Файл: Рекомендации по улучшению использования материальных ресурсов в производстве (на примере ). Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7. Укрепить статус компании как эффективного и престижного работодателя.

Миссия Перммолоко состоит в том, чтобы выпускать натуральные продукты высокого качества и предлагать их покупателям по доступным ценам. Почти половину века предприятие работает на благо здоровья покупателей, реализуя свой девиз: "Здоровье на всю жизнь!

Таким образом, масштабы организации позволяют быстро реагировать на нужды заказчиков. Сотрудники всегда могут оперативно выехать к клиентам, обсудить с ними их потребности в механизмах (с привязкой по месту), принять решение, согласовать и приступить к изготовлению. Кроме изготовления, осуществляются услуги по монтажу, гарантийное и после гарантийное обслуживание оборудования для машиностроительных предприятий.
2.2 Анализ основных экономических показателей предприятия
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса большое значение отдается анализу объема производства и реализации продукции, который определяет объем продаж. [4; c.128] Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Таблица 1. Анализ производства продукции

Показатель

Объем, тыс. руб.

Отклонение план. выпуска от прошлого года

Отклонение фактического выпуска продукции

2013

2014

2015

тыс. руб.

%

От плана

От прошлого года

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Валовый оборот

16980

15168

18108

-1812

89,33

2940

119,38

1128

106,64

Внутренний оборот

1698

1563,2

1904

-134,8

92,06

340,8

121,8

206

112,13

Изменение остатков незавершенного производства

125

92

138,6

-33

73,6

46,6

150,65

13,6

110,88



Таким образом, в течение анализируемого периода наблюдается рост производства продукции. Причем, фактический выпуск превышает запланированный – это благоприятный момент в жизнедеятельности предприятия. Фактический валовый оборот в 2015 году больше на 6,64%, чем объем, произведенный в 2014 году. Опасение вызывает увеличение остатков незавершенного производства.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят [9; c.88]:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП10 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:
Крит. = VВП10 : VВП0
Крит = 15168/15168=1

Производство ритмичное.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

РП2014= 16980-125= 16855 тыс. руб.

РП2015= 18108-138,6 = 17969,4 тыс. руб.

Итак, очевидно, что объем реализации продукции растет прямо пропорционально ее производству.

Анализ эффективности использования основных средств представим в таблице 2.
Таблица 2. Анализ эффективности использования основных средств



Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.

11890

10160

12211,2

321,2

2,7

2051,2

20,19

производственных

5936

5360

6201

265

4,5

841

15,7

доля активной части, %

35

48

54,9

19,9

-

6,9

-

Фондоотдача, руб./руб.

1,43

1,49

1,48

0,05

3,5

-0,01

-0,7

Фондоемкость руб. /руб.

0,7

0,67

0,67

-0,03

-4,3

-

0

Фондовооруженность руб./чел.

12,87

14,64

15,78

2,91

22,6

1,14

7,8


Итак, анализ эффективности использования основных средств показал, что среднегодовая стоимость их увеличивается – на 2,7% по сравнению с прошлым годом и на 20,19% по сравнению с планом. Растет также доля активной части основных фондов.

Фондоотдача в динамике имеет тенденцию к увеличению и в 2015 году она равна 1,48руб/руб. (рост на 3,5%), но это на 0,7% от запланированной величины. Фондоемкость, соответственно, уменьшается на 4,3%. Фондовооруженность в течение анализируемого периода увеличилась с 12,87 руб./чел. до 15,78 руб./чел.

Эффективность использования оборотного капитала характеризуется следующей системой экономических показателей [10; c.3]:

  • Коэффициент оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т. д.) до выхода и реализации готовой продукции. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле:





где — коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

- выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.);

СО — средняя величина оборотного капитала (тыс. руб.).

Используя данные бухгалтерской отчетности, этот показатель можно рассчитать по формуле:

Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства.

Длительность одного оборота показывает продолжительность одного оборота в днях:


где Дл — длительность периода обращения оборотного капитала (в днях);

Т — отчетный период (в днях).

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств. Особенность этого показателя по сравнению с коэффициентом оборачиваемости в том, что он не зависит от продолжительности того периода, за который был исчислен.

Коэффициент закрепления оборотных средств - обратный коэффициент оборачиваемости:

Его экономический смысл состоит в том, что он характеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации.

При оценке эффективности использования оборотных средств может быть использован показатель отдачи оборотных средств (оборотного капитала):

где Котд - коэффициент отдачи оборотных средств;

Прреал – прибыль от реализации продукции.[7; c. 327]

Результат анализа эффективности использования оборотных средств представим в таблице 3.
Таблица 3. Анализ эффективности использования оборотных средств


Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение факта от прошлого года

Отклонение факта от плана




%




%

Величина оборотных средств, тыс. руб.

10250

9196,8

16007,4

5757,4

56,17

6810,6

74,1

Коэффициент оборачиваемости

1,12

1,29

0,89

-0,23

-20,5

-0,4

-31

Длительность одного оборота, дни

243

210

304

61

25

94

44,8

Коэффициент закрепления оборотных средств

0,9

0,78

1,13

0,23

25,6

0,35

44,9

Коэффициент отдачи оборотных средств

0,16

0,38

0,17

0,01

6,25

-0,21

-55,3


Итак, анализ эффективности использования оборотных средств показал, что величина оборотных средств к 2015 увеличивается на 56,17% по сравнению с прошлым годом. Коэффициент оборачиваемости в 2015 году снижается до 0,89, что является неблагоприятным моментом в деятельности предприятия. Соответственно, длительность одного оборота увеличивается до 61 дня по сравнению с 2014 годом. Сумма среднего остатка оборотного капитала, приходящуюся на один рубль выручки от реализации, в динамике увеличивается. Об этом свидетельствует рост коэффициента закрепления оборотных средств (на 25,6%).

Ко всему прочему, необходимо рассчитывать объем продаж предприятия по месяцам. Это необходимо для того, чтобы оценить равномерность продажи товаров. Расчет объема продаж по месяцам произведен в таблице 4.
Таблица 4. Объем продаж предприятия торговли по месяцам.

Месяцы

Объем продаж тыс.руб.

Отчетный год в % к прошлому

xi-xср.

(х-х)2

Прошлый год

Отчетный год

1

2

3

4

5

6

1

30652

32871

107,2

-4,1

16,99

2

29451

32754

111,2

-0,1

0,02

3

33813

35305

104,4

-6,9

48,29

4

35101

37174

105,9

-5,5

29,76

5

33379

38193

114,4

3,1

9,37

6

36752

39779

108,2

-3,1

9,77

7

44762

48624

108,6

-2,7

7,47

8

42755

49804

116,5

5,1

26,27

9

42820

49426

115,4

4,1

16,53

1

2

3

4

5

6

10

43859

49673

113,3

1,9

3,59

11

47166

54546

115,6

4,3

18,36

12

48792

56336

115,5

4,1

16,81

Год

469302

524485

хср.=111,4

-

203,24