Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Младший школьный возраст является основой всего общего развития ребенка, его стартовый период всех человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах учреждения. Так, Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [15].

Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит знания о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, а также представления о нравственных качествах личности. Эмоционально-оценочный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, нравственные привычки и поступки, то есть реальное выполнение нравственных норм и требований. Взаимодействие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Критерии и показатели нравственной культуры у младших школьников

Критерии

Показатели

Ожидаемый результат

Когнитивный

компонент

Ознакомление с социальными отношениями

Выделяет субъекты социального мира

Ознакомление с моральными

качествами людей

Словесно определяет основные социальные нормы

Формирование представлений об эмоциях человека

Умеет дифференцировать

основные (базовые) эмоции

Ознакомление с правилами

общения в различных ситуациях взаимодействия людей

(на прогулке, в гостях, по телефону и др.)

Знает правила этикета

Эмоционально-оценочный

компонент

Развитие чувства сопереживания, сочувствия


Эмоционально выражает свои чувства по отношению

к наблюдаемым явлениям с помощью вербальных и

невербальных средств общения

Развитие нравственно-ценностных мотивов в отношении ребенка к сверстникам и взрослым

Доброжелательно относится ко всем детям, уважительно относится ко взрослым

Эмоциональное отношение к

нравственным нормам


Анализирует субъект-субъектные отношения социального мира, дает им эмоциональную оценку

Поведенческий

компонент





Наблюдает за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия

Устанавливает с помощью

педагога причинно-следственные связи наблюдаемых социальных явлений

Осуществляет выбор нормы правильного поведения в

различных ситуациях

взаимодействия



В настоящее время проблема формирования нравственных качеств у младшего школьника получила рассмотрение в рамках широкого спектра исследований по проблемам нравственного воспитания. В исследованиях получили научное рассмотрение такие вопросы, как значение разных видов деятельности младшего школьника в формировании основ нравственной культуры школьника.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [5].

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это базовый принцип педагогики. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности младшего школьника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-8 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек [16]. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков.

Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для

успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Наиболее важными нравственными качествами является - вежливость, деликатность, общительность, а также скромность. Вежливость проявляется и во всяком действии человека, даже в его походке, взгляде. Воспитание в ребенке уважения к людям - надежная гарантия от высокомерия, зазнайства. Ребенок должен чувствовать себя как равный «среди равных». Вежливость украшает человека, даёт ему привлекательность, вызывает у окружающих чувство симпатии. Человек, наделенный таким качеством как деликатность, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Не менее ценно такое моральное качество как скромность.

Скромностью считается нравственная черта личности, показатель полной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. В основе общительности лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим, которые являются непременными условиями в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям.

По мнению Лихачёва Б.Т., необходимым условием для развития ребенка является наличие детского общества, где он формирует свои черты характера: коллективизм, товарищество, сдержанность, взаимопомощь, навыки общественного поведения [9].

Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.


Воспитание нравственности осуществляется в тесной связи с образованием у детей навыков коллективизма, в связи, с чем полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжела-тельность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Воспитатель использует различные методы, которые помогают всесторонне разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их доброй улыбкой, постараться увлечь их интересной игрушкой. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Важное место в воспитании основ нравственности играет также семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку.

Школьным учреждениям в области нравственного воспитания младших школьников необходимо решать следующие задачи:

- воспитание нравственных и эстетических чувств;

- формирование базисных основ личности;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе своего края;

- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что выдающиеся педагоги прошлого, такие как К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа, его педагогического опыта. В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания. Нравственная культура это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура личности младшего школьника имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. В настоящее время проблема формирования нравственной культуры ребёнка получила рассмотрение в рамках широкого спектра исследований по проблемам нравственного воспитания младших школьников.


Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, В.И. Нечаева. В исследованиях получили научное рассмотрение такие вопросы, как значение разных видов деятельности младшего школьника в формировании основ нравственной культуры школьника. Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

1.2 Использование уроков литературного чтения в формировании нравственных качеств у младших школьников

Главная цель литературного чтения - познакомить детей с наследием отечественной художественной литературы. Достижение данной цели подразумевает:

- изучение и чтение выдающихся художественных произведений отечественной и мировой культуры;

- формирование знаний о литературе как социокультурном феномене, занимающим специфическое место в жизни человечества;

- формирование у детей умений и знаний, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовности к самостоятельным встречам с искусством слова;

- развитие эмоциональной культуры личности, социальному отношению к искусству;

- развитие специальных творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, эстетического чувства, нужных человеку во всех отраслях общественной и производственной жизни; образного мышления;

- воспитание интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного литературного произведения, формировании моральных эстетических вкусов;

- развитие навыков грамотного свободного владения литературной речью.

Задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка понимание каждого человека, как наивысшую ценность и относиться к нему соответственно этому. Важно с первых шагов общения ребёнка с окружающими научить его почитать каждого человека - взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» - всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.

Детские психологи специально исследовали образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и «плохо», и пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка - это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо» [6].