Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Прикладная культурология

Другая область культурологической науки с полным основанием может быть

названа прикладной культурологией, поскольку решает задачи познания не объектив-

ных закономерностей развития культурных явлений, не описания и интерпретации

событий истории культуры, а изучения и формирования принципов и технологий

целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех

параметров, которыми можно и нужно управлять).

Ключевой проблемой прикладной культурологии является как раз решение

комплекса вопросов о том, какие параметры социокультурных процессов нуждаются

в прогнозировании, проектировании и управленческом регулировании, какие цели при

этом должны преследоваться, какие методы и средства употребляться, какие типы

объектов культуры и культурных процессов должны избираться в качестве уп-

равляемых, на каком уровне и на какой стадии должно осуществляться это управ-

ление.

С точки зрения решения всех этих вопросов прикладная культурология органично

делится на два самостоятельных научных направления: теорию и методику инсти-

туциональных социокультурных взаимодействий, а также теорию и методику

внеинституциональных социокультурных взаимодействий. При этом первое осу-

ществляется в рамках любых организационных структур (государственных, общест-

венных, частных), основная цель деятельности которых - производство особого рода

"
текстов" (как в вербальной, так и в невербальной форме) нормативно-ценностного

характера, и организаций, выявляющих, изучающих, накапливающих, реставри-

рующих и обеспечивающих доступ потребителя к ним, осуществляющих учебные,

просветительские и воспитательные мероприятия по усвоению людьми этих

"текстов". Под внеинституциональными взаимодействиями имеются в виду инициатив-

ное межличностное взаимодействие частных лиц (нерегулируемое специально),

преследующее цели взаимоинформирования и обмена мнением по поводу тех же

нормативно-ценностных "текстов", взаимообучение адекватному поведению в

соответствии с регулятивными установками этих "текстов" и т.п. При этом подобное

общение между людьми в целевом и содержательном отношениях не является

технологическим в рамках их профессиональной деятельности.

Границы между институциональными и внеинституциональными культурными

процессами очень условны, так же как и перечень структур, которые можно отнести

к культурным институтам. Например в рамках приведенного выше определения

культурного института наиболее типичными представителями этой категории, с моей

точки зрения, являются различные религиозные структуры и организации, научные

учреждения гуманитарного и философского профиля, а также все типы учебных

заведений. Однако в силу исторически сложившихся традиций ведомственного раз-

деления религия в нашем обществе не относится к области культуры

(впрочем, и сама

139

церковная иерархия вряд ли согласится с таким отнесением) и поэтому в зону

рассмотрения культурных институтов не попадает. Что же касается научных и

учебных заведений, то по тем же самым причинам я вынужден ограничиться в своем

анализе лишь теми, которые занимаются научными исследованиями и подготовкой

специалистов непосредственно в области культуры, в ее узковедомственном, адми-

нистративном смысле - в области художественной культуры, библиотечного и

музейно-выставочного дела, охраны и реставрации культурно-исторического

наследия, а также культурно-досуговой, массово-просветительской, клубной, зрелищ-

ной и художественно-самодеятельной сферы.

В действительности номенклатура культурных институтов общества существенно

шире. Сюда относятся и уже упоминавшиеся религиозные структуры (включая

нетрадиционные и даже "антиобщественные"), быть может, более всех занятые

распространением ценностно-нормативных установок; и многочисленные государст-

венные учреждения и подразделения политико-идеологического и законотворческого

профиля (например идеологические отделы в бывшей КПСС и политорганы в армии

были типичными культурными институтами, конечно, узкопрофильной направ-

ленности); и разнообразные общественные организации - от политических партий до

профессиональных союзов, клубов и кружков по интересам; и,
разумеется,

воспитательные, просветительские и образовательные заведения; средства массовой

информации, издательства и иные культурно-коммуникативные органы; учреждения

по функционально-эстетической организации среды обитания людей (архитектурно-

градостроительные, дизайнерские и пр.); рекламные и туристические структуры; вся

система спортивного воспитания и профессионального спорта (физическая культура,

культура тела, здоровья, красоты, как и эротическая культура, всегда были сущест-

венными составляющими культурного комплекса человека в целом) и множество

иных институций общественной жизни, создающих экстраутилитарный, нормативно-

ценностный продукт, систему "текстов", задающих нормативные образцы и призван-

ных регулировать ценностные ориентации людей.

Под "текстами" имеются в виду не только вербальные (словесные устные и

письменные) изречения в литературе, СМИ, на митингах, в храмах, в бытовом

общении и т.п., но и ценностные смыслы, изложенные на любых невербальных

(несловесных) языках: в эстетике архитектурных, художественных и дизайнерских

форм; в эмоционально и интеллектуально ассоциативных музыкальных, театральных,

кинематографических и хореографических произведениях
; в телепрограммах и

репортажах; в моде на одежду, машины, обстановку квартир, стиль поведения и иные

формальные атрибуты социальной престижности или самоотнесения себя к

определенной социальной среде в ритуально-церемониальных мероприятиях (военных

парадах, похоронах, официальных приемах, презентациях, свадьбах и т.п.); в

символике религиозных обрядов; в этикете обыденного поведения; и пр.

Определенной "сверхзадачей" функционирования как культурных институтов, так

и внеинституциональных социокультурных контактов являются создание системы

"текстов", регулирующих сознание и поведение людей в соответствии с ценностными

установками общества, а также разработка методики правильного и эффективного

использования подобных "текстов", порой манипулирования сознанием и формами

поведения людей. Разумеется, на внеинституциональном уровне постановка и реше-

ние такого рода задач имеют латентный характер.

IV.1. Ку л ьт у р о л о г и я инстит у циональных взаим о действий

Проработкой практических решений в области стимулирования и мотивации

добровольного социально-адекватного поведения людей призваны заниматься теория

и методика институциональных социокультурных взаимодействий.

В этом направлении можно выделить несколько уровней изучения и обобщения,

хотя благодаря институциональной специфике объектов основными являются два

140

уровня: общетеоретический и системный, а в объектах несистемных изучают лишь

отдельные институциональные аспекты.

Высший уровень здесь