ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, социальных педагогов и т.п.), а также преподавателей
многочисленных художественных и нехудожественных дисциплин для учебных
заведений отрасли (Министерства культуры).
Задачи культурологической науки по отношению к образовательной сфере
аналогичны описанным в предыдущем блоке: мониторинг "социального заказа" на
число, структуру рабочих мест и особенности квалификации специалистов в области
культуры; разработка оснований и принципов целостной политики в области худо-
жественного и культурно-просветительского образования; уточнение целей и задач
этого образования; выстраивание баланса между общегуманитарным, общеспециаль-
ным и специализированным компонентами образования в сфере культуры; разра-
ботка социально обоснованных концепций содержания образования этого типа;
142
разработка образовательных методологий, методик и учебно-методической литера-
туры по различным дисциплинам в области культуры и искусства.
Самостоятельная задача - собственно культурологическое образование. Профес-
сиональное применение специалистов-культурологов в принципе возможно на всех
описываемых здесь направлениях и уровнях культурологической науки, образова-
тельной и практической деятельности в области культуры, за исключением худо-
жественной. Вместе с тем принципы построения специального культурологического
образования, его концепция, методология и методика по причинам, упомянутым в
начале статьи, еще весьма далеки от совершенства. Разработанный Госкомвузом
государственный образовательный стандарт по специальному культурологическому
образованию в известных пределах может быть признан приемлемым, а вот
требования госстандарта к культурологии как к общеобразовательной дисциплине,
введенной в учебные планы всех вузов в качестве обязательной, с точки зрения
профессионала-культуролога, представляются по меньшей мере несерьезными.
Поэтому одной из актуальных задач культурологической науки является разработка
научно обоснованной концепции и примерной программы культурологии как
общеобразовательной дисциплины, дающей студенту целостное и системное пред-
ставление об основных функциях культуры, а также о социокультурных параметрах
жизни общества и человеческой личности.
Третий уровень культурологических исследований институционального направ-
ления относится к проблемам институциональных аспектов обыденной и массовой
культуры.
Фактология обыденной народной культуры считается неплохо изученной этно-
графами, отмечающими преобладание в ней явлений конвенционального порядка.
Однако ряд феноменов этого культурного пласта может рассматриваться и как
отчасти институциональный. К такого рода феноменам относятся: некоторые
социальные обряды, имеющие религиозное происхождение и продолжающие
осуществляться нередко под руководством священников по традиционным сценариям
(свадьбы, похороны и др.); политические митинги и манифестации, демонстрации и
иные идеологические мероприятия; художественная самодеятельность и некоторые
другие.
Изучение и систематизация этих феноменов
, поиск культурно-антропологических
объяснений специфики их форм в недрах обыденной (не профессионально-специали -
зированной) культуры людей, думается, имеют широкие научные перспективы.
Не менее интересный объект изучения - массовая культура. Согласно совре-
менным культурологическим представлениям, этот феномен занимает промежу-
точное положение между специализированными (профессиональными) формами
деятельности и обыденной (неспециализированной) культурой населения [3]. При
этом социальная функция массовой культуры видится прежде всего в роли
своеобразного адаптора, "переводчика" явлений специализированной культуры на
язык обыденного восприятия.
Среди наиболее типичных форм массовой культуры:
- общеобразовательная школа, где разнообразные знания из области естествен-
ных, социальных и гуманитарных наук адаптируются к уровню детского понимания и
восприятия:
- вся "субкультура детства" с ее сказками, играми, мультфильмами и т.п., точно так
же "переводящими" ради воспитательного эффекта взрослые нравственные про-
блемы на язык детского игрового мировосприятия;
- деятельность средств массовой информации, разъясняющих, "разжевывающих"
рядовому обывателю сложные коллизии мировых событий, мотивацию политических
решений и т.п.;
- массовая "городская" мода (в отличие от "подиумных коллекций") на одежду и
иные предметы обыденного потребления, на стиль и образ жизни, на общий тип
внешности (фигура, прическа и т.п.), в существенной мере определяемая рекламой,
143
создающей у обывателя иллюзию его причастности к миру вещей и маркеров элит-
ного, "престижного потребления" и имитирующая формы "высокого дизайна" в
сравнительно дешевых, массово выпускаемых вещах;
- феномен массового тиражирования на аудио- и видеоносителях произведений
"высокого" искусства с их "доставкой на дом" (посредством электронных или
печатных СМИ), разрушающих культурную дистанцию между шедевром и массовым
потребителем, превращающих художественный шедевр в элемент обыденной
обстановки и хозяйственного обихода ("Джоконда" на дверях туалета);
- массовая художественная культура как таковая (эстрадная, рок- и поп-музыка,
бульварная, детективная и фантастическая литература, соответствующие жанры
кино, реклама, комиксы, эстрадный "разговорный жанр", эротическая продукция,
политически ангажированные произведения в любом виде искусства и т.п.). Это
поразительное творческое направление, в рамках которого порой высочайшее
профессиональное мастерство авторов и исполнителей используется для передачи
упрощенного
, редуцированного по своему философскому, нравственному и художест-
венному качеству
многочисленных художественных и нехудожественных дисциплин для учебных
заведений отрасли (Министерства культуры).
Задачи культурологической науки по отношению к образовательной сфере
аналогичны описанным в предыдущем блоке: мониторинг "социального заказа" на
число, структуру рабочих мест и особенности квалификации специалистов в области
культуры; разработка оснований и принципов целостной политики в области худо-
жественного и культурно-просветительского образования; уточнение целей и задач
этого образования; выстраивание баланса между общегуманитарным, общеспециаль-
ным и специализированным компонентами образования в сфере культуры; разра-
ботка социально обоснованных концепций содержания образования этого типа;
142
разработка образовательных методологий, методик и учебно-методической литера-
туры по различным дисциплинам в области культуры и искусства.
Самостоятельная задача - собственно культурологическое образование. Профес-
сиональное применение специалистов-культурологов в принципе возможно на всех
описываемых здесь направлениях и уровнях культурологической науки, образова-
тельной и практической деятельности в области культуры, за исключением худо-
жественной. Вместе с тем принципы построения специального культурологического
образования, его концепция, методология и методика по причинам, упомянутым в
начале статьи, еще весьма далеки от совершенства. Разработанный Госкомвузом
государственный образовательный стандарт по специальному культурологическому
образованию в известных пределах может быть признан приемлемым, а вот
требования госстандарта к культурологии как к общеобразовательной дисциплине,
введенной в учебные планы всех вузов в качестве обязательной, с точки зрения
профессионала-культуролога, представляются по меньшей мере несерьезными.
Поэтому одной из актуальных задач культурологической науки является разработка
научно обоснованной концепции и примерной программы культурологии как
общеобразовательной дисциплины, дающей студенту целостное и системное пред-
ставление об основных функциях культуры, а также о социокультурных параметрах
жизни общества и человеческой личности.
Третий уровень культурологических исследований институционального направ-
ления относится к проблемам институциональных аспектов обыденной и массовой
культуры.
Фактология обыденной народной культуры считается неплохо изученной этно-
графами, отмечающими преобладание в ней явлений конвенционального порядка.
Однако ряд феноменов этого культурного пласта может рассматриваться и как
отчасти институциональный. К такого рода феноменам относятся: некоторые
социальные обряды, имеющие религиозное происхождение и продолжающие
осуществляться нередко под руководством священников по традиционным сценариям
(свадьбы, похороны и др.); политические митинги и манифестации, демонстрации и
иные идеологические мероприятия; художественная самодеятельность и некоторые
другие.
Изучение и систематизация этих феноменов
, поиск культурно-антропологических
объяснений специфики их форм в недрах обыденной (не профессионально-специали -
зированной) культуры людей, думается, имеют широкие научные перспективы.
Не менее интересный объект изучения - массовая культура. Согласно совре-
менным культурологическим представлениям, этот феномен занимает промежу-
точное положение между специализированными (профессиональными) формами
деятельности и обыденной (неспециализированной) культурой населения [3]. При
этом социальная функция массовой культуры видится прежде всего в роли
своеобразного адаптора, "переводчика" явлений специализированной культуры на
язык обыденного восприятия.
Среди наиболее типичных форм массовой культуры:
- общеобразовательная школа, где разнообразные знания из области естествен-
ных, социальных и гуманитарных наук адаптируются к уровню детского понимания и
восприятия:
- вся "субкультура детства" с ее сказками, играми, мультфильмами и т.п., точно так
же "переводящими" ради воспитательного эффекта взрослые нравственные про-
блемы на язык детского игрового мировосприятия;
- деятельность средств массовой информации, разъясняющих, "разжевывающих"
рядовому обывателю сложные коллизии мировых событий, мотивацию политических
решений и т.п.;
- массовая "городская" мода (в отличие от "подиумных коллекций") на одежду и
иные предметы обыденного потребления, на стиль и образ жизни, на общий тип
внешности (фигура, прическа и т.п.), в существенной мере определяемая рекламой,
143
создающей у обывателя иллюзию его причастности к миру вещей и маркеров элит-
ного, "престижного потребления" и имитирующая формы "высокого дизайна" в
сравнительно дешевых, массово выпускаемых вещах;
- феномен массового тиражирования на аудио- и видеоносителях произведений
"высокого" искусства с их "доставкой на дом" (посредством электронных или
печатных СМИ), разрушающих культурную дистанцию между шедевром и массовым
потребителем, превращающих художественный шедевр в элемент обыденной
обстановки и хозяйственного обихода ("Джоконда" на дверях туалета);
- массовая художественная культура как таковая (эстрадная, рок- и поп-музыка,
бульварная, детективная и фантастическая литература, соответствующие жанры
кино, реклама, комиксы, эстрадный "разговорный жанр", эротическая продукция,
политически ангажированные произведения в любом виде искусства и т.п.). Это
поразительное творческое направление, в рамках которого порой высочайшее
профессиональное мастерство авторов и исполнителей используется для передачи
упрощенного
, редуцированного по своему философскому, нравственному и художест-
венному качеству