Файл: Рекомендации по улучшению использования материальных ресурсов в производстве (на примере ). Оглавление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Укрепить статус компании как эффективного и престижного работодателя.
Миссия Перммолоко состоит в том, чтобы выпускать натуральные продукты высокого качества и предлагать их покупателям по доступным ценам. Почти половину века предприятие работает на благо здоровья покупателей, реализуя свой девиз: "Здоровье на всю жизнь!
Таким образом, масштабы организации позволяют быстро реагировать на нужды заказчиков. Сотрудники всегда могут оперативно выехать к клиентам, обсудить с ними их потребности в механизмах (с привязкой по месту), принять решение, согласовать и приступить к изготовлению. Кроме изготовления, осуществляются услуги по монтажу, гарантийное и после гарантийное обслуживание оборудования для машиностроительных предприятий.
2.2 Анализ основных экономических показателей предприятия
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса большое значение отдается анализу объема производства и реализации продукции, который определяет объем продаж. [4; c.128] Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Таблица 1. Анализ производства продукции
Показатель | Объем, тыс. руб. | Отклонение план. выпуска от прошлого года | Отклонение фактического выпуска продукции | ||||||
2013 | 2014 | 2015 | тыс. руб. | % | От плана | От прошлого года | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||||||
Валовый оборот | 16980 | 15168 | 18108 | -1812 | 89,33 | 2940 | 119,38 | 1128 | 106,64 |
Внутренний оборот | 1698 | 1563,2 | 1904 | -134,8 | 92,06 | 340,8 | 121,8 | 206 | 112,13 |
Изменение остатков незавершенного производства | 125 | 92 | 138,6 | -33 | 73,6 | 46,6 | 150,65 | 13,6 | 110,88 |
Таким образом, в течение анализируемого периода наблюдается рост производства продукции. Причем, фактический выпуск превышает запланированный – это благоприятный момент в жизнедеятельности предприятия. Фактический валовый оборот в 2015 году больше на 6,64%, чем объем, произведенный в 2014 году. Опасение вызывает увеличение остатков незавершенного производства.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят [9; c.88]:
- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП10 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:
Крит. = VВП10 : VВП0
Крит = 15168/15168=1
Производство ритмичное.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
РП2014= 16980-125= 16855 тыс. руб.
РП2015= 18108-138,6 = 17969,4 тыс. руб.
Итак, очевидно, что объем реализации продукции растет прямо пропорционально ее производству.
Анализ эффективности использования основных средств представим в таблице 2.
Таблица 2. Анализ эффективности использования основных средств
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Отклонение факта от прошлого года | Отклонение факта от плана | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||||
Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб. | 11890 | 10160 | 12211,2 | 321,2 | 2,7 | 2051,2 | 20,19 |
производственных | 5936 | 5360 | 6201 | 265 | 4,5 | 841 | 15,7 |
доля активной части, % | 35 | 48 | 54,9 | 19,9 | - | 6,9 | - |
Фондоотдача, руб./руб. | 1,43 | 1,49 | 1,48 | 0,05 | 3,5 | -0,01 | -0,7 |
Фондоемкость руб. /руб. | 0,7 | 0,67 | 0,67 | -0,03 | -4,3 | - | 0 |
Фондовооруженность руб./чел. | 12,87 | 14,64 | 15,78 | 2,91 | 22,6 | 1,14 | 7,8 |
Итак, анализ эффективности использования основных средств показал, что среднегодовая стоимость их увеличивается – на 2,7% по сравнению с прошлым годом и на 20,19% по сравнению с планом. Растет также доля активной части основных фондов.
Фондоотдача в динамике имеет тенденцию к увеличению и в 2015 году она равна 1,48руб/руб. (рост на 3,5%), но это на 0,7% от запланированной величины. Фондоемкость, соответственно, уменьшается на 4,3%. Фондовооруженность в течение анализируемого периода увеличилась с 12,87 руб./чел. до 15,78 руб./чел.
Эффективность использования оборотного капитала характеризуется следующей системой экономических показателей [10; c.3]:
-
Коэффициент оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т. д.) до выхода и реализации готовой продукции. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле: -
где — коэффициент оборачиваемости (в оборотах);
- выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.);
СО — средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.).
Используя данные бухгалтерской отчетности, этот показатель можно рассчитать по формуле:
Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства.
Длительность одного оборота показывает продолжительность одного оборота в днях:
где Дл — длительность периода обращения оборотного капитала (в днях);
Т — отчетный период (в днях).
Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств. Особенность этого показателя по сравнению с коэффициентом оборачиваемости в том, что он не зависит от продолжительности того периода, за который был исчислен.
Коэффициент закрепления оборотных средств - обратный коэффициент оборачиваемости:
Его экономический смысл состоит в том, что он характеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации.
При оценке эффективности использования оборотных средств может быть использован показатель отдачи оборотных средств (оборотного капитала):
где Котд - коэффициент отдачи оборотных средств;
Прреал – прибыль от реализации продукции.[7; c. 327]
Результат анализа эффективности использования оборотных средств представим в таблице 3.
Таблица 3. Анализ эффективности использования оборотных средств
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Отклонение факта от прошлого года | Отклонение факта от плана | ||
| % | | % | ||||
Величина оборотных средств, тыс. руб. | 10250 | 9196,8 | 16007,4 | 5757,4 | 56,17 | 6810,6 | 74,1 |
Коэффициент оборачиваемости | 1,12 | 1,29 | 0,89 | -0,23 | -20,5 | -0,4 | -31 |
Длительность одного оборота, дни | 243 | 210 | 304 | 61 | 25 | 94 | 44,8 |
Коэффициент закрепления оборотных средств | 0,9 | 0,78 | 1,13 | 0,23 | 25,6 | 0,35 | 44,9 |
Коэффициент отдачи оборотных средств | 0,16 | 0,38 | 0,17 | 0,01 | 6,25 | -0,21 | -55,3 |
Итак, анализ эффективности использования оборотных средств показал, что величина оборотных средств к 2015 увеличивается на 56,17% по сравнению с прошлым годом. Коэффициент оборачиваемости в 2015 году снижается до 0,89, что является неблагоприятным моментом в деятельности предприятия. Соответственно, длительность одного оборота увеличивается до 61 дня по сравнению с 2014 годом. Сумма среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации, в динамике увеличивается. Об этом свидетельствует рост коэффициента закрепления оборотных средств (на 25,6%).
Ко всему прочему, необходимо рассчитывать объем продаж предприятия по месяцам. Это необходимо для того, чтобы оценить равномерность продажи товаров. Расчет объема продаж по месяцам произведен в таблице 4.
Таблица 4. Объем продаж предприятия торговли по месяцам.
-
Месяцы
Объем продаж тыс.руб.
Отчетный год в % к прошлому
xi-xср.
(х-х)2
Прошлый год
Отчетный год
1
2
3
4
5
6
1
30652
32871
107,2
-4,1
16,99
2
29451
32754
111,2
-0,1
0,02
3
33813
35305
104,4
-6,9
48,29
4
35101
37174
105,9
-5,5
29,76
5
33379
38193
114,4
3,1
9,37
6
36752
39779
108,2
-3,1
9,77
7
44762
48624
108,6
-2,7
7,47
8
42755
49804
116,5
5,1
26,27
9
42820
49426
115,4
4,1
16,53
1
2
3
4
5
6
10
43859
49673
113,3
1,9
3,59
11
47166
54546
115,6
4,3
18,36
12
48792
56336
115,5
4,1
16,81
Год
469302
524485
хср.=111,4
-
203,24