ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Прикладная культурология
Другая область культурологической науки с полным основанием может быть
названа прикладной культурологией, поскольку решает задачи познания не объектив-
ных закономерностей развития культурных явлений, не описания и интерпретации
событий истории культуры, а изучения и формирования принципов и технологий
целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех
параметров, которыми можно и нужно управлять).
Ключевой проблемой прикладной культурологии является как раз решение
комплекса вопросов о том, какие параметры социокультурных процессов нуждаются
в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании, какие цели при
этом должны преследоваться, какие методы и средства употребляться, какие типы
объектов культуры и культурных процессов должны избираться в качестве уп-
равляемых, на каком уровне и на какой стадии должно осуществляться это управ-
ление.
С точки зрения решения всех этих вопросов прикладная культурология органично
делится на два самостоятельных научных направления: теорию и методику инсти-
туциональных социокультурных взаимодействий, а также теорию и методику
внеинституциональных социокультурных взаимодействий. При этом первое осу-
ществляется в рамках любых организационных структур (государственных, общест-
венных, частных), основная цель деятельности которых - производство особого рода
"
текстов" (как в вербальной, так и в невербальной форме) нормативно-ценностного
характера, и организаций, выявляющих, изучающих, накапливающих, реставри-
рующих и обеспечивающих доступ потребителя к ним, осуществляющих учебные,
просветительские и воспитательные мероприятия по усвоению людьми этих
"текстов". Под внеинституциональными взаимодействиями имеются в виду инициатив-
ное межличностное взаимодействие частных лиц (нерегулируемое специально),
преследующее цели взаимоинформирования и обмена мнением по поводу тех же
нормативно-ценностных "текстов", взаимообучение адекватному поведению в
соответствии с регулятивными установками этих "текстов" и т.п. При этом подобное
общение между людьми в целевом и содержательном отношениях не является
технологическим в рамках их профессиональной деятельности.
Границы между институциональными и внеинституциональными культурными
процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести
к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения
культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей
точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные
учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных
заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного раз-
деления религия в нашем обществе не относится к области культуры
(впрочем, и сама
139
церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону
рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и
учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем
анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой
специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, адми-
нистративном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и
музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического
наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищ-
ной и художественно-самодеятельной сферы.
В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно
шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая
нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые
распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государст-
венные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого
профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии
были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направ-
ленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до
профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и,
разумеется,
воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой
информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения
по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно-
градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся
система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура,
культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были сущест-
венными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество
иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно-
ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призван-
ных регулировать ценностные ориентации людей.
Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и
письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом
общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных
(несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских
форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных,
кинематографических и хореографических произведениях
; в телепрограммах и
репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные
формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к
определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных
парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в
символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр.
Определенной "сверхзадачей" функционирования как культурных институтов, так
и внеинституциональных социокультурных контактов являются создание системы
"текстов", регулирующих сознание и поведение людей в соответствии с ценностными
установками общества, а также разработка методики правильного и эффективного
использования подобных "текстов", порой манипулирования сознанием и формами
поведения людей. Разумеется, на внеинституциональном уровне постановка и реше-
ние такого рода задач имеют латентный характер.
IV.1. Ку л ьт у р о л о г и я инстит у циональных взаим о действий
Проработкой практических решений в области стимулирования и мотивации
добровольного социально-адекватного поведения людей призваны заниматься теория
и методика институциональных социокультурных взаимодействий.
В этом направлении можно выделить несколько уровней изучения и обобщения,
хотя благодаря институциональной специфике объектов основными являются два
140
уровня: общетеоретический и системный, а в объектах несистемных изучают лишь
отдельные институциональные аспекты.
Высший уровень здесь
Другая область культурологической науки с полным основанием может быть
названа прикладной культурологией, поскольку решает задачи познания не объектив-
ных закономерностей развития культурных явлений, не описания и интерпретации
событий истории культуры, а изучения и формирования принципов и технологий
целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех
параметров, которыми можно и нужно управлять).
Ключевой проблемой прикладной культурологии является как раз решение
комплекса вопросов о том, какие параметры социокультурных процессов нуждаются
в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании, какие цели при
этом должны преследоваться, какие методы и средства употребляться, какие типы
объектов культуры и культурных процессов должны избираться в качестве уп-
равляемых, на каком уровне и на какой стадии должно осуществляться это управ-
ление.
С точки зрения решения всех этих вопросов прикладная культурология органично
делится на два самостоятельных научных направления: теорию и методику инсти-
туциональных социокультурных взаимодействий, а также теорию и методику
внеинституциональных социокультурных взаимодействий. При этом первое осу-
ществляется в рамках любых организационных структур (государственных, общест-
венных, частных), основная цель деятельности которых - производство особого рода
"
текстов" (как в вербальной, так и в невербальной форме) нормативно-ценностного
характера, и организаций, выявляющих, изучающих, накапливающих, реставри-
рующих и обеспечивающих доступ потребителя к ним, осуществляющих учебные,
просветительские и воспитательные мероприятия по усвоению людьми этих
"текстов". Под внеинституциональными взаимодействиями имеются в виду инициатив-
ное межличностное взаимодействие частных лиц (нерегулируемое специально),
преследующее цели взаимоинформирования и обмена мнением по поводу тех же
нормативно-ценностных "текстов", взаимообучение адекватному поведению в
соответствии с регулятивными установками этих "текстов" и т.п. При этом подобное
общение между людьми в целевом и содержательном отношениях не является
технологическим в рамках их профессиональной деятельности.
Границы между институциональными и внеинституциональными культурными
процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести
к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения
культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей
точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные
учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных
заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного раз-
деления религия в нашем обществе не относится к области культуры
(впрочем, и сама
139
церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону
рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и
учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем
анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой
специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, адми-
нистративном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и
музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического
наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищ-
ной и художественно-самодеятельной сферы.
В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно
шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая
нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые
распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государст-
венные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого
профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии
были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направ-
ленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до
профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и,
разумеется,
воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой
информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения
по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно-
градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся
система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура,
культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были сущест-
венными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество
иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно-
ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призван-
ных регулировать ценностные ориентации людей.
Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и
письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом
общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных
(несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских
форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных,
кинематографических и хореографических произведениях
; в телепрограммах и
репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные
формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к
определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных
парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в
символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр.
Определенной "сверхзадачей" функционирования как культурных институтов, так
и внеинституциональных социокультурных контактов являются создание системы
"текстов", регулирующих сознание и поведение людей в соответствии с ценностными
установками общества, а также разработка методики правильного и эффективного
использования подобных "текстов", порой манипулирования сознанием и формами
поведения людей. Разумеется, на внеинституциональном уровне постановка и реше-
ние такого рода задач имеют латентный характер.
IV.1. Ку л ьт у р о л о г и я инстит у циональных взаим о действий
Проработкой практических решений в области стимулирования и мотивации
добровольного социально-адекватного поведения людей призваны заниматься теория
и методика институциональных социокультурных взаимодействий.
В этом направлении можно выделить несколько уровней изучения и обобщения,
хотя благодаря институциональной специфике объектов основными являются два
140
уровня: общетеоретический и системный, а в объектах несистемных изучают лишь
отдельные институциональные аспекты.
Высший уровень здесь