Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вывод: тень появляется при наличии света и&предмета; очертание предмета и&тени схожи. Чем выше источник света - тем короче тень, чем прозрачней предмет - тем тень светлее.

«Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход занятия: повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и&теневой стороне. Вывод: солнце нагревает предметы.

«Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и&изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в&процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход занятия: в&солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в&том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз).

«Радуга»

Цель: познакомить с&радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к&миру природы.

Материал: таз с&водой, зеркало.

Ход занятия: видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в&воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и&направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. с&земли радуга напоминает дугу, а с&самолета она кажется кругом.

«Тепло переходит от одного объекта к&другому»

Цель: дать понятие о тепловой проводимости, то есть тепло переходит от одного объекта к&другому.

Материал: металлический стержень, гвозди, воск, горелка, штатив.

Ход занятия: взять стержень, растопить воск, закрепить металлические гвозди вдоль стержня на равных расстояниях вдоль стержня. Закрепить один конец стержня на штативе. Использовать горелку, чтоб нагреть другой конец стержня.

Вывод: тепло передается от одной части стержня к&другой. Это приводит к&тому, что стержень, в&конце концов, нагревается целиком. Гвозди начинают падать, когда тепловые волны доходят до них.


«Сохранение тепла»

Цель: дать понятие, как сохранить тепло.

Материал: две стеклянные банки с&крышками, шерстяная ткань, вода, горелка, термометр.

Ход занятия: нагреть воду, налить в&обе банки. Одну банку накрыть шерстяной тканью, другую ничем не накрывать. Затем измерить температуру в&обеих банках. Затем накрыть обе банки крышками, убрать в&темное место на полчаса. Снова измерить температуру воды.

Вывод: вода в&первой банке теплее, чем в&другой, т. к. накрыта была тканью, которая препятствовала доступу холодного воздуха и&сохранила тепло в&банке.

«Металл является хорошим проводником тепла».

Цель: дать понятие, что металл является проводником тепла.

Материал: свечка, спички, кусок бумаги, железный стержень, деревянный стержень, клей.

Ход занятия: соединить стержни друг с&другом клеем. Обернуть их бумагой. Зажечь свечу, держать под стержнем. Часть бумаги над деревом обгорает, а вокруг железа ничего не происходит. Металл уводит тепло от источника, в&данном случае от пламени свечи. Это препятствует сгоранию бумаги вокруг стержня.

Вывод: данный эксперимент показывает, что дерево не является проводником тепла, поэтому бумага вокруг него сразу обгорает.

5.Мир растений.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: определить, что все части растения участвуют в&дыхании.

Материалы: прозрачная емкость с&водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Ход занятия: педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в&воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с&детьми проводит опыт «Сквозь лист» в&следующей последовательности:

а) наливают в&бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в&бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в&воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и&вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.



Из погруженного в&воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в&стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в&воду.

«Что нужно для питания растения?»

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материалы: комнатные растения с&твердыми листьями (фикус, лейкопластырь).

Ход занятия: педагог предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к&источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают. Вывод: без света питание растений не происходит.

«Как влияет солнце на растения»

Цель: установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение?

Ход занятия:

1) Посадить лук в&емкости. Поставить на солнце, под колпак и&в&тень. Что произойдет с&растениями? Убрать колпак с&растений. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в&тени тянется к&солнцу, он вытягивается в&ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофилл, который дает зеленую окраску растениям и&для образования питания.

«Летающие семена»

Цель: познакомить детей с&ролью ветра в&жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Ход занятия: дать детям по одному «летающему» семени и&одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и&одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и&семена клена). Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

«Потребность растений в&воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и&роста растений. Учить детей делать выводы в&ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход занятия: из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и&цветы в&вазе с&водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Как вода поступает к&листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход занятия: срезанную ромашку помещают в&воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и&видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и&проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в&красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.


Вывод: вода поднимается вверх по растению от корня.

«На свету и&в&темноте»

Цель: подвести детей к&выводу о необходимости света для растений.

Ход занятия: два одинаковых растения поместить одно в&тёмное, другое в&светлое место. Наблюдать за ростом и&развитием растений, сравнивать. Вывод: растение, которое растет на свету, выглядит здоровым, красивым. Следовательно, свет необходим для развития растений.

«В тепле и&в&холоде»

Цель: подвести детей к&выводу о необходимости тепла для роста растений. Ход занятия: поместить два одинаковых растения в&разные условия: одно в&тёплое место, другое – в&холодное. Наблюдать за их ростом и&развитием. Вывод: замедляется рост и&развитие растения, которое растет в&холодном месте.

«Вода – это хорошо или плохо?»

Цель: формировать представления о разной потребности растений во влаге. Ход занятия: поливать одинаковым количеством воды фикус и&примулу, кактус и&узамбарскую фиалку. Через время отметить, что фиалка, кактус стали выглядеть хуже от обильного полива.

Вывод: полив зависит от времени года. Оформить паспорт на каждое растение группы, где указано, как необходимо поливать, сколько требуется света, тепла.

«Выращивание растений из морковных верхушек»

Цель: формировать знания о том, что морковь можно вырастить из морковных верхушек.

Ход занятия: посадить верхушки в&почву срезами вниз.

«Лабиринт»

Цель: формировать знания о том, как растение ищет свет.

Ход занятия: поместить пророщенные клубни картофеля в&коробку-лабиринт с&отверстием для света.

«Что потом?»

Цель: формировать знания о влиянии прополки, прореживания на рост и&развитие растений.

Ход занятия: на части грядки не пропалывать и&не прореживать растения. «Заплесневелый хлеб»

Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Материалы и&оборудование: полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Ход занятия: дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляют алгоритм опыта.

Помещают хлеб в&разные условия:

а) в&теплое темное место, в&полиэтиленовый пакет;

б) в&холодное место;

в) в&теплое сухое место, без полиэтиленового пакета.

Проводят наблюдения в&течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в&сухих или холодных условиях плесень не образуется). Дети рассказывают о том, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в&холодильнике, сушат из хлеба сухари).


6.Животный мир.

«Выявление действия чувств животных»

Обоняние

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность по определению обоняния у кошки.

Ход занятия: разложить перед кошкой пакетики с&рыбой, печеньем, конфетами.

Слух

Цель. Выяснить, хорошо ли слышит кошка.

Ход занятия: предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.

Любимый корм

Цель. Выяснить, какой корм любит животное.

Ход занятия: разложить перед животным различные виды корма.

«Как кошка язычком чистит себе шёрстку»

Цель. Выяснить, как моется кошка.

Ход занятия: потрите грифель карандаша о палец, пока на пальце появится след от карандаша. с&легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и&пилку. Потрите о ватный тампон. Осмотрите пилку и&тампон. Этот опыт показывает, как предметом с&шершавой поверхностью можно чистить другой предмет.

7.Человек.

«Умный нос»

Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с&особенностями работы носа.

Материалы и&оборудование: различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и&пр.) с&характерным запахом, «киндерсюрпризные» емкости, содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи, лекарственные травы и&т.п.), картинки с&изображением соответствующих продуктов (предметов, растений и&пр.).

Ход занятия: взрослый предлагает детям разделиться на пары, а затем не глядя определять, какой цветок (фрукт, овощ, продукт) подносит к&нему его напарник. Поменяться ролями и&выяснить, кто был точнее. Определить по запаху, что находится в&«киндерсюрпризе», и&найти соответствующую картинку.

«Язычок-помощник»

Цель: познакомить со строением и&значением языка, поупражняться в&определении вкуса продуктов.

Материалы и&оборудование: набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с&вкусовыми зонами.

Ход занятия: взрослый загадывает детям загадку про язык. Выясняют, для чего нужен человеку язык. Взрослый предлагает детям выполнить следующие действия:

— прижать язык книзу и&попробовать разговаривать без помощи языка. Затем произнести звуки «л» и&«ж»," определить, что положение языка разное. Язык помогает издавать звуки, занимая при этом разные положения, и&разговаривать;

— узнать название продукта, не глядя (мандарин), съесть его и&определить, что это, какой он на вкус (кисло-сладкий); холодный или теплый (теплый); что помогает делать язык при жевании (определить вкус и&теплоту продукта, переворачивая кусочки пищи при жевании).