Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, социальных педагогов и т.п.), а также преподавателей

многочисленных художественных и нехудожественных дисциплин для учебных

заведений отрасли (Министерства культуры).

Задачи культурологической науки по отношению к образовательной сфере

аналогичны описанным в предыдущем блоке: мониторинг "социального заказа" на

число, структуру рабочих мест и особенности квалификации специалистов в области

культуры; разработка оснований и принципов целостной политики в области худо-

жественного и культурно-просветительского образования; уточнение целей и задач

этого образования; выстраивание баланса между общегуманитарным, общеспециаль-

ным и специализированным компонентами образования в сфере культуры; разра-

ботка социально обоснованных концепций содержания образования этого типа;

142

разработка образовательных методологий, методик и учебно-методической литера-

туры по различным дисциплинам в области культуры и искусства.

Самостоятельная задача - собственно культурологическое образование. Профес-

сиональное применение специалистов-культурологов в принципе возможно на всех

описываемых здесь направлениях и уровнях культурологической науки, образова-

тельной и практической деятельности в области культуры, за исключением худо-

жественной. Вместе с тем принципы построения специального культурологического

образования, его концепция, методология и методика по причинам, упомянутым в

начале статьи, еще весьма далеки от совершенства. Разработанный Госкомвузом


государственный образовательный стандарт по специальному культурологическому

образованию в известных пределах может быть признан приемлемым, а вот

требования госстандарта к культурологии как к общеобразовательной дисциплине,

введенной в учебные планы всех вузов в качестве обязательной, с точки зрения

профессионала-культуролога, представляются по меньшей мере несерьезными.

Поэтому одной из актуальных задач культурологической науки является разработка

научно обоснованной концепции и примерной программы культурологии как

общеобразовательной дисциплины, дающей студенту целостное и системное пред-

ставление об основных функциях культуры, а также о социокультурных параметрах

жизни общества и человеческой личности.

Третий уровень культурологических исследований институционального направ-

ления относится к проблемам институциональных аспектов обыденной и массовой

культуры.

Фактология обыденной народной культуры считается неплохо изученной этно-

графами, отмечающими преобладание в ней явлений конвенционального порядка.

Однако ряд феноменов этого культурного пласта может рассматриваться и как

отчасти институциональный. К такого рода феноменам относятся: некоторые

социальные обряды, имеющие религиозное происхождение и продолжающие

осуществляться нередко под руководством священников по традиционным сценариям

(свадьбы, похороны и др.); политические митинги и манифестации, демонстрации и

иные идеологические мероприятия; художественная самодеятельность и некоторые

другие.

Изучение и систематизация этих феноменов

, поиск культурно-антропологических

объяснений специфики их форм в недрах обыденной (не профессионально-специали -

зированной) культуры людей, думается, имеют широкие научные перспективы.

Не менее интересный объект изучения - массовая культура. Согласно совре-

менным культурологическим представлениям, этот феномен занимает промежу-

точное положение между специализированными (профессиональными) формами

деятельности и обыденной (неспециализированной) культурой населения [3]. При

этом социальная функция массовой культуры видится прежде всего в роли

своеобразного адаптора, "переводчика" явлений специализированной культуры на

язык обыденного восприятия.

Среди наиболее типичных форм массовой культуры:

- общеобразовательная школа, где разнообразные знания из области естествен-

ных, социальных и гуманитарных наук адаптируются к уровню детского понимания и

восприятия:

- вся "субкультура детства" с ее сказками, играми, мультфильмами и т.п., точно так

же "переводящими" ради воспитательного эффекта взрослые нравственные про-

блемы на язык детского игрового мировосприятия;

- деятельность средств массовой информации, разъясняющих, "разжевывающих"

рядовому обывателю сложные коллизии мировых событий, мотивацию политических

решений и т.п.;


- массовая "городская" мода (в отличие от "подиумных коллекций") на одежду и

иные предметы обыденного потребления, на стиль и образ жизни, на общий тип

внешности (фигура, прическа и т.п.), в существенной мере определяемая рекламой,

143

создающей у обывателя иллюзию его причастности к миру вещей и маркеров элит-

ного, "престижного потребления" и имитирующая формы "высокого дизайна" в

сравнительно дешевых, массово выпускаемых вещах;

- феномен массового тиражирования на аудио- и видеоносителях произведений

"высокого" искусства с их "доставкой на дом" (посредством электронных или

печатных СМИ), разрушающих культурную дистанцию между шедевром и массовым

потребителем, превращающих художественный шедевр в элемент обыденной

обстановки и хозяйственного обихода ("Джоконда" на дверях туалета);

- массовая художественная культура как таковая (эстрадная, рок- и поп-музыка,

бульварная, детективная и фантастическая литература, соответствующие жанры

кино, реклама, комиксы, эстрадный "разговорный жанр", эротическая продукция,

политически ангажированные произведения в любом виде искусства и т.п.). Это

поразительное творческое направление, в рамках которого порой высочайшее

профессиональное мастерство авторов и исполнителей используется для передачи

упрощенного
, редуцированного по своему философскому, нравственному и художест-

венному качеству