ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мозаичного характера — являются уже "сборками" из различных культурных форм, а
культурные артефакты - частными случаями их употребления (порой в неполном или
невыраженном виде).
Вместе с тем многие культурные формы воплощаются не только в чертах отдель-
ных продуктов деятельности людей (вещей, понятий, произведений, образов, социаль-
ных структур и т.п.), но и в определенных свойствах процессов этой деятельности,
регулируемых такими же нормативными установлениями. Например в обрядах и
ритуалах. Традиционный свадебный или похоронный обряд сам по себе уже культур-
ная форма (разумеется, речь идет именно о базовой форме подобного обряда, а не о
конкретном случае его реализации некими людьми в некоей ситуации с возможными
отклонениями от канонического образца). То есть культурная форма - не только
продукт (результат) какого-либо действия, имеющий канонически, традиционно
или иным образом заданные параметры (черты, свойства), но в той же мере и
технология (способ) получения требуемого результата. Причем каноничность
самой технологии нередко (особенно в традиционных обществах) оказывается более
значимой, нежели черты полученного результата
.
Важнейшее свойство культурных форм - определенная упорядоченность их при-
менения по отношению друг к другу в той или иной культурной системе (разные
уровни совместимости, взаимодополнительности, взаимозаменяемости, взаимопогло-
щаемости и т.п.) и более или менее устойчивое воспроизводство этих форм в много-
образии их артефактов. Форма, утратившая свою социальную актуальность и пере-
ставшая воспроизводиться в новых артефактах, либо совсем отмирает в памяти
людей, либо сохраняется в качестве исторического памятника, т.е. чисто мемориаль-
ного образца, не реализующего свою первоначальную социальную (или по крайней
мере семантическую) функцию, но свидетельствующего о культуре минувших эпох.
Культурная форма среди прочих своих свойств, как правило, заключает в себе и
некоторый порядок (правила) ее практического употребления (использования).
Именно поэтому культурные формы могут быть охарактеризованы как более или
менее у п о р я д о ч е н н ы е феномены культуры (хотя далеко не всегда системные;
этот параметр относится уже к иному пласту измерений культуры). Если провести
параллель с лингвистикой, то культурные формы могут быть обозначены как
"словарный запас языка культуры
" (впрочем, в вербальном языке как одной из
важнейших подсистем культуры слова действительно являются основными куль-
турными формами данной подсистемы).
4
Наконец, четвертый уровень исследований и обобщений относится к единично
наблюдаемым явлениям, т.е. культурологии артефактов. Под "единичностью" в
данном случае понимается то, что каждый артефакт, воспроизводя ту или иную даже
весьма типовую и распространенную культурную форму, под воздействием специфи-
ческих условий места и времени, а также индивидуальных личностных характеристик
и вкусовых пристрастий людей, массы иных общих и частных, закономерных и
случайных обстоятельств, практически никогда не бывает абсолютно тождествен
исходной форме, а служит лишь ее вариантом с теми или иными уникальными
отличительными особенностями. Разумеется, такого рода особенности обычно
отсутствуют при механическом тиражировании той или иной формы. В этом случае
весь "тираж" может рассматриваться как единый артефакт данной формы.
Несколько более сложной представляется задача разведения понятий культурной
формы и артефакта в науке, философии, искусстве, где создаваемые авторами формы
(тексты) предназначены для индивидуального восприятия, а не вариативного
воспроизводства иными людьми
. Такой тип культурной формы называется
"произведением", а статус артефакта подобной формы, видимо, относится к частным
случаям "потребления" этих форм. Например, два человека, читающие одну и ту же
книгу, более или менее по-разному понимают и интерпретируют прочитанное. Эти
индивидуальные варианты восприятия произведения и есть артефакты данной
культурной формы. Помимо того, к уровню артефакта можно отнести цитирование,
заимствование сюжетных ходов, идей или образных характеристик и иные случаи
частичного использования элементов "чужой" культурной формы.
Так или иначе, но основной критерий различия видится в том, что всякая культур-
ная форма генетически н о в а ц и о н н а ; она создается для нового решения новой
конкретной функциональной задачи (прежними решениями служат уже сущест-
вующие формы). А артефакты - это уже продукты более или менее массового
использования данного "решения" как исходного образца, варьируемого примени-
тельно к условиям употребления, и ничего принципиально новационного (по сравне-
нию с исходной формой) в артефактах, как правило, не содержится (уникальность
индивидуальной интерпретации вовсе не обязательно является новационной).
В конечном счете все то, что мы обычно понимаем под историей культуры в ее
эмпирическом аспекте, есть более или менее систематизированное описание тысяч и
миллионов артефактов, вариативно воплощающих сравнительно ограниченное число
базовых культурных форм, объединенных в большинстве своем в еще более ограни-
ченное число культурных систем и конфигураций. Таким образом, культурология
артефакта как научное направление и есть история культуры в ее наиболее
традиционном понимании.
Вместе с тем следует отметить, что в социальной и культурной антропологии диф-
ференциация знания по объекту на теорию и историю методологически нецелесооб-
разна. История культуры имманентно "разлита" по всем уровням культурантро-
пологических исследований, и в то же время чисто эмпирическое описание историко-
культурной фактуры без серьезного теоретического обобщения и структурно-
функционального моделирования изучаемых явлений не может считаться собственно
культурантропологическим "по жанру". Культурантропологическая методология -
всегда синтез нескольких аналитических подходов: генетического, структурно-
функционального, факторного, моделирующего и пр. Традиционная же история
культуры (эмпирико-описательная), скорее, относится к сфере компетенции
собственно исторической науки и осуществляется в русле чисто исторических мето