Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

99
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми»,
«Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение»,
«Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор»,
«Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве»,
«Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Cтимульный материал к методике «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен,
М.Дорки).
Картинки к тесту для девочек:

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Картинки к тесту для мальчиков:

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128
Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста:
Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём. Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.
Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносил данные в протокол.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
3балла – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
2балла – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш.
В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
1балл – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.

129
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты констатирующего эксперимента
Таблица 1
Протокол индивидуальных показателей по методике «Цветовой тест»
(М. Люшер)

И.Ф. ребенка
Баллы
Степень тревожности и стресса
1
М.А.
3 низкий
2
А.А.
1 высокий
3
А.В.
1 высокий
4
И.К.
2 средний
5
А.В.
1 высокий
6
М.М.
1 высокий
7
С.О.
2 средний
8
А.Л.
1 высокий
9
В.А.
1 высокий
10
А.Э.
2 средний
11
М.К.
1 высокий
12
П.Ю.
2 средний
13
Х.И.
2 средний
14
Г.П.
3 низкий
15
У.М.
1 высокий
Результаты исследования по методике
«Цветовой тест» (М. Люшер)
Степени тревожности и стресса высокая средняя низкая
Количество испытуемых
8 5
2
Доля, %
54%
33%
13%


130
Таблица 2
Протокол индивидуальных показателей по методике «Тест тревожности»
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

И.Ф. ребенка
Число негативных ответов
Показатель индекса тревожности
Уровень тревожности
1
М.А.
2 14,3 низкий
2
А.А.
10 71,4 высокий
3
А.В.
9 64,2 высокий
4
И.К.
4 28,6 средний
5
А.В.
9 64,2 высокий
6
М.М.
11 78,6 высокий
7
С.О.
6 42,8 средний
8
А.Л.
10 71,4 высокий
9
В.А.
9 64,2 высокий
10
А.Э.
5 35,7 средний
11
М.К.
12 85,7 высокий
12
П.Ю.
6 42,8 средний
13
Х.И.
5 35,7 средний
14
Г.П.
8 57,1 высокий
15
У.М.
10 71,4 высокий
Результаты исследования по методике «Тест тревожности»
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Уровни тревожности высокий средний низкий
Количество человек
9 5
1
Доля, %
60%
33%
7%

131
Таблица 3
Протокол индивидуальных показателей по методике «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич)

И.Ф. ребенка
Баллы
Уровень тревожности и страха
1
М.А.
3 низкий
2
А.А.
1 высокий
3
А.В.
1 высокий
4
И.К.
2 средний
5
А.В.
1 высокий
6
М.М.
1 высокий
7
С.О.
2 средний
8
А.Л.
1 высокий
9
В.А.
1 высокий
10
А.Э.
2 средний
11
М.К.
1 высокий
12
П.Ю.
2 средний
13
Х.И.
3 низкий
14
Г.П.
3 низкий
15
У.М.
1 высокий
Результаты исследования по методике «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич)
Уровни тревожности и страха высокий средний низкий
Количество испытуемых
8 4
3
Доля, %
54%
26%
20%

132
Таблица 4
Сводная таблица по результатам нулевого среза (констатирующий этап)

Ф.И. испытуемого
«Цветовой тест»
(М.
Люшер)
«Тест тревожности»
(Р. Тэммл, М. Дорки,
В. Амен)
«Несуществую щее животное»
(М.З.
Друкаревич)
Уровень тревожности
1
М.А. низкий низкий низкий низкий
2
А.А. высокий высокий высокий высокий
3
А.В. высокий высокий высокий высокий
4
И.К. средний средний средний средний
5
А.В. высокий высокий высокий высокий
6
М.М. высокий высокий высокий высокий
7
С.О. средний средний средний средний
8
А.Л. высокий высокий высокий высокий
9
В.А. высокий высокий высокий высокий
10
А.Э. средний средний средний средний
11
М.К. высокий высокий высокий высокий
12
П.Ю. средний средний средний средний
13
Х.И. средний средний низкий средний
14
Г.П. низкий высокий низкий средний
15
У.М. высокий высокий высокий высокий

133
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
На основе анализа психолого-педагогической литературы, анализа программ коррекции эмоционально-волевой сферы (Н.В. Ротарь, Т.В. Карцевой
«Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст», И.А. Ермакова «Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста», И.Ярушиной «Программа социально-психологической и коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста», Тренинг по сказкотерапии: сборник программ по сказкотерапии под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,) и с опорой на модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель данной программы – психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития путем снижения уровня тревожности, страха, а также снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи программы:
7. Создание условий для преодоления тревожности, зажатости и безынициативности;
8. Обучение детей способам осознания и отреагированию эмоций;
9. Способствование повышению самооценки у детей;
10. Способствование повышению общей коммуникативной культуры детей;
11. Способствование развитию умений решать проблемные ситуации;
12. Создание условий для принятия самостоятельных решений.
Форма организации коррекционных занятий — групповая в количестве 8 человек. Формирование группы происходит на основе результатов нулевого среза.


134
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия — 30 минут. Программа рассчитана на 5 недель.
Целевая группа: дети старшего возраста(5-7 лет).
Программа включает в себя три блока занятий.
1. Подготовительный блок.
Задачи:

образование группы как целого, структурирование группы;

формирование положительного настроя на занятия;

формирование эмоциональной поддержки членов группы.
2. Основной блок.
Задачи:

развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации;

эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний;

обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
3. Закрепляющий блок.
Задачи:

развитие способности самостоятельно принимать решения, формирование внутренней позиции;

формирование адекватных отношений к себе и окружающим.
Каждое занятие построено по следующему алгоритму:
7.
Ритуал приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
8.
Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы в начале занятия.
9.
Проигрывание проблемных ситуаций. Развитие умений решать проблемные ситуации.

135 10. Рефлексия.
Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий.
11. Релаксация. Целью релаксации является мышечное расслабление, снятие психического напряжения.
12. Ритуал прощания. Использование позитивных установок для создания положительного настроя.
Методы и техники, используемые в программе:
13. Релаксация.Сосредоточение на своём внутреннем мире, на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях, освобождение от излишнегои нервного напряжения.
14. Сказкотерапия. Проигрывание проблемных ситуаций. Развитие умений решать проблемные ситуации. Проживая сюжет сказки, ребенок преодолевает барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
15. Функциональная музыка.Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
16. Игротерапия.Используется для повышения уверенности в себе, снижения страхов.
17. Психогимнастика.Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Невербальный метод психологической коррекции.
Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
18.
Арт-терапия - психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. При таком методе происходит развитие умения понимать и выражать свои чувства и впечатления через рисунок, цвет.


136
Конспекты занятий:
Занятие 1 1. Приветствие «Моё имя».
Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал «автор». Далее дети говорят друг другу фразу приветствия: «Света, приятно с тобой увидеться».
2. Упражнение «Любимый герой».
Детям нужно перевоплотиться в любимого героя или в сказочное существо. Затем предлагает рассказать, в кого же удалось превратиться детям, какой характер у их героев, что они любят, а что не любят. Каждый ребенок должен показать, как двигается их герой, как разговаривает.
3.Упражнение «Герои сказок приходят на помощь».
Психолог раскладывает на столе карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Например, Буратино, Вини-Пух, Мальвина, Карлсон,
Иван-царевич, Емеля-дурак и др. Предлагает детям выбрать карточку, затем придумать продолжение сказки о том, как их сказочный персонаж может спасти
Снегурочку от Бабы Яги.
4. Рисование «Мой герой».
Психолог предлагает детям нарисовать иллюстрации к придуманной сказке.
5. Релаксация «Ручей».
Ляжем на ковер, расслабимся. Мысленно представьте себе добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Представим, как чистая, прозрачная, теплая водичка бежит, бурлит повидать все чудеса этого мира… Послушаем журчание этого ручейка.
Замечательно. Я вас люблю.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
– Наша встреча подошла к концу. И каждый раз, прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, который является очень сильным магическим знаком, браться

137 за руки и говорить волшебные слова-заклинания, которые говорят все жители
Планеты чудес:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу, и это помогает мне раскрыть мои таланты и творческие способности. Мне нравится мечтать, творить, и это приносит мне чувство радости и удовольствия. В моем мире все прекрасно. Я счастлив!»
Занятие 2 1. Приветствие «Подари подарок другу».
– Добрый день ребята, предлагаю вам поприветствовать друг друга.
– Изобразите подарок, который вы хотели бы подарить другу.
2.Упражнение: «Продолжи предложение»: Я радуюсь, когда…, Я люблю, чтобы…, Мне важно…, Меня огорчает…, Мне важно…, Я вижу, что…, Меня волнует…».
3.Закончи сказку.
– Сейчас мы разыграем с вами сказку. Кто из вас какую роль хотел бы играть? (Дети выбирают. Психолог читает, дети показывают).
«Жили, были два брата — Саша и Миша. Саша был сильный, смелый и никогда не унывал (психолог показывает смелого, веселого; просит ребенка повторить), а Миша всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (психолог показывает боязливого, плаксивого брата; просит ребенка повторить).
Братья очень дружили и всегда были вместе (психолог берет ребенка за руку и показывает, как дружили Саша и Миша).
Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду
(психолог показывает злого дракона, «летает» по комнате; просит ребенка повторить). Тогда, Саша решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал, (психолог показывает, как
Саша простился со всеми и поскакал на коне; просит ребенка повторить).
Миша хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома
(психолог показывает, как Миша боялся; просит ребенка повторить).