Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Начального и дошкольного образования
Направление подготовки Педагогическое образование
Профиль «Начальное образование»
«Допущена к защите»
Декан
Широких О.Б.
« ____ » ___________________ 201г.
Зав. кафедрой
Макашина Т.Ю.
« ____ » ___________________ 201 г.
Формирование нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
Выполнил:
студент заочной формы обучения
Ивачева Марина Евгеньевна
Руководитель:
старший преподаватель кафедры НДО
________________ Перекальский С.А.
Рецензент:
к.пед.н. доцент__________ Дутикова Ю.С.
Коломна – 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….…………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
-
Проблема формирования нравственных качеств у младших
школьников………………………………………………………………………..6
-
Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных качеств у младших школьников ……………………………16 -
Педагогические условия в формировании нравственных качеств у
младших школьников на уроках литературного чтения……………………...19
Выводы по первой главе………………………………………………………..25
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Изучения уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников………………………………………………………………………26
2.2 Организация работы по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения…………………………………33
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………...38
Выводы по второй главе………………………………………………………...44
Заключение ……………………………………………………………………45
Список использованной литературы………………………………………..47
Приложения………………………….………………………………………….49
Введение
Актуальность исследования. Обучение детей в России требует постоянных преобразований на основе новой системы формирования нравственной личности школьника. Долгое время отсутствия чётких нравственных ориентиров в начальной школе отрицательно сказались в целом на состоянии общества. В современной России происходит конфликт между декларируемыми нравственными нормами и реальностью. В такой ситуации воспитание нравственности педагогическими средствами – актуальная проблема.
Ребёнка просто невозможно отрешить от общества и образовать систему ценностей только в процессе обучения. В процессе обучения, можно только с помощью слов сформировать представление о нравственных категориях, которые в сознании будут оставаться лишь «абстракцией», а чтобы эти категории стали внутренним регулятором поведения, необходимы иные эффективные пути и средства. Задача современного учителя – отыскать всевозможные оптимальные пути передачи традиционных культурных ценностей в развитии ребёнка.
Народный фольклор для школьников на протяжении многих веков создавал и собирал замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки. Выдающиеся педагоги прошлого, такие как К. Д. Ушинский Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа, его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что литературное чтение обогащает педагогическую науку, служит её основой и опорой.
Исследователи народной педагогики К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский показали взаимовлияние и взаимообусловленность педагогики и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. На основе литературы была создана целостная система обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания.
На основе анализа научной литературы можно констатировать, что теоретические основы процесса нравственного воспитания подробно представлены в научной литературе, однако практика организации процесса формирования нравственных качеств младших школьников посредством использования фольклора на уроках литературного чтения, создание необходимых педагогических условий для этого, требует дополнительного изучения, уточнения и проверки, что и определило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения?
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения и доказать их эффективность в практике образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться более эффективно при условии, если:
-
будет использован воспитательный потенциал фольклорной педагогики; -
младшие школьники будут вовлечены в проектную деятельность совместно с родителями.
Задачи исследования:
-
Проанализировать проблему формирования нравственных качеств у младших школьников;
-
Обосновать необходимость использования уроков литературного чтения в формировании нравственных качеств у младших школьников; -
Выявить педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения; -
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретическая основа исследования: основные аспекты нравственного воспитания и формирования нравственной культуры личности представлены в трудах Л. С. Выготского, Н. А. Курзова, В. А. Сухомлинского. Процесс формирования нравственных качеств у младших школьников анализировался в работах Н. И. Болдырева, А. Я. Ветохиной, А.Я. Данилюк. Возможность организации процесса нравственного воспитания младших школьников на примере уроков литературного чтения изучалась Б. Т. Лихачевым, Е. М. Рангеловой, И. Ф. Харламовым.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ научной литературы, обобщение, сравнение, классификация);
- эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 12 г.о. Коломна, Московской области.
Структура исследования: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования нравственных качеств у младших школьников на уроках
литературного чтения
1.1 Проблема формирования нравственных качеств у младших школьников
В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.
В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т. п.
В современном понимании культура – широкое понятие, включающее в себя разные виды: правовая культура, экологическая культура, физическая культура, эстетическая культура и т.д. Одним из видов культуры является нравственная культура.
В научно-педагогической литературе нравственная культура определяется как вид культуры, который является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и правил поведения.
Нравственная культура личности – это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений [8].
Теоретические основы социально-нравственного воспитания младших школьников заложили: Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, В.И. Нечаева и др. Алгоритм формирования нравственной культуры Левчук представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков [11].
Нравственная культура это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. «Нравственная культура» является важной этической и культурологической категорией [12].
Нравственные качества - определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственные качества гармонично сочетают и утверждают такие качества, как честь и совесть, добро, любовь, дружбу, достоинство. В то же время она включает и противоположные компоненты: зависть и зло, предательство, эгоизм, ненависть [13].
Понятие нравственных качеств также тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые по сути своей синонимичны.
Этимологическое значение понятия «нравственность» связано с объяснением латинского слова «moralis», которое обозначает «нравственный» как систем принципов и норм поведения, определяющих отношения людей друг к другу, к обществу и отдельным классам, и как правила нравственного поведения [14].
Н. И. Болдырев [1] считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.
Известный педагог И.Ф. Харламов делает акцент на формировании моральных качеств личности. По его мнению, важную роль играет система разъяснений значимости конкретной моральной нормы для личности, организации соответствующей деятельности и упражнения по выработке умений, навыков и привычек нравственного поведения. Раскрытие сущности и содержания современного понятия «нравственная культура личности» требует анализа существующих взглядов на проблему.
Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В. Вичев, В.М. Соколов, В. Блюмкин и другие) рассматривают нравственную культуру как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. А.С. Зубра [7] отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение. Формирование нравственной культуры личности начинается на начальных этапах её развития, уже в детстве.