Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (для любого реально существующего предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все процессы, протекающие на предприятии должны быть хорошо регулируемыми.

Маркетинг предоставляет возможность наладить обратные связи с рынком, которые дают сигнал объекту управления о состоянии рынка продукции, результатах собственной деятельности всех субъектов рынка и конкурентов. Все это дает возможность принимать эффективные управленческие решения по повышению конкурентоспособности продукции.

Выводы по первой главе

Представленная в данной главе информация позволяет сделать следующие выводы:

- как функция управления маркетинг не меньшее значение имеет, чем любая другая деятельность, связанная с финансовыми отношениями, производственным процессом, материально-техническим снабжением, научными исследованиями и т.п.;

- организационная структура маркетинговой деятельности в субъекте хозяйствования может быть определена как конструкция организации, на основе которой происходит осуществление управления маркетингом, иначе говоря, представляет собой совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых включены работники, которые занимаются той или иной маркетинговой деятельностью. В качестве одного из важнейших принципов организации управления маркетингом выступает максимальное приближение мест принятия решений маркетингового характера к подразделениям, где занимаются практическим маркетингом. С целью того, чтобы система управления могла быть адаптирована к запросам потребителей, нововведениям, рыночной конъюнктуре, необходимым является создание службы маркетинга. Построение любой организационной структуры управления маркетингом.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «БЭТ-ИКС»

2.1 Краткая характеристика организации

ООО «БЭТ-ИКС» - филиал группы компаний «БЭТ-ИКС» в Московской области. Расположен по адресу: 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, 55, литера А, пом. 8Н.

Группа компаний под общим название «БЭТ-ИКС» является компанией федерального уровня, которая обеспечивает население товарами и услугами в сфере здоровья и красоты. Компания формирует высокие стандарты ведения бизнеса и инновационные технологии, создавая новые возможности для развития сотрудников, партнеров, коллег, инвесторов.


Группа компаний предоставляет партнерам широкие возможности для реализации продукции в госпитальном сегменте бюджетного рынка. В базе компании - около 3000 лечебно-профилактических учреждений и государственных закупочных компаний.

Наряду с оптовыми и розничными продажами продукции партнеров компания выполняет полный комплекс услуг по продвижению товара в России на аутсорсинговой основе. Компания «БЭТ-ИКС» расширяет сотрудничество с производителями, предлагая совместные маркетинговые и промокампании, а вместе с тем продвижение специализированных лекарственных средств для больниц. Следовательно, можно отметить, что предприятие достаточно успешно функционирует на рынке.

Санкт-Петербургский филиал ООО «БЭТ-ИКС» был создан тремя учредителями в 2000 году. По виду деятельности и методу ведения бизнеса филиал полностью идет в ногу с головной компанией. Далее рассмотрим организационную структуру ООО «БЭТ-ИКС».

Организационная структура ООО «БЭТ-ИКС» представлена на рисунке 2. Управление ООО «БЭТ-ИКС», в основном, возложено на генерального директора, заместителя генерального директора, коммерческого директора и главного бухгалтера.

Рисунок 2 - Организационная структура ООО «БЭТ-ИКС»

Фактически управляет и дает распоряжения один генеральный директор, так как заместитель генерального директора в управлении не участвует вообще, а все остальные обязаны его исполнять. В организации автократический стиль управления, по классической литературе по менеджменту именно он должен привести организацию к хорошим результатам, однако для данного случая необходимо внести в этот стиль управления элемент демократизма. Это всегда сплачивает коллектив, что позволяет улучшить результаты работы.

В своей деятельности ООО руководствуется Уставом, Гражданским Кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ, законом «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.00 № 43н (ПБУ 4/99) с изменениями и дополнениями и т.д.

Коммерческий директор осуществляет контроль за поступлением товаров и комплектующих от поставщиков в соответствии с заключенными заказами по срокам, количеству и ассортименту, организует изучение спроса и конъюнктуры рынка, составление заказов на поставку товаров. Вносит предложения о поощрении трудового коллектива и отдельных работников за высокие показатели в работе, осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, сохранностью товарно-материальных ценностей, состоянием трудовой дисциплины и санитарно-техническим состоянием помещений. Рассматривает жалобы и принимает по ним решения.


Заместитель генерального директора по общим вопросам контролирует работу складов, занимается диагностикой складских процессов и т.д.

Главный бухгалтер организует учетную политику предприятия, обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.

Важнейшим элементом в работе ООО «БЭТ-ИКС» является отдел маркетинга, который как связующее звено находится между потенциальными покупателями и самим предприятием. К функциям отдела маркетинга относятся: работа с клиентами, разработка рекламных акций и претворение их в жизнь, работа с рекламными агентствами и средствами массовой информации, разработка ценовой политики, создание имиджа компании.

Продавцы-консультанты (Отдел продаж) обеспечивают прием и размещение с учетом наиболее рационального использования помещения склада, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей, контролируют ведение учета складских операций.

Грузчики (шестнадцать человек) осуществляют погрузку, выгрузку и внутрискладскую переработку грузов - сортировку, укладку, переноску и т.д.

К характеристике работ водителей-экспедиторов (четыре человека) относится управление автомобилем, а также ряд иных действий.

Бухгалтеры (4 чел.) и кассиры (2 чел) занимаются своими основными функциями по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Бухгалтер-экономист занимается диагностикой показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также прогнозированием основных показателей.

Темпы прироста товарооборота составляют соответственно 51,2% и 37,2%. Рост товарооборота в действующих ценах является увеличение объема проданных товаров, что говорит об интенсивности развития деятельности предприятия.

Сумма валового дохода (валовой прибыли по Отчету о прибылях и убытках», полученного от реализации товаров, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 9843,5 тыс.р., а за все три года – на 14907 тыс.р. Однако некоторое изменение ценовой политики привело к небольшому повышению и среднего уровня валового дохода по отношению к товарообороту с 20,07% в 2015 г. до 20,13% в 2017 г., т.е. на 0,06%.

Увеличение объема реализации товаров также привело к росту суммы издержек обращения в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 8244,78 тыс. р. Но при этом положительным моментом в работе предприятия в 2017 г. по сравнению с 2015 г. можно назвать снижение среднего уровня издержек обращения по отношению к товарообороту на 0,16%, что означает, прежде всего, экономию расходов на осуществление торговой деятельности.


В целом, в результате деятельности ООО «БЭТ-ИКС» сумма прибыли от продаж товаров увеличилась за три года на 6662,23 тыс. р., о некотором повышении эффективности деятельности предприятия свидетельствует рост среднего уровня прибыли от продаж товаров по отношению к товарообороту (уровня рентабельности продаж) на 0,22% за три года.

В 2017 году по сравнению с 2015 годом отмечается увеличение суммы прочих доходов на 3,84 тыс. р. и прочих расходов на 41,92 тыс. р. В результате деятельности предприятия размер полученной прибыли до налогообложения увеличился на 6624,15 тыс. р., при этом произошло незначительное снижение уровня балансовой прибыли по отношению к товарообороту на 1,27%, что свидетельствует о небольшом уменьшении эффективности деятельности предприятия.

Можно заметить, что в 2017 году повысилась среднесписочная численность работников предприятия на 2 чел. и стала равной 38 чел. При этом численность работников отдела продаж не изменилась – на протяжении всего исследуемого периода она составляет 24 чел.

Нужно заметить, что товарооборот на 1-го работника ООО «БЭТ-ИКС» (средняя выработка) повысилась в 2017 году по сравнению с 2015 годом на 1727,63 тыс.р., или на 43,3% (при росте по сравнению с 2016 годом на 21,4%), что говорит о повышении эффективности использования персонала. Рост товарооборота при том, что неизменна численность торгово-оперативных работников, привел к тому, что возросла и выработка торгово-оперативного персонала на 28,2% по сравнению с 2016 годом и на 51,2% по сравнению с 2015 годом.

Торговая площадь (складская) осталась неизменной – 1432 кв.м. поэтому повышение товарооборота свидетельствует о росте эффективности использования площадей.

Среднегодовая стоимость основных фондов ООО «БЭТ-ИКС» по сравнению с 2016 годом увеличилась на 553 тыс.р., или на 3,3%, а по сравнению с 2015 годом – на 886 тыс.р., или на 5,4%. Небольшой прирост основных фондов в сравнении с приростом товарооборота привел к повышению фондоотдачи как основного показателя эффективности использования основных фондов на 2,44% по сравнению с 2016 годом и на 3,81% по сравнению с 2015 годом. Следовательно, каждый рубль, вложенный в основные фонды ООО «БЭТ-ИКС», принес больше выручки от продаж в отчетном периоде. Это означает, прежде всего, повышение эффективности использования материально-технической базы предприятия.

Также можно заметить меньший рост в 2017 году по сравнению с 2015 годом оборотных средств в сравнении с товарооборотом предприятия (соответственно 134,5%<151,1%) и фонда заработной платы (соответственно 145,1%<151,2%), что говорит о повышении эффективности использования оборотных средств и средств на оплату труда работников.


Рост среднегодовой заработной платы работника в 2017 году на 37,5% при одновременном росте товарооборота на 1 работника на 43,3% говорит о том, что на каждый % роста средней заработной платы приходилось 1,15% (43,3/37,5) роста средней выработки работников, что свидетельствует об эффективности такого повышения средней заработной платы работников.

Представленные технико-экономические показатели свидетельствуют по повышении эффективности деятельности ООО «БЭТ-ИКС».

Рассмотрим организацию и функционирование службы маркетинга на предприятии.

2.2 Анализ организации и функционирования службы маркетинга

Что касается формирования процесса маркетинга в ООО «БЭТ-ИКС» и управления им, то здесь все вполне традиционно, кроме того, что основную маркетинговую стратегию определяется головная компания в г. Москве. Действительно, в комплексе маркетинга основное внимание уделяется усилиям по сбыту и рекламе. Другие мероприятия маркетинга в ООО «БЭТ-ИКС» такие: исследование рынка, разработка товара и прочее проводится территориально, как можно ближе к потенциальным покупателям.

Что касается организационной структуры управления маркетингом ООО «БЭТ-ИКС», то она в своем развитии практически не претерпевала изменений. Служба маркетинга предприятия была с момента образования данного филиала. В настоящее время на предприятии ООО «БЭТ-ИКС» существует функциональная организационная структура, которая называется отделом маркетинга (рис. 3).

Генеральный директор

Коммерческий директор

Специалисты по маркетингу (4 чел.)

Рисунок 3 - Структура управления маркетингом

ООО «БЭТ-ИКС»

Анализ организационной структуры управления маркетингом в ООО «БЭТ-ИКС» представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ существующей организационной структуры

маркетинга

Принцип построения организации

Характеристика структуры

1

2

Принцип единоначалия

Единоначалие соблюдается: специалисты по маркетингу находятся в подчинении коммерческого директора, который, в свою очередь, находится в подчинении у генерального директора

Принцип системного подхода

Данная структура не обеспечивает полной совокупности управленческих решений по маркетингу, которые способствуют реализации целей предприятия

Принцип управляемости

Количество подчиненных не превышает 4 человек, поэтому принцип управляемости соблюдается

Принцип адаптации

Уровень адаптативности недостаточно высок, т.к. недостаточно серьезная система текущего наблюдения за рыночной ситуацией

Горизонтальные связи

Слабые, т.к. не установлен статус маркетинговой деятельности на предприятии и не определена схема документооборота

Вертикальные связи

Сильные