Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мозаичного характера являются уже "сборками" из различных культурных форм, а

культурные артефакты - частными случаями их употребления (порой в неполном или

невыраженном виде).

Вместе с тем многие культурные формы воплощаются не только в чертах отдель-

ных продуктов деятельности людей (вещей, понятий, произведений, образов, социаль-

ных структур и т.п.), но и в определенных свойствах процессов этой деятельности,

регулируемых такими же нормативными установлениями. Например в обрядах и

ритуалах. Традиционный свадебный или похоронный обряд сам по себе уже культур-

ная форма (разумеется, речь идет именно о базовой форме подобного обряда, а не о

конкретном случае его реализации некими людьми в некоей ситуации с возможными

отклонениями от канонического образца). То есть культурная форма - не только

продукт (результат) какого-либо действия, имеющий канонически, традиционно

или иным образом заданные параметры (черты, свойства), но в той же мере и

технология (способ) получения требуемого результата. Причем каноничность

самой технологии нередко (особенно в традиционных обществах) оказывается более

значимой, нежели черты полученного результата
.

Важнейшее свойство культурных форм - определенная упорядоченность их при-

менения по отношению друг к другу в той или иной культурной системе (разные

уровни совместимости, взаимодополнительности, взаимозаменяемости, взаимопогло-

щаемости и т.п.) и более или менее устойчивое воспроизводство этих форм в много-

образии их артефактов. Форма, утратившая свою социальную актуальность и пере-

ставшая воспроизводиться в новых артефактах, либо совсем отмирает в памяти

людей, либо сохраняется в качестве исторического памятника, т.е. чисто мемориаль-

ного образца, не реализующего свою первоначальную социальную (или по крайней

мере семантическую) функцию, но свидетельствующего о культуре минувших эпох.

Культурная форма среди прочих своих свойств, как правило, заключает в себе и

некоторый порядок (правила) ее практического употребления (использования).

Именно поэтому культурные формы могут быть охарактеризованы как более или

менее у п о р я д о ч е н н ы е феномены культуры (хотя далеко не всегда системные;

этот параметр относится уже к иному пласту измерений культуры). Если провести

параллель с лингвистикой, то культурные формы могут быть обозначены как

"словарный запас языка культуры

" (впрочем, в вербальном языке как одной из

важнейших подсистем культуры слова действительно являются основными куль-

турными формами данной подсистемы).

4


Наконец, четвертый уровень исследований и обобщений относится к единично

наблюдаемым явлениям, т.е. культурологии артефактов. Под "единичностью" в

данном случае понимается то, что каждый артефакт, воспроизводя ту или иную даже

весьма типовую и распространенную культурную форму, под воздействием специфи-

ческих условий места и времени, а также индивидуальных личностных характеристик

и вкусовых пристрастий людей, массы иных общих и частных, закономерных и

случайных обстоятельств, практически никогда не бывает абсолютно тождествен

исходной форме, а служит лишь ее вариантом с теми или иными уникальными

отличительными особенностями. Разумеется, такого рода особенности обычно

отсутствуют при механическом тиражировании той или иной формы. В этом случае

весь "тираж" может рассматриваться как единый артефакт данной формы.

Несколько более сложной представляется задача разведения понятий культурной

формы и артефакта в науке, философии, искусстве, где создаваемые авторами формы

(тексты) предназначены для индивидуального восприятия, а не вариативного

воспроизводства иными людьми
. Такой тип культурной формы называется

"произведением", а статус артефакта подобной формы, видимо, относится к частным

случаям "потребления" этих форм. Например, два человека, читающие одну и ту же

книгу, более или менее по-разному понимают и интерпретируют прочитанное. Эти

индивидуальные варианты восприятия произведения и есть артефакты данной

культурной формы. Помимо того, к уровню артефакта можно отнести цитирование,

заимствование сюжетных ходов, идей или образных характеристик и иные случаи

частичного использования элементов "чужой" культурной формы.

Так или иначе, но основной критерий различия видится в том, что всякая культур-

ная форма генетически н о в а ц и о н н а ; она создается для нового решения новой

конкретной функциональной задачи (прежними решениями служат уже сущест-

вующие формы). А артефакты - это уже продукты более или менее массового

использования данного "решения" как исходного образца, варьируемого примени-

тельно к условиям употребления, и ничего принципиально новационного (по сравне-

нию с исходной формой) в артефактах, как правило, не содержится (уникальность

индивидуальной интерпретации вовсе не обязательно является новационной).


В конечном счете все то, что мы обычно понимаем под историей культуры в ее

эмпирическом аспекте, есть более или менее систематизированное описание тысяч и

миллионов артефактов, вариативно воплощающих сравнительно ограниченное число

базовых культурных форм, объединенных в большинстве своем в еще более ограни-

ченное число культурных систем и конфигураций. Таким образом, культурология

артефакта как научное направление и есть история культуры в ее наиболее

традиционном понимании.

Вместе с тем следует отметить, что в социальной и культурной антропологии диф-

ференциация знания по объекту на теорию и историю методологически нецелесооб-

разна. История культуры имманентно "разлита" по всем уровням культурантро-

пологических исследований, и в то же время чисто эмпирическое описание историко-

культурной фактуры без серьезного теоретического обобщения и структурно-

функционального моделирования изучаемых явлений не может считаться собственно

культурантропологическим "по жанру". Культурантропологическая методология -

всегда синтез нескольких аналитических подходов: генетического, структурно-

функционального, факторного, моделирующего и пр. Традиционная же история

культуры (эмпирико-описательная), скорее, относится к сфере компетенции

собственно исторической науки и осуществляется в русле чисто исторических мето