Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление процессом обучения, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно. Важнейшую роль в нравственном развитии младших школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6 -9 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в младшем школьном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для детей достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания учителя.

Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности [4].

Подход к литературе в начальных классах как в виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться:

- эстетическая природа художественного произведения;

- авторское отношение к окружающему миру;

- нравственные проблемы, волнующие писателя.

Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:

а) развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

б) развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

в) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.

Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы:

- ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем;


- учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

    1. Педагогические условия в формировании нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения

Исходные понятия, которые первостепенно вводят детей в разъяснение закономерностей окружающего их мира, формируются в школьном курсе начального обучения. Они основываются на чувственном опыте младшего школьника и дают возможность переходу от понятия явления к его сущности.

Применение нравственных эталонов, созданных в культуре на протяжении всего исторического развития, является главным средством нравственного воспитания. Нравственные идеалы концентрируются вокруг человека и формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы природной и социальной среды. К.Д. Ушинский отмечал, что нравственные понятия формируются успешно, если есть опора на наглядные представления, на понимание образца поведения или идеала, возникающего в сознании школьника.

Младший школьный возраст является периодом, когда жизнь ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Необходимо наполнить жизнь ребенка добром и светом, лаской и духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, поэтому перед педагогом стоит цель: воспитать в ребенке добродетельность, возможность совершенствования мира и людей. В процессе работы  решаются следующие задачи:

- учить детей жить в дружбе, быть отзывчивыми, справедливыми, добрыми;

- знакомить детей с традициями, народным творчеством.

Действенным средством знакомства младших школьников с разнообразием поступков их нравственной значимости является литературное чтение, в которой описываются определённые ситуации, близкие к действиям персонажей и последствиям этих действий. Обращаясь к анализу художественных произведений, содержащих ситуации, имеющие моральный смысл, можно выделить ряд форм, в которых они преподносятся, с целью определения степени сложности осознания детей нравственного смысла действий литературных героев и выделения оценки их поступков с точки зрения соответствия моральным нормам.



Одним из основных средств формирования нравственных качеств у младших школьников является устное народное творчество [10]. Устное народное творчество есть словесное  творчество, не записывающее свои сочинения, а из уст передаваемое из поколения в поколение. Благодаря нему ребенок познаёт весь  окружающий мир, усваивает представления о красоте, нравах, культуре, знакомится с обычаями. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет.

Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Именно в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящее огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике младшего школьного возраста. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в начальной школе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.


Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни, их в народе зовут байками. 

2) Потешки-песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». 

3) Прибаутки. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. 

Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка [2].

Крупные жанры

1)  БЫЛИНЫ. Наряду с песнями детям необходимо знакомиться с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2)  СКАЗКИ. Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. 

Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия,
сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Для формирования нравственных качеств у детей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны, несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.

Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

Использование в работе с детьми и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности. Значительное   внимание  уделяется русской народной сказке, которая  помогает детям  разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро от зла, получить информацию о моральных установках и культурных ценностях, развивает воображение, а также нравственные качества: трудолюбие, доброту, щедрость, правдивость. Сказка является незаменимым источником воспитания любви к Родине, к своей стране, потому что сказка – творение народа и традиций, она воздействует на душу ребенка.   

Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование нравственных качеств у младших школьников. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни.