели – реализуют общие стороны, элементы, связи, отношения предмета в форме словесных описаний, схем, графиков;
3) графическое моделирование - помогает раскрывать разноаспектные связи и отношения, которые без него не могут быть представлены разом;
4) математические модели - отражают существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала.
Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой
(преобразуемой) системы, рационализации способов построения и изучения процессов функционирования как отдельных элементов, так и системы в целом [6, с. 388].
Нами была разработана модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которая содержит несколько этапов:
1. Теоретический этап;
2. Диагностический этап;
3. Коррекционный этап;
4. Аналитический этап.
Наглядно модель психолого-педагогической коррекции эмоционально- волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлена на рисунке 2.
25
Цель – психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1. Теоретический этап.
Цель: теоретически обосновать модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и применить системный подход к процессу целеполагания
«дерево целей»
Методы: анализ литературы, синтез, моделирование, целеполагание
2. Диагностический этап.
Цель: определить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Метод: констатирующий эксперимент
Методики:
1) Цветовой тест (М.Люшер);
2) Детский тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
3) Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Друкаревич).
3. Коррекционный этап.
Цель: разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Программа коррекционной работы включает в себя следующие методы и техники: релаксация, беседа, концентрация, функциональная музыка, игротерапия, телесная терапия, арт-терапия.
4. Аналитический этап
Цель: определить эффективность реализации программы.
Методы: формирующий эксперимент и метод математической статистики – Т- критерий Вилкоксона.
Методики:
1) Цветовой тест (М.Люшер);
2) Детский тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
3) Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Друкаревич).
Результат: повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР
Рисунок 2 Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
26
Теоретический этап включает в себя методы: анализ литературы, синтез, моделирование, целеполагание.
Основной целью данного этапа является теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и применение системного подхода к процессу целеполагания «дерево целей».
Диагностический этап включает в себя определение цели коррекции, осуществление подбора методов и методик психодиагностического исследования.
Основной целью данного этапа является проведение, обработка и анализ результатов психодиагностического исследования.
Коррекционный этап подразумевает разработку и реализацию программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Программа коррекционной работы включает в себя следующие методы и техники: релаксация, беседа, концентрация, функциональная музыка, игротерапия, телесная терапия, арт-терапия.
Аналитический этап включает в себя оценку эффективности реализации программы, проведение итоговой диагностики.
Результатом нашего исследования является повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, разработанная нами модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР содержит 4 этапа: теоретический , диагностический, коррекционный и аналитический этапы.
Теоретический этап включает в себя анализ литературы, синтез, моделирование, целеполагание. Диагностический этап включает в себя определение цели коррекции, осуществление подбора методов и методик психодиагностического исследования, проведение, обработку и анализ результатов психодиагностического исследования.
Коррекционный этап подразумевает разработку и реализацию программы психолого-педагогической
27 коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР. Аналитический этап включает в себя оценку эффективности реализации программы, проведение итоговой диагностики.
Для более наглядного представления логики исследования и осуществления его на более высоком уровне нами была представлена схема целеполагания
«дерево целей». Первый этап – изучение проблемы исследования в психолого- педагогической литературе; второй – организация и проведение опытно- экспериментального исследования; третий – разработка и апробация коррекционной программы.
Выводы по I главе
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы в психолого- педагогических исследованиях.
Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особенное значение в психическом развитии. Так, на сегодняшний день в науке возникли терминологические расхождения в исследовании эмоций и воли. Исследователи по-разному понимают, что такое эмоции и воля, и кроме того, изначально имеют разные научные подходы к решению этой проблемы. Поэтому общего системного представления об эмоционально-волевой сфере человека наукой не выделено.
Эмоции - это обширный класс психологических состояний, процессов, отражающихся на отношении к предметам и явлениям, и влияющих на процесс регуляции психической и практической деятельности.
Воля – это способность человека самостоятельно с помощью сознания и действий контролировать свое поведение, а также различные психические процессы.
Таким образом, в настоящее время эмоционально - волевая сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции эмоций и поведения человека, реализующая его отношения к явлениям
28 окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми. В современных исследованиях эмоции и воли можно увидеть исследовательские устремления, характерные для разных подходов. Так, анализируя подходы к разработке проблем, связанных с эмоциями и волей, можно сказать, что они в той или иной мере дополняют друг друга, взаимодействуют.
Эмоции регулируют биогенные потребности, но сами тоже нуждаются в регуляции со стороны сознания. Когда активность переходит с импульсивного уровня на личностный, эмоциональная регуляция становится волевой регуляцией.
Действие переходит в поступок. Для человека свойственно обладание сложной иерархической системой эмоций, регуляция которой происходит посредством многопланового волевого контроля. Эти две системы проникают друг в друга, превращаясь в единую эмоционально-волевую сферу.
Особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
В данном параграфе раскрываются особенности эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
По мнению многих специалистов, проблема особенностей эмоционально- волевой сферы у детей с отклонениями в развитии, в частности с задержкой психического развития является актуальной и особенно острой, так как любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.
Таким образом, исследователи выделяют ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам (В.В. Лебединский, Т.З.
Стернина, Е.С. Слепович, Т.Н. Павлий, В.А. Степанова и др.).
На основе этих особенностей, К.С. Лебединская создала классификацию задержки психического развития, где рассматривает 4 основных варианта задержки психического развития: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР
29 соматического происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально – органического происхождения.
Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Здесь описывается теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и составление схемы целеполагания (дерево целей).
Для наглядного представления логики исследования была представлена схема целеполагания «дерево целей». Первый этап – изучение проблемы исследования в психолого-педагогической литературе; второй – организация и проведение опытно-экспериментального исследования; третий – разработка и апробация коррекционной программы.
Для разработки программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был использован метод моделирования.
Модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР содержит 4 этапа: теоретический , диагностический, коррекционный и аналитический этапы.
Теоретический этап включает в себя анализ литературы, синтез, моделирование, целеполагание. Диагностический этап включает в себя определение цели коррекции, осуществление подбора методов и методик психодиагностического исследования, проведение, обработку и анализ результатов психодиагностического исследования.
Коррекционный этап подразумевает разработку и реализацию программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР. Аналитический этап включает в себя оценку эффективности реализации программы, проведение итоговой диагностики.
30