ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, безусловно, - общая теория культурной политики.
Именно на этом уровне должны разрабатываться базовые параметры иерархии
социокультурных ценностных ориентиров общества, система приоритетов его
социального бытия, социокультурные нормы взаимодействия между основными
государственными, общественными институтами и личностью. Здесь же форму-
лируются социокультурные основания и конкретные цели деятельности собственно
культурных институтов, продумывается стратегия поддержки социально стратифици-
рованных образов жизни разных групп населения, ведется мониторинг динамики
социокультурных запросов основных социальных и профессиональных групп,
намечаются основные ориентиры национальной и религиозной политики, нацио-
нально-государственной идеологии, соотносятся принципы культурной политики с
параметрами социальной, экономической, научной и образовательной политики, а
также решаются иные вопросы соответствующего масштаба. Одновременно должны
определяться методологии, на основании которых будет происходить практическая
реализация всех этих целей.
Совершенно ясно, что разработчиком культурной политики должно быть не
Министерство культуры, а весь комплекс высших органов государственной власти
при постоянной консультативной и экспертной поддержке со стороны науки,
религиозных структур, художественной и вузовской интеллигенции, СМИ и т.п.
Выработка основных ориентиров культурной политики в конечном счете
- это забота
всего общества; культурная политика рождается как отклик на комплекс объек-
тивных потребностей общества в тех или иных ценностных принципах и установ-
лениях. Функции научных подразделений, занимающихся этими вопросами, заклю-
чаются в сборе, обобщении и систематизации "социального заказа", а также в
представлении его властным органам в качестве научно обоснованного прогноза и
проектов соответствующих решений касательно основных принципов и направлений
культурной политики в стране.
Культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практи-
ческих мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, науч-
ные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-органи-
зационные и иные государственные и общественные институты по всесторонней и
углубленной социализации и инкультурации населения. Подчеркиваю: цель куль-
турной политики - не "всестороннее развитие культуры" (оно происходит стихийно,
без какого-либо государственного вмешательства), а систематизация и регулирование
процессов социализации и инультурации людей. Объект культурной политики -
л ю д и, а культура - лишь средство (точнее, одно из основных средств) обеспечения
социальной адекватности их сознания и поведения в обществе.
Другой уровень прикладной культурологии этого направления может быть назван
теорией и методикой деятельности культурных институтов
.
Функцией культурных институтов является реализация той самой культурной
политики по социализации и инкультурации человеческой личности, проводимой
целенаправленным и систематическим образом в разнообразных формах воздействия
на индивида и устойчивые социальные группы населения.
Подведомственные Министерству культуры, региональным и муниципальным
органам власти культурные институты могут быть сгруппированы по функциональ-
ному признаку в несколько подсистем.
Во-первых, институты по непосредственной социокультурной работе с насе-
лением, в числе которых можно выделить:
- институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемо-
риальные сооружения и комплексы нехудожественного плана, организации просвети-
тельско-лекционного жанра и т.п.);
- институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки,
141
концертные организации, кинопрокат, структуры по проведению различных худо-
жественно-зрелищных мероприятий и пр.);
- культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые
учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного
и иного творчества и т.п.).
Во-вторых , творческие институты (театры, студии, оркестры, ансамбли, съемоч-
ные группы,
художественно-производственные мастерские и иного рода художествен-
ные коллективы, творческие союзы, объединения и организации художественно-
творческого профиля).
В-третьих, культуроохранные институты (органы по учету, охране и исполь-
зованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастер-
ские и т.п.). При этом многие культурные институты сочетают в себе несколько
функций. Так, музей является одновременно и культуроохранным, и реставрацион-
ным, и просветительским учреждением, а театр - и творческим, и зрелищным
институтом.
Разумеется, усилиями только перечисленных типов культурных институтов не-
возможно решить задачу социализации и инкультурации личности. Поэтому эффек-
тивность культурной политики в значительной мере зависит от степени ее межот-
раслевого характера и уровня скоординированности работы различных управлен-
ческих структур (культуры, науки, образования, архитектуры, печати, телевидения и
радио, ведущих конфессий, федеральных и особенно муниципальных органов власти
и т.п.).
Что касается задач культурологической науки, связанных с проблемами деятель-
ности культурных институтов перечисленных типов, то среди основных можно
назвать: разработку общих социальных и методологических оснований работы
культурных институтов в современных условиях; уточнение социальных функций
,
целей и задач их деятельности; разработку современных методов и технологий
институциональной социокультурной работы, межотраслевого и внутриотраслевого
взаимодействия разнопрофильных культурных институтов, специализированных ме-
тодик социокультурной работы с особыми группами населения (инвалидами, заклю-
ченными и освободившимися, ветеранами, лицами с отклоняющимся поведением
и т.п.).
Другой профиль культурологических исследований по институциональным пробле-
мам социокультурной деятельности связан с вопросами подготовки профессиональ-
ных кадров для работы в сфере культуры. Здесь следует отметить два основных
направления: кадры для художественной деятельности (непосредственно творческой -
художников, музыкантов, танцоров, театральных и кинорежиссеров и т.п.; художест-
венно-теоретической - критиков, историков и теоретиков искусства, исследователей-
фольклористов и пр.; вспомогательной - технических работников театров,
киностудий, телевидения, художественных менеджеров, аукционеров, галерейщиков и
др., а также преподавателей и руководителей для сферы художественной само-
деятельности) и кадры для работы в учреждениях культуры нехудожественного
профиля (библиотечных, музейных, клубных работников, постановщиков спортивно-
зрелищных мероприятий
Именно на этом уровне должны разрабатываться базовые параметры иерархии
социокультурных ценностных ориентиров общества, система приоритетов его
социального бытия, социокультурные нормы взаимодействия между основными
государственными, общественными институтами и личностью. Здесь же форму-
лируются социокультурные основания и конкретные цели деятельности собственно
культурных институтов, продумывается стратегия поддержки социально стратифици-
рованных образов жизни разных групп населения, ведется мониторинг динамики
социокультурных запросов основных социальных и профессиональных групп,
намечаются основные ориентиры национальной и религиозной политики, нацио-
нально-государственной идеологии, соотносятся принципы культурной политики с
параметрами социальной, экономической, научной и образовательной политики, а
также решаются иные вопросы соответствующего масштаба. Одновременно должны
определяться методологии, на основании которых будет происходить практическая
реализация всех этих целей.
Совершенно ясно, что разработчиком культурной политики должно быть не
Министерство культуры, а весь комплекс высших органов государственной власти
при постоянной консультативной и экспертной поддержке со стороны науки,
религиозных структур, художественной и вузовской интеллигенции, СМИ и т.п.
Выработка основных ориентиров культурной политики в конечном счете
- это забота
всего общества; культурная политика рождается как отклик на комплекс объек-
тивных потребностей общества в тех или иных ценностных принципах и установ-
лениях. Функции научных подразделений, занимающихся этими вопросами, заклю-
чаются в сборе, обобщении и систематизации "социального заказа", а также в
представлении его властным органам в качестве научно обоснованного прогноза и
проектов соответствующих решений касательно основных принципов и направлений
культурной политики в стране.
Культурная политика - это совокупность идеологических принципов и практи-
ческих мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, науч-
ные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные, социально-органи-
зационные и иные государственные и общественные институты по всесторонней и
углубленной социализации и инкультурации населения. Подчеркиваю: цель куль-
турной политики - не "всестороннее развитие культуры" (оно происходит стихийно,
без какого-либо государственного вмешательства), а систематизация и регулирование
процессов социализации и инультурации людей. Объект культурной политики -
л ю д и, а культура - лишь средство (точнее, одно из основных средств) обеспечения
социальной адекватности их сознания и поведения в обществе.
Другой уровень прикладной культурологии этого направления может быть назван
теорией и методикой деятельности культурных институтов
.
Функцией культурных институтов является реализация той самой культурной
политики по социализации и инкультурации человеческой личности, проводимой
целенаправленным и систематическим образом в разнообразных формах воздействия
на индивида и устойчивые социальные группы населения.
Подведомственные Министерству культуры, региональным и муниципальным
органам власти культурные институты могут быть сгруппированы по функциональ-
ному признаку в несколько подсистем.
Во-первых, институты по непосредственной социокультурной работе с насе-
лением, в числе которых можно выделить:
- институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемо-
риальные сооружения и комплексы нехудожественного плана, организации просвети-
тельско-лекционного жанра и т.п.);
- институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки,
141
концертные организации, кинопрокат, структуры по проведению различных худо-
жественно-зрелищных мероприятий и пр.);
- культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые
учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного
и иного творчества и т.п.).
Во-вторых , творческие институты (театры, студии, оркестры, ансамбли, съемоч-
ные группы,
художественно-производственные мастерские и иного рода художествен-
ные коллективы, творческие союзы, объединения и организации художественно-
творческого профиля).
В-третьих, культуроохранные институты (органы по учету, охране и исполь-
зованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастер-
ские и т.п.). При этом многие культурные институты сочетают в себе несколько
функций. Так, музей является одновременно и культуроохранным, и реставрацион-
ным, и просветительским учреждением, а театр - и творческим, и зрелищным
институтом.
Разумеется, усилиями только перечисленных типов культурных институтов не-
возможно решить задачу социализации и инкультурации личности. Поэтому эффек-
тивность культурной политики в значительной мере зависит от степени ее межот-
раслевого характера и уровня скоординированности работы различных управлен-
ческих структур (культуры, науки, образования, архитектуры, печати, телевидения и
радио, ведущих конфессий, федеральных и особенно муниципальных органов власти
и т.п.).
Что касается задач культурологической науки, связанных с проблемами деятель-
ности культурных институтов перечисленных типов, то среди основных можно
назвать: разработку общих социальных и методологических оснований работы
культурных институтов в современных условиях; уточнение социальных функций
,
целей и задач их деятельности; разработку современных методов и технологий
институциональной социокультурной работы, межотраслевого и внутриотраслевого
взаимодействия разнопрофильных культурных институтов, специализированных ме-
тодик социокультурной работы с особыми группами населения (инвалидами, заклю-
ченными и освободившимися, ветеранами, лицами с отклоняющимся поведением
и т.п.).
Другой профиль культурологических исследований по институциональным пробле-
мам социокультурной деятельности связан с вопросами подготовки профессиональ-
ных кадров для работы в сфере культуры. Здесь следует отметить два основных
направления: кадры для художественной деятельности (непосредственно творческой -
художников, музыкантов, танцоров, театральных и кинорежиссеров и т.п.; художест-
венно-теоретической - критиков, историков и теоретиков искусства, исследователей-
фольклористов и пр.; вспомогательной - технических работников театров,
киностудий, телевидения, художественных менеджеров, аукционеров, галерейщиков и
др., а также преподавателей и руководителей для сферы художественной само-
деятельности) и кадры для работы в учреждениях культуры нехудожественного
профиля (библиотечных, музейных, клубных работников, постановщиков спортивно-
зрелищных мероприятий