Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в единстве с двигательными действиями. Следовательно, только используя разнообразные виды и элементы двигательной деятельности, систематически упражняясь в них, можно добиться желаемого развития способностей. В практике физического воспитания школьников используют два основных пути развития физических способностей:

Первый путь сводится к попутному стимулированию способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, а также при дальнейшем варьировании и совершенствовании их в усложнённых условиях [36].

Второй путь характеризуется специальной организацией развития способностей, опираясь, главным образом, на использование усвоенных действий. Для этого, с одной стороны, широко используются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения - беговые, прыжковые, метательные, плавательные, спортивно-игровые и другие, имеющие общие элементы, сходство со структурой изучаемого двигательного действия (метод, так называемых, сопряжённых воздействий). С другой стороны, всегда, в конечном счёте, используются и основные для данной двигательной деятельности (в частности - соревновательные) движения или их разновидности. При этом методами строгого регламентированного, игрового, частично соревновательного упражнения обеспечиваются специальные воздействия на организм в целях развития необходимых способностей. Упражнения расчётливо дозируются возрастающим количеством или продолжительностью повторений, ускорением темпа или повышением скорости движений, использованием отягощений и другими приёмами.

Оба пути развития физических способностей правомерны и необходимы на всех возрастных ступенях физического воспитания. Первый играет ведущую роль в младшем школьном возрасте. Второй путь становится ведущим, начиная со среднего школьного возраста [51].


ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования

Исследование проводилось в период: с 22.11.2021 г. по 30.04.2022 г., на базе МБОУ «Школа № 8 им. А.В. Гавришенко г.Донецка» и МБОУ «Школа № 7 г. Донецка».

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе определялись объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, анализировались и обобщались данные научно-методической литературы, выбирались методы исследования.

На втором этапе проводился педагогический эксперимент. До начала эксперимента учащимся 9-го класса в количестве 20 человек было предложено посещение внеурочных занятий по физической культуре. На протяжении 5-ти месяцев 10 подростков экспериментальной группы занимались физической культурой в рамках школьной программы, и дополнительно раз в неделю посещали внеурочные занятия физической культуры. Так же была взята контрольная группа, состоящая из 10 подростков 9-го класса, которые на протяжении 5-ти месяцев занимались физической культурой исключительно в рамках школьной программы. В начале эксперимента среди подростков было проведено анкетирование А. Басса, А. Дарки, результаты которого показали, насколько выражены агрессивные и враждебные реакции у подростков экспериментальной и контрольной группы. По окончанию эксперимента было проведено повторное анкетирование А. Басса, А. Дарки, которое показало, насколько изменилась выраженность агрессивных и враждебных реакций у подростков этих групп.

На третьем этапе осуществлялся анализ и обобщение полученных данных, формулировались выводы и практические рекомендации, проводилось оформление работы, написание доклада, подготовка к защите.
2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы;

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анкетирование;

  4. Педагогический эксперимент.

  5. Методы математической статистики

  1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения проблемы агрессии, изучения особенностей агрессивного поведения подростков, а также изучения влияния занятий различными единоборствами на агрессию подростков.


Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что не существует единого мнения о влиянии занятий физической культурой на агрессию подростков. Вместе с тем, в литературе отсутствуют конкретные исследования в области влияния занятий физической культурой на агрессию подростков. Это дает основание для организации нового исследования о влиянии занятий физической культурой на агрессию подростков.

При изучении и анализе научно-методической литературы мною было обработано более 60 источников, 52 из них были отобраны и приняли участие в создании данной дипломной работы.

  1. Педагогическое наблюдение проводилось с целью организованного анализа и оценки учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение.

  2. Анкетирование проводилось с целью исследования выраженности агрессивных и враждебных реакций подростков 14-15 лет. В своем анкетировании я использовала личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. (приложение 1). Он включает в себя 75 вопросов, обработка опросника Басса Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. Опросник дает возможность разносторонне изучить выраженность агрессивных и враждебных реакций, таких как:

Физическая агрессия (нападение) – нанесение физического ущерба иному лицу.

Косвенная агрессия – окольными путями агрессия, направлена на иное лицо (сплетни, злые шутки), а также агрессия, которая не несет никакого ущерба иному лицу (вспышки гнева, проявляющиеся в крике, битье кулаками по столу и т. д.).

Раздражение (недовольство) – проявление грубости, вспыльчивости и резкости, при малейшем возбуждении.

Негативизм – оппозиционные реакции, направлены против авторитета и руководства (от пассивной до активной борьбы против устоявшихся правил и законов).

Обида – ненависть и зависть к находящимся вокруг, обусловлено чувством горечи, бешенства на целый мир за мнимые или действительные страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожное поведения по отношению к окружающим вокруг, которое основано на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия (злость) – выражение отрицательных эмоций через форму (визг, вопль, ссоры), так и через содержание словесных ответов (угрозы, насмешки, проклятья, брань).


Угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее воздействие ощущения вины на проявления форм поведения, которые как правило запрещаются (нормами общества), степень уверенности человека в том, что, собственно, он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки [12].

  1. Педагогический эксперимент. Проводился для проверки и подтверждения гипотезы, а также для определения влияния занятий физической культурой на агрессию подростков 14-15 лет. Из всех видов педагогического эксперимента мною был использован констатирующий. Целью констатирующего эксперимента было получение информации об исходных и конечных показателях выраженности агрессивных и враждебных реакций подростков 14-15 лет.

  2. Методы математической статистики позволили выразить основное содержание полученных материалов посредством нескольких показателей, математически грамотно описать полученные данные.


ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


3.1. Анализ уровня агрессивности и физической подготовленности у детей среднего школьного возраста до проведения эксперимента

Относительно недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения.

Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки [45].

Свое распространение опросник получил в зарубежных исследованиях. Там и подтвердилась высокая надежность методики.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Предварительно испытуемые были разделены на две группы. До начала эксперимента учащимся 9-го класса в количестве 20 человек (контрольная и экспериментальная группы) было предложено пройти анкетирование А. Басса, А. Дарки. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций [12, 37]:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Угрызения совести, Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия (к = 11).:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68, «нет» = 1, «да» = 0: 9, 7

2. Косвенная агрессия (к = 13).:

«да» - 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34, 42, 56, 63, «нет» = 1, «да» - 0: 26, 49

3. Раздражение (к = 9).:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72, «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69

4. Негативизм (к = 20).:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» - 1, «да» = 0: 36

5. Обида (к = 13).:

«да» = 1, «нет» - 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

6. Подозрительность (к = 11).:

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

7. Вербальная агрессия (к = 8):

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» - 1, «да» = 0: 33,